Материальная база и научное обеспечение
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В 80-е годы XX в. правительство Норвегии приняло программу развития спортивной базы для спорта высших достижений, позволяющую осуществлять эффективную подготовку, а также проводить соревнования на международном уровне. За счет средств лотереи, при определенном участии федераций по видам спорта, было построено большое количество спортивных сооружений для подготовки спортсменов. Одновременно сооружен ряд крупных объектов, позволяющих проводить крупные международные соревнования по десяти наиболее популярным в Норвегии видам спорта.

Программа строительства новых современных объектов в связи с подготовкой к XVII зимним Олимпийским играм 1994 г. в Лиллехаммере и к чемпионату мира по лыжному спорту 1997 г. в Тронхейме позволила существенно расширить и без того мощную материальную базу норвежского спорта. Специалисты считают, что в отношении лыжного спорта в Норвегии существует даже излишек баз и оборудования.

Важным решением в деле повышения качества олимпийской подготовки спортсменов Норвегии стала передача в 1990 г. в ведение OLT элитного центра спортивной подготовки (Toppidrettsseteret), созданного в Осло в 1986 г. Основной особенностью этого центра явилась комплексность предоставляемых им услуг, что позволило тесно увязать тренировочный процесс с всесторонним тестированием различных сторон подготовленности спортсменов в целях разработки эффективных индивидуальных программ подготовки, с успешной работой по профилактике травматизма, лечению и реабилитации, с разработкой специальных диет и т.д. Этот центр стал реальным полигоном для проведения научных исследований и внедрения передовых достижений науки в практику подготовки сильнейших спортсменов, а также образцом для создания в Норвегии ряда региональных центров подготовки перспективных спортсменов. Такие центры либо полностью находятся под властью OLT, либо связаны с ним договорами о сотрудничестве.

Не менее важное направление повышения эффективности олимпийской подготовки – начатое еще в конце 80-х годов XX в. переоснащение спорта высших достижений самым современным инвентарем и оборудованием с использованием новейших технологий (например, улучшающих скольжение лыж и т.п.).

Принципиальная особенность научно-исследовательских работ, финансируемых OLT – их исключительно практическая направленность, которая гарантирует, что внедрение научного знания является постоянной составляющей подготовки спортсмена.

Среди научных программ особое место отводится разработке специальных диет, оптимального режима потребления жидкости и разного рода пищевых добавок. В результате этих исследований разработаны специальные программы для спортсменов, специализирующихся в различных видах спорта, позволяющие регулировать массу тела, соотношение мышечной и жировой ткани, стимулировать работоспособность, восстановительные и адаптационные реакции.

Норвежские специалисты воздерживаются от обсуждения исследований, относящихся к сфере применения фармакологических средств. Более того, они обращают внимание на открытость своих исследовательских программ, возможность их использования тренерами и спортсменами других стран путем изучения публикаций норвежских ученых в международной научной печати.

Однако есть достаточно косвенных данных, свидетельствующих о том, что научные исследования в области фармакологии и внедрение их результатов в практику тренировочной и соревновательной деятельности сильнейших норвежских спортсменов также выступают существенными факторами их успеха на международной спортивной арене.

1.4.4.4 Организация процесса подготовки спортсменов и их образа жизни

Одна из важнейших составляющих системы спорта высших достижений в Норвегии – это формирование специфического образа жизни атлетов, при котором все 24 часа суток связаны со спортом и удовлетворением жизненных потребностей атлетов: 4-6 часов ежедневно – для подготовки; 100-120 дней в году – для сборов и соревнований; время и условия для получения среднего и высшего образования, социальной жизни и т.д. Сбалансированность всех составляющих жизни атлетов в «цикле 24 часов» без ущерба для подготовки спортсменов рассматривается как «центральный элемент» в норвежской системе спорта высших достижений.

Не менее важный момент, по мнению норвежских специалистов – создать условия, при которых каждый спортсмен, реально претендующий на успехи в спорте, являлся бы частью группы, члены которой имеют цели, интересы и устремления, связанные с достижениями в спорте. Ежедневно взаимодействие в такой группе создает необходимую среду, при которой успешно решаются задачи эффективной тренировки, учебы, обеспечения здорового образа жизни и соблюдения режима, соответствующей мотивации и т.д.

Для обеспечения соответствующей среды на уровне резервного спорта (юноши и девушки 16-19лет) в Норвегии созданы специализированные школы, которые не только предоставляют возможность сочетать напряженную спортивную подготовку со школьным образованием, но и обеспечивают микроклимат, соответствующий задачам спорта высших достижений, особенно в той части, которая касается мотивации.

Аналогичным образом решены вопросы и с рядом университетов, студентами которых становятся перспективные атлеты – выпускники средних школ. Университеты пошли на то, чтобы создать для элитных спортсменов специальные учебные планы, которые позволили бы объединить тренировочный и учебный процессы. Спортсмены получили возможность использовать специальный график прохождения учебных дисциплин, чтобы иметь возможность находиться на сборах и соревнованиях, удлинять период обучения и т.д.

Важно отметить, что OLT решает не только вопросы, связанные с организацией учебы спортсменов в школах и университетах, но и обеспечивает содержание штата преподавателей, помогающих спортсменам осваивать учебные планы. Спортсмены высокого класса, обучающиеся в университетах по программе OLT, имеют возможность получать ссуды. Интересно отметить, что около половины спортсменов, обучающихся в университетах, осваивают учебные планы в обычные сроки, несмотря на ежедневную 4-6-часовую занятость тренировочными занятиями и регулярные выезды на сборы и соревнования.

OLT оказывает серьезную финансовую поддержку спортсменам, готовящимся к Олимпийским играм. Эта практика существует уже более 30 лет: в 1978 г. правительство Норвегии выделяло Национальному олимпийскому комитету и национальным спортивным федерациям 300 тыс. норвежских крон для грантов наиболее перспективных спортсменов. С тех пор средства, выделяемые ежегодно на эти цели, возросли многократно и составляют около 13 млн. норвежских крон (более 2 млн. долл. США). Сильнейшие спортсмены ежегодно получают 100 тыс. норвежских крон – стипендию А (около 16 тыс. долл. США), молодые перспективные спортсмены – 50 тыс. крон (стипендию Б, около 8 тыс. долл. США). Таким образом, примерно 200 норвежских спортсменов, находящихся в системе олимпийской подготовки, получают гранты OLT. Кроме того, часть спортсменов имеет дополнительные финансовые источники – средства спонсоров, стипендии местных властей.

 

1.4.4.5 Спортивный отбор и подготовка отдаленного резерва

Большинство компонентов современной норвежской системы спорта высших достижений и подготовки сильнейших спортсменов к Олимпийским играм соответствует практике, принятой в странах с наиболее высоким уровнем спортивной науки и организации олимпийской подготовки. Однако одна из наиболее важных составляющих системы олимпийской подготовки в Норвегии имеет столь существенные национальные особенности и, в определенной мере, неожиданные результаты, что заслуживает специального рассмотрения и особого внимания. Относится она к начальному отбору, идентификации одаренных детей, ориентации и подготовке на начальных этапах многолетнего совершенствования, ранней специализации. Здесь система норвежского спорта принципиально отличается от существовавших в СССР, ГДР и других странах восточной Европы и наблюдается в настоящее время в подавляющем большинстве стран с высокоразвитым олимпийским спортом.

В Норвегии отсутствует система отбора в спорт перспективных детей. Согласно существующим нормативным документам, детский спорт, охватывающий детей до 13 лет, не предполагает ни спортивного отбора, ни узкой специализации. В этом возрасте к спорту привлекается максимально возможное количество детей, и он решает задачи полноценного физического воспитания, обеспечения здорового образа жизни. На этом уровне интересы спорта высших достижений рассматриваются как второстепенные, а основная задача – подготовка разностороннего человека в интересах общества. До 10-летнего возраста вообще не рекомендуется специализация в одном виде спорта, дети получают возможность освоить основы различных видов спорта. В 11-13-летнем возрасте многие дети уже определяются с выбором вида спорта, но узкая специализация не рекомендуется, тренировочная работа исключительно разнообразна, с широким использованием игрового метода и направлена на всестороннее физическое развитие ребенка.

Этот порядок вызывает и дискуссии, и критику, как в среде специалистов, так и в норвежском обществе в целом. Отмечается, что существующая практика не позволяет готовить спортсменов в видах спорта, в которых ранняя специализация необходима (например, в спортивной и художественной гимнастике), и что отсутствие системы отбора и ориентации на ранних этапах многолетнего совершенствования затрудняют мотивацию детей и их родителей в отношении спорта высших достижений, нарушает оптимальный процесс многолетнего совершенствования. OLT признает наличие этих проблем, однако, несмотря на дискуссии, описанная ситуация сохраняется, хотя есть основания думать, что нормативные документы будут совершенствоваться в направлении дифференциации подходов в различных видах спорта.

Понятно, что единая для всех видов спорта система начального обучения и подготовки на ранних этапах многолетнего совершенствования, ориентированная преимущественно на решение задач полноценного возрастного развития и физического воспитания детей, в отношении спорта высших достижений недостаточно совершенна, имеет противоречия и недостатки. Но, на наш взгляд, норвежский подход имеет значительно больше достоинств, чем недостатков. Дело в том, что он наиболее рационален в отношении решения задач полноценного физического воспитания и формирования здорового образа жизни детей и, в силу этого, исключительно важен для общества. И в отношении спорта высших достижений такая, казалось бы, односторонняя и примитивная практика имеет огромные преимущества, так как исключает излишне раннюю специализацию и неизбежно сопутствующую ей форсированную подготовку. Это особенно ценно для Норвегии – страны с очень небольшим населением, которая просто не может позволить себе ранней спортивной специализации и сопутствующей ей напряженной тренировки и активной соревновательной деятельности, так как хорошо известно, что этот путь является крайне опасным, нарушающим объективные закономерности многолетнего совершенствования, преждевременно изнашивающим юного спортсмена и лишающим его возможности достичь действительно высоких результатов в оптимальной для конкретного вида спорта возрастной зоне.

Два принципиальных момента норвежской системы вынуждают тренеров, детей, родителей, спортивные клубы рационально строить процесс многолетнего совершенствования. Первый – отсутствие узкой специализации вплоть до 13-летнего возраста; второй, органически вытекающий из первого – включение в основные составы команд спортсменов, достигших 24-25-летнего возраста.

 

1.4.4.6 Многоступенчатость в организации многолетней подготовки спортсменов высокого класса

Система многолетней подготовки в норвежском спорте строится на нескольких уровнях; каждый имеет специфическую организацию и руководство, различные источники финансирования.

Первый уровень охватывает детей от 7-8 до 12-13 лет, которые готовятся в клубах по месту жительства. Таким образом, клубов Норвегии – множество, а работают они главным образом на общественной основе, при активном участии родителей и местных властей. Подавляющее большинство детей при активной помощи родителей (в том числе и финансовой) вовлекается в систему массового детского спорта без узкой специализации и стремления к достижению высоких спортивных результатов.

Второй уровень охватывает детей от 12-14 до 16 лет. Они продолжают тренироваться в своих клубах, но в их подготовке начинают принимать участие и национальные спортивные федерации, которые ведут работу по поиску наиболее талантливых детей и оказанию им помощи в эффективной подготовке. Федерации отбирают наиболее перспективных подростков в команды провинции, периодически проводят для них сборы под руководством квалифицированных тренеров. На этих сборах молодые спортсмены имеют возможность общаться с взрослыми спортсменами высокого класса, пользоваться их советами и рекомендациями. Организуют федерации и большое количество разнообразных соревнований, в основном – на городском и провинциальном уровнях. Проводится и национальный чемпионат.

Третий уровень – это спортсмены в возрасте 17-19 лет; большую часть наиболее способных из них зачисляют в специальные общеобразовательные школы, в которых созданы условия для успешного сочетания учебы с занятиями спортом. Ежегодно федерации отбирают наиболее сильных и перспективных юношей и девушек в юношеские сборные команды Норвегии. Например, в лыжном спорте в юношескую команду ежегодно отбираются по 6 юношей и 6 девушек. На этом уровне увеличиваются объемы тренировочной работы, она становится более специализированной. Спортсмены привлекаются на различные сборы, где получают возможность пользоваться услугами квалифицированных тренеров, врачей, использовать современные спортивные сооружения и инвентарь. Резко расширяется соревновательная практика, подготовка на сборах и участие в соревнованиях сочетаются с занятиями в клубах.

На четвертом уровне находятся сильнейшие молодые норвежские спортсмены, завершившие обучение в средней школе и поступившие в университеты. Эти спортсмены составляют ближайший резерв сборных команд страны и включаются в программы деятельности OLT, получая все необходимое для полноценной подготовки.

Пятый уровень – сборные команды страны, подготовка которых осуществляется по программам совместной деятельности OLT и федераций по видам спорта.

 

СИСТЕМА ОЛИМПИЙСКОЙ ПОДГОТОВКИ В СПОРТЕ ЯПОНИИ

 

Системой олимпийской подготовки в Японии специалисты различных стран заинтересовались после Игр XXVIII Олимпиады 2004 г. в Афинах, где выступление национальной команды стало одной из сенсаций: сборная Японии, завоевавшая 16 золотых (а также 9 серебряных и 12 бронзовых медалей), заняла в неофициальном командном зачете 5-е место, пропустив вперед США, Китай, Россию, Австралию и опередив Германию, Францию, Италию и другие страны.

Спортсмены Японии в Афинах выиграли больше золотых наград, чем на четырех предыдущих Играх Олимпиад – в Сеуле, Барселоне, Атланте и Сиднее, вместе взятых. Впечатляющим оказался и прогресс команды Японии на Играх-2004 по сравнению с результатами достаточно благополучных для нее Игр-2000: в Афинах японцами было завоевано медалей разного достоинства в два с лишним раза больше, чем в Сиднее, а золотых наград – в 3,2 раза больше.

Олимпийский дебют спортсменов Японии состоялся в 1912 г. в Стокгольме на Играх V Олимпиады, но там они остались без медалей.

Первые серьезные успехи пришли к сборной Японии на Играх X Олимпиады 1932 г. в Лос-Анджелесе – 7 золотых, 7 серебряных, 4 бронзовые медали и 5-е место в неофициальном командном зачете. А на Играх XI Олимпиады 1936 г. в Берлине в активе команды Японии было 6 золотых, 4 серебряных и 8 бронзовых медалей (8-е место).

Участие Японии как страны-агрессора во Второй мировой войне и ее союзнические отношения с нацистской Германией, тяжелое поражение в этой войне, сложнейшая экономическая и социально-политическая ситуация первых послевоенных лет – все это самым отрицательным образом сказалось на состоянии спорта в стране.

В течение шести послевоенных лет Япония практически была оккупирована и контролировалась Соединенными Штатами Америки, а политическую независимость получила лишь в 1951 г.

В 1952 г. команда Японии приняла участие в Играх XV Олимпиады в Хельсинки, где выступила неудачно, завоевав лишь 1 золотую медаль, 6 серебряных и 2 бронзовые. Такая неудача вполне объяснима в свете полного разрушения системы управления спортом, существовавшей в Японии до конца Второй мировой войны.

Централизованная система управления спортом в те годы осуществлялась Бюро физического воспитания Министерства просвещения. Когда в связи с началом Второй мировой войны были отменены Игры XII Олимпиады 1940 г., которые должны были состояться в Токио, бюро переключилось исключительно на руководство военизированным физическим воспитанием. После окончания Второй мировой войны это послужило основанием для упразднения упомянутой организации как милитаристской.

На Играх XVI Олимпиады 1956 г. в Мельбурне на счету сборной Японии были 4 золотые, 10 серебряных и 5 бронзовых медалей (10-е место), а на Играх XVII Олимпиады 1960 г. в Риме – соответственно 4, 7 и 7 (8-е место).

В 1961 г. в Японии был принят закон, который определил систему управления спортом, его финансирование и направления развития.

Мощным толчком для развития спорта в Японии стало принятие МОК в 1959 г. решение, которым Токио предоставлялось право проведения в 1964 г. Игр XVIII Олимпиады.

У себя дома – в Токио, где в 1964 г. проходили Игры XVIII Олимпиады, спортсмены Японии выступили весьма успешно: они завоевали 16 золотых, 5 серебряных и 8 бронзовых медалей, что в итоге принесло этой стране 3-е место в неофициальном командном зачете (впереди были только США и СССР).

Причину впечатляющего успеха спортсменов Японии на Играх XVIII Олимпиады 1964 г. следует искать в мощнейшей государственной поддержке этих Игр и подготовки к ним японских спортсменов.

Для правительства Японии проведение Игр-1964 стало одним из важнейших факторов преодоления тяжелого наследия итогов Второй мировой войны. В те годы страна стремилась к выходу из политической и экономической изоляции, демонстрации своих достижений в области государственного строительства, внешней и внутренней политике и экономике, восстановлению национальной гордости своих граждан, подавленной прежней политикой и итогами войны.

На подготовку и проведение Игр-1964 Япония выделила невиданные по тем временам финансовые средства, эквивалентные более чем 2 млн. долларов США. Большое внимание было уделено и олимпийской подготовке японских спортсменов, достижения которых на Играх должны были стать свидетельством потенциала страны и важным средством объединения нации.

На Играх XIX Олимпиады, состоявшихся в 1968 г. в Мехико, сборная Японии вновь сумела выйти на 3-е место в неофициальном командном зачете (11 золотых, 7 серебряных и 7 бронзовых наград). В Мюнхене, где в 1972 г. проходили Игры XX Олимпиады, сборная Японии заняла 5-е место (13, 8 и 8). На 5-й позиции оказались японцы и на Играх XXI Олимпиады 1976 г. в Монреале (9, 6, 10).

Все эти успехи явились следствием достаточно эффективного развития существовавшей в Японии односторонней системы спорта высших достижений, опирающейся, прежде всего, на самобытные национальные школы, сформировавшиеся в нескольких видах спорта, в первую очередь – в спортивной гимнастике, вольной и греко-римской борьбе, дзюдо, волейболе.

Достаточно сказать, что на четырех Играх Олимпиад (1964, 1968, 1972, 1976 гг.) представители Японии завоевали в соревнованиях по спортивной гимнастике 19 золотых, 15 серебряных и 14 бронзовых медалей (всего 48), по вольной борьбе – 10, 1 и 4 (15), по греко-римской борьбе – 3, 2 и 1 (6), по дзюдо – 9, 2 и 2 (13), по волейболу (мужские и женские команды) – 3, 3 и 1 (7). Таким образом, из 49 золотых медалей, выигранных спортсменами сборной Японии в Играх четырех Олимпиад (1964-1976 гг.), 44 золотые награды (т.е. 80%) приходятся на пять упомянутых видов спорта.

Регресс олимпийского спорта Японии в 80-90-е годы XX в. во многом был обусловлен еще и тем, что японские специалисты проглядели кардинальные изменения в организации и методике олимпийской подготовки, произошедшие во многих странах и прежде всего в государствах социалистического содружества – СССР, ГДР, Венгрии, Болгарии, Кубе и др. Именно спортсмены этих стран потеснили японцев в традиционно сильных для них видах спорта. Например, на Играх XXIV Олимпиады 1988 г. в Сеуле в соревнованиях по спортивной гимнастике среди мужчин японцы завоевали всего лишь 2 бронзовые награды и в итоге уступили не только спортсменам СССР, имевшим подавляющее преимущество (8 золотых, 3 серебряные, 1 бронзовая медаль), но и спортсменам ГДР (1, 2, 3), Китая (1 золотая, 1 бронзовая), Болгарии (1 золотая), т.е. тех стран, которые прежде не отличались высокими достижениями в этом виде спорта.

В то время как в ряде стран спортсменам создавались условия для двух-трехразовых тренировочных занятий в течение дня, что позволило в два раза и более увеличить объем тренировочной работы, функционировали центры олимпийской подготовки, оснащенные всем необходимым для полноценной тренировки, отдыха и восстановления, сочетания учебы с занятиями спортом и т.п., в Японии сохранилась система подготовки, характерная для 50-х – начала 60-х годов. Члены сборных команд Японии продолжали тренироваться 5-6 раз в неделю по 3 часа в день. Централизованные сборы обычно не превышали 30-60 дней в году.

Подавляющее большинство спортивных сооружений в Японии, принадлежавших в основном школам и университетам, не отвечало требованиям современной спортивной подготовки. Модернизация спортивных сооружений и перестройка организации спортивной подготовки сдерживались хроническим недостатком средств, отсутствием государственной системы управления спортом.

Развитие спорта высших достижений в Японии в 80-егоды XX в. во многом сдерживала и позиция правительства этой страны, курс которого был связан с развитием массового спорта, физического воспитания, активным и здоровым досугом как составной части «политики благосостояния», реализованной еще с 1973 г. Общественное беспокойство состоянием элитного спорта и неудачными выступлениями спортсменов Японии на Олимпийских играх и чемпионатах мира не находило отражения в политике правительства. Активность представителей серьезного бизнеса, который стал поддерживать элитный спорт, не опиралась на четкую систему управления спортом, была нестабильной и резко снизилась в начале 90-х годов XX в. в связи с экономическим кризисом.

Правительству Японии удавалось уходить от ответственности за негативные результаты выступлений сборной команды страны на Олимпийских играх вплоть до 1988 г., когда спортсмены Японии в Сеуле с огромным отрывом уступили команде Республики Корея – ближайшего соседа, конкуренции со стороны которого Япония стремилась не допустить ни в одной из сфер деятельности.

Итоги Игр 1988-1996 гг. убедительно продемонстрировали полную утрату Японией позиций практически во всех видах спорта, в которых спортсмены этой страны 20-23 лет если не доминировали, то были одними из сильнейших на олимпийских аренах: в вольной борьбе, спортивной гимнастике, волейболе. Относительно прочные позиции удалось сохранить лишь в таком традиционном для Японии виде спорта, как дзюдо.

Основа для будущих успехов спортсменов этой страны на олимпийской арене была заложена в 1998 г., когда Японский олимпийский комитет (ЯОК) приступил к разработке и реализации программы развития спорта высших достижений.

Первым этапом работы в этом направлении явилось формирование в Японии интегративной программы спортивной подготовки для национальных спортивных федераций, имевших наибольшие возможности для достижения высоких результатов на олимпийских аренах. С этой целью в 1998 г. были созданы три оперативные рабочие группы (по историческим предпосылкам, организационным основам, физической подготовке), деятельность которых привела к созданию модельных проектов подготовки по наиболее перспективным дисциплинам в семи видах спорта. В 2000 г. к разработке программы были подключены еще две группы – по координации тренировочного процесса и информационным технологиям.

Эта работа легла в основу базового плана развития спорта в Японии на 2001-2010 гг., принятого в сентябре 2000 г. Министерством образования, науки, спорта и культуры (сейчас – это Министерство образования, спорта, науки и техники). В базовом плане были представлены всеобъемлющие меры по подготовке и воспитанию спортсменов. Принципиально важным явилось то обстоятельство, что в этом плане были разделены функции и ответственность государственных органов и общественных организаций, в том числе ЯОК и национальных спортивных федераций.

В соответствии с базовым планом Японский олимпийский комитет предпринял инициативы по созданию и реализации долгосрочного плана развития спорта высших достижений в стране, в основе которого – ряд самостоятельных направлений, ориентированных на повышение качества олимпийской подготовки и не дублирующих деятельность национальных спортивных федераций. Этот план получил название «Золотой план ЯОК», а его реализация началась с 2001 г.

Основные направления этого плана:

- формирование системы спортивной подготовки, ориентированной на достижение результатов мирового уровня, и создание инфраструктуры для подготовки среды, обеспечивающей реализацию этой системы;

- реализация совместно с Японским институтом спортивной науки программ развития научных исследований и спортивной медицины;

- совершенствование системы отбора средств и формирования бюджета ЯОК, поощрение специальных проектов олимпийской подготовки, проводимой по линии федераций по видам спорта, оптимизация систем управления процессом реализации «Золотого плана ЯОК»;

- внедрение в практику спорта Японии передовых достижений мировой науки и практики, развитие информационного обеспечения, расширение международного сотрудничества в интересах повышения качества олимпийской подготовки и соревновательной результативности на международном уровне.

Реализация базового плана была возложена на ряд государственных и общественных организаций Японии. Ведущей правительственной структурой является Бюро физического воспитания Министерства образования, спорта, науки и техники. За формирование политики в сфере спорта высших достижений отвечает Консультативный совет по здоровью и физическому воспитанию, образованный при упомянутом министерстве. Главным органом реализации конкретных программ выступает Национальное агентство по реализации спортивных и оздоровительных программ, которое, в числе прочих задач, распределяет бюджетные средства, предназначенные для развития элитного спорта и олимпийской подготовки, включая спортивную науку, медицину, подготовку и повышение квалификации кадров и др.

Особую роль в системе управления подготовкой спортсменов высшего класса заняли созданный в 2001 г. Японский институт спортивной науки и тесно сотрудничающий с ним Национальный тренировочный центр для подготовки сильнейших спортсменов, решающие весь спектр вопросов научного и медицинского обеспечения.

Японский институт спортивной науки и Национальный тренировочный центр стали основными элементами материальной базы элитного спорта, включающей также все крупные учебно-тренировочные базы для занятий зимними и летними видами спорта, в том числе – приморские и высокогорные базы.

Национальное агентство обеспечивает также поддержку программ поиска одаренных детей и программ подготовки спортсменов высокого класса в территориях страны. А Японский олимпийский комитет уделяет особое внимание подготовке и повышению квалификации тренеров и менеджеров, взаимодействуя с тремя национальными академиями, отвечающими за подготовку, а также решает вопросы образования спортсменов и их карьеры после ухода из большого спорта.

Организационные и методические вопросы олимпийской подготовки в Японии и пути ее совершенствования.

 

Основные цели

 

В принятом в сентябре 2000 г. базовом плане на 2001-2010 гг. нашла выражение количественно определенная цель, отражающая успешность выступлений спортсменов Японии на Играх Олимпиад: 3,5% общего количества разыгрываемых медалей и 5-е место в неофициальном командном зачете.

Выделены также фундаментальные цели политики в сфере олимпийского спорта: 1) повышение конкурентоспособности олимпийского спорта Японии на мировой арене; 

2) органическая взаимосвязь системы школьного физического воспитания и спорта высших достижений; 3) участие в спорте в течение всей жизни.

Количественно поставленная цель была достигнута на Играх XXVIII Олимпиады 2004 г. в Афинах – 5-е место в неофициальном командном зачете, почти 4% общего количества разыгранных медалей и 5,3% общего количества золотых медалей.

Результаты выступлений японских спортсменов на Играх XXIX Олимпиады 2008 г. в Пекине (9 золотых, 6 серебряных, 10 бронзовых наград) были несколько хуже, чем в Афинах и принесли сборной этой страны 8-е место в неофициальном командном зачете. В активе японцев на этих Играх оказалось 2,98% общего количества золотых медалей и 2,6% общего количества всех медалей трех достоинств, что несколько ниже уровня, намеченного базовым планом.

Что же касается двух зимних Олимпийских игр, состоявшихся после принятия в Японии этого базового плана, то на них результаты выступлений сборной команды этой страны имели такой вид: Солт-Лейк-Сити-2002 – ни одной золотой медали, 1 серебряная и 1 бронзовая (21-22-е места); Турин-2006 – 1 золотая медаль (18-е место).

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 357.