Разной направленности во времени
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Реальный процесс функциональной подготовки связан с использованием циклических чередований нагрузок, оказывающих направленное действие на организм спортсмена. Причиной циклических чередований является совокупность физических качеств (функциональных способностей), необходимая для успешного выступления спортсмена в конкретном виде спорта.

Названная закономерность определяет принцип формирования структуры цикла взаимодействия нагрузок разной направленности для любого вида спорта. Это принцип реализации в цикле рационального соотношения нагрузок разной направленности.

Анализ научно-методической литературы показывает, что проблема повышения эффективности функциональной подготовки за счет оптимизации циклического чередования нагрузок разной направленности в полной мере не разрешена.

В работах многих специалистов, в частности В. Н. Платонова и Л. П. Матвеева [400], отмечается, что направленность в значительной мере обусловлена особенностями утомления и продолжительностью процессов восстановления, а утомление, наступившее в результате выполнения физического упражнения, носит конкретный характер.

Французскими эргометристами (Шеррер, Монад и др.) предложена классификация, конкретизирующая характер утомления от действия физического упражнения по доле общей мышечной массы, вовлекаемой для его выполнения. По направленности физические воздействия подразделяются на глобальные, предъявляющие высокие требования к большому кругу функциональных систем (более 2/3 мышечной массы), региональные (около 1/2) и локальные, предъявляющие высокие требования к отдельным функциональным системам.

Такая взаимосвязь особенностей утомления и действия физических упражнений обусловила планирование нагрузки разной направленности внутри цикла. Этот подход может быть назван принципом последовательной реализации нагрузок глобальной и локальной направленности.

Рассмотрим процесс рекрутирования ДЕ. Эта закономерность отражает следующие взаимосвязи.

1. В режиме развития циклических способностей БДЕ II-A перемещение человека обеспечивается за счет одновременного мышечного напряжения медленных и быстрых вида II-A волокон.

2. В режиме развития циклических способностей БДЕ II-В перемещение обеспечивается за счет одновременной работы БДЕ II-A и БДЕ II-В.

3. В режимах развития циклических способностей двигательных единиц МДЕ и БДЕ II-В выступают в качестве антагонистов.

Вторая предпосылка раскрывается, если ее рассматривать с точки зрения сопоставимости процессов, характерных при деятельности ДЕ различного типа и вида.

В исследованиях И. П. Павлова; Г. В. Фольборта; Н. Н. Яковлева, А. В. Коробкова, А. В. Янаниса; И. Г. Огольцова; В. М. Волкова и ряда других специалистов установлена тесная взаимосвязь между интенсивностью процесса истощения и интенсивностью и длительностью процесса восстановления, величиной и продолжительностью суперкомпенсационных явлений.

Экспериментально установлено, что при выполнении больших нагрузок с разной интенсивностью (низкая, средняя, высокая) длительность восстановительных процессов колеблется: в первом случае – от одного дня до нескольких суток, во втором – около суток, в третьем – несколько часов.

Таким образом, тренировочные занятия, направленные на избирательное развитие циклических способностей ДЕ различного типа и вида, необходимо планировать в следующей последовательности: МДЕ, БДЕ II-А, БДЕ II-В.

Экспериментально эффективность совмещения суперкомпенсационных явлений в ДЕ различного типа и вида обоснована в работе В. М. Волкова, а также в наших экспериментальных исследованиях и в процессе подготовки высококвалифицированных спортсменов.

Его можно назвать принципом согласования суперкомпенсационных явлений в ДЕ различного типа и вида в процессе развития их способностей.

С точки зрения этого принципа цикл последовательной реализации нагрузок (тренировочных занятий) разной направленности предполагает развитие:

1. циклических способностей МДЕ и систем, обеспечивающих их деятельность;

2. собственно силовых и динамических силовых способностей БДЕ II-A и систем, обеспечивающих их деятельность;

3. циклических способностей БДЕ II-A и систем, обеспечивающих их деятельность;

4. собственно силовых и динамических силовых способностей БДЕ II-В и систем, обеспечивающих их деятельность;

5. циклических способностей БДЕ II-В и систем, обеспечивающих их деятельность;

6. собственно силовых и динамических силовых способностей МДЕ и систем, обеспечивающих их деятельность.

При планировании функциональной подготовки спортсменов принцип согласования суперкомпенсационных явлений в ДЕ различного типа и вида необходимо рассматривать в двух аспектах. С одной стороны, принцип определяет непротиворечивые связи нагрузок разной направленности внутри цикла функциональной подготовки. С другой – является предпосылкой установления взаимосвязи цикла функциональной подготовки с циклами другой природы, например день – ночь, другие виды подготовки.

Таблица 147 - Система оптимальных физических воздействий в подготовке лыжников-гонщиков

 

за-нятия

Оптимальное чередование физических воздействий разной направленности во времени

Оптимальное чередование физических воздействий разной направленности

Оптимальная величина физического воздействия

Методы и средства тренировки

Начало физического воздействия Направленность
1 Фаза повышенной работоспособности для МДЕ (максимум). Глобальная Максимальное развитие МДЕ и систем, обеспечивающих их деятельность. Интенсивность – индивидуальный анаэробный порог. Длительность – 100%-ная развивающая нагрузка Равномерная: Кросс. Кросс-поход.
2 Фаза повышенной работоспособности БДЕ II-A (максимум). Локальная Развитие силовых способностей БДЕ II-A и систем, обеспечивающих их деятельность. Развивающая, ориентиры – модельные характеристики. Круговая: С отягощением. Амортизаторы. Тренажеры.
3 Фаза повышенной работоспособности для МДЕ и БДЕ II-A (максимум). Глобальная Максимальное развитие БДЕ II-A и систем, обеспечивающих их деятельность. Интенсивность – индивидуальный анаэробный порог. Длительность – 100%-ная развивающая нагрузка. Темповая. Контрольная. Переменная. Соревнования.  
4 Фаза повышенной работоспособности. Локальная Развитие силовых способностей БДЕ II-В и систем, обеспечивающих их деятельность. Развивающая, ориентиры – модельные характеристики. Круговая: С отягощением и др.
5 Фаза повышенной работоспособности БДЕ II-A и БДЕ II-В (максимум). Глобальная Достаточное развитие БДЕ II-В и систем, обеспечивающих их деятельность. Интенсивность – максимальная. Длительность – 100%-ная развивающая нагрузка. Повторная: Бег (отрезки не более 100м). Прыжковые упражнения и др.
6 Фаза повышенной работоспособности для МДЕ. Локальная Развитие силовых способностей МДЕ и систем, обеспечивающих их деятельность. Развивающая, ориентиры – модельные характеристики. Лыжероллеры. Круговая: тренажеры и др.

VI НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДГОТОВКИ СБОРНЫХ КОМАНД В СПОРТЕ ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ

6.1 Организация научно-методического обеспечения подготовки

 

Директивными документами Министерства спорта Российской Федерации научно-методическое обеспечение (НМО) определяется как система специально организованных мероприятий, направленных на повышение эффективности управления процессом подготовки спортивных команд за счет применения научных технологий, получения объективной информации о состоянии спортсменов, уровне специальной физической, технической, тактической и психологической подготовленности и выработки предложений для своевременной коррекции тренировочного процесса.

Научно-методическое обеспечение предусматривает следующее:

- прогнозирование спортивных достижений;

- разработку модельных характеристик спортсменов высшей квалификации;

- внедрение современных средств и методов в практику подготовки спортивных сборных команд;

- совершенствование критериев отбора кандидатов в сборную команду;

- программирование системы тренировки и соревнований;

- комплексный контроль над подготовленностью спортсменов;

- проведение обследований и разработку рекомендации по коррекции планов и тренировочных программ на основе сравнения фактического уровня готовности спортсменов и нормативных показателей;

- проведение восстановительных мероприятий;

- систематический анализ динамики и структуры тренировочных нагрузок;

- обследование соревновательной деятельности;

- этапные комплексные и текущие обследования, в том числе биохимические.

Таблица 148 - Схема разработки модельных характеристик

Организация исследования Длительные (лонгитудные) Одновременные (срезовые)
Методы исследования Математические экстраполяции и интерполяции. Экспертные оценки. Должные нормы. Показатели тестирования на стендах.
Качественные оценки Допустимые диапазоны. Усредненные показатели. Минимально необходимые показатели. Максимально достаточные показатели. Максимальные показатели.

 

Все обследования НМО должны осуществляться в соответствии с целевой комплексной программой по виду спорта и планом подготовки спортивной сборной команды и реализоваться на спортивных мероприятиях.

Предусматривается переход от эпизодической работы Комплексных научных групп со спортивными сборными командами, не позволявшей полностью реализовать потенциал спортсменов, к работе комплексных групп сопровождения (КГС) на постоянной основе.

За каждым видом спорта необходимо закреплять КГС, в состав которой должны войти ученые, научные сотрудники и специалисты в области физической культуры и спорта, а также в случае необходимости – инженерно-технические и другие специалисты.

Если рассматривать подготовку спортсменов как процесс управления, то одним из важнейших разделов целевой комплексной программы становится разработка модельных характеристик сильнейших спортсменов в виде или группах родственных видов спорта. Модельные характеристики – количественные ориентиры целевых задач подготовки, а также промежуточные оценки на ее этапах.

Профессором Б. Н. Шустиным обоснованы главные направления разработки модельных характеристик (табл. 148).

 

6.2 Индивидуализация в подготовке высококвалифицированных спортсменов

 

Эта проблема далека от полного решения (цит. по отчету СПб НИИ физической культуры, 2012). Одна из причин – планирование нагрузки ведется на общих основаниях, хотя и с учетом индивидуальных особенностей. Для компенсации этого недостатка используется метод индивидуальных модельных характеристик. Подходы к созданию индивидуальных и общегрупповых моделей идентичны. Различие заключается только в том, что исходными данными для них служат результаты тестирования одного спортсмена при выполнении им тренировочных и соревновательных упражнений. Целесообразно разработать этапные модельные характеристики каждого члена сборной команды и уточнять их по мере получения новых данных этапного контроля. Это позволит не только правильно планировать нагрузку на этапе подготовки, но и своевременно вносить коррекции по результатам контроля.

Еще один способ разработки количественных оценок модельных характеристик – срезовое, т.е. одновременное обследование спортсменов различной квалификации и возраста. Если в длительном исследовании спортсмена контролируют от начала занятий спортом до достижения максимальных результатов, то срезовое обследование охватывает спортсменов различной квалификации в течение кратковременного отрезка. Оно имеет ряд преимуществ по сравнению с длительными обследованиями. Этот способ позволяет значительно быстрее изучать модельные характеристики и обновлять их. Модельные характеристики, полученные таким образом, более адекватны и актуальны, так как для юношей, новичков и взрослых квалифицированных спортсменов они создаются одновременно и своевременными методами и средствами.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 254.