Представленную выше задачу сравнения трасс газопровода можно характеризовать как задачу выбора лучшей альтернати вы из трех при наличии оценок по восьми критериям.
Предварительные оценки альтернатив (кроме стоимости) даны в качественном виде. Такое описание характерно для различных методов принятия решений. Однако во многих методах от этого качественного описания делается переход к количест венному — к числам. В данном случае такой переход был не возможен. Эксперты использовали содержательный язык при оценке вариантов и не хотели использовать балльные оценки. Абсолютные балльные оценки были сложны, так как отсутст вовали точки отсчета. Кроме того, в процедуре выбора прини мают участие активные группы. Качественный язык описания достоинств и недостатков каждого из вариантов был ясен и понятен для представителей всех активных групп. Следовательно, было необходимо провести анализ трех вариантов и выбор наи лучшего, используя качественные критерии с относительными (а не абсолютными) шкалами.
Внимание к проблемам риска обусловило включение в пе речень таких критериев, как “надежность эксплуатации” (вероятность аварий) и “безопасность населения”.
11.5. Анализ вариантов
В табл. 10.2 представлены оценки трех вариантов трассы газопровода. Из таблицы очевидно, что предгорный вариант можно исключить из рассмотрения, так как он уступает двум другим. Приморский и срединный вариант имеют противоречи вые оценки по ряду критериев.
Табл. 10.2 позволяет также уточнить позиции активных групп. При сравнении вариантов трассы каждая активная группа руководствуется в первую очередь определенным под множеством из приведенного выше множества критериев. Так, проектная организация в первую очередь обращает внимание на критерии П, С 1 , С 2 , В, Б, Н. Региональные власти в первую очередь руководствуются критериями Р, В, Б, Н, С 2 . Естествен но, что заказчик в первую очередь учитывает оценки по крите риям Т, У.
Таблица 10.2 Анализ проблемы выбора трассы газопровода
Критерий | Оценки вариантов по критериям | |||
Приморский | Средин ный | Предгорный | ||
Приведенные затраты, млн руб. | П | 8,9 | 8,5 | 10,8 |
Стоимость прокладки основной трассы, млн руб. | C 1 | 31 | 34 | 46 |
Стоимость прокладки перспективных газопроводов к потребителям, млн руб. | с 2 | 9,5 | 5 | 5 |
Минимальный срок строительства | Т | Лучший | Лучший | Худший |
Удобство эксплуатации | Э | Худший | Лучший | Намного бо лее худший |
Надежность эксплуатации | Н | Худший | Лучший | Худший |
Влияние на окружающую среду | в | Лучший | Лучший | Намного бо лее худший |
Связь с региональными планами развития | Р | Худший | Лучший | Худший |
Условия строительства | У | Худший | Лучший | Намного более худший |
Безопасность населения | в | Лучший | Лучший | Худший |
Принятые процедуры выбора состояли в следующем. Проект ная организация осуществляет анализ, связанный с прокладкой возможных трасс газопровода. После первоначальной наметки основных вариантов по каждому из них оценка стоимости осуществляется по критерию приведенных затрат. Далее проектная организация предварительно выбирает вариант и передает предложение с информацией обо всех вариантах заказчику, а затем — на согласо вание региональным властям. В обсуждении принимают участие также представители подрядчика.
11.6. Конструирование нового варианта
В приведенном примере по выбору трассы проектная орга низация отдала предпочтение приморскому варианту, заказчик и подрядчик - срединому варианту. При рассмотрении вариан тов региональными властями возникла необходимость сопо ставления намного лучших оценок срединного варианта по критериям С 2 , Р и Н с лучшими оценками приморского варианта по критериям В и Б. При проведении анализа региональные власти обратились к заказчику и проектной организации с просьбой попытаться найти новые технические решения, кото рые могли бы улучшить оценки срединного варианта по крите риям В и Б, приблизив их к оценкам приморского варианта. В поисках такого решения проектная организация обосновала возможность сокращения охранной зоны при соответствующем повышении надежности путем увеличения толщины стенки га зопровода. Оказалось, что при таком техническом решении существенно уменьшается количество сносимых усадеб, и стоимость срединного и приморского вариантов по критерию приведенных затрат становится близкой, несмотря на некоторое уве личение металлоемкости и стоимости трубопровода.
С учетом нового технического решения все участники про цесса выбора оценили срединный вариант как наиболее приемлемый. Этот вариант и был выбран.
Приведенный пример является типичным для принятия решений при многих критериях и нескольких активных груп пах. Активные группы руководствуются в первую очередь сво им подмножеством критериев. При оценке альтернатив каждый участник процесса выбора применяет свои критерии последовательно от более важных к менее важным. Отметим, что ни один из рассматриваемых вариантов не является обычно домини рующим по всем критериям. Следовательно, всегда необходим поиск компромисса. Характерной чертой реального процесса сравнения вариантов являются попытки пересмотра вариантов, попытки улучшить оценки ряда вариантов по некоторым кри териям путем поиска новых решений.
Выводы
1. Особым классом задач принятия решений являются задачи с уче том факторов риска и безопасности. Факторы риска, понимаемого как вероятность потерь, влияют на процесс принятия решений. Аварии на промышленных производствах, человеческие жертвы, связанные с использованием различных технологий, определяют исключительную важность задач анализа риска.
2. Основными направлениями исследований в области анализа риска являются:
• измерение риска;
• повышение безопасности крупномасштабных технологиче ских систем;
• анализ аварий.
3. Существуют три основных подхода к измерению риска: инже нерный (вероятностный анализ риска, построение деревьев от казов и событий), модельный и субъективных измерений, со вершаемых людьми.
4. Суждения людей о вероятностях опасных событий и потенци альном ущербе основаны на личном восприятии риска и суще ственно отличаются от объективных данных.
5. При установке стандартов используются три основных подхода: экспертные суждения, аналогия с известными технологиями, многокритериальный анализ.
6. Одной из основных причин аварий являются человеческие ошибки. Крупные аварии характеризуются, как правило, совпа дением ряда маловероятных событий.
7. Анализ аварий, систематический сбор сведений об авариях создают основу для решения задач управления риском.
Библиографический список
1. Клюев В. Невостребованная безопасность / Сегодня. 2000, 30 сентября.
Контрольное задание
Дайте определения следующих ключевых понятий:
Народ имеет двойное право на заведование своими делами, так как он господин над ними и так как, в последнем счете, он всегда является жертвой дурного правительства. Из выступления депутата бургонского дворянства Филиппе По на собрании Генеральных штатов Франции, 1484 г. l |
ВОЛШЕБНЫЕ СТРАНЫ
Компьютерная демократия Монтландии
«Завершая курс принятия решений, хочу прочесть маленькую лекцию по истории демократии в Монтландии, - обратился к студентам Университета Власти профессор истории. - Как вы знаете, в каждом монтландском доме есть компьютер, и все они соединены в единую сеть. Через эту сеть Правительство страны поддерживает прямую связь с каждым человеком. Любой гражданин Монтландии может высказывать свое мнение, свои оценки событий и задавать вопросы нашему Президенту и министрам. Сама по себе возможность такой связи оказала влияние на развитие демократии в нашей Республике.
Известно, что согласно Конституции выборы Президента происходят раз в четыре года. При этом каждая из политических партий выдвигает своего кандидата. Выборы осуществляются путем компьютерного голосования, которое проводится в течение одного дня.
Вновь избранный Президент назначает Правительство, которое за каждый свой шаг несет ответственность перед народом: каждое из намеченных решений подвергается обсуждению всеми пользователями компьютерной сети, а после обсуждения проводится всенародное голосование. И каждые три месяца граждане высказывают мнение о доверии или недоверии Правительству. Результаты этих опросов обрабатываются, и в случае двукратного недоверия Президент должен назначить новое Правительство.
Эта система непосредственного общения народа и Правительства позволяет стране обходиться без Парламента. В истории Монтландии были случаи, когда в Парламент избирались безответственные болтуны, авантюристы и даже жулики. Теперь все это в прошлом. Исчезла необходимость содержать выборных лиц, так как само население имеет возможность постоянно выражать свою волю через компьютерную сеть. При этом наряду с мнением большинства может быть услышано также мнение меньшинства по каждому из обсуждаемых законов и решений Правительства; необходимый процент голосующих за проекты законов устанавливается в порядке, предусмотренном Конституцией, и зависит от важности проблемы в каждом конкретном случае.
Такая система принятия решений заставляет Президента и Правительство постоянно прислушиваться к мнению народа. Руководство страны обращается к народу как через компьютерную сеть, так и по специальным правительственным каналам
дальновидения. Принимая решения государственной важности, Правительство приводит убедительные аргументы в пользу этих решений. Бывают случаи, когда ему приходится изменять или даже отменять предлагаемые решения, если оно не может убедить необходимое большинство. Все это позволяет считать нашу демократию самой совершенной в мире».
(Продолжение следует)
Дата: 2019-02-19, просмотров: 243.