Культура и природа. Экологические проблемы культуры
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Системный и целостный подход требуют изучения культуры во взаимосвязи со всеми подсистемами бытия – природой, обществом, человеком. Первой формой бытия является природа. Тема актуальна, потому что в индустриальном и постиндустриальном типах культуры остро стоит проблема взаимоотношений общества и человека с природой. Природа – среда обитания человека, окружающий его естественный мир.

С древности люди пытались понять и объяснить происхождение природы, человека и культуры и их взаимоотношения. В разных типах культуры в ответах на эти вопросы существовали свои смысловые доминанты. Различные формы духовной культуры (миф, религия, философия, наука) по-разному объясняли основы бытия. В традиционном типе культуры, как вам известно, в духовной сфере доминируют миф и религия. В античных древнегреческих мифах говорится, что вначале существовал вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни. Все возникло из Хаоса – весь мир и бессмертные боги, богиня Земля-Гея и могучая сила Любовь-Эрос, Мрак и Ночь. А от Ночи и Мрака произошли Свет и День. Земля породила голубое Небо и т. д. А порядок и законы (культуру) на Земле утверждает верховный Бог Зевс, властвующий на Олимпе. Люди получили культуру от богов и героев (Прометей, огонь). Считалось, что исторические события провоцируются богами. Согласно мифу, в основе Троянской войны лежит соперничество трех богинь за право называться прекраснейшей. По воле Зевса спор между богинями должен был решить троянский царевич Парис.

Мифологическое сознание одухотворяло и олицетворяло природу, каждую природную стихию связывали с какими-либо богами. Человек воспринимал себя как неотъемлемую часть природы:

1) мифы греков рассказывают о героях, рожденных от браков между богами,

связанными с природными стихиями, и людьми (Ахиллес – сын морской богини Фетиды и царя Пелея).

2) считалось, что у каждого человеческого рода есть свой природный первопредок – тотем (животное или растение). У многих народов языческие представления о взаимоотношениях человека и природы сохранялись до конца XIX века.

В VII-VI вв. до н. э. в античной культуре появилась философия, которая начала рационально, теоретически, через понятия объяснять бытие. Один из основных вопросов философии – о первооснове мира. Древнегреческие философы первоосновой мира считали какое-либо определенное вещество: Фалес – воду, Анаксимен – воздух, Гераклит – огонь. Демокрит развил гипотезу, согласно которой в мире нет ничего, кроме атомов (неделимых частиц) и пустоты, в которой они движутся. Движением атомов, их различными сочетаниями Демокрит объяснял все явления реальности, в том числе, духовные. Но, несмотря на популярность философов, доминирующим мировоззрением в античности оставалось мифологическое и религиозное.

В античной философии природа трактуется как совершенство, эталон организации, мерило мудрости. Философия призывала к гармонии с природой, к гармонии телесного и духовного начал в человеке (Эпикур, 3 в. до н. э.).

В культурах античности и Древнего Востока возникли монотеистические религии (вера в единственного Бога). С их точки зрения, природу и культуру создал Бог. В священной книге иудаизма Торе говорится о сотворении мира Богом: вначале сотворил Бог небо и землю. И сказал Бог: да будет свет. И сотворил Бог человека по образу своему, из праха земного, и вдунул в ноздри его дыхание жизни. Затем это объяснение происхождения мира, земли и человека восприняло христианство (Ветхий завет) и позже – ислам (Коран). Происхождение религиозных норм, правил жизни для людей в монотеистических религиях объясняется волей Бога-творца. Согласно Торе, 10 заповедей пророк Моисей получил от Бога на горе Синай. В христианстве нормы морали высказывал своим ученикам Бог-сын Иисус Христос. В исламе пророк Мухаммед нормы жизни услышал от Аллаха.

Поскольку замысел Божий (провидение) для человека непостижим, точеловек не может вмешиваться в развитие природы. А попытки грешного человека познать ход развития природы могут быть истолкованы как гордыня – стремление возвыситься.

В культуре Возрождения сформировался гуманизм – учение, признающее ценность человека как личности, его право на развитие своих способностей; признающее благо человека критерием оценки общественных отношений. Не потеряв веру в Бога, люди по-новому взглянули на себя. Спасая душу, окружающий естественный мир не требуется оттолкнуть от себя как несовершенный, он – Божье творение, его можно познавать. Возросла ценность природы: наука стремится познать естественные законы природы, а искусство ищет в ней совершенные формы. Философия Возрождения обратилась к античной традиции толкования всего природного как воплощения гармонии и совершенства. Опытное естествознание выдвинуло идею испытания природы, природа осмыслялась как мастерская для человека. Мыслители Возрождения считали, что человек – прекрасное творение Божье. Возросла ценность культурного наследия античности. В связи с этим повысилась ценность человеческого тела. Эти изменения отразились в искусстве. В литературе, скульптуре, живописи изображается человек земной красоты. Обнаженную натуру сначала разрешалось рисовать лишь на античные сюжеты. Поэтому картины заполонили античные богини Дианы и Венеры. Иначе стала изображаться и Дева Мария. На полотнах Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля Дева Мария с младенцем Христом – статная, полнокровная женщина. У нее обяза-

тельно видны волосы – длинные, богатые, вьющиеся. Считалось уместным показать обнаженную грудь кормящей Девы Марии.

В Новое время, в индустриальном типе культуры шел процесс секуляризации. Еще в итальянском Возрождении развивалось атеистическое мировоззрение. В XVII-XVIII вв. секуляризация проявилась в форме нового философского учения деизм (на основе гуманизма), в котором Бог считается первопричиной мира, но не вмешивается в развитие природы и общества. Человек активен и обладает неограниченными возможностями в познании мира. Сторонниками деизма были Ньютон и Локк в Англии, Франклин в США, Руссо и Вольтер во Франции, Лессинг в Германии, Ломоносов и Радищев в России. На основе гуманизма и деизма складывалось отношение к природе как объекту не только познания, но и покорения. Однако, покоряя природу (познавая ее законы, интенсивнее потребляя ресурсы), человек все

меньше ее ценит.

В начале XIX века шли процессы демократизации общества и ускорения темпа жизни, связанные с НТП. В культуре Нового времени сформировались научные концепции происхождения природы, человека и культуры. В середине XIX века широкую известность приобрела теория эволюции органического мира Чарльза Дарвина с идеей естественного отбора как движущей силы развития.

Политик Макиавелли, придавая большое воспитательное значение религии,

отмечал, что сама она – порождение человеческого ума и создана в интересах

того или иного государства. Его публикации оказались в «Списке запрещенных книг», которые запрещалось читать под страхом отлучения от церкви.

Основные идеи: единообразие развития культур; развитие от простого к сложному; выделение стадий развития для всех обществ и др. Европейские ученые разных научных школ создавали концепции, в которых общество рас-

сматривалось как живой организм: французский социолог Огюст Конт, английский ученый Герберт Спенсер, французский философ и социолог Эмиль Дюркгейм. Общая идея: общество функционирует подобно организму, чьи структуры аналогичны структурам тела. На исходе Нового времени взгляд на общество и культуру как организм развивал немецкий философ О. Шпенглер. Его концепция изложена в труде «Закат Европы» (1918).

В XIX веке появилась теория К. Маркса, в которой возникновение культуры связано с производственной деятельностью человека в процессе приспособления к природе.

Оригинально рассматривал взаимоотношения природы и культуры немецкий философ Ф. Ницше в работе «Рождение трагедии из духа музыки». Основная идея: основу жизни образует природная воля. Все явления природного и психологического характера Ницше рассматривает как различные проявления «воли к могуществу». Ницше говорит о борьбе в человеке и обществе двух начал – природного (дионисийского, чувственного, иррационального) и культурного (аполлоновского,критического и рационального). Рациональные понятия искажает подлинную природу – жизнь. Поэтому Ницше негативно относится к рациональной науке. Воля, по его мнению, познается лишь с помощью иррационального искусства. Но на пути воли стоит мораль. По мнению Ницше, следует освободиться от морали. Свободный от морали сверхчеловек, реализующий свою волю, – идеал Ницше.

В XIX веке прогресс науки и техники качественно улучшил жизнь людей, но привел к тому, что в сознании европейского индустриального общества неоправданно снизилась ценность природы. Это замечательно показал Г.-Х. Андерсен в сказке «Свинопас». Человек, осваивая ранее недостижимые глубины природы, все более успешно преодолевая пространство и время, изобретая и используя новые средства связи и транспорта, победив ранее неизлечимые болезни, все больше чувствует свою власть над природой. Растет уверенность в своих безграничных возможностях покорения природы. Поэтому гибель «Титаника» в апреле 1912 г. повергла общество в шок – человек с совершенной техникой был уничтожен при столкновении с природой. Но катастрофа не остановила растущие амбиции человека и общества. Позже испанский философ XX века Ортега-и-Гассет в книге «Восстание масс» напишет: темпы технического освоения мира значительно опережают темпы осознания последствий принимаемых технических решений.

В Новейшее время, в XX веке, в массовом обществе, благодаря обязательному среднему образованию, утвердилось научное понимание

происхождения природы путем самопротекающих химических, физических и биологических процессов, под воздействием солнечной энергии.

Появляются новые философские и научные концепции о взаимоотношениях природы и культуры. Концепцию соотношения природного и культурного начала в человеке предложил австрийский психиатр З. Фрейд. Для З. Фрейда (1856-1939) культура – система норм и запретов, пронизанная сложным психологическим конфликтом. Суть конфликта: бессознательные силы (природные инстинкты) стремятся нарушить запреты культуры, а сознательные нормы и усвоенные с детства регуляторы поведения противодействуют этим стремлениям. Человек может сублимировать (возвышать) природные инстинкты, создавая культуру. Культура возникает как подавление естественных биологических наклонностей человека, как явление, враждебное природе. В контексте стремительного развития индустриальной культуры в гуманитарных науках сложился адаптивный подход к пониманию взаимодействия природы и культуры. Его сущность: культура является основным механизмом адаптации общества к окружающей среде.

Основателем этого подхода принято считать Л. Уайта. К близким выводам пришли советские ученые. Особо значимый вклад внес профессор Э.С. Маркарян. Он рассматривает адаптивную функцию культуры как одну из фундаментальных и считает важнейшей особенностью человеческого общества достижение приспособительного эффекта в результате постоянного преобразующего воздействия на среду в процессе трудовой деятельности.

Российский историк и географ Л.Н. Гумилев создал оригинальную концепцию этногенеза. Гумилев допускал, что народ (этнос) является организмом, жизнь которого подчинена общим законам биосферы. Этносы, как природные организмы, рождаются от космической энергии (пассионарного толчка), взрослеют, увядают и умирают.

Продолжительность их жизни – около 1000 лет с несколькими фазами Нидерландский ученый Й. Хейзинга в книге «Человек играющий» представляет игровую концепцию культуры, развивает идею,что многие явления в обществе и культуре основаны на природном явлении – игре. Так, у животных есть игра, и она выходит за пределы инстинкта. Хейзинга утверждает: практически все явления культуры – в искусстве, праве, предпринимательстве, науке, повседневности имеют игру в качестве одной из составляющих.

В 1960-х годах советский ученый-антрополог Иван Ефремов представил оригинальную концепцию природной целесообразности красоты, которую в научно-популярной форме он изложил в историко-приключенческом романе «Лезвие бритвы». Основные идеи:

 красота есть в природе как объективная реальность.

 Критерий красоты – анатомическая правильность. Красота – высшая степень целесообразности. Каждая красивая линия или форма – это целесообразное решение, выработанное природой за миллионы лет естественного отбора или найденное человеком в его поисках прекрасного.

 Ощущения красоты заложены в глубинах нашего существа (интуитивно).

 Человеческую красоту нельзя отрывать от чувства страсти, потому что ее первоначальная цель – поиск наилучшего партнера для продолжения рода.

Но идеи И. Ефремова не были усвоены массовым сознанием.

В «цивилизации молодых» с высокой ценностью сексуальности массовому сознанию навязан образ красотки с худощавой фигурой с неестественно крупной (искусственной) грудью. В начале XXI века эталоном красоты для массы стала анорексичная девушка, модель-вешалка, напоминающая пособие по анатомии. Альтернативой стал сложившийся во второй половине ХХ века образ женщины роста 170-175 см с длинными стройными ногами, с параметрами 90–60–90.

В XXI веке сохраняется отношение к природе как объекту покорения. Ученые уже несколько десятилетий призывают учитывать: сам человек и общество есть часть природы, нельзя рискованно вторгаться в нее. Но массовое и обыденное сознание инертно, поэтому продолжается рискованное вторжение в окружающий естественный мир. К окружающей среде масса относится как к предмету одноразового пользования.

Вторжение в человеческую природу – феномен неоднозначный. Безусловно, есть много примеров искусственного преобразования человеческого тела по медицинским показаниям: искусственная линза, искусственный хрусталик глаза, искусственные зубы (металл, керамика, силикон), искусственные суставы. Лечение инфекционных и вирусных заболеваний антибиотиками, имунномодуляторами, прививки против тяжелых заболеваний и др.

Медицинская наука и техника второй половины XX-XXI вв. предложили ряд инновационных вспомогательных репродуктивных технологий, позволивших решать проблему бесплодного брака. Одним из таких достижений является проведение операций по искусственному оплодотворению и имплантации эмбриона. Но возникает ряд вопросов этического и правового значения. Дискуссионной с точки зрения этики и права, а также генетики, является проблема суррогатного материнства, представляющая вынашивание и рождение ребенка для бесплодной супружеской пары или одинокой женщины. Покорение окружающей среды (природы) как все более глубокое познание и вторжение в нее – также процесс неоднозначный. С одной стороны, предсказание погоды, землетрясений, разгон облаков для проведения праздника и др. С другой стороны, загрязнение окружающей среды, вымирание многих видов растений и животных, парниковый эффект и глобальное ухудшение климата.

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 351.