В целом одаренность можно охарактеризовать как предрасположенность к более высокой тренируемости в определенном виде деятельности, которая, как полагают, является генетически передаваемым свойством индивидуума. В спорте, развивая этот дар должным образом, можно достичь уровня мастерства. Очевидно, что чем раньше эта одаренность распознана, тем более эффективно может быть организована спортивная подготовка и больше вероятность достижения элитного спортивного уровня. Таким образом, одаренный ребенок – это потенциально талантливый спортсмен, поэтому распознавание одаренности может базироваться на неизменных наследуемых прогностических факторах таланта. В соответствии с современным подходом (Вильямс и Фрэнкс [Williams & Franks], 1998; Вильямс и Рейли [Williams & Reilly], 2000) спортивный талант определяется четырьмя обобщенными факторами: антропометрическим, физиологическим, психологическим и социологическим. Каждый из них содержит многочисленные характеристики, которые могут служить предикторами потенциального таланта. Некоторые антропометрические и физиологические переменные в значительной степени зависят от наследственности (см. табл. 126 и 127), а раз так, то не могут быть компенсированы другими личностными свойствами. Таким образом, они могут ограничивать прогресс в определенном виде спорта. Некоторые психологические черты личности лишь отчасти обусловлены наследственностью (Пломин [Plomin] и др., 1994; Содино [Saudino], 1997) и поэтому могут меняться во время подготовки. Социальные условия не зависят от наследственности; однако это не означает, что они могут быть легко изменены при необходимости (табл. 144).
Таблица 144 - Факторы, определяющие спортивный талант, его характеристики
и их зависимость от наследственности
Факторы | Характеристики | Генетическая детерминация |
Телосложение и состав тела | Длины тела: рост, конечности, стопа. Обхваты тела: плечи, бедро и т.д.; мышечная масса. Общая жировая масса. | Сильная Средняя Слабая |
Физиологический | Алактатная анаэробная мощность. Пиковый лактат крови. Пространственная ориентация. | Высокая |
Гликолитическая анаэробная мощность. Силовая выносливость (резистентность к ацидозу). Гибкость. | Средняя | |
Психологический | Уверенность в себе. Контроль уровня тревожности. Мотивация. Концентрация. | От средней до слабой |
Социальный | Родительская поддержка. Социально-экономические условия. Культурный фон. Взаимодействие тренера и ребенка. | Отсутствует |
Выявление одаренных, то есть потенциально талантливых спортсменов, может базироваться, в первую очередь, на неизменяемых предикторах, наиболее часто ассоциируемых с антропометрическими и физиологическими факторами. Этот подход вел к формированию практического «инструмента» – так называемых модельных характеристик – которые описывают благоприятные комбинации антропометрических и физиологических показателей для различных возрастных категорий (Булгакова, 1986). Эти характеристики использовались для нахождения кандидатов, имеющих наибольшие перспективы при участии в более специализированном тренировочном процессе. Главный недостаток такого способа оценки – различные уровни полового созревания детей, которые подвергаются обследованию и оценке во время этой процедуры. Дети с более низким уровнем полового созревания могут быть отнесены к более низкому уровню, чем их товарищи по команде, однако могут иметь больший потенциал в плане дальнейшего прогресса.
Следует специально упомянуть об определении наиболее благоприятных комбинаций антропометрических и физиологических показателей для различных возрастов. Такие модели для разных возрастов могут быть созданы посредством возможного лонгитудинального исследования большой группы спортсменов, в котором одна подгруппа достигает элитного уровня. Данные этих спортсменов, регистрируемые в различные периоды, могут использоваться как модельные характеристики для соответствующих возрастных категорий. Очевидно, что такое исследование, которое могло бы занять несколько лет, выглядит затруднительным и проблематичным в плане его организации, однако такие долгосрочные научно-исследовательские работы уже проводились (Воронцов и др., 1999; Фальк [Falk] и др., 2003). Намного более распространены так называемые поперечные исследования, которые сравнивают менее успешных и более успешных юношей, чьи результаты используются для выявления специфических особенностей гипотетически одаренных спортсменов.
Результаты исследования и пример. 320 пловцов в возрасте 11-18 лет участвовали в программе отбора в США и проходили обследование, включавшее определение их биологического возраста, антропометрического статуса, мышечной силы и мощности, специфических плавательных способностей и времени выполнения соревновательного упражнения. Результаты показали, что лучшие спортсмены младшего возраста обычно более зрелые, чем их менее успешные коллеги, в то время как фаворитами в более старших группах являются, главным образом, пловцы, чей уровень полового созревания соответствует возрасту (80 % американской национальной команды) или отстает (18 % команды). Авторы предполагают, что результативные юные спортсмены, отстающие по показателям полового созревания от своего возраста, имели лучшие шансы для сохранения вовлеченности в спортивную деятельность в течение более длительных периодов времени (Труп [Troup] и др., 1991).
Другой подход к рассмотрению этой проблемы – ретроспективные исследования, в которых развитие выдающихся спортсменов тщательно анализируется в связи с изменениями спортивного результата, размеров тела и т.д. Количество доступных для ретроспективного анализа характеристик обычно ограничено, но преимущества таких исследований очевидны: это единственный способ реконструировать уникальный процесс спортивного совершенствования чемпионов Олимпийских игр и мира с детства до момента награждения.
Пример. 35 ведущих гребцов на байдарках и каноэ мирового уровня были членами национальной сборной СССР и выигрывали медали на Олимпийских играх и чемпионатах мира в течение восьми лет, предшествовавших исследованию. Они были проинтервьюированы относительно их официальных спортивных результатов, показанных начиная с возраста 14-15 лет, соответствующего окончанию первого года их долгосрочной подготовки (респонденты, начавшие свою подготовку позже, были исключены из исследования). Собранные данные были подвергнуты статистическому анализу, и были рассчитаны средние изменения спортивного результата элитных гребцов (рис. 56). Несмотря на существенный прогресс в конструкции весел и лодок за два десятилетия, прошедших со времени этого исследования, результаты, достигнутые выдающимися спортсменами на более ранних этапах их подготовки, остаются значимыми для оценки одаренности молодых спортсменов по сей день (Созин, 1986).
Рисунок 56 - Изменения спортивного результата гребцов на байдарках и каноэ
самого высокого класса, которые могут использоваться для определения
одаренности сегодняшних юношей (по Созину, 1986)
За последние десятилетия было проведено много научных исследований, направленных на разработку многомерных моделей одаренных спортсменов в различных видах спорта. Подобные модели охватывают многие характеристики (телосложение, двигательную подготовленность и др.) и позволяют сравнить реальных детей с «виртуальными кандидатами на достижение будущего спортивного мастерства» в данном виде спорта (см., например, публикацию Арно и Гейнса [Arnot & Gaines], 1986; Брауна [Brown], 2001, где такие данные могут быть найдены).
Другой общий подход можно рекомендовать тренеру в любом виде спорта как часть начальной подготовки юношей. Этот подход базируется на предположении, что одаренность имеет две главные составляющие: предрасположенность к определенной спортивной деятельности и тренируемость к соответствующим рабочим нагрузкам (рис. 57). Более того, эти составляющие определяют эффект начальной подготовки: предрасположенность к определенному виду спорта влияет на начальный уровень двигательной подготовленности (скорость, выносливость, ловкость и т.д.), в то время как тренируемость (вторая составляющая) определяет темп совершенствования за время начальной подготовки. Это предположение имеет несколько ограничений: предрасположенность к определенному виду спорта – не единственная возможная для определения детерминанта уровня двигательной подготовленности; предшествующий опыт в такого рода деятельности (предварительная тренировка, знакомство с тестовыми процедурами и т.д.) также имеет сильное влияние на результат начальных испытаний.
Рисунок 57 - Одаренность как обобщенный, но не единственный фактор,
определяющий начальный уровень и темп совершенствования за время
начальной спортивной подготовки
Пример. Представьте себе процедуру исследования плавательной подготовленности группы восьмилетних детей. Несколько членов этой группы уже имеют некоторый опыт взаимодействия с водой (занятия с родителями или старшими родственниками, игры на мелководье и т.д.); у других за плечами несколько обучающих тренировок, и они более или менее приучены к движениям в воде; остальные не имеют никакого опыта вообще. Очевидно, что поведение этих детей в воде будет очень разным, а предшествующий опыт повлияет на результаты намного сильнее, чем реальная предрасположенность детей к спортивному плаванию.
Второе ограничение касается темпа совершенствования за время начальной подготовки, которое зависит не только от тренируемости индивидуума, но также и от качества подготовки. Это ограничение важно иметь в виду при сравнении степени прогресса спортсменов, которые тренируются в разных условиях и с разными тренерами. Однако у спортсменов, тренирующихся в одной группе с одним и тем же тренером, темп улучшения результатов адекватно отражает их способности к тренировке.
Базируясь на этом так называемом «двойном подходе» к одаренности, можно представить процесс ее выявления состоящим из оценки начального уровня специфической по виду спорта подготовленности и темпа ее совершенствования за время начальной подготовки. Такая диагностическая процедура впервые была осуществлена в игровых видах спорта, главным образом, для нужд спортивной практики (Бриль, 1980). Общая логика двойного подхода представлена на рис. 58.
Рисунок 58 - Двойной подход к выявлению одаренных детей, основанный на оценке начального уровня специфической по виду спорта подготовленности
и темпа ее совершенствования за время начальной подготовки
(по Брилю, 1980; собственная редакция автора)
Еще одно замечание нужно сделать относительно оптимальной продолжительности подготовки, необходимой для оценки темпа совершенствования, то есть тренируемости молодых спортсменов. На этот вопрос нет простого ответа, но можно принять во внимание следующие обязательства:
- абсолютная непригодность некоторых индивидуумов к занятиям определенными видами спорта может быть распознана быстро (высокие и тяжелые кандидаты в художественную гимнастику; дети маленького роста в баскетбол и т.д.);
- полное отсутствие одаренности обычно видно через относительно короткий период предварительной подготовки (приблизительно через три-четыре месяца);
- диагностирование одаренности в видах спорта на максимальную скорость и мощность происходит в относительно короткие сроки (обычно менее одного года);
- выявление одаренных детей в сложнокоординационных видах спорта (художественная гимнастика, фигурное катание на коньках и т.д.) серьезно ограничивается сроками начальной подготовки, которая обычно более ранняя, чем в других видах; процесс оценки занимает от 1 до 2 лет;
- в игровых видах спорта, где дети начинают систематическую подготовку относительно позже, весьма одаренных кандидатов можно выявить относительно быстрее (за два-три месяца), но обычно этот процесс занимает приблизительно один год;
- возможно, самый длинный период определения одаренности необходим в видах спорта на выносливость, в которых многие спортсмены мирового уровня были признаны потенциально элитными только через три-четыре года систематической подготовки.
Пример из области генетики. Базируясь на результатах исследований молодых взрослых близнецов, было выявлено, что вклад наследственно обусловленных факторов в реакцию на тренировочное воздействие по программе выносливости различается на ранних и более поздних этапах подготовки. Начальная подготовка меньше зависит от наследственности; однако по мере прогрессирования спортсменов и приближения к более высоким рабочим нагрузкам генетическая составляющая их реакции на нагрузку становится намного более сильной (Бушар [Bouchard] и др., 2000). Такой вариант реакции на нагрузку частично объясняет, почему некоторые одаренные спортсмены, тренирующиеся на выносливость, не были правильно оценены на более раннем этапе их подготовки.
Заключительное замечание касается генетического компонента спортивной одаренности. Конечно, его важность не может недооцениваться. С этой точки зрения интерес тренера к спортивной истории семьи и достижениям старших родственников новичка является и разумным, и желательным. Только у некоторых выдающихся спортсменов родители были чемпионами, а большинство из них родилось и выросло в семьях с физически активными и ориентированными на занятия спортом родственниками.
РЕЗЮМЕ
Долгосрочная спортивная подготовка рассмотрена в аспекте планирования относительно длительных тренировочных циклов (годичного и четырехлетнего), многолетней подготовки взрослых и юных спортсменов. Основные действия при планировании годичного цикла следующие: постановка цели и задач, определение последовательности основных шагов в годичной подготовке и общих тенденций в изменении тренировочной нагрузки. Все эти пункты рассматриваются в свете концепции блоковой периодизации. Специальное внимание уделено сезонным изменениям тренировочных нагрузок в рамках годичного цикла подготовки (табл. 62). Особенности четырехлетнего планирования даны по отношению к подготовке высококвалифицированных спортсменов. Особое внимание уделено изменениям рабочей нагрузки в подготовке возрастных опытных спортсменов и их более молодых коллег. Проблема спортивного долголетия кратко проанализирована в плане особенностей более возрастных и опытных спортсменов (табл. 64). Типичные тенденции изменения годичных тренировочных нагрузок представлены на примере подготовки многократного чемпиона мира и Олимпийских игр по гребле на каноэ Ивана Клементьева (Латвия), а физиологические изменения за время долгосрочной подготовки рассмотрены на примере чемпиона мира и семикратного чемпиона Тур-де-Франс Лэнса Армстронга (США). Показано, что многие возрастные спортсмены приближаются к своим биологическим пределам, но продолжают достигать выдающихся результатов и даже улучшать их. Предполагалось, что источником такого индивидуального прогресса может быть лучшее использование их двигательных и физиологических возможностей, где индивидуальный творческий потенциал, уверенность в себе и спортивная эрудиция играют огромную роль.
Общий подход к долгосрочной спортивной подготовке предполагает выделение четырех отдельных этапов: предварительной подготовки, начальной специализации, углубленной специализации и спортивного совершенствования. Каждый из них характеризуется соответствующим сочетанием длительности этапа, частоты и продолжительности тренировок, годичного тренировочного объема и других специфических по виду спорта переменных. Физические, технические, тактические и психологические особенности каждого этапа были суммированы и рассмотрены в целом (табл. 140-143).
С точки зрения биологического созревания индивидуума концепция сенситивных периодов имеет особое значение. Согласно этой концепции существуют периоды в жизни юных спортсменов, когда они более тренируемы при развитии некоторой двигательной способности, чем в другие периоды времени. Следовательно, периоды более благоприятных тренировочных реакций могут использоваться для более осознанного и успешного развития (рис. 55). Особое внимание было уделено выявлению одаренных юных спортсменов, потому что более раннее выявление одаренности позволяет более эффективно управлять подготовкой потенциально талантливых спортсменов. Были рассмотрены перспективные и ретроспективные подходы к определению действительных и информативных индикаторов одаренности. Для практических целей и общей оценки одаренности настоятельно рекомендуется оценивать начальный уровень специфической по виду спорта подготовленности как характеристики предрасположенности к данному виду спорта и темп совершенствования спортивной способности за время начальной подготовки как индикатор тренируемости спортсменов. Комплексная схема (представленная на рис. 58) позволяет оценить спортивную одаренность в целом.
V ПРИНЦИПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ
Планирование соотношения нагрузок разной направленности
Проведенный нами анализ совокупности концепций управления подготовкой спортсменов и частных научных и научно-методических публикаций, касающихся проблемы планирования соотношения нагрузок разной направленности, выявил ряд закономерностей, обеспечивающих выбор их рационального соотношения в отдельных видах спорта, среди которых мы выделяем:
1) классификационную систему, объективно отражающую закономерные связи показателей направленности действия нагрузки;
2) закономерности соревновательного упражнения, определяющие область целесообразных физических воздействий в классификационной системе при выборе направленности нагрузок для конкретного вида спорта.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 420.