Система  и полномочия антимонопольных органов России
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В настоящее время функции антимонопольного органа осуществляет Федеральная антимонопольная служба России (ФАС). Статус ФАС России основывается на ст. 10, 77 Конституции РФ, ст. 22—26 Закона о защите конкуренции, определяется Положением о федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 331.

Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий, рекламы (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа). Руководство деятельностью ФАС России осуществляет Правительство РФ.

Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами. Таким образом, федеральная система антимонопольных органов России состоит из ФАС и территориальных органов (управлений).

Территориальные органы создаются федеральным антимонопольным органом в соответствии с ч. 1 ст. 78 Конституции РФ, актами федерального законодательства, на основе Положения о территориальном органе федеральной антимонопольной службе, утвержденного приказом ФАС России от 13 октября 2004 г. № 135.

ФАС России и ее территориальные органы являются юридическими лицами со всеми необходимыми признаками и атрибутикой.

Основными функциями ФАС России являются: а) организационная; б) контрольная; в) репрессивная. Статья 22 Закона о защите конкуренции содержит развернутый перечень основных функций антимонопольного органа в контексте предмета и целей настоящего Закона.

Антимонопольный орган выполняет следующие основные функции:

§ обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами или организациями, осуществляющими эти функции, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;

§ выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению его нарушения и привлекает к ответственности виновных лиц, органы и организации за такие нарушения;

§ предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами или организациями, осуществляющими данные функции указанных органов, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;

§ осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией в сфере использования земли, недр, водных и других природных ресурсов, в том числе при проведении торгов, в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Реализуя свои основные задачи и функции, ФАС России и ее территориальные органы (управления) обладают широкими полномочиями (компетенцией). В ст. 23 Закона о защите конкуренции сформулированы основные полномочия антимонопольного органа, которые также можно сгруппировать с учетом вышеназванной классификации функций. К ним относятся полномочия, направленные:

1. на осуществление организационных и регулятивных функций (например, утверждает формы представления в антимонопольный орган сведений при осуществлении сделок и (или) действий, предусмотренных ст. 32 Закона);

2. осуществление контрольных функций (например, осуществляет в порядке, установленном Правительством РФ, контроль за деятельностью юридических лиц, обеспечивающих организацию торговли на рынках определенных товаров, в том числе на рынке электрической энергии (мощности), в условиях прекращения государственного регулирования цен (тарифов) на такие товары);

3. пресечение нарушений антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, органами государственной власти, местного самоуправления, а также иными органами и организациями (например, право давать субъектам обязательные для исполнения предписания).

Данный перечень полномочий не является исчерпывающим.

В порядке иллюстрации и сравнительного анализа можно привести следующие группы полномочий ФАС России:

1. возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства (подп. 1 п. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции). Глава 9 Закона посвящена рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства, т. е. получила легальную прописку административная форма рассмотрения дел. Здесь нет экономического спора и соответственно искового заявления. Такого рода дела рассматриваются специально созданной комиссией;

2. выдает в случаях, указанных в Законе о защите конкуренции, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания. Причем спектр предписаний для хозяйствующих субъектов является достаточно широким. Такие же предписания выдаются органам государственной власти, местного самоуправления, иным органам и организациям, осуществляющим эти функции, а также государственным внебюджетным фондам, их должностным лицам. Однако круг предписаний заметно ограничен;

3. вправе обращаться в арбитражный суд с исками, заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе с исками, заявлениями;

4. некоторые функции и полномочия антимонопольный орган реализует совместно с иными федеральными органами.

Разграничение полномочий между ФАС России и ее территориальными органами происходит двумя способами: законодательным и делегированным.

Так, в Положении о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы закреплены полномочия территориального органа путем перечисления его прав в различных сферах.

При этом используются несколько критериев, позволяющих провести указанное разграничение:

1. объект контроля и надзора;

2. субъектный состав участников деятельности и действий, подлежащих контролю;

3. местонахождение соответствующего хозяйствующего субъекта.

Например, территориальный орган ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением антимонопольного законодательства на рынке финансовых услуг, в том числе при совершении сделок, если размер уставного капитала финансовой организации не превышает: 300 млн руб. для кредитных организаций, 100 млн руб. для страховых организаций и перестраховочных обществ, 30 млн руб. для профессиональных участников рынка ценных бумаг и иных финансовых организаций.

Другой пример: к полномочиям территориального органа относится осуществление контроля и надзора за субъектами естественных монополий в сферах услуг транспортных терминалов, портов и аэропортов, стоимость активов которых по последнему балансу не превышает 20 млн. установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда; услуг по передаче электрической энергии по распределительным сетям; услуг по передаче тепловой энергии; услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям; услуг железнодорожного транспорта необщего пользования; услуг общедоступной электрической и почтовой связи.

Наряду с делегированием конкретных полномочий территориальным органам ФАС России в случае необходимости может запросить у территориального органа материалы для своего рассмотрения.

 

 

Полномочия антимонопольного органа при осуществлении контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

Постановлением Правительства РФ от 26 августа 2013 г. № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление) Федеральная антимонопольная служба с 1 января 2014 года определена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по пункту 2 данного Постановления на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением полномочий, предоставленных Федеральной службе по оборонному заказу по пункту 3 Постановления.

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ) с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 396-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».   

В Главе 6 «Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки» Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ раскрыт порядок подачи жалоб, порядок рассмотрения жалоб по существу.

В статье 105 «Порядок подачи жалобы» Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ установлены исчерпывающие требования к содержанию жалобы.

Кроме того, с 1 января 2014 года в соответствии с частью 9 статьи 105 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов».

В Главе 5 «Контроль в сфере закупок» Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ раскрыт порядок и формы контроля в сфере закупок (проведения плановых и внеплановых проверок, иные формы контроля), а также возможные меры реагирования со стороны контролирующего органа при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок (составление протоколов об административных правонарушениях, рассмотрение дел об административных правонарушениях, выдача обязательных для исполнения предписаний об устранении таких нарушений, иное).

 

В рамках антимонопольного контроля в сфере госзакупок ФАС РФ выполняет:

 

1.Рассмотрение жалоб участников закупок

 

2.Осуществление проверочных мероприятий

 

Принимаются решения:

- о согласовании –  закупочных процедур;

- об отказе в согласовании с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), а также о выдаче 50 предписаний заказчикам, а также конкурсным, аукционным и котировочным комиссиям заказчиков об устранении нарушений законодательства о закупках.

 

3.Работа по ведению реестра недобросовестных поставщиков

          

    Нарушения Федерального закона от 05.04.2013 года № 44 - ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон), выявленные по итогам рассмотрения жалоб, а также в результате проведения процедуры согласования заключения контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) в соответствии с Порядком согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), возможности заключения (заключения) контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 13 сентября 2013 года № 537 (далее – Порядок).

 

Нарушение части 2 статьи 64 Закона «документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению». В документации об электронном аукционе отсутствует инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе.

Нарушение пункта 10 части 1 статьи 64 Закона «документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, информацию о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель такого аукциона или иной участник, с которым заключается контракт при уклонении победителя такого аукциона от заключения контракта, должен подписать контракт, условия признания победителя такого аукциона или иного участника такого аукциона уклонившимися от заключения контракта». Документация об электронном аукционе не содержит вышеуказанных сведений.

Нарушение пункта 11 части 1 статьи 64 Закона «документация об электронном аукционе должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе».

В нарушение требований пункта 11 части 1 статьи 64 Закона в документации об электронном аукционе отсутствуют даты начала и окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.

        Нарушение части 3 статьи 64 Закона «документация об электронном аукционе должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частями 1 и 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона.

Документация об электронном аукционе не содержит требование к участникам закупки, предусмотренное пунктом 9 части 1 статьи 31 Закона

«отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества».

Нарушение пункта 1 части 5 статьи 66 Закона «вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона».

Однако в представленных к проверке заявках участников закупки нередко отсутствуют сведения об идентификационном номере налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника закупки представление которых обусловлено пунктом 1 части 5 статьи 66 Закона.

 

Нарушение пункта 1 части 6 статьи 69 Закона «заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Однако Единые комиссии Заказчиков в результате рассмотрения заявок участников закупки в нарушение пункта 1 части 6 статьи 69 Закона признают соответствующей требованиям, установленным документаций об электронном аукционе, единственную заявку на участие в электронном аукционе.

Нарушение пункта 4 части 1 статьи 50, подпункта «г» пункта 1 части 2 статьи 51 Закона. В конкурсной документации Заказчиком не установлено требование о представлении участниками закупки в составе конкурсной заявки документов, подтверждающих соответствие участника открытого конкурса требованию к участникам конкурса, установленному Заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 31 Закона, или копий таких документов, а также декларации о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с подпунктами 7 и 9 части 1 статьи 31 Закона.

 

В случае выявления нарушений требований Федерального закона от 05.04.2013 года № 44 – ФЗ УФАС России принимает решение об отказе Заказчику в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), а также выдает обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений Закона путем:

- внесения изменений в извещение и в документацию об электронном аукционе и приведения положений извещения и документации об электронном аукционе в соответствие с требованиями Закона;

- отмены протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе;

- передает материалы внеплановой проверки соответствующему должностному лицу УФАС России для рассмотрения в рамках административного производства.

 

 Глава ФАС России Артемьев И.Ю. отметил большую значимость проведения ежегодных форумов для оптимизации системы госконтрактов. В то же время нужно еще больше конкуренции, еще больше стремиться к тому, чтобы малые предприятия получали все большую часть государственного заказа.

В рамках проведения форума состоялось пленарное заседание на тему: «Контрактная система в сфере закупок – шаг в будущее. Миф или реальность?», в ходе которого обсуждались вопросы рисков переходного периода, совершенствования законодательной и нормативной базы в сфере госзакупок, формирования информационной прозрачности. 

         Ключевые проблемы применения контрактной системы:

1. Закупки на строительство, которые при стоимости свыше 150 млн. руб. для государственных нужд и свыше 50 млн. руб. для муниципальных проводятся «бумажным» конкурсом, что приводит к ограничению числа участников, искусственному укрупнению заказов, субъективной оценке участников. Такой способ проведения конкурса дает возможность для т.н. «заточки» под определенного подрядчика путем установления требований к материальным ресурсам участника. Под такие закупки по стоимости попадает строительство школ, больниц, жилья для военнослужащих и ряда других социальных объектов типового строительства.

        Предложение ФАС России – введение электронных аукционов на строительство типовых объектов, ускорение перевода конкурсов в электронную форму, исключение возможности для заказчика произвольно устанавливать требования к материальным ресурсам участников.

2.  Уход госзаказчиков от процедур Закона о контрактной системе предоставлением субсидий ГУПам и МУПам, что приводит к произвольному и неконтролируемому расходу средств и выбору «нужных» исполнителей. Заказчики не проводят торгов и все достается через ГУПы избранным предпринимателям, а малый бизнес остается ни с чем.

          Предложение ФАС России – установление механизма расходования субсидий ГУПами и МУПами, введение системы учета и администрирования субъектов малого предпринимательства в закупках.

Проблема необходимости проведения повторно процедуры торгов при подаче одной заявки или допущении только одной заявки. Существующая сейчас схема значительно увеличивает сроки заключения контракта.

Планируемые изменения в Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»          

         Законопроект № 467816-6 «О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"». Текст законопроекта и материалы к нему размещены на официальном сайте Госдумы. Цель принятия - повышение эффективности действующих механизмов контрактной системы и экономической эффективности осуществления закупок.

 

Перевод всех закупок в электронную форму. Средний процент экономии при проведении электронных аукционов составляет 16%, в то время как при проведении конкурса аналогичный процент не более 7%.

Решение проблем «малобюджетных» заказчиков. Для заказчиков с годовым объемом закупок до 2 млн. руб. будут сняты ограничения на закупки у единственного поставщика. (в случае, если каждая закупка не превышает 100 тыс. руб.). Свыше 2 млн. руб. – возникает 5% барьер.

Сокращение расчетов с МСП до 30 дней. Например, малое предприятие выполнило свою работу, закрыло заказы, а ему говорят, что заплатим мы тебе только в декабре, в конце года. Законодательно будет введено, что если контракт исполнен в срок, то в течение 30 дней, будьте добры, рассчитайтесь.

Малый бизнес. Готовятся изменения, связанные с обязательствами выполнять квоту по закупкам у малого бизнеса. Конечная цель – получит малые предприятия, которые работают в производственной области. Будут предусмотрены определенные нормативы. Если к 2015 году объем закупок у МП должен быть 25%, то 10% из них должны быть участниками программы партнерства. А в программы входят только те, кто производит. Не кто перепродает, а кто аккредитован, аттестован, у кого есть производственные мощности. Притом это может быть не обязательно товар, это может быть услуга. Если МСП сажает клумбы, то у него д.б. техника, склад, люди, которые это делают. Это будет введено в «дорожную карту» по расширению доступа МСП к закупкам.  

   5. Установление обязанности Заказчика проводить экспертизу результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта, только в случае, если цена контракта превышает 500 тыс. руб.

    6. Предлагается не распространять ограничение совокупного годового объема закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, на заказчиков, чей годовой объем закупок согласно плану-графику не превышает 5 млн. руб.

В настоящее время в силу части 2 статьи 72 Закона Заказчик вправе осуществлять закупки путем проведения запроса котировок в соответствии с положениями настоящего параграфа при условии, что начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей. При этом совокупный годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать десять процентов объема средств, предусмотренных на все закупки заказчика в соответствии с планом-графиком, но не должен составлять более чем сто миллионов рублей в год.

7. Предполагается возможность заключения договора аренды спортивных объектов (стадионов, футбольных полей, плавательных бассейнов и т.п.) в целях организации тренировочного процесса и проведения спортивных мероприятий с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

 

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 313.