Организация управления риском представляет собой совокупность
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого. Она представляет собой систему мер, направленных на рациональное сочетание его элементов в единой технологии процесса управления риском.

 

Первым этапом организации управления риском является определение цели риска и рисковых вложений капитала.

Цель риска - это результат, который необходимо получить. Им может быть выигрыш, прибыль, доход и т.п.

Цель рисковых вложений капитала - получение максимальной прибыли. Любое действие, связанное с риском, всегда Целенаправленно, так как отсутствие цели делает решение, связанное с риском, бессмысленным. Данные цели должны быть четкими, сопоставимыми с риском и капиталом.

 

Следующим этапом в организации управления риском является анализ риска - для получения необходимой информации о структуре, свойствах объекта и имеющихся рисках.

На основе анализа такой информации и с учетом целей риска можно правильно определить вероятность наступления события, в том числе страхового, выявить степень риска и оценить его стоимость. Стоимость риска представляет собой фактические убытки предпринимателя, затраты на снижение их величины или затраты по возмещению убытков и возможных последствий.

 

         

Сопоставление при-

Выбор целей риска     Анализ риска             были и риска            

 

 

             
  Выявление рисков       Оценка рисков  
             

 

 

Выбор стратегии, тактики и методов управления риском

 

 

Принятие решения

 

Воздействие на риск

 

                         
 

Снижение

      Сохранение      

Передача

 
                         
                         

Рис. 10.1 . - Основные этапы процесса управления риском [1]

 

На основе имеющейся информации об окружающей среде, вероят-ности, степени и величине риска разрабатываются различные варианты рискового вложения капитала и приводится оценка их оптимальности пу-тем сопоставления ожидаемой прибыли и величины риска.

 

Таким образом, назначение анализа риска - предоставить потен-циальным партнерам необходимые данные для принятия решений о целе-сообразности участия в проекте и предусмотреть меры по защите от воз-можных финансовых и других потерь.

 

Анализ риска проводится в определенной последовательности и со-стоит из следующих блоков (рис. 10.1).

 

 

Выявление внутренних и внешних факторов, увеличивающих

 

уменьшающих конкретный вид риска Анализ выявленных факторов

 

Оценка финансовой стороны конкретного вида риска с ис-

 

пользованием двух подходов

 

 

                                             
 

Определение финансовой со-

       

Определение экономической

   
           

 

 

                         
         

стоятельности

 

 

         

целесообразности

       
       

 

 

                 

 

   
   

(ликвидности проекта)

 

   

(эффективности вложения фи-

 
                           

 

   

 

     
                           

нансовых средств)

     
                                             
           

 

 

 

     
           

 

           
           

Установка допустимого уровня риска

             
                                             
       

 

 

     
       

 

         
       

Анализ отдельных операций по выбранному уровню риска

     

Да,нет

                                       
                                       

 

Разработка мероприятий по снижению риска

 

Рис. 10 .3. - Блок-схема анализа риска

Оценка риска - это количественное описание выявленных рисков, в ходе которого определяются такие их характеристики, как вероятность

 

размер возможного ущерба. При оценке рисков формируется набор сценариев развития неблагоприятных ситуаций, и для различных рисков мо-гут быть построены функции распределения вероятности наступления ущерба в зависимости от его размера.

 

Затем наступает этап выбора метода воздействия на риски с целью минимизировать возможный ущерб в будущем. Как правило, каждый вид риска допускает два-три традиционных способа его уменьшения. Поэтому возникает проблема оценки эффективности методов воздействия на риск для выбора наилучшего из них. Сравнение может происходить на основе различных критериев, в том числе экономических.

 

После выбора оптимальных способов воздействия на конкретные риски появляется возможность сформировать общую стратегию управления всем комплексом рисков предприятия. Это этап принятия решений, когда определяются требуемые финансовые и трудовые ресурсы. Происходят постановка и распределение задач среди менеджеров, осуществляется анализ рынка соответствующих услуг, проводятся консультации со специалистами.

 

Процесс непосредственного воздействия на риск включает три основных способа: снижение, сохранение и передачу риска.

 

И наконец, заключительным этапом управления риском являются

контроль и корректировка результатов реализации выбранной стратегии

 

учетом новой информации, которые состоят в получении информации от менеджеров о произошедших убытках и принятых мерах по их минимиза-ции. Они могут выражаться в выявлении новых обстоятельств, изменяю-щих уровень риска, передаче этих сведений страховой компании, наблю-дении за эффективностью систем обеспечения безопасности и т.д.

 

Теория и практика управления риском выработала ряд основополагающих правил, которыми следует руководствоваться субъекту управления :

 

· нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал;

 

· необходимо думать о последствиях риска; нельзя рисковать многим ради малого;

 

· положительное решение принимается лишь при отсутствии сомнения;

 

· при наличии сомнений принимаются отрицательные решения;

 

· нельзя думать, что существует только одно решение, возможно, есть и другие.

 

 

Объем убытка от вложения капитала может быть равен объему данного капитала, быть меньше или больше него. При прямых инвестициях объ-ем убытка, как правило, равен объему венчурного капитала. При порт-фельных инвестициях, т.е. при покупке ценных бумаг, которые можно продать на вторичном рынке, объем убытка обычно меньше суммы затра-ченного капитала.

 

Соотношение максимально возможного объема убытка и объема собственных финансовых ресурсов инвестора представляет собой степень риска, ведущего к банкротству. Она измеряется с помощью коэффициента риска:

 

K p

=

Y

,

(7.1)

 
   

C

 

где Кр - коэффициент риска;

- максимально возможная сумма убытка, руб.;

 

- объем собственных финансовых ресурсов с учетом точно известных поступлений средств, руб.

Реализация второго правила требует, чтобы риск-менеджер, зная максимально возможную величину убытка, определил, к чему она может привести, какова вероятность риска, и принял решение отказаться от риска (мероприятия), взять его под свою ответственность или передать эту ответственность другому лицу.

Действие третьего правила особенно ярко проявляется при передаче риска, т.е. при страховании. В этом случае риск-менеджер должен опреде-лить и выбрать приемлемое для него соотношение между страховым взно-сом и страховой суммой.

Реализация остальных правил означает, что в ситуации, для которой имеется только одно решение (положительное или отрицательное), надо сначала попытаться найти другие решения - возможно, они существуют. Если же других решений нет, следует действовать «в расчете на худшее»: сомневаешься - принимай отрицательное решение.

Анализ деятельности предприятий, организаций показывает, как ве-лико влияние фактора риска. Оно сказывается на всех сторонах работы предприятия, ухудшая его финансовое положение, производственные, сбытовые возможности, способность отвечать по своим обязательствам и другие аспекты. Кроме того, выявляется следующий недостаток: функцио-нальные специалисты на предприятии заняты лишь локальными задачами своего подразделения, а достижение локальных целей не всегда приводит к успеху общих целей.

Все это еще раз подтверждает актуальность эффективной системы управления риском на предприятиях.

 

условиях производства управление риском основывается на концеп-ции приемлемого риска, постулирующей возможность рационального воз-действия на уровень риска и снижения его до приемлемого значения.

 

Функцию управления риском на предприятии наиболее целесообразно осуществлять с помощью специализированного подразделения (или специальной подсистемы) в системе управления предприятием, которое органично вписывалось бы в совокупность традиционно самостоятельных функциональных подсистем предприятия. В частности, организация системы управления риском на предприятии предусматривает выделение в системе управления предприятием отдельного структурного подразделе-ния - отдела управления риском (ОУР), возглавляемого так называемым риск-менеджером, т.е. руководителем, который занимается исключитель-но проблемами управления риском и координирует деятельность всех под-разделений в плане регулирования риска и обеспечения компенсации воз-можных потерь и убытков.

 

Этот отдел должен, причем в обязательном порядке, принять на вооружение специальную программу целевых мероприятий (ПЦМ) по управлению рисками. Разработка программы на уровне фирмы должна обеспечивать такое управление рисками, при котором основным элементам структуры и деятельности фирмы гарантируется высокая устойчивость и защищенность от внутренних и внешних рисков.

 

Стратегия управления риском может строиться по-разному в зависимости от направления деятельности предприятия, сложившейся структуры управления, традиций и деловой практики страны. Однако, как правило, сегодня актуальны три основных организационных аспекта при создании структуры управления риском:

 

1) деятельность ведущего риск-менеджера;

2)деятельность подразделения (отдела) управления риском;

 

3)взаимосвязь подразделения с другими структурами организации. Функции риск-менеджера на предприятии довольно обширны. В его

 

ведении находятся вопросы обеспечения безопасности и контроя над риском, а также качества выпускаемой продукции. Он формирует организационную структуру управления риском на предприятии и разрабатывает основные положения и инструкции, связанные с этой деятельностью.

 

Идеологическая задача риск-менеджера и его подразделения - разработка стратегии и принципов управления риском на предприятии, изложенных во внутренних нормативных документах, основные из которых Положение по управлению риском и Руководство по управлению риском.

 

Положение по управлению риском содержит результаты анализа риска на предприятии и ключевые моменты управленческой стратегии

предприятия в данной области. В нем может быть сделан упор на снижение уровня возможных рисков аварий, создание системы страхования или специальных резервных фондов для компенсации возможных убытков.

 

Положение выражает философию компании по отношению к управлению риском. В нем должны быть четко разграничены полномочия между различными структурными единицами, указаны ответственные за опреде-ленные аспекты управления риском и т.д.

 

Руководство по управлению риском - это документ, определяющий уже конкретные действия. В нем должны содержаться указания на то, каким образом будет решаться каждая конкретная задача управления риском,также даны ответы на следующие вопросы: кто должен оценивать возможные потери; кто и как должен определять условия страхования; что де-лать, если произошло событие, приведшее к потерям; как ограничить убытки? В этот документ следует включить всю информацию, связанную с рисками. В нем устанавливается четкая ответственность всех подразделений и служб организации, определяется взаимодействие различных служб. Отдельные разделы Руководства должны содержать изложение основных подходов к страхованию, описание действий при пожарах, взрывах, производственных травмах и т.д.

 

Чаще всего подразделения по управлению риском не очень велики, поэтому риск-менеджер должен сосредоточить свое внимание на обеспечении решения приоритетных и жизненно важных задач.

 

Функции отдела по управлению риском заключаются в практической реализации выбранной стратегии предприятия. Перечислим их:

 

· выявление риска, ведение регистрации произошедших инцидентов и их стратегическая обработка;

 

· управление страховыми программами;

 

· реализация мероприятий по повышению уровня безопасности предприятия;

 

· реализация программ по повышению квалификации персонала с позиций управления риском.

 

Одна из наиболее существенных функций связана с выявлением риска, т.е. с разработкой и использованием методологии выявления и оценки риска, приспособленной к условиям предприятия, а вторая - с планированием и осуществлением страхования.

 

Управление портфелем страховых договоров для большой органи-зации является достаточно трудоемкой работой, включающей в себя:

 

· оценку необходимости страховых покрытий различных типов; выбор страховщиков и страховых брокеров; переговоры о размере страховых покрытий;

 

· выработку формулировок договоров о страховании; ведение дел, связанных с предъявлением исков;

 

 

Практика оценки и управления, например проектными рисками, выработанная в странах с мощной экономикой и развитой рыночной инфра-структурой, отличается от отечественной. И тем не менее можно говорить о существовании некоторых общих подходов к данному вопросу.

 

Типовая схема процедуры управления проектным риском может быть представлена в виде совокупности таких действий, как:идентификация и анализ совокупности рисков проекта;ранжирование рисков по степени критичности для проекта; выбор стратегии и методов (инструментов) управления рисками; качественная и количественная оценка рисков.

 

Необходимо отметить, что каждая из групп, входящих в состав отдела управления риском, должна включать специалистов различных областей знаний: прежде всего - антирискового управляющего, специалистов по-маркетингу, финансам, управлению персоналом, планово- экономической работе, производству.

 

 

Установление и оценка приемлемого уровня риска для рассматриваемого пробного решения являются прерогативой руководства предприятия или администратора соответствующей подсистемы, подгото-вившей предложение. Роль блока координации в этом случае сводится к обеспечению контроля над соблюдением установленных значений приемлемого уровня риска.

 

Разработка управленческой процедуры включает: определение цели, разработку схемы процедуры, описание операций, входящих в процедуру. На управленческую процедуру составляется карта процедуры.

 

Проектирование работы предполагает получение ответа на вопросы: что делается и как делается. В него входит описание содержания работы, требований к ней и ее окружению. Определенная работа появляется тогда, когда организация испытывает потребность в решении какой-либо задачи.

 

этого момента работа начинает создаваться, проектироваться. Перепроектирование работы происходит, когда руководство организации принимает решение пересмотреть ответы на вопросы, что и как делать.

 

Риски воздействуют на различные стороны работы предприятия, и, как правило, воздействие это носит негативный характер. Особенно вредно влияние фактора риска на предприятие, уже находящееся в кризисе. Работу по стабилизации положения необходимо начинать с управления риска-ми, т.е. с разработки и внедрения экономически целесообразных для предприятия рекомендаций и мероприятий, направленные на уменьшение финансовых потерь, связанных с риском.

 

Решение этих задач возможно на основе разработки специальной

 

ПЦМ по управлению рисками на уровне предприятия. Разработка подобной программы должна обеспечивать такое управление рисками, при котором основным элементам структуры и деятельности фирмы гаранти-руется высокая устойчивость и защищенность от внутренних и внешних экономических рисков.

 

Разработка ПЦМ состоит из предварительной и основной частей. В предварительной части антирисковый менеджер должен ознакомиться с той справочной и текущей конкретной информацией, которая позволит ему принять решения, предшествующие основной стадии разработки ПЦМ, и приступить к непосредственной разработке программы.

 

Основная часть представляет собой собственно разработку программы управления рисками, внедрение и реализация которой будут способствовать уменьшению возможного ущерба для предприятия.

 

Для обоснованного принятия решений по управлению рисками анти-рисковый менеджер должен иметь всю необходимую для этого информацию, сосредоточенную по возможности в одном источнике. Работа на каждом из этапов должна вестись с использованием справочной информации, связанной с предварительной и основной стадиями разработки ПЦМ.

 

Таким образом, разработка ПЦМ будет осуществляться в три этапа:

· разработка предварительных процедур;

· разработка комплекса превентивных мероприятий;

· описание справочной информации по обоим этапам разработки

ПЦМ.

 

Разработка предварительных процедур

 

Приступим к изучению первого, предварительного, этапа разработки ПЦМ. Рассмотрим следующие теоретические проблемы, связанные с ним:

цели, задачи и принципы управления рисками; риски, учитываемые в программе, и процедуры управления рисками.

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 306.