Реальный процесс функциональной подготовки связан с использованием циклических чередований нагрузок, оказывающих направленное действие на организм спортсмена. Причиной циклических чередований является совокупность физических качеств (функциональных способностей), необходимая для успешного выступления спортсмена в конкретном виде спорта.
Названная закономерность определяет принцип формирования структуры цикла взаимодействия нагрузок разной направленности для любого вида спорта. Это принцип реализации в цикле рационального соотношения нагрузок разной направленности.
Анализ научно-методической литературы показывает, что проблема повышения эффективности функциональной подготовки за счет оптимизации циклического чередования нагрузок разной направленности в полной мере не разрешена.
В работах многих специалистов, в частности В. Н. Платонова и Л. П. Матвеева [400], отмечается, что направленность в значительной мере обусловлена особенностями утомления и продолжительностью процессов восстановления, а утомление, наступившее в результате выполнения физического упражнения, носит конкретный характер.
Французскими эргометристами (Шеррер, Монад и др.) предложена классификация, конкретизирующая характер утомления от действия физического упражнения по доле общей мышечной массы, вовлекаемой для его выполнения. По направленности физические воздействия подразделяются на глобальные, предъявляющие высокие требования к большому кругу функциональных систем (более 2/3 мышечной массы), региональные (около 1/2) и локальные, предъявляющие высокие требования к отдельным функциональным системам.
Такая взаимосвязь особенностей утомления и действия физических упражнений обусловила планирование нагрузки разной направленности внутри цикла. Этот подход может быть назван принципом последовательной реализации нагрузок глобальной и локальной направленности.
Рассмотрим процесс рекрутирования ДЕ. Эта закономерность отражает следующие взаимосвязи.
1. В режиме развития циклических способностей БДЕ II-A перемещение человека обеспечивается за счет одновременного мышечного напряжения медленных и быстрых вида II-A волокон.
2. В режиме развития циклических способностей БДЕ II-В перемещение обеспечивается за счет одновременной работы БДЕ II-A и БДЕ II-В.
3. В режимах развития циклических способностей двигательных единиц МДЕ и БДЕ II-В выступают в качестве антагонистов.
Вторая предпосылка раскрывается, если ее рассматривать с точки зрения сопоставимости процессов, характерных при деятельности ДЕ различного типа и вида.
В исследованиях И. П. Павлова; Г. В. Фольборта; Н. Н. Яковлева, А. В. Коробкова, А. В. Янаниса; И. Г. Огольцова; В. М. Волкова и ряда других специалистов установлена тесная взаимосвязь между интенсивностью процесса истощения и интенсивностью и длительностью процесса восстановления, величиной и продолжительностью суперкомпенсационных явлений.
Экспериментально установлено, что при выполнении больших нагрузок с разной интенсивностью (низкая, средняя, высокая) длительность восстановительных процессов колеблется: в первом случае – от одного дня до нескольких суток, во втором – около суток, в третьем – несколько часов.
Таким образом, тренировочные занятия, направленные на избирательное развитие циклических способностей ДЕ различного типа и вида, необходимо планировать в следующей последовательности: МДЕ, БДЕ II-А, БДЕ II-В.
Экспериментально эффективность совмещения суперкомпенсационных явлений в ДЕ различного типа и вида обоснована в работе В. М. Волкова, а также в наших экспериментальных исследованиях и в процессе подготовки высококвалифицированных спортсменов.
Его можно назвать принципом согласования суперкомпенсационных явлений в ДЕ различного типа и вида в процессе развития их способностей.
С точки зрения этого принципа цикл последовательной реализации нагрузок (тренировочных занятий) разной направленности предполагает развитие:
1. циклических способностей МДЕ и систем, обеспечивающих их деятельность;
2. собственно силовых и динамических силовых способностей БДЕ II-A и систем, обеспечивающих их деятельность;
3. циклических способностей БДЕ II-A и систем, обеспечивающих их деятельность;
4. собственно силовых и динамических силовых способностей БДЕ II-В и систем, обеспечивающих их деятельность;
5. циклических способностей БДЕ II-В и систем, обеспечивающих их деятельность;
6. собственно силовых и динамических силовых способностей МДЕ и систем, обеспечивающих их деятельность.
При планировании функциональной подготовки спортсменов принцип согласования суперкомпенсационных явлений в ДЕ различного типа и вида необходимо рассматривать в двух аспектах. С одной стороны, принцип определяет непротиворечивые связи нагрузок разной направленности внутри цикла функциональной подготовки. С другой – является предпосылкой установления взаимосвязи цикла функциональной подготовки с циклами другой природы, например день – ночь, другие виды подготовки.
Таблица 147 - Система оптимальных физических воздействий в подготовке лыжников-гонщиков
№ за-нятия | Оптимальное чередование физических воздействий разной направленности во времени | Оптимальное чередование физических воздействий разной направленности | Оптимальная величина физического воздействия | Методы и средства тренировки | |
Начало физического воздействия | Направленность | ||||
1 | Фаза повышенной работоспособности для МДЕ (максимум). | Глобальная | Максимальное развитие МДЕ и систем, обеспечивающих их деятельность. | Интенсивность – индивидуальный анаэробный порог. Длительность – 100%-ная развивающая нагрузка | Равномерная: Кросс. Кросс-поход. |
2 | Фаза повышенной работоспособности БДЕ II-A (максимум). | Локальная | Развитие силовых способностей БДЕ II-A и систем, обеспечивающих их деятельность. | Развивающая, ориентиры – модельные характеристики. | Круговая: С отягощением. Амортизаторы. Тренажеры. |
3 | Фаза повышенной работоспособности для МДЕ и БДЕ II-A (максимум). | Глобальная | Максимальное развитие БДЕ II-A и систем, обеспечивающих их деятельность. | Интенсивность – индивидуальный анаэробный порог. Длительность – 100%-ная развивающая нагрузка. | Темповая. Контрольная. Переменная. Соревнования. |
4 | Фаза повышенной работоспособности. | Локальная | Развитие силовых способностей БДЕ II-В и систем, обеспечивающих их деятельность. | Развивающая, ориентиры – модельные характеристики. | Круговая: С отягощением и др. |
5 | Фаза повышенной работоспособности БДЕ II-A и БДЕ II-В (максимум). | Глобальная | Достаточное развитие БДЕ II-В и систем, обеспечивающих их деятельность. | Интенсивность – максимальная. Длительность – 100%-ная развивающая нагрузка. | Повторная: Бег (отрезки не более 100м). Прыжковые упражнения и др. |
6 | Фаза повышенной работоспособности для МДЕ. | Локальная | Развитие силовых способностей МДЕ и систем, обеспечивающих их деятельность. | Развивающая, ориентиры – модельные характеристики. | Лыжероллеры. Круговая: тренажеры и др. |
VI НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДГОТОВКИ СБОРНЫХ КОМАНД В СПОРТЕ ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ
6.1 Организация научно-методического обеспечения подготовки
Директивными документами Министерства спорта Российской Федерации научно-методическое обеспечение (НМО) определяется как система специально организованных мероприятий, направленных на повышение эффективности управления процессом подготовки спортивных команд за счет применения научных технологий, получения объективной информации о состоянии спортсменов, уровне специальной физической, технической, тактической и психологической подготовленности и выработки предложений для своевременной коррекции тренировочного процесса.
Научно-методическое обеспечение предусматривает следующее:
- прогнозирование спортивных достижений;
- разработку модельных характеристик спортсменов высшей квалификации;
- внедрение современных средств и методов в практику подготовки спортивных сборных команд;
- совершенствование критериев отбора кандидатов в сборную команду;
- программирование системы тренировки и соревнований;
- комплексный контроль над подготовленностью спортсменов;
- проведение обследований и разработку рекомендации по коррекции планов и тренировочных программ на основе сравнения фактического уровня готовности спортсменов и нормативных показателей;
- проведение восстановительных мероприятий;
- систематический анализ динамики и структуры тренировочных нагрузок;
- обследование соревновательной деятельности;
- этапные комплексные и текущие обследования, в том числе биохимические.
Таблица 148 - Схема разработки модельных характеристик
Организация исследования | Длительные (лонгитудные) Одновременные (срезовые) |
Методы исследования | Математические экстраполяции и интерполяции. Экспертные оценки. Должные нормы. Показатели тестирования на стендах. |
Качественные оценки | Допустимые диапазоны. Усредненные показатели. Минимально необходимые показатели. Максимально достаточные показатели. Максимальные показатели. |
Все обследования НМО должны осуществляться в соответствии с целевой комплексной программой по виду спорта и планом подготовки спортивной сборной команды и реализоваться на спортивных мероприятиях.
Предусматривается переход от эпизодической работы Комплексных научных групп со спортивными сборными командами, не позволявшей полностью реализовать потенциал спортсменов, к работе комплексных групп сопровождения (КГС) на постоянной основе.
За каждым видом спорта необходимо закреплять КГС, в состав которой должны войти ученые, научные сотрудники и специалисты в области физической культуры и спорта, а также в случае необходимости – инженерно-технические и другие специалисты.
Если рассматривать подготовку спортсменов как процесс управления, то одним из важнейших разделов целевой комплексной программы становится разработка модельных характеристик сильнейших спортсменов в виде или группах родственных видов спорта. Модельные характеристики – количественные ориентиры целевых задач подготовки, а также промежуточные оценки на ее этапах.
Профессором Б. Н. Шустиным обоснованы главные направления разработки модельных характеристик (табл. 148).
6.2 Индивидуализация в подготовке высококвалифицированных спортсменов
Эта проблема далека от полного решения (цит. по отчету СПб НИИ физической культуры, 2012). Одна из причин – планирование нагрузки ведется на общих основаниях, хотя и с учетом индивидуальных особенностей. Для компенсации этого недостатка используется метод индивидуальных модельных характеристик. Подходы к созданию индивидуальных и общегрупповых моделей идентичны. Различие заключается только в том, что исходными данными для них служат результаты тестирования одного спортсмена при выполнении им тренировочных и соревновательных упражнений. Целесообразно разработать этапные модельные характеристики каждого члена сборной команды и уточнять их по мере получения новых данных этапного контроля. Это позволит не только правильно планировать нагрузку на этапе подготовки, но и своевременно вносить коррекции по результатам контроля.
Еще один способ разработки количественных оценок модельных характеристик – срезовое, т.е. одновременное обследование спортсменов различной квалификации и возраста. Если в длительном исследовании спортсмена контролируют от начала занятий спортом до достижения максимальных результатов, то срезовое обследование охватывает спортсменов различной квалификации в течение кратковременного отрезка. Оно имеет ряд преимуществ по сравнению с длительными обследованиями. Этот способ позволяет значительно быстрее изучать модельные характеристики и обновлять их. Модельные характеристики, полученные таким образом, более адекватны и актуальны, так как для юношей, новичков и взрослых квалифицированных спортсменов они создаются одновременно и своевременными методами и средствами.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 291.