Стратегия фирмы в отношении рисков
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Для осторожной стратегии характерно предпочтение следующих процедур управления рисками: отказ от рисков; передача рисков другим субъектам. Данная стратегия фирмы характеризуется тем, что руководство предприятия предпочитает минимизировать риск банкротства, потери планируемого дохода или прибыли. Надо иметь в виду, что зачастую именно более рискованные стратегии позволяют фирме вырваться из общего окружения и освоить новую эффективную рыночную нишу.

 

Для более рискованной стратегии управления рисками характерно предпочтение следующих процедур: принятие рисков на себя; передача рисков другим субъектам. Данная стратегия характеризуется тем, что размер рисков, оставляемых у себя, может быть достаточно большим, и только чрезмерные, катастрофические риски фирма частично или полностью передает другим субъектам.

Для часто встречающейся более взвешенной стратегии характерно почти равнозначное использование всех процедур управления рисками: отказ от рисков; принятие рисков на себя; передача рисков другим субъектам.

 

Количественным критерием выбора той или иной процедуры Управления рисками являются пороговые значения, установленные либо по вероятности появления убытка, либо по размеру возможного убытка по не-которым направлениям и аспектам деятельности предприятия.

 

Рассмотрим второй этап разработки целевой ПЦМ по управлению Рисками - основной. После того как менеджер закончил предварительную стадию разработки программы управления, он должен перейти непосредственно к разработке самой программы.

 

Первым шагом разработки ПЦМ должен быть этап предварительного отбора рисков, с которыми менеджер будет работать дальше при составлении ПЦМ. Вторым шагом разработки программы станет этап отбора возможных превентивных мероприятий и формирования на их основе плана. Проведение таких мероприятий направлено на снижение вероятности реализации риска, т.е. вероятности появления убытка, а также на уменьшение размера возможного ущерба.

 

Разработка комплекса превентивных мероприятий

 

Таким образом, очень важны следующие шаги в реализации основного этапа разработки ПЦМ.

 

Предварительный отбор рисков

 

До того как начнется непосредственная процедура отбора превентивных мероприятий, антирисковый менеджер уже может провести некоторый предварительный анализ рисков, имеющихся в фирме.

 

Зачастую вопрос о необходимости учета тех или иных рисков связан с выявлением факторов риска и оценкой их влияния. Для этих целей могут использоваться различные методы выявления и оценки факторов риска. К таким методам могут быть отнесены:

· методы факторного анализа;

 

· методы принятия решений в условиях неопределенности; оптимизационные методы; методы временных рядов; имитационные модели и др.

Риски, отобранные менеджером на этом этапе, будут участвовать далее в разработке ПЦМ. Однако после того как фирма «отсечет» часть рисков за счет применения процедуры отказа от рисков, антирисковый менеджер вправе пересмотреть решение по рискам, принятым на себя. Часть из них он в дальнейшем может так и оставить на собственном удержании, часть может удержать на основе самострахования и еще одну часть - передать другим субъектам на основе применения такого метода управления, как страхование или иных методов передачи риска.

 

 

Целью анализа рисков после формирования плана превентивных мероприятий является анализ всех рисков, для того чтобы определить возможности применения к ним тех или иных методов управления риска-ми.

 

После того как реализована процедура отбора превентивных меро-приятий и формирования плана превентивных мероприятий, необходимо проанализировать все риски фирмы заново, поскольку оставшиеся риски, которые не подпали под превентивные мероприятия, и те, с которыми фирма будет иметь дело после проведения превентивных мероприятий, - в некотором смысле для нее новые, ведь значения их основных характери-стик стали другими.

 

 

Эффективность разработки ПЦМ может быть оценена способом, основанным на сопоставлении с финансовыми возможностями фирмы значений максимально возможного, наиболее вероятного и ожидаемого убыт-ков, до и после внедрения ПЦМ. Сопоставление можно проводить на основе расчета коэффициента финансовых возможностей фирмы по покрытию убытка. Этот коэффициент рассчитывается для максимально возможного, наиболее вероятного и ожидаемого убытков в двух вариантах - до внедрения программы управления рисками и после нее.

 

Если значение коэффициента отрицательное или равно нулю, это означает, что у фирмы есть финансовые возможности по покрытию соответствующего вида убытка. Если же значение коэффициента больше нуля, это говорит о том, что фирма испытывает трудности по его покрытию.

 

Интегральный показатель профессионального риска по виду экономической деятельности определяется по формуле:

Ип =

Е вв

´ 100%,

(7.4)

Е фот

где Ип - интегральный показатель профессионального риска по данному виду экономической деятельности, выраженный в процентах;

 

Евв - общая сумма расходов на обеспечение по страхованию по данному виду экономической деятельности в истекшем календарном году;

 

Ефот - размер фонда оплаты труда по данному виду экономической дея-тельности с начислением страховых взносов на обязательное социаль-ное страхование от несчастных случаев на производстве и профессио-нальных заболеваний в истекшем календарном году.

 

При изменении величины интегрального показателя профессионального риска по виду экономической деятельности Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации по представ-лению Фонда социального страхования Российской Федерации принимает решение оботнесении этого вида экономической деятельности к другому классу профессионального риска.

 

При отнесении вида экономической деятельности к другому классу профессионального риска изменяется размер страхового тарифа страхователя.

 

Изменение страхователем в течение текущего года вида экономической деятельности не влечет изменения размера страхового тарифа, установленного на этот год в отношении данного страхователя.

 

Таким образом, при отнесении вида экономической деятельности к другому классу профессионального риска (решением Минздравсоцразви-тия по представлению Фонда социального страхования РФ) изменяется размер страхового тарифа страхователя.

 

Самостоятельными классификационными единицами для целей обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве

 

профессиональных заболеваний, подлежащими отнесению к видам экономической деятельности, являются страхователи, обособленные подраз-деления страхователей- юридических лиц, а также структурные подразделения страхователей - юридических лиц, осуществляющих виды экономической деятельности, которые не являются основным видом экономической деятельности страхователя.

 

Экономическая деятельность юридических и физических лиц, являю-

 

щихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемой этими лицами.

 

Основным видом экономической деятельности коммерческой организации является вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказан-ных услуг.

 

Основным видом экономической деятельности некоммерческой организации является тот вид, в котором по итогам предыдущего года было за-нято наибольшее число работников организации.

 

Основной вид экономической деятельности страхователя - физического лица, нанимающего лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, соответствует основному виду деятельности, указанному в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей. При этом ежегодного подтверждения страхователем основного вида деятельности не требуется.

 

Основной вид деятельности страхователя - юридического лица, а так-же виды экономической деятельности подразделений страхователя, яв-

 

ляющихся самостоятельными классификационными единицами, ежегодно подтверждаются страхователем в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

 

Если страхователь не подтверждает виды экономической деятельности подразделений, являющихся самостоятельными классификационными единицами, он подлежит отнесению к виду экономической дея-тельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности.

 

Если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, не подтверждает основной вид экономической деятельности, он подлежит отнесению к основному виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых видов экономической деятельности.

 

Если страхователь осуществляет свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, распределенным равными частями в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг, он подлежит отнесению к основному виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых им видов экономической деятельности.

 

Страхователи - бюджетные учреждения относятся к 1-му классу профессионального риска в части деятельности, которая финансируется из бюджетов всех уровней и приравненных к ним источников.

 

 

Алгоритм управления

 

Укрупненный алгоритм управления уровнем хозяйственного риска в производственной деятельности предприятия. Структурная схема алгоритма управления риском в системе управления производственным предприятием представляет собой цепь с контурами обратной связи. Контур обратной связи здесь замыкает функция «координация процессов управления риском». На схеме обозначены также контуры взаимодействия подсистемы управления уровнем риска с другими подсистемами управления предприятием.

 

общих чертах контроль риска функционирования предприятия происходит следующим образом. Информация о переменных, характеризующих текущее состояние предприятия и окружающей его среды, собирается

 

перерабатывается блоком «мониторинг», а результаты передаются в блок «анализ, факторов и оценивание уровня риска». При этом периодичность наблюдения, состав и форма фиксации результатов обработки информации должны устанавливаться на достаточно длительный срок для возможности сравнительного сопоставления при последующих актах анализа риска.

 

блоке «Анализ факторов и оценивание уровня риска» эта информа-ция вместе с аналогичной информацией предыдущих точек «отбора проб» (т.е. предыдущих актов мониторинга и оценки риска) обрабатывается с помощью соответствующих методов и с использованием необходимых нормативносправочных данных. Полученный в результате аналитической работы фактический профиль факторов риска и оценка нового значения уровня риска сравниваются с предыдущими данными, хранящимися в ар-хиве протоколов риска блока «Нормативно-справочная и методическая информация», и заданным значением уровня приемлемого риска.

 

Полученные в результате очередного акта анализа оценки уровня рис-ка могут существенно не отличаться от предыдущих и не превышать установленный руководством предприятия порог приемлемого риска. В этом случае функция контроля завершается передачей оформленных протоколов риска в архив протоколов риска и выдачей рекомендации о сроке проведения очередного контрольного цикла анализа риска. В противном случае требуется коррекция хода событий, для чего инициируется разработка адекватных антирисковых мероприятий соответствующей подсистемой, в данном случае подсистемой управления риском.

 

Арсенал используемых методов анализа и управления риском сосредоточен в базах данных блока «Нормативно-справочная и методическая информация», а конкретный состав методик и процедур очередного акта анализа и управления формируется блоком «Координация процессов управления риском». Конкретный состав и порядок процедур работы блока «Анализ факторов и оценивание уровня риска» могут варьироваться в зависимости от конкретной задачи, реального положения предприятия, со-стояния среды функционирования и момента проведения аналитических работ.

Роль функции управление хозяйственным риском состоит в проверке «рискованности» планируемого хозяйственного решения, называемого на этой стадии «пробным решением». Рассмотрим алгоритм управления риском на примере подготовки стратегического решения. Предлагаемое подсистемой стратегического планирования пробное стратегическое решение блоком «Координация процессов управления риском» направляется на аналитическую обработку в блок «Анализ факторов и оценивание уровня риска». При анализе риска пробного стратегического решения использует-ся обширная вспомогательная информация: результаты оценивания уровня риска ситуации принятия решения, каталоги факторов и профилей риска, прошлые и текущие результаты мониторинга предприятия и среды его функционирования, архивные протоколы риска, прогнозная информация и т.п.

 

Блок «Анализ факторов и оценивание уровня риска» проводит идентификацию внешних и внутренних факторов риска, появление которых может быть обусловлено предлагаемым стратегическим решением, оценивает возможность их проявления, ранжирует их по актуальности и значи-мости для рассматриваемого периода времени и прогнозируемой хозяйст-венной ситуации, выявляет возможные цепочки НРС, формирует текущий профиль риска предприятия. Полученная новая информация сопоставляется с содержанием протоколов предыдущих актов анализа риска, а обнару-женные отклонения анализируются и интерпретируются. На получении характеристик риска ситуации реализации пробного решения собственно работа по анализу риска заканчивается.

 

Далее пробное решение, дополненное программой антирисковых мероприятий, в совокупности с текущей информацией вновь подвергается анализу и оценке уровня риска. В случае достижения желаемого эффекта - уменьшения уровня риска до приемлемых значений - решение, дополненное «антирисковой» программой, рекомендуется руководству предприятия для принятия и реализации.

 

Результат разработки управляющих воздействий - антирисковых мероприятий - оформляется по некоторым заранее установленным правилам в виде «Протокола риска», куда, кроме оценки финального уровня риска, записывается вся сопутствующая информация, рассматривавшаяся в ходе аналитической работы. Протокол риска помещается в «Архив протоколов риска» и передается руководству предприятия для принятия управленческого решения - утвержде-ния или отклонения.

 

Следует заметить, что при планировании локальных мероприятий по уменьшению риска в процессе воплощения уже принятого решения (например, в процессе реализации инвестиционного проекта) должно быть преду-смотрено повторение аналогичного комплекса работ на всех более или менее ответственных стадиях реализации решения, например, в узлах сетевого гра-фика внедрения инвестиционного проекта.

 

Очевидно, что программой мероприятий по снижению риска должны задействоваться ресурсы, соответствующие уровню анализируемого пробного решения. Так, при подготовке тактических и оперативных решений выбор средств уменьшения риска целесообразно начинать с выяснения, может ли тот или иной фактор риска быть предметом страхования. Если риск подлежит страхованию, то готовятся материалы для заключения страховых договоров. При нестрахуемом риске вначале изучается возможность создания собственных резервных фондов и т.д.

 

Информационная база для выполнения всех названных выше функций сосредоточена в базах данных блока «Нормативно-справочной и методической информации» (НСИ). В состав блока входят несколько баз данных: архив результатов мониторинга; каталог факторов риска; каталог профилей риска данного предприятия, включающий типовые для данного предприятия виды про-филей; банк методов, моделей и инструментальных программных средств ана-лиза риска; банк методов и алгоритмов управления риском; архив протоколов риска; прогнозная информация

 

Основная часть информации, включаемой в состав указанных баз данных

 

знаний, формируется заблаговременно, а затем в ходе работы постоянно пополняется и актуализируется.

 

Разработка требований к структуре, содержанию и организации наполнения каждой из упомянутых баз данных в составе блока нормативно-справочной информации - самостоятельная и трудоемкая задача. Ограничимся здесь комментарием, касающимся архива протоколов риска.

По завершении очередного акта анализа риска и разработки управляющих воздействий результаты оценок начального и финального уровней риска, выбранные антирисковые мероприятия и обоснование выбора, а также исходные данные и другая использованная информация отражаются в докумен-те «Протокол риска».

 

Завершенные протоколы риска передаются руководству предприятия, а также сохраняются в архиве протоколов и обязательно принимаются во внимание при последующих актах анализа, пересмотре принятых решений и иных случаях переоценки риска. При этом протоколы прошлых периодов не уничтожаются и не корректируются, так как содержат важную информацию для сопоставительного анализа и оценки динамики изменения уровня риска.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 311.