Спортивное долголетие высококвалифицированных спортсменов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Современный спорт предлагает много примеров очень успешных спортсменов, которые продолжают свою карьеру вплоть до и даже после тридцатилетнего возраста. На спортивное долголетие такого рода влияет много факторов, например, высокая и устойчивая мотивация, правильный стиль поведения, усовершенствованная методология тренировки, социальная и финансовая поддержка и т.д. Что касается самой тренировки, то можно выявить целый ряд возрастных особенностей, независимых от вида спорта (табл. 138).

Таблица 138 - Особенности подготовки возрастных и опытных спортсменов высокой квалификации по сравнению с их более молодыми коллегами

 

Фактор Особенности Примечания
Структура годичного цикла. Большая продолжительность переходного периода. Возрастным спортсменам нужно дополнительное время для психологической и медицинской реабилитации.
Общий тренировочный объем. На 10-30% меньше, чем у более молодых спортсменов. Возрастные спортсмены тренируются более осознанно и добиваются более длительных остаточных тренировочных явлений.
Организационные формы. Более высокий вклад индивидуальных форм тренировки. Возрастные спортсмены меньше нуждаются в контроле, демонстрируют больше инициативы и независимости.
Процесс восстановления. Используется больше средств восстановления. Возрастные спортсмены восстанавливаются медленнее и часто страдают от предшествующих травм.
Оборудование. Нужен более внимательный, творческий выбор оборудования и согласование его использования. Возрастные спортсмены предъявляют собственные требования к оборудованию; они серьезны и последовательны во время его опробования.
Индивидуальный прогресс. Двигательный потенциал не увеличивается, но может быть использован более эффективно. Стабилизация и ослабление некоторых функций компенсируется более высокой эффективностью спортивной деятельности.

 

Конечно, целый ряд дополнительных социальных факторов влияет на подготовку и поведение возрастных спортсменов. Очень часто они объединяют свою спортивную подготовку с профессиональной деятельностью; некоторые возрастные спортсмены имеют свои семьи, а это существенно меняет их менталитет и жизненные приоритеты. Однако эта книга посвящена тренировке; давайте проиллюстрируем вышеупомянутые особенности подготовки примерами из карьеры двух выдающихся спортсменов, за время которой они достигли великолепных результатов.

Пример долгосрочных изменений тренировочных нагрузок. Имеющий мировую известность каноист олимпийский чемпион Иван Клементьев представлял СССР (а с 1991 г. – Латвию) в течение четырех олимпийских циклов. Он завоевал одну золотую и две серебряные олимпийские медали и семь золотых медалей на чемпионатах мира. В течение 19 лет многие показатели его спортивной подготовки регистрировались; самым интегральным из них был общий годичный объем гребли (рис. 52). Анализ многолетней динамики годичных тренировочных объемов выявил некоторые заметные тенденции:

- максимальный тренировочный объем был достигнут Клементьевым в возрасте 21 года, когда он тренировался в составе сборной СССР; впоследствии годичные объемы имели тенденции к уменьшению, несмотря на периодические отклонения;

- количественный анализ средних годичных объемов в течение четырехлетнего цикла, в котором спортсмен принял участие в Олимпийских играх, показывает следующую тенденцию: в возрасте 21-24 лет – 100%; в 25-28 лет – 88,2%; в 29-32 года – 77,4% и в возрасте 33-36 лет – 61%;

- анализ периодических колебаний показывает значительное увеличение объемов тренировки в заключительные годы олимпийского цикла; одно исключение, в 1984 году, можно объяснить политическими, а не методическими причинами: вместо Олимпийских игр, которые были проведены в Лос-Анджелесе в августе, спортсмен принял участие в регате социалистических стран, прошедшей в июле; таким образом, его сезон стал короче на один месяц;

- сокращение годичного тренировочного объема частично обусловлено более длительными переходными периодами, продолжительность которых за время выступлений спортсмена увеличилась с одного месяца до трех.

 

Рисунок 52 - Долгосрочные изменения годичного объема гребли и личных достижений олимпийского чемпиона и семикратного чемпиона мира в гребле на каноэ Ивана Клементьева (СССР; Латвия). В 1984 году (в возрасте 24 лет) спортсмен участвовал в регате социалистических стран, которая проводилась как альтернатива Олимпийским играм в Лос-Анджелесе (З* и С*)

Нужно подчеркнуть, что, несмотря на постоянное уменьшение общей тренировочной нагрузки, Иван Клементьев продолжал выступать чрезвычайно успешно и после того, как ему исполнилось 30 лет: выиграл четыре золотые медали на чемпионатах мира и две серебряные – на Олимпийских играх. Очевидно, что сокращение рабочей нагрузки было эффективно компенсировано более высоким качеством тренировочного процесса. Такое повышение качества было связано с более совершенным планированием подготовки, использующим идеи блоковой периодизации, с более осознанным и правильным подбором упражнений и исключением несовместимых комбинаций рабочей нагрузки, постоянным вниманием к процессам восстановления и использованием логичной программы соревнований (Клементьев [Klementiev], 1994). Этот замечательный спортсмен использовал свой ценный опыт и в других сферах деятельности: Клементьев был очень успешным тренером национальных сборных Польши и Испании по гребле на каноэ; он также защитил диссертацию и получил ученую степень кандидата педагогических наук.

Как уже было изложено выше, долгосрочная подготовка характеризуется кумулятивным тренировочным эффектом, физиологическая оценка которого представляет особый интерес. К сожалению, такие данные, касающиеся многолетней тренировки элитных спортсменов, весьма ограничены. Именно поэтому пример легендарного велосипедиста Лэнса Армстронга уникален и представляет чрезвычайный интерес (Койл, [Coyle] 2005).

Физиологические изменения в течение долгосрочной подготовки. Лэнс Армстронг, известный во всем мире гонщик-велосипедист, стал чемпионом мира и семикратным победителем Тур-де-Франс (самой известной и престижной велогонки в мире). В возрасте от 21 до 28 лет он обследовался в физиологической лаборатории с определением состава тела, максимального потребления кислорода, максимального лактата крови и механической эффективности педалирования. В 24 года у него был диагностирован рак яичка, и в течение двух лет он перенес хирургическую операцию и лечение, которое включало химиотерапию. В возрасте 27-32 лет Лэнс Армстронг шесть раз выигрывал Тур-де-Франс, что, несомненно, является невероятным успехом в мировом спорте.

За семь лет, начиная с возраста 21 года, вес тела спортсмена увеличился немного (на 0,8 кг), в то время как безжировая масса тела увеличилась на 1,1 кг. Многолетняя тенденция физиологических переменных имела следующие особенности (рис. 53):

- максимальное потребление кислорода, достигнувшее пикового значения в 23 года, снизилось после лечения и не достигло своего самого высокого уровня в возрасте 28 лет, когда спортсмен выиграл Тур-де-Франс;

- максимальная ЧСС уменьшилась на 6 ударов в минуту;

- за этот период времени механическая эффективность, определенная как отношение механической работы к затраченной энергии, увеличилась на 8,8%;

- механическая мощность при потреблении кислорода 5,0 л\мин увеличилась существенно (на 18%).

Стоит отметить, что при заключительном измерении максимальное потребление кислорода равнялось 71 мл\кг\мин, что ниже показателей элитных велосипедистов, приближающихся к уровню 80 мл\кг\мин (Падилла [Padilla] и др., 2000). Можно предположить, что, когда Лэнс снижал вес своего тела перед гонками, реальный уровень максимального потребления кислорода, рассчитанный на вес тела, становился выше исходного. Однако результаты исследования показывают, что индивидуальный прогресс большого спортсмена определяется не увеличением его физиологического потенциала, а более эффективным его использованием. Физиологический механизм такой улучшенной мышечной эффективности пока не ясен. Возможный вклад в такое улучшение могут внести выраженная гипертрофия и более совершенная сократимость медленных мышечных волокон, повышение активности миозиновой АТФазы, увеличенная эффективность циклической работы, обусловленная тренировкой в горной местности и более совершенной техникой педалирования.

 

 

Рисунок 53 - Долгосрочные изменения некоторых физиологических показателей

гонщика-велосипедиста Ланса Армстронга (по Койлу [Coyle], 2005).

 

Следует заметить, что Лэнс Армстронг достиг огромных спортивных успехов после чрезвычайно серьезного хирургического вмешательства и лечения; его биография дает нам пример внушительной спортивной и человеческой силы духа (Армстронг [Armstrong], 2000). Конечно, его спортивная карьера и индивидуальные данные уникальны. Однако тенденции, выявленные при изучении успехов Армстронга, очень типичны. Действительно, многие высококвалифицированные спортсмены приближаются к своим биологическим пределам, но продолжают демонстрировать свои лучшие результаты и даже улучшать их. Обычно главным источником такого индивидуального прогресса является более эффективное использование двигательных и физиологических возможностей. Этот вариант может быть обусловлен физиологическими, биомеханическими и психологическими факторами, в которых индивидуальный творческий потенциал, уверенность в себе и спортивная эрудиция играют огромную роль.

4.7.4 Долгосрочная подготовка молодых спортсменов

     

Спортивная подготовка как звезд мирового класса, так и менее успешных спортсменов существенно зависит от раннего периода долгосрочной подготовки, которая обычно начинается в детстве. Рамки этой главы ограничивают возможности рассмотрения этого вопроса, который достоин изложения в отдельной книге. Тем не менее, самые важные и обобщенные аспекты долгосрочной подготовки молодых спортсменов будут представлены ниже, а именно: содержание и последовательность различных этапов, концепция сенситивных периодов в долгосрочной подготовке и основы выявления одаренных юношей.

4.7.4.1 Этапы и элементы долгосрочной подготовки

Общий подход к долгосрочной подготовке спортсменов предполагает, что в ней будут четыре отдельных этапа, это облегчит определение их продолжительности и показатели годичного тренировочного процесса (табл. 139).

Таблица 139 - Этапы долгосрочной подготовки и их общие характеристики (по Иссурину [Issurin], 1994)

 

Этапы Длительность, годы Количество тренировок в неделю Длительность тренировки, мин Годичный тренировочный объем, ч
Предварительная подготовка 1 – 3 3 – 4 45 – 60 120 – 170
Начальная специализация 2 – 3 4 – 5 75 – 90 250 – 300
Углубленная специализация 2 – 3 6 – 9 60 – 120 500 – 750
Спортивное совершенствование Определяется индивидуально 6 - 12 70 - 150 750 - 1400

     

Давайте рассмотрим отдельные этапы долгосрочной подготовки спортсменов. Начальная фраза предварительной подготовки длится от одного до трех лет, в зависимости от специфических по виду спорта требований и возраста, в котором спортсмены начинают систематические тренировки. Очевидно, что благоприятные возрастные периоды для начала занятий широко варьируют в зависимости от вида спорта (рис. 54).

 

Рисунок 54 - Благоприятный возраст для начала систематической подготовки

в различных видах спорта (по Платонову и Сахновскому, 1988; сроки были объявлены на основе данных интервьюирования экспертов международного уровня

в соответствующих видах спорта)

 

Общая тенденция в современном спорте – снижение возраста начала спортивной специализации детей. Эту тенденцию объясняют различные причины, например, доступность высококачественного оборудования, разработанного для детей (штанги, лодки, весла и т.д.), улучшение условий тренировки, популяризация спорта среди детей средствами массовой информации и примеры звезд мировой величины, начавших свою спортивную карьеру очень рано. Такое снижение возраста начала участия в соревнованиях существенно повлияло на международные и национальные спортивные организации. Например, несколько десятилетий назад считалось, что мальчики должны начинать тренировки в тяжелой атлетике не ранее, чем им исполняется 14 лет. В настоящее время общей практикой, распространенной по всему миру, стало участие школьников 11 лет и моложе в международных соревнованиях по этому виду спорта. Конечно, специфика вида спорта существенно влияет на возраст начала систематических тренировок и продолжительность их предварительной подготовки. Например, многие юниоры начинают систематически тренироваться в триатлоне, имея серьезный предшествующий опыт тренировочной работы в плавании. Таким образом, продолжительность их предварительной подготовки зависит от того, как много времени понадобится им для приобретения навыков езды на велосипеде и бега, и может равняться приблизительно одному году. Следовательно, данные, представленные на рис. 54, отражают общемировую практику, но не включают особые случаи, когда подростки начинают свои тренировки раньше или позже.

Начальный этап. Предварительная подготовка характеризуется, прежде всего, разнообразными, привлекательными и не чрезмерными тренировочными нагрузками, при выполнении которых особое значение имеет соразмерность между основными техническими и общефизическими упражнениями (табл. 140). Повсеместно считается, что дети с высоким уровнем двигательных способностей имеют явные преимущества в приобретении новых специфических по виду спорта навыков. С другой стороны, дети с более низким начальным уровнем подготовленности могут обладать высокой сенситивностью к тренировочному воздействию и за время предварительной подготовки могут сравняться или даже превзойти лидеров. Поэтому период, равный приблизительно одному-двум годам предварительной подготовки, необходим и для того, чтобы усилить интерес, мотивацию и готовность продолжать тренировки в избранном виде спорта, и для оценки предрасположенности и врожденных талантов новичков в определенных видах спорта. На этом этапе настоятельно рекомендуется участие в соревнованиях, но в разумных количествах и с использованием разнообразной соревновательной программы. Программа тренировки в целом имеет большое значение для формирования и развития надлежащих психологических возможностей, которые могут стать важнейшим фактором при принятии решения о продолжении долгосрочной подготовки.

Таблица 140 - Основные направления тренировочного процесса на предварительном этапе подготовки спортсменов

 

Способности Основные направления тренировочного процесса
Технические Приобретение специфических по виду спорта и общих навыков, развитие специфических и общих координационных способностей.
Физические Всестороннее развитие всех двигательных способностей с особым вниманием к специфическим по виду спорта требованиям; увеличение общей способности к тренировке.
Тактические Знакомство с тактическими требованиями избранного вида спорта, приобретение базовых тактических знаний и технико-тактических навыков.
Психологические Укрепление интереса к избранному виду спорта; формирование устойчивой мотивации и осознанного желания продолжать подготовку; принятие фундаментальных моральных принципов «справедливой игры», духа товарищества и т.д.

Второй этап долгосрочной спортивной подготовки, называемый начальной специализацией, посвящен дальнейшему развитию специфических по виду спорта технических навыков и двигательных способностей (табл. 141). Это тот период, за который молодые спортсмены делают осознанный выбор своей спортивной дисциплины. Программа технической и физической подготовки становится более специализированной; важно адаптировать спортсменов к тренировочным нагрузкам, типичным для этого вида спорта. Участие в соревнованиях – обязательная часть общей подготовки; оно также обеспечивает тренеров и спортсменов возможностью оценить уровни тактических и психологических способностей, которые должны находиться в центре внимания.

Таблица 141 - Основные направления тренировочного процесса на этапе начальной специализации спортсменов

Способности Основные направления тренировочного процесса
Технические Дальнейшее развитие специфических по виду спорта навыков и выбор самых подходящих спортивных дисциплин, дальнейшее расширение набора технических действий и координационных возможностей.
Физические Более специализированное развитие двигательных способностей с акцентом на соответствие специфическим по виду спорта требованиям; базовая адаптация к тренировочным нагрузкам, типичным для этого вида спорта.
Тактические Более глубокое изучение правил соревнований и тактических действий, дальнейшее расширение тактических знаний и технико-тактических навыков.
Психологические Приобретение уверенности в себе и волевых качеств; формирование осознанного и ответственного подхода к рутинному тренировочному процессу и соревнованиям; дальнейшее укрепление мотивации к тренировке и соревнованию в избранном виде спорта.

 

Третий этап долгосрочной подготовки, который называют углубленной специализацией, охватывает период, в котором спортсмены приобретают настоящий базис будущего мастерства. Обычно он соответствует возрасту, в котором спортсмены заканчивают свою юниорскую подготовку и вливаются в группу взрослых. Соответственно, их технические и физические возможности должны приблизиться к уровню квалифицированных взрослых (табл. 142). В связи с этим тренировочные нагрузки существенно увеличиваются и могут приблизиться к таковым у взрослых спортсменов. Стоит отметить, что, несмотря на значительный технический и двигательный потенциал, юниоры на этом этапе все еще не совсем взрослые, и использование максимальных нагрузок должно быть ограничено. В частности, применение высокоинтенсивных анаэробных гликолитических упражнений требует полного контроля над их выполнением, потому что высококвалифицированные юниоры могут быть чрезмерно честолюбивы на тренировке, но недостаточно опытны в самостоятельном регулировании метаболических и мышечных реакций. Тем не менее, участие в соревновании имеет особенное значение на этом этапе и как часть общей программы подготовки, и как обязательный элемент для усиления мотивации к достижению спортивного мастерства и приобретения чрезвычайно полезных навыков эмоционального контроля и психорегулирования. Кроме того, такие личные черты характера, как уверенность в себе и волевые качества, не менее важны для успешной спортивной карьеры, чем надлежащий технико-тактический и специфический по виду спорта двигательный потенциал.


Таблица 142 - Основные направления тренировочного процесса на этапе углубленной специализации спортсменов

 

Способности Основные направления тренировочного процесса
Технические Приобретение правильной техники в избранных дисциплинах или видах спорта; выработка индивидуального технического стиля, устранение индивидуальных технических недостатков.
Физические Дальнейшее повышение уровня специфических по виду спорта двигательных способностей, формирование достаточного двигательного потенциала для обеспечения правильной и индивидуализированной техники движений.
Тактические Формирование индивидуального тактического и технико-тактического стиля, совершенствование согласованности технических и тактических навыков.
Психологические Формирование мотивации к достижению спортивного мастерства, приобретение навыков психоэмоционального самоконтроля, поддержание высокого уровня уверенности в себе и волевых качеств.

 

Четвертый этап долгосрочной подготовки (если спортсмен достигает его) является наиболее изменчивым по продолжительности. У звезд мирового класса типа Ивана Клементьева и Лэнса Армстронга (упомянутых выше) этот этап длился почти двадцать лет; для большинства спортсменов высокой квалификации он охватывает четыре-семь лет, в течение которых они улучшают свою подготовленность и участвуют в соревнованиях, демонстрируя максимальные спортивные амбиции. Этот этап определенно является периодом реализации самого высокого индивидуального творческого потенциала, когда опытные спортсмены могут осознанно внести вклад в программы тренировки в плане техники движений, двигательной подготовленности, тактики, стратегии и психологической подготовки (табл. 143). Конечно, на этом этапе темп совершенствования двигательных и тактических способностей намного ниже, чем на более ранних. Как было показано в табл. 138, двигательный потенциал возрастных опытных спортсменов совершенствуется, главным образом, за счет его лучшего использования.

Таблица 143 - Основные направления тренировочного процесса на этапе спортивного совершенствования спортсменов

 

Способности Основные направления тренировочного процесса
Технические Дальнейшее совершенствование техники движений с особым вниманием к индивидуальному стилю и особенностям спортсмена.
Физические Достижение самого высокого уровня специфических по виду спорта двигательных способностей и их лучшего использования в правильно избранной индивидуальной манере.
Тактические Достижение тактического мастерства, дальнейшее расширение набора технико-тактических действий, совершенствование и автоматизация технико-тактических навыков.
Психологические Полная приверженность к достижению мастерства, приобретение наиболее высокого уровня уверенности в себе, саморегулирование процесса поведенческой активации, эффективный эмоциональный контроль и психологическая устойчивость.

 

Считается, что выдающиеся спортсмены обычно являются необыкновенными и яркими личностями. Индивидуальные черты спортсменов такого уровня подвергались тщательному исследованию.

Пример. Гоулд [Gould] и другие (2002) проинтервьюировали 10 олимпийских чемпионов и людей, которые знали их очень хорошо: родителей, тренеров, коллег. Было выявлено, что каждый выдающийся спортсмен имел следующие личностные особенности: высокий уровень уверенности, оптимизм, склонность к достижению совершенства, высокий уровень знаний в сфере спорта и психологическую устойчивость. Они также были способны справиться с тревожностью и управлять этим состоянием, ставить и достигать реальные цели. Сравнение медалистов Олимпийских игр с менее успешными их участниками показало, что существуют дополнительные важные факторы, позволяющие спортсменам достигать превосходства: способность положительно реагировать на неожиданные события и многочисленные отвлекающие моменты, строгое соблюдение правил выполнения соревновательного упражнения, стремление поддержать командный дух и единство, содействие членов семьи и друзей (Гоулд и Карсон [Gould & Carson], 2007).

В заключение стоит отметить, что личностные особенности типа уверенности, оптимизма и знаний в области спорта, а также факторы типа социальной поддержки, которые вносят вклад в успех олимпийцев, также являются важными на более ранних этапах процесса подготовки спортсменов, хотя и в меньшей степени.

 


Дата: 2019-02-19, просмотров: 966.