При планировании и анализе тренировочного процесса дифференцирование тренировочных занятий по нагрузке имеет особое значение. Для практических целей необходимо перечислить три главные функции тренировки: развитие, поддержание и восстановление. Правильно выбранный уровень нагрузки должен соответствовать этим целям. Фактически каждый план тренировки является определенной комбинацией этих функций: некоторые занятия предназначены для развития, другие необходимы для поддержания определенных способностей на предварительно достигнутом уровне; а для восстановления должны быть запланированы специальные занятия. Вот почему классификация тренировки по уровню соотношения цели и нагрузки имеет практический смысл. Таблица 105, основанная на такой классификации Зациорского [Zatsiorsky] (1995), представляет количественно ранжированные (от 1 до 5) тренировочные занятия, где ранг 1 соответствует самой маленькой нагрузке, а 5 – самой большой.
Таблица 105 - Ранжирование тренировок: классификация по соотношению цели и нагрузки (по Зациорскому [Zatsiorsky], 1995; в редакции Иссурина [Issurin], 2003)
Цель тренировки | Уровень тренировочной нагрузки | Время восстановления, ч | Оценка нагрузки, ранг |
Развитие | Предельный | >72 | 5 |
Большой | 48-72 | 4 | |
Существенный | 24-48 | 3 | |
Поддержание | Средний | 12-24 | 2 |
Восстановление | Небольшой | <12 | 1 |
Аспекты этой классификации, связанные с тренировочной нагрузкой, нуждаются в дополнительном разъяснении в плане длительности периода, желательного для полного восстановления. Главное ограничение касается тренировок, связанных со значительными психологическими и нейрофизиологическими усилиями. Классификация, представленная выше, использует время, необходимое для полного восстановления, как объективный индикатор уровня нагрузки. Фактически такой подход применим к кондиционной тренировке с использованием упражнений на силу, мощность, выносливость и скорость. Тренировки, требующие проявления высокого уровня координации, и тренировки, вызывающие повышенное нервно-эмоциональное напряжение, обычно требуют меньше времени для полного восстановления; однако не всегда можно выбрать интегративные объективные маркеры и индикаторы, основанные исключительно на продолжительности восстановления. Тем не менее, общепринятый подход предусматривает серию из нескольких тренировочных занятий, которая соответствует желаемому уровню нагрузки, оцененному педагогическими и специфическими по виду спорта показателями. Для этой цели (чтобы квалифицировать уровень тренировочной нагрузки) может быть приспособлена широко используемая шкала Борга ([Borg], 1973), оценивающая индивидуальное восприятие нагрузки – табл. 106.
Таблица 106 - Определение уровня тренировочной нагрузки с помощью шкалы Борга
([Borg], 1973), оценивающей ее индивидуальное восприятие (редакция автора)
Уровень индивидуального восприятия нагрузки | Словесная оценка нагрузки | Тип тренировки |
6 7 | Очень, очень легкая | Восстановительная |
8 9 | Очень легкая | |
10 11 | Умеренная | |
12 13 14 | Немного тяжелая | Поддерживающая |
15 16 | Тяжелая | Развивающая (значительная нагрузка) |
17 18 | Очень тяжелая | Развивающая (большая нагрузка) |
19 20 | Очень, очень тяжелая | Развивающая (предельная нагрузка) |
Имея в виду обе вышеупомянутые классификации, связанные с тренировочной нагрузкой, можно вывести, по крайней мере, два практически важных следствия:
1) уровень нагрузки в любой тренировке может быть определен количественно и выражен в цифровой форме, что может дать дополнительные преимущества при планировании тренировочного процесса, особенно в видах спорта с неизмеряемым результатом (спортивных играх, гимнастике и т.д.), и позволит акцентировать значение специально подобранных тренировочных занятий;
2) практическое применение связанной с нагрузкой категоризации развивающих, поддерживающих и восстановительных тренировок позволяет лучше их дифференцировать и более тщательно подбирать адекватные рабочие нагрузки.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 484.