Двухуровневые модели с переменным интервалом наблюдения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Пример, файл ch7data2.sav: 10991 студент из 169 учебных заведений (2 и 4-х летнее обучение). Для случаев с непостоянным интервалом наблюдения должна быть уравновешивающая переменная, представляющая собой величину интервала наблюдения (или общее число возможных проб). Таким образом, этот случай описывается так:

E(Y/t) = 1/t E(Y) = λ/t

Одноуровневая модель с одним предиктором выглядит так:

η ij = log ( ) = β0 j + β1 X iy + log ( ty )

т.е. в модель добавляется эффект этого уравновешивающего параметра.

    Переменная смещения задается во вкладке Предикторы. Хокс (2010) отмечает, что ее нужно логарифмировать, чтобы она была в модели в той же метрике, что и ЗП (которая присутствует в модели в виде логарифма). Это всегда количественная переменная.

    Оценим параметры такой модели:

    η ij = β0 j + β1 ses + β2 gmmath + β3 male4 gmgpa + β5 twoyaer

Результат:

 

Параметр

B

Стд. Ошибка

Проверка гипотезы

Exp(B)

Хи-квадрат Вальда ст.св. Знч.
(Константа) -,263 ,0263 100,287 1 ,000 ,769
ses ,004 ,0181 ,043 1 ,837 1,004
male ,168 ,0284 34,728 1 ,000 1,182
gmmath -,006 ,0002 819,927 1 ,000 ,994
gmgpa -,327 ,0176 344,916 1 ,000 ,721
twoyear ,195 ,0290 44,961 1 ,000 1,215
(Масштаб) 1a          

 

Включая в уравнение разные члены, можно оценивать вероятность провала по курсу, например, для числа лет обучения:

ηij = -0,263+0,195= -0,068, возводим е в эту степень и получаем, что для девушек, учащихся по программе 2-х лет это будет 0,934. По сравнению с 4-х летним обучением это в 1,215 раз больше.

Используем в модели дополнительно переменную смещения – это логарифм числа лет обучения:

 

Параметр

B

Стд. Ошибка

Проверка гипотезы

Exp(B)

Хи-квадрат Вальда ст.св. Знч.
(Константа) -1,972 ,0261 5726,878 1 ,000 ,139
ses ,027 ,0183 2,203 1 ,138 1,028
male ,158 ,0286 30,460 1 ,000 1,171
gmmath -,007 ,0002 893,082 1 ,000 ,993
gmgpa -,264 ,0162 265,136 1 ,000 ,768
twoyear ,220 ,0292 56,614 1 ,000 1,245
(Масштаб) 1a          

 

Получили достаточно большие различия, особенно в величине интерсепта (-0,263 против -1,972)с – поскольку оценку соответствующей частоты поделили на величину переменной смещения. Большинство других коэффициентов остались приблизительно такими же.

    В одноуровневых моделях можно изменять метод оценки параметра масштаба (вкладка Оценивание), для это можно изменить метод оценки этого параметра, изменив его на хи-квадрат Пирсона, в этом случае программа сама вычислит этот параметр. Это может привести к более консервативным оценкам дисперсий и уровней значимости:

 

Параметр

B

Стд. Ошибка

95% доверительный интервал Вальда

Exp(B)

Нижняя Верхняя
(Константа) -1,972 ,0279 -2,027 -1,918 ,139
ses ,027 ,0196 -,011 ,066 1,028
male ,158 ,0302 ,099 ,217 1,171
gmmath -,007 ,0003 -,007 -,006 ,993
gmgpa -,264 ,0167 -,296 -,231 ,768
twoyear ,220 ,0307 ,159 ,280 1,245
(Масштаб) 2,558a        

 

При этом значения полученных коэффициентов не изменяется.

Этот параметр – 2,558, есть отношение оценки дисперсии (по Пирсону) к числу степеней свободы:

 

Статистики согласияa

  Значение ст.св. Значение/ст.св.
Уклонение 22726,791 10985 2,069
Масштабированное уклонение 8884,876 10985  
Хи-квадрат Пирсона 28098,737 10985 2,558
Масштабированное значение хи-квадрат Пирсона 10985,000 10985  
Log-правдоподобиеb,c -17201,622    
Скорректированный логарифм правдоподобияd -6724,851    
Информационный критерий Акаике (AIC) 34415,243    
Скорректированный информационный критерий Акаике (AICC) для выборки конечного объема 34415,251    
Информационный критерий Байеса (BIC) 34459,072    
Состоятельный информационный критерий Акаике (CAIC) 34465,072    

 

 В процедуру GENLIN MIXED это тоже возможно для негативного биноминального распределения, где этот параметр может оцениваться.

 

Используем процедуру GENLIN MIXED:

- добавим в модель две переменные второго уровня – вузовские, воспринимаемое качество академизма в процессе обучения и качество объяснения материала на аудиторных занятиях;

- используем Пусссоновское распределение и лог-функцию связи.

- модель будет состоять из интерсепта + 5 внутришкольных предикторов + 2 междушкольных предиктора + 1 случайный эффект (случайная вариация интерсепта);

- во вкладке Вес и смещение укажем как переменную смещения число семестров;

- во вкладке Параметры конструкции укажем Использовать робастное оценива

Вариант модели с использованием отрицательного биноминального распределения дает очень похожие результаты и такие же значения информационных критериев.

Подчеркивается, что строгое использование информационных критериев достаточно условно, поскольку оценки модели основываются на оценке квази-отношения правдоподобия.

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 209.