Под системой менеджмента качества в стандартах ИСО 9000 понимается часть системы управления предприятием, базирующаяся на документированных процедурах управления и выполнения бизнес-процессов.[9]
Сертификация систем менеджмента качества - это высокоэффективный рыночный инструмент, так как сертификат, выданный авторитетной организацией, признается как осязаемое свидетельство качества, которого вправе ожидать потребитель (заказчик).[4]
Подготовка к сертификации предполагает:
1. оценку действующего производства - оценочный аудит;
2. подготовку необходимых документов: отчета, мероприятий и методик;
3. разработку Руководства, пакета Методологических инструкций и Программы качества;
4. консультации по внедрению;
5. предварительный аудит;
6. сертификационный аудит и выдачу сертификата;
7. обучение специалистов компании: высшего и среднего звена и исполнителей по специально разрабатываемым программам.
В качестве критериев для принятия решения о сертифицирующей инофирме целесообразно принять:
-стоимость услуг;
-наличие опыта в сертификации организаций данного (требуемого) профиля;
-наличие Российского представительства и соответственно возможность подготовки документов и обмена информацией на русском языке;
-ориентировочная длительность работ;
-готовность к сотрудничеству с представителями российского консалтинга на предмет подготовки пакета документации по качеству (см. выше), что весьма важно для снижения затрат на сертификацию;
-наличие у сертифицирующей организации аккредитаций в ряде стран (в которых у компании могут быть деловые интересы);
-предварительную проверку производства сертифицируемой продукции (если это предусмотрено схемой сертификации);
-испытания сертифицируемой продукции (если это предусмотрено схемой сертификации).
Основными схемами сертификации, принятыми в системе, являются:
1.проведение типовых испытаний образцов продукции и последующий надзор за стабильностью качества сертифицированной продукции;
2.предварительная проверка производства на способность обеспечить выпуск продукции стабильного качества, типовые испытания образцов продукции и последующий надзор за стабильностью качества сертифицированной продукции.[9]
Работы по подготовке и проведению сертификации включают:
1.выбор, доработку (при необходимости) и принятие нормативно-технических документов на продукцию, в соответствии с которыми будет проводиться сертификация;
2.разработку документа (положения) о порядке сертификации данной продукции, устанавливающего, в том числе, схему ее проведения:
3.выдачу сертификата соответствия и права на использование знака соответствия, а также работы по их признанию, если сертификат выдан другим национальным или международным органом;
4.заключение соглашений о сертификации продукции с зарубежными или международными органами;
5.надзор за стабильностью качества сертифицированной продукции и состояния ее производства;
6.информацию о результатах сертификации.[9]
Методом выявления отклонений системы менеджмента качества является аудит. Различают:
1. аудит системы;
2. аудит процесса;
3. аудит продукта.
Восемь принципов менеджмента качества способствуют достижению целей в области качества.[9]
1. Ориентация на потребителя - Предприятия зависят от своих потребителей, и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.
2. Лидерство руководства - Руководители создают единство целей предприятия и его управления. Они должны создать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могли бы быть полностью вовлечены в достижение целей предприятия.
3. Вовлечение работников - Работники всех уровней составляют сущность предприятия, полное вовлечение дает возможность использовать их способности на благо предприятия.
4. Процессный подход - Желаемый результат достигается эффективнее если осуществляется менеджмент деятельности и ресурсов как цепочки взаимосвязанных процессов.
5. Системный подход к менеджменту - Эффективность и результативность предприятия улучшаются при определении, понимании и управлении системой взаимосвязанных процессов в соответствии с установленной целью.
6. Постоянное улучшение - Непрерывное улучшение должно быть постоянной целью предприятия.
7. Принятие решений, основанных на фактах - Эффективные решения основываются на анализе данных и информации.
8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками - Предприятие и его поставщики взаимозависимы, и взаимовыгодные отношения увеличивают способность обеих сторон создавать ценности.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 236.