РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МОДУЛЯ
ТЕОРИЯ СОВРЕМЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Перечень сведений о рабочей программе модуля | Учетные данные |
Модуль Теория современного управления | Код модуля 1123483 |
Образовательная программа Государственное и муниципальное управление | Код ОП 38.03.04./01.02. |
Траектория образовательной программы (ТОП) | |
Направление подготовки Государственное и муниципальное управление | Код направления и уровня подготовки 38.03.04 |
Уровень подготовки бакалавриат | |
ФГОС ВО | Реквизиты приказа Минобрнауки РФ об утверждении ФГОС ВО: 10.12.2014, № 1567 |
Екатеринбург, 2016
Программа модуля составлена авторами:
№ п/п | ФИО | Ученая степень, ученое звание | Должность | Кафедра | Подпись |
1 | Амбарова Полина Анатольевна | Кандидат социологических наук, доцент | Доцент | социологии и технологий государственного и муниципального управления |
Руководитель модуля П.А. Амбарова
Рекомендовано учебно-методическим советом института государственного управления и предпринимательства*
Председатель учебно-методического совета А.А. Яшин
Протокол № 7 от 16.03.2016_ г.
Согласовано:
Дирекция образовательных программ Е.С. Комарова
Руководитель образовательной программы (ОП) А.А. Айвазян
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОДУЛЯ Теория современного управления
1.1. Объем модуля, 9 з.е.
Аннотация содержания модуля.
Модуль включает в себя дисциплины – «Теорию управления» и «Основы маркетинга», изучение которых основано на освоении современных теорий управления. Практическая деятельность в сфере государственного и муниципального управления сегодня не может обойтись без опоры на теоретическое знание закономерностей, принципов, механизмов управления. Это знание придает управленческой практике обоснованность и гибкость, минимизирует риски принятия неправильных управленческих решений, ориентирует на реальные общественные потребности и проблемы.
В результате изучения модуля «Современные теории управления» у студента формируется знание сущности управления сложными социальными системами – обществом, социальными группами и общностями, теорриториями, экономикой, рынком, культурой, здравоохранением и т.д. Формируется современный уровень понимания управления как взаимодействия с этими объектами, имеющими собственную логику функционирования и развития, специфически реагирующих на управленческие воздействия и влияния. Изучение дисциплин модуля позволяет овладеть принципами эффективного и динамично изменяющегося управления, основанного на видении актуальных тенденций в развитии общества и его подсистем.
Название модуля отнюдь не сводит освоение его дисциплин к теоретическому знанию. Изучение современных теорий управления – это инструмент диагностики, анализа и выбора способов решения острых проблем современного общества. Подходы к учебной работе в рамках модуля выстроены прежде всего с ориентацией на самые острые актуальные, постоянно меняющиеся проблемы, стоящие перед государственным и муниципальным управлением. Освоение модуля делает возможным качественное освоение других модулей учебного плана.
СТРУКТУРА МОДУЛЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ПО ДИСЦИПЛИНАМ
Для очной формы обучения
Наименования дисциплин с указанием, к какой части образовательной программы они относятся: базовой (Б), вариативной – по выбору вуза (ВВ), вариативной – по выбору студента (ВС). |
Семестр изучения
Объем времени, отведенный на освоение дисциплин модуля
Аудиторные занятия, час.
Самостоятельная работа, включая все виды текущей аттестации, час.
Промежуточная аттестация (зачет, экзамен)час.
Всего по дисциплине
Всего на освоение модуля
Для заочной формы обучения
Наименования дисциплин с указанием, к какой части образовательной программы они относятся: базовой (Б), вариативной – по выбору вуза (ВВ), вариативной – по выбору студента (ВС). |
Семестр изучения
Объем времени, отведенный на освоение дисциплин модуля
Аудиторные занятия, час.
Самостоятельная работа, включая все виды текущей аттестации, час.
Всего на освоение модуля
3.1. | Пререквизиты и постреквизиты в модуле |
|
3.2. | Кореквизиты | - |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ МОДУЛЯ
4.1. Планируемые результаты освоения модуля и составляющие их компетенции
Коды ОП, для которых реализуется модуль | Планируемые в ОХОП результаты обучения -РО, которые формируются при освоении модуля | Компетенции в соответствии с ФГОС ВО, а также дополнительные из ОХОП, формируемые при освоении модуля |
38.03.04 | РО-08 – Способность использовать теорию и технологии современного управления в профессиональной деятельности | ОПК-3 – способность проектировать организационные структуры, участвовать в разработке стратегий управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, распределять и делегировать полномочия с учетом личной ответственности за осуществляемые мероприятия ПК-2 – владение навыками использования основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих задач, а также для организации групповой работы на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды, умений проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры ДПК-3 – способность применять маркетинговые технологии в сфере государственного и муниципального управления ДПК-20 – иметь системные представления о теории и технологиях современного управления и быть способными применять их в профессиональной деятельности |
4.2.Распределение формирования компетенций по дисциплинам модуля
Дисциплины модуля
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по модулю (Приложение 1)
Промежуточная аттестация по модулю не продусмотрена
6. ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ МОДУЛЯ
Номер листа изменений | Номер протокола заседания проектной группы модуля | Дата заседания проектной группы модуля | Всего листов в документе | Подпись руководителя проектной группы модуля |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования
«Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ
Перечень сведений о рабочей программе дисциплины | Учетные данные |
Модуль Теория современного управления | Код модуля 1123483 |
Образовательная программа Государственное и муниципальное управление | Код ОП 38.03.04./01.02. |
Направление подготовки Государственное и муниципальное управление | Код направления и уровня подготовки... 38.03.04. |
Уровень подготовки бакалавриат | |
ФГОС ВО | Реквизиты приказа Минобрнауки РФ об утверждении ФГОС ВО: 10.12.2014, № 1567 |
Екатеринбург, 2016
Рабочая программа дисциплины составлена авторами:
№ п/п | ФИО | Ученая степень, ученое звание | Должность | Кафедра | Подпись |
1 | Амбарова Полина Анатольевна | к.социол.наук, доцент | доцент | Социологии и технологий государственного и муниципального управления |
Руководитель модуля П.А. Амбарова
Рекомендовано учебно-методическим советом Института государственного управления и предпринимательства
Председатель учебно-методического совета А.А. Яшин
Протокол № 8 от 13 апреля 2016 г.
Согласовано:
Дирекция образовательных программ Е.С. Комарова
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСЦИПЛИНЫ ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ
1.1. Аннотация содержания дисциплины
Дисциплина «Теория управления» входит в модуль «Теория современного управления», который является вариативным по направлению подготовки 38.03.04. «Государственное и муниципальное управление».
Дисциплина «Теория управления» посвящена изучению структуры, методов, принципов управления. Особое внимание уделяется рассмотрению содержания функций управления, человеческого фактора в управленческой деятельности. Студенты изучают основы информационного обеспечения управления и принятия управленческих решений. Особенность учебной дисциплины состоит в том, что она создает базу для освоения других дисциплин профессионального цикла, и в том, что отдельные аспекты теоретических знаний углубляются в ходе подготовки и написания курсовой работы. Содержание «Теории управления» выстроено с учетом актуальных проблем теории и практики управления, новых теоретических подходов к изучению государственного и муниципального управления.
1.2. Язык реализации программы – русский.
1.3. Планируемые результат ы обучения по дисциплине
Результатом обучения в рамках дисциплины является формирование у студента способности использовать теорию и технологии современного управления в профессиональной деятельности (РО-8), конкретизируемой следующими компетенциями:
ОПК-3 - способность проектировать организационные структуры, участвовать в разработке стратегий управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, распределять и делегировать полномочия с учетом личной ответственности за осуществляемые мероприятия;
ПК-2 - владение навыками использования основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих задач, а также для организации групповой работы на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды, умений проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры;
ДПК-20 – иметь системные представления о теории и технологиях современного управления и быть способными применять их в профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
- основы теории управления, основные категории, функции и принципы управления, основные модели управления;
- тенденции развития современной теории и практики управления в сферер ГМУ;
- специфику общества и различных типов организаций как объектов управления.
Уметь:
- использовать категориальный аппарат теории управления в профессиональной деятельности;
- решать учебные и профессиональные задачи на основе знаний основных принципов управленческой деятельности в сфере ГМУ;
- ставить цели и формулировать задачи, связанные с выполнением профессиональных функций.
Владеть (демонстрировать навыки и опыт деятельности):
- владение навыками анализа управленческой ситуации и принятия управленческих решений;
- владение методами реализации основных управленческих функций.
1.4. Объем дисциплины
Таблица 1
Объем дисциплины для студентов очной формы обучения, в т.ч. при использовании дистанционной образовательной технологии
Виды учебной работы
Объем дисциплины
Распределение объема дисциплины по семестрам (час.)
Таблица 2
Объем дисциплины для студентов заочной формы обучения, в т.ч. при использовании дистанционной образовательной технологии
Виды учебной работы | Объем дисциплины | Распределение объема дисциплины по семестрам (час.) | |||
№ п/п | Всего часов | В т.ч. контактная работа (час.)* | 2 | 3 | |
1. | Аудиторные занятия | 20 | 20,00 | 10 | 10 |
2. | Лекции | 8 | 8,00 | 4 | 4 |
3. | Практические занятия | 12 | 12,00 | 6 | 6 |
4. | Лабораторные работы | - | - | - | - |
5. | Самостоятельная работа студентов, включая все виды текущей аттестации | 160 | 6,00 | 80 | 80 |
6. | Промежуточная аттестация | 36 | 4,66 | Э,18 | Э,18 |
7. | Общий объем по учебному плану, час. | 216 | 30,66 | 108 | 108 |
8. | Общий объем по учебному плану, з.е. | 6 | 6 | 3 | 3 |
Таблица 3
Объем дисциплины для студентов заочной формы обучения [ускоренная программа], в т.ч. при использовании дистанционной образовательной технологии[ускоренная программа]
Виды учебной работы | Объем дисциплины | Распределение объема дисциплины по семестрам (час.) | |||
№ п/п | Всего часов | В т.ч. контактная работа (час.)* | 1 | 2 | |
1. | Аудиторные занятия | 12 | 12,00 | 6 | 6 |
2. | Лекции | 4 | 4,00 | 2 | 2 |
3. | Практические занятия | 8 | 8,00 | 4 | 4 |
4. | Лабораторные работы | - | - | - | |
5. | Самостоятельная работа студентов, включая все виды текущей аттестации | 168 | 4,8 | 84 | 84 |
6. | Промежуточная аттестация | 36 | 4,66 | Э,18 | Э,18 |
7. | Общий объем по учебному плану, час. | 216 | 21,46 | 108 | 108 |
8. | Общий объем по учебному плану, з.е. | 6 | 6 | 3 | 3 |
*Контактная работа составляет:
в п/п 2,3,4 - количество часов, равное объему соответствующего вида занятий;
в п.5 – количество часов, равное сумме объема времени, выделенного преподавателю на консультации в группе (15% от объема аудиторных занятий) и объема времени, выделенного преподавателю на руководство курсовой работой/проектом одного студента, если она предусмотрена.
в п.6 – количество часов, равное сумме объема времени, выделенного преподавателю на проведение соответствующего вида промежуточной аттестации одного студента и объема времени, выделенного в рамках дисциплины на руководство проектом по модулю (если он предусмотрен) одного студента.
2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Код раздела, темы | Раздел, тема дисциплины* | Содержание | |||||||||||||||||||||||||||||
Р1 | История и общая методология управленческой науки | ||||||||||||||||||||||||||||||
Р1.Т1 | Введение в теорию управления | Объект и предмет теории управления, задачи ее изучения. Место теории управления в системе социального знания. Структура и уровни управленческих знаний. Значение теории управления в подготовке специалистов в области государственного и муниципального управления. | |||||||||||||||||||||||||||||
Р1.Т2 | Эволюция управленческой мысли | Предпосылки становления управленческой науки. Классика управленческой науки: школа научного управления (Ф. Тейлор, Ф. и Л. Гилберты, Г. Грант), школа научного администрирования (А. Файоль и др.), теория бюрократии М. Вебера, школа человеческих отношений (Э. Мэйо, А. Маслоу). Процессный, ситуационный и системный подходы к управлению. Вклад российских ученых в развитие теории управления (А. А. Богданов, П. М. Керженцев, А. К. Гастев, Н. А.Витке, Е. Ф. Розмирович). Основные этапы и направления в развитии теории государственного управления. Тенденции развития управленческой науки на современном этапе. | |||||||||||||||||||||||||||||
Р1.Т3 | Понятие и сущность управления | Понятие и структура управления. Понятие и происхождение социального управления. Субъект и объект управления. Управление как технология и социальное отношение. Природа управленческих отношений. Виды управленческой деятельности. Соотношение понятий управления, руководства и менеджмента. Цели, функции и методы управления. Принципы управления. Управленческая иерархия. Цикличность управления. Типологии моделей управления. Авторитарная, демократическая, тоталитарная и либеральная модели управления: сравнительная характеристика, исторические и социальные предпосылки их формирования и бытования. Управление как средство решения социальных проблем. Общество как объект управления. | |||||||||||||||||||||||||||||
Р2 | Содержание и модели управленческих процессов | ||||||||||||||||||||||||||||||
Р2.Т1 | Системный подход к управлению | Основные принципы системного подхода к управлению. Понятие системы управления. Системный подход к управлению организацией и обществом. Саморегулирование и самоорганизация в процессах управления. Система функций управления в органах государственной власти и управления. | |||||||||||||||||||||||||||||
Р2.Т2 | Организация как функция управления | Понятие и значение организации как функции управления. Проектирование работы и организации. Проектирование системы управления. Организационные формы и модели структур управления. Централизация и децентрализация управления. | |||||||||||||||||||||||||||||
Р2.Т3 | Основы планово-управленческой работы | Значение и содержание функции планирования. Целеполагание как основа планирования. Этапы планирования. Виды и методы планирования. Прогнозирование в механизме планирования. Значение стратегического планирования в современном обществе. | |||||||||||||||||||||||||||||
Р2.Т4 | Контроль в системе управления | Понятие и виды управленческого контроля. Основные этапы контроля. Принципы организации эффективного контроля. Цели контроля. Человеческий фактор в системе контроля. | |||||||||||||||||||||||||||||
Р2.Т5 | Информационно-коммуникативная природа управленческой деятельности | Понятие и виды управленческой информации. Система информационного обеспечения управленческой деятельности. Информация и качество управления. Понятие, структура и виды коммуникации. Коммуникационные сети. Барьеры коммуникации. Критерии эффективной коммуникации и методы ее организации. | |||||||||||||||||||||||||||||
Р3 |
Аудиторные занятия (час.) |
Самостоятельная работа: виды, количество и объемы мероприятий | |||||||||||||||||||||||||||||
Код раздела, темы | Наименование раздела, темы |
180 |
85 |
51 |
34 | 95 |
75 |
22 |
53 | 20 | 20 | ||||||||||||||||||||
| Всего по дисциплине (час.): |
216 | 85 | 85 | 131 |
| 0 | 36 | 0 | 0 | |||||||||||||||||||||
*Суммарный объем в часах на мероприятие указывается в строке «Всего (час.) без учета промежуточной аттестации | |||||||||||||||||||||||||||||||
Для студентов очной формы обучения, в т.ч. при использовании дистанционной образовательной технологии
Таблица 2
Для студентов заочной формы обучения, в т.ч. при использовании дистанционной образовательной технологии
| Объем модуля (зач.ед.): 9 Объем дисциплины (зач.ед.): 6 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел дисциплины |
Аудиторные занятия (час.) |
Самостоятельная работа: виды, количество и объемы мероприятий | |||||||||||||||||||||||||||||
Код раздела, темы | Наименование раздела, темы |
180 |
20 | 8 |
12 | 160 |
140 |
60 |
80 | 0 | 0 |
20,0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 20 | 0 |
0,0 | 0 | 0 | |||||||
| Всего по дисциплине (час.): |
216 | 20 | 20 | 196 | В т.ч. промежуточная аттестация | 0 | 36 | 0 | 0 | |||||||||||||||||||||
*Суммарный объем в часах на мероприятие указывается в строке «Всего (час.) без учета промежуточной аттестации | |||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 3
| Объем модуля (зач.ед.): 9 Объем дисциплины (зач.ед.): 6 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел дисциплины |
Аудиторные занятия (час.) |
Самостоятельная работа: виды, количество и объемы мероприятий | |||||||||||||||||||||||||||||
Код раздела, темы | Наименование раздела, темы |
180 |
12 | 4 | 8 | 168 |
148 |
60 |
88 | 20 | 20 | 0 | 0 | ||||||||||||||||||
| Всего по дисциплине (час.): |
216 | 12 | 12 | 204 | В т.ч. промежуточная аттестация | 0 | 36 | 0 | 0 | |||||||||||||||||||||
*Суммарный объем в часах на мероприятие указывается в строке «Всего (час.) без учета промежуточной аттестации | |||||||||||||||||||||||||||||||
Для студентов заочной формы обучения [ускоренная программа], в т.ч. при использовании ДТО [ускореная программа]
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ, САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Лабораторны е работы
Н е предусмотрено
Практические занятия
Таблица 1
Для студентов очной формы обучения, в т.ч. при использовании дистанционной образовательной технологии
Код раздела, темы | Номер занятия | Тема занятия | Время на проведение занятия (час.) |
Р1.Т1 | 1 | Актуальные проблемы государственного и муниципального управления в современной России | 2 |
Р1.Т1 | 2 | Роль научного и практического знания в принятии управленческого решения | 2 |
Р1.Т2 | 3 | Общественно-политическая мысли России XVII–XX вв. как теоретическая основа государственного управления | 2 |
Р1.Т2 | 4 | Особенности управления в информационном обществе | 2 |
Р1.Т3 | 5, 6 | Управление как инструмент решения социальных проблем | 4 |
Р2.Т2 | 7 | Феномен современной бюрократии | 2 |
Р2.Т2 | 8 | Управление организационными изменениями в органах ГМУ | 2 |
Р2.Т3 | 9 | Стратегическое планирование развития городов в современной России | 2 |
Р2.Т3 | 10 | Актуальные проблемы социально-экономической стратегии России (Стратегия 2020) | 2 |
Р2.Т3 | 11 | Основы тайм-менеджмента в системе ГМУ | 2 |
Р2.Т4 | 12 | Деятельность Уполномоченного по правам человека как форма контроля в сфере ГМУ | 2 |
Р2.Т5 | 13 | Управление внешними коммуникациями в органах ГМУ | 2 |
Р2.Т5 | 14 | Имидж органов власти в зеркале СМИ и общественного мнения | 2 |
Р3.Т6 | 15, 16 | Профессиональные и личные ресурсы руководителя в системе ГМУ | 3 |
Р3.Т6 | 16, 17 | Основы самоменеджмента современного руководителя | 3 |
Всего: | 34 |
Таблица 2
Для студентов заочной формы обучения, в т.ч. при использовании дистанционной образовательной технологии
Код раздела, темы | Номер занятия | Тема занятия | Время на проведение занятия (час.) |
Р1.Т1 | 1 | Актуальные проблемы государственного и муниципального управления в современной России | 2 |
Р2.Т3 | 2 | Стратегическое планирование развития городов в современной России | 2 |
Р2.Т3 | 3 | Актуальные проблемы социально-экономической стратегии России (Стратегия 2020) | 2 |
Р2.Т5 | 4 | Имидж органов власти в зеркале СМИ и общественного мнения | 2 |
Р3.Т6 | 5 | Профессиональные и личные ресурсы руководителя в системе ГМУ | 2 |
Р3.Т6 | 6 | Основы самоменеджмента современного руководителя | 2 |
Всего: | 12 |
Таблица 3
Для студентов заочной формы обучения [ускоренная программа], в т.ч. при использовании ДТО [ускореная программа]
Код раздела, темы | Номер занятия | Тема занятия | Время на проведение занятия (час.) |
Р1.Т1 | 1 | Актуальные проблемы государственного и муниципального управления в современной России | 2 |
Р2.Т3 | 2 | Стратегическое планирование развития городов в современной России | 2 |
Р2.Т3 | 3 | Актуальные проблемы социально-экономической стратегии России (Стратегия 2020) | 2 |
Р3.Т6 | 4 | Основы самоменеджмента современного руководителя | 2 |
Всего: | 8 |
4.3.Примерная тематика самостоятельной работы
Примерный перечень тем домашних работ
не предусмотрено
Примерный перечень тем графических работ
не предусмотрено
Примерный перечень тем рефератов (эссе, творческих работ)
не предусмотрено
Примерная тематика индивидуальных или групповых проектов
не предусмотрено
4.3.5. Примерный перечень тем расчетных работ (программных продуктов)
не предусмотрено
Примерный перечень тем расчетно-графических работ
«не предусмотрено»
Примерный перечень тем курсовых проектов (курсовых работ)
1. Управление качеством услуг государственной организации
2. Организация медицинского обслуживания на государственном предприятии
3. Совершенствование системы управления персоналом в органах местного самоуправления
4. Управление развитием государственной организации
5. Реализация федеральных и областных целевых программ в области (регионе)
6. Создание управленческой команды и ее значение в деятельности организации
7. Система управления персоналом в организации
8. Межсекторное взаимодействие в сфере управления трудовой миграцией
9. Реализация молодежной политики в муниципальном образовании
10. Управление конфликтами в организации
11. Система стимулирования труда в бюджетной организации
12. Взаимодействие общественных организаций и промышленных предприятий в сфере социально-экономических отношений
13. Особенности управления персоналом в военной организации
14. Государственный контроль в сфере образования
15. Государственно-общественное управление образовательным учреждением
16. Профессиональный спорт как объект управления
17. Особенности этики государственной службы
18. Здоровье населения как объект государственной политики
19. Государственная поддержка массовой физкультуры и спорта
20. Особенности управления персоналом в сфере ГМУ
21. Деятельность органов власти по надзору в сфере прав потребителей
22. Организация государственного контроля в сфере медицинского обслуживания
23. Студенческая молодежь как ресурс развития профессиональной группы госслужащих
24. Проблемы социального партнерства в сфере труда
25. Формирование имиджа служащих органов ГМУ
26. Особенности лидерства в ГМУ
27. Деятельность Уполномоченного по правам человека
28. Государственная поддержка среднего и малого бизнеса в современной России
29. Социальная политика в отношении людей с ограниченными возможностями
30. Создание управленческой команды и ее значение в деятельности органов государственной власти
31. Государственная поддержка развития промышленности области (региона)
32. Детская беспризорность как объект государственной политики
33. Здоровье населения как объект государственной политики
34. Молодежь как ресурс развития муниципального образования
35. Деятельность Федеральной налоговой службы в системе государственного управления
36. Государственное регулирование волонтерства в современной России
37. Повышение конкурентоспособности образовательного учреждения
38. Проблемы в деятельности органов местного самоуправления в российских регионах
39. Профессиональные ресурсы управленческих кадров
40. Государственно-частное партнерство в социальной сфере
41. Профессиональная культура госслужащих
42. Контроль в системе управления организацией
43. Управление организационными коммуникациями
44. Управление групповой динамикой в организации.
45. Внутриорганизационное планирование
46. Повышение квалификации в системе управления персоналом государственной организации
47. Государственная поддержка учительства в современной России
48. Особенности работы с молодежью в государственных учреждениях
49. Политическая реклама как средство управления «политическим рынком»
50. Трудовая миграция как объект управления
51. Государственная поддержка детского спорта в условиях малого города
52. Государственная политика в области образования
53. Роль современной школы в системе гражданского воспитания молодежи
54. Особенности управления сферы ЖКХ в условиях реформирования
55. Пропаганда физкультуры и спорта как задача молодежной политики
56. Кадровый потенциал в сфере ГМУ
57. Молодежный парламент как институт гражданской культуры молодежи
58. Здоровье молодежи как объект деятельности органов местного самоуправления
59. Целевые программы как метод управления социальными процессами
60. Деятельность государственных и общественных организаций по защите окружающей среды
61. Стратегическое планирование развития города
62. Особенности развития городского управления в РФ
63. Государственное регулирование банковской деятельности
64. Особенности реализации национальных проектов в условиях современной России
65. Государственное регулирование деятельности коммерческих организаций
66. Отношение жителей муниципального образования к физкультуре и спорту
67. Этика государственных служащих в зеркале СМИ и общественного мнения
68. Управление развитием профессионального спорта в России
69. Экологическая политика города
70. Регулирование экологии города средствами государственного управления
71. Развитие городского транспорта как элемент управления городом
Примерная тематика контрольных работ
не предусмотрено
Примерная тематика коллоквиумов
не предусмотрено
СООТНОШЕНИЕ РАЗДЕЛОВ , тем ДИСЦИПЛИНЫ И ПРИМЕНЯЕМЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ
Код раздела, темы дисциплины |
Активные методы обучения
Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение
ПРОЦЕДУРЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ (Приложение 1)
ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ НЕЗАВИСИМОГО ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ (Приложение 2)
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕЙ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (Приложение 3)
9. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ дисциплины
9.1. Рекомендуемая литература
9.1.1. Основная литература
1. Гапоненко А. Л., Савельева М. В. Теория управления: Учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2013. (гриф МО) ЗНБ
2. Астахова Н. И. Теория управления: Учебник. М.: Юрайт, 2012. (гриф МО) ЗНБ
3. Батурин В. К. Общая теория управления: Учеб. пособие. М.: ЮНИТИ, 2012. (грифы НИИ образования и науки, УМЦ). URL:http://www.biblioclub.ru/book/117038/ ЭБС
4. Коробко В.И. Теория управления: учебное пособие [Электронный ресурс]. М.: Юнити-Дана, 2012. URL:http://www.biblioclub.ru/book/11716 ЭБС
5. Москвитин Г. И., Никитина Л. П., Астахова Н. И. и др. Теория управления: Учеб. пособие для бакалавров. М.: Юрайт, 2013. ЗНБ
6. Атаманчук Г. В. Теория государственного управления: Учебник. М.: Омега-Л, 2010. ЗНБ
7. Охотский Е.В. Теория и механизмы современного государственного управления: учебно-методический комплекс. М.: Юрайт, 2013. ЗНБ
8. Зубов В.И. Лекции по теории управления. Спб.: Лань, 2009. ЭБС
9. Охорзин В.А., Сафонов К.В. Теория управления. Спб.: Лань, 2014. ЭБС
10. Капогузов Е.А. Институциональная структура производства государственных услуг: от веберианской бюрократии – к современным реформам государственного управления. ОМ=ск: ОмГУ, 2012. ЭБС
11. Тодошева С.Т. Теория менеджмента: учебное пособие. М.: КноРус, 2013. ЭБС
9.1.2. Дополнительная литература
1. Алексеев Ю. П., Алисов А. Н., Барышников Ю. Н. Теория управления: Учебник / Под общ. ред. А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухина. М.: Издательство РАГС, 2003.
2. Алисов А. Н. Теория управления: Учебник. М.: Изд-во РАГС, 2005.
3. Атаманчук Г. В. Теория государственного управления: Курс лекций. М.: Омега-Л, 2009.
4. Стратегия-2020: Новая модель роста – новая социальная политика. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года. М.: Дело, 2013. [Электронный ресурс]. URL:http://2020strategy.ru/2020.
5. Атаманчук Г. В. Управление – фактор развития. Размышления об управленческой деятельности. М.: Экономика, 2002.
6. Банникова Л. Н., Якурнова Л. С. Общий менеджмент: Учебное пособие. Екатеринбург: УГТУ–УПИ, 2004.
7. Богданов А. А. Тектология: Всеобщая организационная наука. М.: Экономика, 1989.
8. Бурганова Л. А. Теория управления. М.: Инфра-М, 2009.
9. Бурков В. Н., Коргин Н. А., Новиков Д. А. Введение в теорию управления организационными системами. М.: Либроком, 2009.
10. Василенко И. А. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия: Учебное пособие. М.: Логос, 2001.
11. Виханский О. С., Наумов А. И. Основы менеджмента. М.: Гардарики, 1996.
12. Волков Ю. Г., Мостовая И. В. Менеджмент: теории управления организациями. М.: Гардарики, 2003.
13. Герчикова И. Н. Менеджмент: Учебник. М.: Банки и биржи, 2003.
14. Людвиг фон Мизес. Бюрократия. Запланированный хаос. Антикапиталистическая ментальность. [Электронный ресурс]. URL: http://www.libertarium.ru/l_lib_buero
15. Глазунова Н. И. Система государственного управления: Учебник для ВУЗов. М.: Юнити-Дана, 2002.
16. Козлова И.А. Феномен современной российской бюрократии // Сравнительная политика. 2011. № 2. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mgimo.ru/files2/z03_2013/kozlova.pdf.
17. Граждан В. Д. Теория управления. М.: Гардарики, 2007.
18. Грачев М. В. Капиталистическое управление: уроки 80-х. М.: Экономика, 1991.
19. Ехлаков Ю. П., Ходжаев Г. А. Информационные системы управления. Учебник. М., МГГУ, 2001.
20. Солоненко О.А. Как появилась бюрократия и зачем она нужна // Проблемы МСУ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.samoupravlenie.ru/52-03.php
21. Жариков О. Н. и др. Системный подход к управлению: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
22. Игнатов В. Г. Государственное и муниципальное управление: Введение в специальность. Основы теории и организации: Учебное пособие. М.: ИКЦ «МарТа»; Ростов-на-Дону, 2006.
23. Герасимов А.В. Исторические традиции формирования государственной бюрократии в России [Электронный ресурс]. URL: http://www.samoupravlenie.ru/54-04.php
24. Игнатова А. В., Максимцев М. М. Исследование систем управления: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
25. История менеджмента. М.: ИНФРА-М, 1997.
26. Кнорринг В. И. Теория, практика и искусство управления: Учебник для вузов. М.: Изд. Группа Норма-Инфра, 2007.
27. Култыгин В. П. Классическая социология. М.: Наука, 2000. Раздел. 2. С. 144–156.
28. Мазырин В. П. и др. Руководитель в системе управления: Учебное пособие для вузов. Екатеринбург: Б. и., 1999.
29. Макиавелли Н. Государь. М.: Книга, 1990.
30. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмент. М.: Дело, 1993.
31. Мильнер Б. З. Теория организации. М.: Инфра-М, 2006.
32. Миронов Б. Н. Социальная история России периода империи (XVIII – начало XX вв.): В 2 т. СПб.: Питер, 1999.
33. Морозова Т. Г. Муниципальный менеджмент: Учебное пособие для вузов. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
34. Мысин Н. В. Теория и история социального управления: опыт России и зарубежных стран. СПб.: СЗАГС, 2000.
35. Артемов О.Ю., Овчинникова Н.В. Экономическая стратегия государства как условие инновационного развития страны // Экономический журнал. 2012. № 26. [Электронный ресурс]. URL http://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskaya-strategiya-gosudarstva-kak-uslovie-innovatsionnogo-razvitiya-strany#ixzz3HkCeeOTg
36. Муниципальное управление и поддержка предпринимательства: Учебное пособие / Под ред. В. П. Белянского и др. М.: Лотос, 2001.
37. Мухин В. И. Основы теории управления. М.: Экзамен, 2002.
38. Ольховикова С. В., Тесленко И. В. Теория организации. Екатеринбург: УГТУ–УПИ, 2008.
39. Основы современного социального управления: теория и методология: Учебное пособие / Под. ред. В. Н. Иванова. М.: Экономика, 2000.
40. Прохоров А. П. Русская модель управления. М.: Журнал Эксперт, Урал-Пресс, 2003.
41. Смирнов Э. А. Разработка управленческих решений. М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
42. Спицнадель В. Н. Основы системного анализа: Учебное пособие для вузов. СПб.: Бизнесс-пресса, 2000.
43. Ременников В. В. Разработка управленческих решений. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
44. Розин В. М., Голубкова Л. Г. Философия управления. Йошкар-Ола: Изд-во Марийского ГТУ, 2010.
45. Барциц И.Н. Система государственного и муниципального управления: учебный курс: в 2 т. Т. 2. М.: Изд-во РАГС, 2011. [Электронный ресурс]. URL: file:///C:/Users/user/Downloads/%D0%91%D0%B0%D1%80%D1%86%D0%B8%D1%86%20%D0%98.%D0%9D.%20%D0%A1%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0%20%D0%93%D0%9C%D0%A3%20%D0%A2%D0%BE%D0%BC%202.pdf ЭБС
46. Логинов Е.Л. Новые информационные технологии для контрольной деятельности в сфере государственного и муниципального управления // Информационное общество. [Электронный ресурс]. URL: http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/c240b3406a9201f14425796d003fb4d1.
47. Саак А. Э., Тюшняков В. Н. Теория управления: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРГУ, 2003.
48. Уколов В. Ф., Масс А. М., Быстряков И. К. Теория управления. М.: Экономика, 2004.
49. Управление персоналом в системе государственной службы / сост. В. И. Данилов [и др.]. СПб.: Б.и., 1997.
50. Франчук В. Н. Основы общей теории социального управления. М.: Институт организационных систем, 2000.
51. Якурнова Л. С. Общий менеджмент: Учебное пособие. Екатеринбург: УГТУ–УПИ, 2007.
Методические разработки
1. Виханский О. С., Наумов А. И. Практикум по курсу «Менеджмент». М.: Гардарики, 1999.
2. Сборник ситуационных задач, деловых и психологических игр, тестов, контрольных заданий, вопросов для самопроверки по курсу «Менеджмент». М.: Финансы и статистика, 2000.
Программное обеспечение
1. Программный продукт Microsoft Word
2. Программный продукт Microsoft Exel
3. Программный продукт Microsoft PowerPoint
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Сведения об оснащенности дисциплины специализированным и лабораторным оборудованием
1. Мультимедиа проектор – 1 шт.
2. Экран – 1 шт.
3. Доска маркерная – 1 шт.
4. Ноутбук - 1 шт.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
к рабочей программе дисциплины
ПРОЦЕДУРЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ ТЕКУЩЕЙ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
6.1. Весовой коэффициент значимости дисциплины – …[утверждается ученым советом института, в том числе, коэффициент значимости курсовых работ/проектов, если они предусмотрены –...
6.2. Процедуры текущей и промежуточной аттестации по дисциплине
1. Лекции: коэффициент значимости совокупных результатов лекционных |
Занятий – 0,5
Семестр
Сроки –семестр,
Учебная неделя
Семестр
Сроки – семестр,
Учебная неделя
Семестр
Сроки – семестр,
Учебная неделя
Семестр
Сроки – семестр,
Учебная неделя
Семестр,
Учебная
Неделя
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
к рабочей программе дисциплины
Всего заданий
Номер спецификации:
Время тестирования 50 мин.
Число заданий в тесте 50 шт.
Выбор заданий – случайным образом из соответствующего раздела, без повторения.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
к рабочей программе дисциплины
8. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕЙ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ТЕКУЩЕЙ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ В РАМКАХ БРС
В рамках БРС применяются утвержденные на кафедре критерии оценивания достижений студентов по каждому контрольно-оценочному мероприятию. Система критериев оценивания, как и при проведении промежуточной аттестации по модулю, опирается на три уровня освоения компонентов компетенций: пороговый, повышенный, высокий.
Компоненты компетенций
И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
8.3.1. Примерные задания для проведения мини-контрольных в рамках учебных занятий
У – уполномочен
Обладает полномочием утвердить или не утвердить решение.
О – несет ответственность
Является инициатором решения, отчитывается за его выполнение
П – оказывает поддержку
Работает с теми, кто отвечает за разработку и воплощение
К – консультирует
Предоставляет информацию и экспертное мнение, но не обладает правом утверждения
И – информирован
Должен быть информирован, но непосредственно не вовлечен
Н – не известно
Участие не определено
Пример выполнения задания
Матрица ответственности для службы маркетинга
Отделы Виды работ | Директор отдела маркетинга | Менеджер по стимулированию сбыта | Специалист по маркетинговым исследованиям | Менеджеры по продукту |
1. Составление планов работы отдела | О | П | К | П |
2. Поиск потребителей | У | И | К | О |
3. Изучение опыта других предприятий | У | К | О | П |
4. Проведение рекламной кампании | У | О | К | П |
Матрица ответственности службы управления персоналом
Отделы Виды работ | Директор службы по работе с персоналом | Отдел найма и учета персонала | Отдел развития персонала | Отдел планирования и маркетинга персонала | Отдел обучения персонала |
1. Разработка стратегии управления персоналом | O | ||||
2. Выбор и внедрение оптимальной системы оплаты труда | О | ||||
3. Анализ текущего состояния рынка труда | И | ||||
4. Планирование и организация набора персонала | У | ||||
5. Проведение аттестации | О | ||||
6. Проведение контроля и анализа эффективности | У | ||||
7. Ведение установленной документации по кадрам | У | ||||
8. Табельный учет времени сотрудников | У | ||||
9. Разработка и контроль должностных инструкций | У | ||||
10. Анализ текучести кадров | И |
Проблемная ситуация
Директор магазина бытовой техники регулярно внедряет для своих продавцов новые схемы оплаты труда. Он уверен, что продавцы недостаточно активны, но никогда не обсуждал эту тему с самими продавцами. Директор не привык высказываться открыто. Вместо диалога директор последовательно внедряет и корректирует универсальную систему оплаты, которая должна учитывать все факторы поведения продавцов: от опозданий и неряшливого внешнего вида до перевыполнения плана по новым видам продукции. После серии экспериментов становится очевидным, что каждый новый вид оплаты ухудшает желание продавцов активно работать, самые способные продавцы покидают магазин, в торговом зале начинает царить атмосфера безнадежности и уныния.
В дистрибьюторской компании очень сложно проходит выполнение заказов, постоянно случаются сбои, задержки, недопоставки. Между отделами постоянно возникают конфликты и недоразумения. Директор компании очень редко проводит совещания с руководителями отделов, поскольку считает это пустой тратой времени. В организации нет условий для конструктивного разрешения споров. Когда проблемы с заказами становятся критическими, руководство компании запускает дорогостоящий проект по оптимизации бизнес-процессов. После напряженной полугодовой работы появляется свод положений, описаний, инструкций. К сожалению, разработанные документы только усложняются и запутывают процесс прохождения заказа. Компания тонет в служебных записках, конфликтах и разбирательствах.
Директор сервисной компании после каждого проблемного случая собирает ключевых сотрудников. Самостоятельно проговаривает свое видение и причины возникновения проблемы, такие совещания похожи на длинные монологи. Обсуждения, дискуссии никогда не происходит. Также никогда не принимается однозначного решения о том, как исправить ситуацию, чтобы она не повторилась в будущем. Директор просто говорит ключевым сотрудникам: «Идите и думайте, и чтобы впредь такое не повторялось!» Когда через некоторое время возникают похожие проблемы, директор обвиняет сотрудников в неисполнительности и увольняет несогласных. В результате сотрудники предпочитают отмалчиваться, а проблемы повторяются.
8.3.2. Примерные контрольные задачи в рамках учебных занятий
не предусмотрено
Примерные контрольные кейсы
не предусмотрено
8.3.4. Перечень примерных вопросов для зачета
не предусмотрено
8.3.5. Перечень примерных вопросов для экзамена
1. Актуальные проблемы теории и практики управления.
2. «Административная школа» А. Файоля.
3. Бихевиористский подход к управлению.
4. Виды и методы планирования.
5. Виды и уровни управленческой деятельности.
6. Виды коммуникационных структур.
7. Вклад российских ученых в развитие теории управления.
8. Истоки управленческой мысли и основные этапы ее развития.
9. Концепция управления человеческим и социальным капиталами.
10. Личность как объект и субъект управления.
11. Место и роль управленческих знаний в человеческой деятельности.
12. Место теории управления в системе научного знания.
13. Модель профессионального госслужащего.
14. Общая характеристика моделей управления.
15. Общая характеристика традиционных структур управления.
16. Общество как объект управления.
17. Объект и предмет теории управления.
18. Объект и субъект управления.
19. Организационная функция управления: элементы, результаты, значение.
20. Организация как объект управления.
21. Основные концепции управленческого лидерства.
22. Основные научные подходы в теории управления 2-й половины XX в.
23. Основные положения теории «научного менеджмента».
24. Понятие и значение управленческого контроля.
25. Понятие и классификации стилей управления.
26. Понятие и классификации функций управления.
27. Понятие и основные принципы системного подхода к управлению.
28. Понятие, виды и методы планирования.
29. Понятие, виды и средства реализации управленческого контроля.
30. Понятие, цели и методы социального управления.
31. Предпосылки возникновения и содержание теории «человеческих отношений».
32. Принципы организации эффективного контроля и критерии его оценки.
33. Природа властных отношений и механизмы реализации власти в управлении.
34. Проблемы профессиональной культуры, социальной ответственности и этики управления.
35. Прогнозирование в системе планирования.
36. Система функций управления в органах государственной власти.
37. Современные теории управления обществом.
38. Создание управленческой команды и ее функции в современной управленческой практике.
39. Сравнительная характеристика национальных моделей управления.
40. Стимулирование труда как функция управления.
41. Структура и виды коммуникации в управлении.
42. Структура и функции теории управления.
43. Структура и цикл управления.
44. Сущность и методы стратегического планирования.
45. Сущность и специфика государственного управления.
46. Сущность управления как социального явления.
47. Тенденции развития теории управления в начале XXI в.
48. Теория бюрократии М. Вебера.
49. Трудовая мотивация как социальный и психологический процесс.
50. Управление внешним окружением организации.
51. Управленческая иерархия: уровни и особенности функционирования.
52. Функция регулирования в системе ГМУ.
53. Целеполагание как основа планирования управления. Понятие и виды целей.
54. Человеческий фактор в современной управленческой практике.
55. Экономические, организационные, социальные и правовые методы управления
56. Эффективные коммуникации в управленческой практике.
Интернет-тренажеры
не используются
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования
«Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА
Перечень сведений о рабочей программе дисциплины | Учетные данные |
Модуль Теория современного управления | Код модуля 1123483 |
Образовательная программа Государственное и муниципальное управление | Код ОП 38.03.04./01.02. |
Направление подготовки Государственное и муниципальное управление | Код направления и уровня подготовки 38.03.04. |
Уровень подготовки бакалавриат | |
ФГОС ВО | Реквизиты приказа Минобрнауки РФ об утверждении ФГОС ВО: 10.12.2014, № 1567 |
Екатеринбург, 2016
Рабочая программа дисциплины составлена авторами:
№ п/п | ФИО | Ученая степень, ученое звание | Должность | Кафедра | Подпись |
1 | Якурнова Людмила Степановна | к.ф.н., доцент | Доцент | Социологии и технологий государственного и муниципального управления | |
2 | Белова Ольга Рудольфовна | - | Ст. преподаватель | Социологии и технологий государственного и муниципального управления |
Руководитель модуля П.А.Амбарова
Рекомендовано учебно-методическим советом Института государственного управления и предпринимательства
Председатель учебно-методического совета А.А. Яшин
Протокол № 8 от 13.04.2016_ г.
Согласовано:
Дирекция образовательных программ Е.С. Комарова
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА
1.1. Аннотация содержания дисциплины
Дисциплина «Основы маркетинга» относится к вариативному модулю «Теория современного управления» по направлению подготовки 38.03.04. «Государственное и муниципальное управление».
Дисциплина «Основы маркетинга» является логическим продолжением изучения дисциплины «Теория управления» и включает в себя изучение маркетингового подхода к управлению современными организациями, ориентированного на учет требований современных рынков, потребителей, разработке адаптационного механизма управления с учетом динамики и вектора вешних изменений, а также условий турбулентности внешней среды организации.
Целью дисциплины «Основы маркетинга» является ознакомление студентов с современными российскими и международными тенденциями в области методологии, технологии и организации маркетинговой деятельности организаций в условиях рыночной экономики; исследование тенденций развития маркетингового подхода (появление некоммерческого маркетинга, развитие социального, политического, территориального, государственного, странового, Интернет-маркетинга, маркетинга услуг и пр.) и обучение практическому использованию маркетинга в будущей профессиональной деятельности.
В рамках дисциплины «Основы маркетинга» изучается история эмпирических и прикладных маркетинговых исследований в России и за рубежом. Подробно рассматриваются теоретико-методологические и методические основы подготовки, организации и проведения маркетинговых исследований в сфере государственного и муниципального управления. Детально представлены методы маркетинговых исследований: опросные методы, наблюдение, анализ документов, эксперимент, а также методы статистической обработки и анализа данных, подготовка и оформление отчета о проведенном исследовании.
1.2. Язык реализации программы - русский
1.3. Планируемые результат ы обучения по дисциплине
Результат обучения в рамках дисциплины: способность использовать теорию и технологии современного управления в профессиональной деятельности (РО-8).
Для этого в рамках курса у студента должны сформироваться следующие компетенции:
ДПК-3 - способность применять маркетинговые технологии в сфере государственного и муниципального управления
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
- содержание и эволюцию маркетинговой концепции управления;
- цели, принципы, функции, сферы применения, объекты, средства и методы маркетинга, факторы маркетинговой среды и методы ее анализа, технологии маркетинговых исследований, подходы к организации деятельности маркетинговых служб;
- современные принципы организации работы с клиентами– потребителями услуг на основе CRM-технологий;
- стратегии и тактику, а также технологии интегрированных маркетинговых коммуникаций;
- подходы к определению источников и механизмов обеспечения конкурентного преимущества организации;
- теоретические и технологические основания некоммерческого, социального, политического, территориального маркетинга, странового и государственного маркетинга, Интернет-маркетинга, маркетинга сферы услуг;
- современные тенденции развития маркетинговой концепции управления.
Уметь:
- выявлять, формировать и удовлетворять потребности, применять средства и методы маркетинга, анализировать маркетинговую среду организации и конъюнктуру рынка;
- ставить и решать задачи стратегического и операционного маркетинга;
- использовать информацию, полученную в результате маркетинговых исследований;
- проводить сегментацию целевых рынков, разрабатывать стратегии позиционирования и дифференциации предложения, формировать адресный комплекс маркетинга;
- организовывать работу персонала с клиентами-потребителями услуг на основе CRM-систем;
- организовывать информационно-коммуникационную деятельность современных организаций любого типа с использованием современных средств и технологий маркетинговых коммуникаций.
Владеть:
- технологиями маркетингового анализа и синтеза;
- технологиями маркетинговых исследований;
- методами работы с клиентами-потребителями услуг на основе CRM-систем
- методами проведения эффективных коммуникационных программ;
- умениями осуществлять выбор каналов распределения, поставщиков и посредников, заключать договоры и контролировать их исполнение;
- методами формулирования и реализации стратегий на уровне бизнес-единицы;
- методами разработки и реализации маркетинговых программ.
1.4. Объем дисциплины
Таблица 1
Объем дисциплины для студентов очной формы обучения, в т.ч. при использовании дистанционной образовательной технологии
№ |
П/п
Виды учебной работы
Объем дисциплины
Таблица 2
Объем дисциплины для студентов заочной формы обучения, в т.ч. при использовании дистанционной образовательной технологии
№ П/п |
Виды учебной работы | Объем дисциплины | Распределение объема дисциплины по семестрам (час.) | |
Всего часов | В т.ч. контактная работа (час.)* | 4 | ||
1. | Аудиторные занятия | 12 | 12,00 | 12 |
2. | Лекции | 4 | 4,00 | 4 |
3. | Практические занятия | 8 | 8,00 | 8 |
4. | Лабораторные работы | - | - | - |
5. | Самостоятельная работа студентов, включая все виды текущей аттестации | 78 | 1,8 | 78 |
6. | Промежуточная аттестация | 18 | 2,33 | Э,18 |
7. | Общий объем по учебному плану, час. | 108 | 16,13 | 108 |
8. | Общий объем по учебному плану, з.е. | 3 | 3 | 3 |
Таблица 3
Объем дисциплины для студентов заочной формы обучения [ускоренная программа], в т.ч. при использовании дистанционной образовательной технологии[ускоренная программа]
№ П/п |
Виды учебной работы | Объем дисциплины | Распределение объема дисциплины по семестрам (час.) | |
Всего часов | В т.ч. контактная работа (час.)* | 2 | ||
1. | Аудиторные занятия | 10 | 10,00 | 10 |
2. | Лекции | 4 | 4,00 | 4 |
3. | Практические занятия | 6 | 6,00 | 6 |
4. | Лабораторные работы | - | - | - |
5. | Самостоятельная работа студентов, включая все виды текущей аттестации | 80 | 1,50 | 80 |
6. | Промежуточная аттестация | 18 | 2,33 | Э,18 |
7. | Общий объем по учебному плану, час. | 108 | 13,83 | 108 |
8. | Общий объем по учебному плану, з.е. | 3 | 3 | 3 |
*Контактная работа составляет:
в п/п 2,3,4 - количество часов, равное объему соответствующего вида занятий;
в п.5 – количество часов, равное сумме объема времени, выделенного преподавателю на консультации в группе (15% от объема аудиторных занятий) и объема времени, выделенного преподавателю на руководство курсовой работой/проектом одного студента, если она предусмотрена.
в п.6 – количество часов, равное сумме объема времени, выделенного преподавателю на проведение соответствующего вида промежуточной аттестации одного студента и объема времени, выделенного в рамках дисциплины на руководство проектом по модулю (если он предусмотрен) одного студента.
2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Код раздела, темы | Раздел, тема дисциплины* | Содержание | |||||||||||||||||||||||||||||
Р1 |
Аудиторные занятия (час.) |
Самостоятельная работа: виды, количество и объемы мероприятий | |||||||||||||||||||||||||||||
Код раздела, темы | Наименование раздела, темы |
90 | 68 | 34 | 34 | 0 | 22 | 14 | 4 |
10 | 0 | 0 | 6 | 6 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 2 | 0 | |||||
| Всего по дисциплине (час.): |
108 | 68 | 68 | 40 | В т.ч. промежуточная аттестация | 0 | 18 | 0 | 0 | |||||||||||||||||||||
*Суммарный объем в часах на мероприятие указывается в строке «Всего (час.) без учета промежуточной аттестации | |||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 2
Для студентовзаочной формы обучения, в т.ч. при использовании дистанционной образовательной технологии
| Объем модуля (зач.ед.): 9 Объем дисциплины (зач.ед.): 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел дисциплины |
Аудиторные занятия (час.) |
Самостоятельная работа: виды, количество и объемы мероприятий | |||||||||||||||||||||||||||||
Код раздела, темы | Наименование раздела, темы |
90 | 12 | 4 | 8 | 0 | 78 |
70 |
24 |
46 | 0 | 0 | 6 | 6 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 2 | 0 | |||||
| Всего по дисциплине (час.): |
108 | 12 | 12 | 96 | В т.ч. промежуточная аттестация | 0 | 18 | 0 | 0 | |||||||||||||||||||||
*Суммарный объем в часах на мероприятие указывается в строке «Всего (час.) без учета промежуточной аттестации | |||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 3
Для студентовзаочной формы обучения (ускоренная программа), в т.ч. при использовании ДТО (ускоренная программа)
| Объем модуля (зач.ед.): 9 Объем дисциплины (зач.ед.): 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел дисциплины |
Аудиторные занятия (час.) |
Самостоятельная работа: виды, количество и объемы мероприятий | |||||||||||||||||||||||||||||
Код раздела, темы | Наименование раздела, темы |
90 | 10 | 4 | 6 | 0 | 80 | 72 |
24 | 48 | 0 | 0 | 6 | 6 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 2 | 0 | |||||
| Всего по дисциплине (час.): |
108 | 10 | 10 | 98 | В т.ч. промежуточная аттестация | 0 | 18 | 0 | 0 | |||||||||||||||||||||
*Суммарный объем в часах на мероприятие указывается в строке «Всего (час.) без учета промежуточной аттестации | |||||||||||||||||||||||||||||||
Лабораторны е работы
не предусмотрено
Практические занятия
4.2.1. Для студентовочной формы обучения, в т.ч. при использовании дистанционной образовательной технологии
Код раздела, темы | Номер занятия | Тема занятия | Время на проведение занятия (час.) |
Р1.Т1 | 1 | Введение в маркетинговую концепцию управления | 2 |
Р1.Т2 | 2 | Клиенто-ориентированный подход в маркетинге | 2 |
Р2.Т1 | 3 | Маркетинговая информационная система. Маркетинговые исследования. | 2 |
Р2.Т2 | 4 | Маркетинговая среда | 2 |
Р2.Т3 | 5 | Конъюнктурные исследования рынка | 2 |
Р2.Т4 | 6 | Анализ конкуренции и конкурентной среды | 2 |
Р2.Т5 | 7 | Анализ потребителей и потребительского поведения | 2 |
Р3.Т1 | 8 | Стратегическое маркетинговое планирование | 2 |
Р3.Т2 | 9 | Разработка целевого рынка: сегментирование и позиционирование | 2 |
Р3.Т3 | 10 | Разработка комплекса маркетинга | 2 |
Р3.Т4 | 11 | Технологии современного брендинга | 2 |
Р3.Т5 | 12 | Маркетинговые коммуникации | 2 |
Р3.Т6 | 13 | Интернет-маркетинг | 2 |
Р4.Т1 | 14 | Некоммерческий (социальный) маркетинг | 2 |
Р4.Т2 | 15 | Территориальный маркетинг | 2 |
Р4.Т3 | 16 | Маркетинг услуг | 2 |
Р4.Т4 | 17 | Международный маркетинг | 2 |
Всего: | 34 |
4.2.2. Для студентов заочной формы обучения, в т.ч. при использовании дистанционной образовательной технологии
Код раздела, темы | Номер занятия | Тема занятия | Время на проведение занятия (час.) |
Р2.Т1 | 1 | Маркетинговая информационная система. Маркетинговые исследования. | 1 |
Р2.Т3 | 2 | Конъюнктурные исследования рынка | 1 |
Р2.Т4 | 3 | Анализ конкуренции и конкурентной среды | 1 |
Р2.Т5 | 4 | Анализ потребителей и потребительского поведения | 1 |
Р3.Т2 | 5 | Разработка целевого рынка: сегментирование и позиционирование | 1 |
Р3.Т3 | 6 | Разработка комплекса маркетинга | 1 |
Р3.Т4 | 7 | Технологии современного брендинга | 1 |
Р4.Т1 | 8 | Некоммерческий (социальный) маркетинг | 1 |
Всего: | 8 |
4.2.3. Для студентов заочной формы обучения [ускоренная программа], в т.ч. при использовании ДТО [ускоренная программа]
Код раздела, темы | Номер занятия | Тема занятия | Время на проведение занятия (час.) |
Р2.Т4 | 1 | Анализ конкуренции и конкурентной среды | 1 |
Р2.Т5 | 1 | Анализ потребителей и потребительского поведения | 1 |
Р3.Т2 | 2 | Разработка целевого рынка: сегментирование и позиционирование | 1 |
Р3.Т3 | 2 | Разработка комплекса маркетинга | 1 |
Р3.Т4 | 3 | Технологии современного брендинга | 1 |
Р4.Т1 | 3 | Некоммерческий (социальный) маркетинг | 1 |
Всего: | 6 |
4.3.Примерная тематика самостоятельной работы
Примерный перечень тем домашних работ
Примерный перечень тем графических работ
не предусмотрено
Примерный перечень тем рефератов (эссе, творческих работ)
не предусмотрено
Примерная тематика индивидуальных или групповых проектов
не предусмотрено
4.3.5. Примерный перечень тем расчетных работ (программных продуктов)
не предусмотрено
Примерный перечень тем расчетно-графических работ
не предусмотрено
Примерный перечень тем курсовых проектов (курсовых работ)
не предусмотрено
Примерная тематика контрольных работ
1. Разработка целевого рынка
2. Оценка эффективности проектов социального /территориального маркетинга
Примерная тематика коллоквиумов
не предусмотрено
5. СООТНОШЕНИЕ РАЗДЕЛОВ , тем ДИСЦИПЛИНЫ И ПРИМЕНЯЕМЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ
Код раздела, темы дисциплины |
Активные методы обучения
Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение
ПРОЦЕДУРЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ (Приложение 1)
ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ НЕЗАВИСИМОГО ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ (Приложение 2)
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕЙ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (Приложение 3)
9. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ дисциплины
9.1. Рекомендуемая литература
9.1.1. Основная литература
9.1.2. Дополнительная литература
9.1.3. Периодические издания
Методические разработки
Планируются к разработке
Программное обеспечение
1. Программный продукт Microsoft Word
2. Программный продукт Microsoft Exel
3. Программный продукт Microsoft PowerPoint
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Сведения об оснащенности дисциплины специализированным и лабораторным оборудованием
Для учебно-материального обеспечения модуля-дисциплины может быть использована любая учебная аудитория, оснащенная мультимедийным оборудованием (компьютер или ноутбук, проектор, экран) для показа слайдов, организации лекций-презентаций, работы на практических занятиях.
5. Мультимедиа проектор – 1 шт.
6. Экран – 1 шт.
7. Доска маркерная – 1 шт.
8. Ноутбук - 1 шт.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
к рабочей программе дисциплины
ПРОЦЕДУРЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ ТЕКУЩЕЙ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
6.1. Весовой коэффициент значимости дисциплины – …утверждается ученым советом института, в том числе, коэффициент значимости курсовых работ/проектов, если они предусмотрены –...
6.2.Процедуры текущей и промежуточной аттестации по дисциплине
1.Лекции: коэффициент значимости совокупных результатов лекционных занятий – 0,5 | ||||
Текущая аттестация на лекциях |
Сроки – семестр,
Учебная неделя
4 семестр
(1-8 учеб. недели)
4 семестр
(1-8 учеб. недели)
4 семестр
(9 учеб. неделя)
Весовой коэффициент значимости результатов текущей аттестации по лекциям – 1,0
Промежуточная аттестация по лекциям – не предусмотрено
Весовой коэффициент значимости результатов промежуточной аттестации по лекциям – 0,0
Сроки – семестр,
Учебная неделя
Посещение практических занятий
4 семестр
(1-17 учеб. недели)
Активная работа на практических занятиях
4 семестр
(1-17 учеб. недели)
Домашняя работа
4 семестр
(16 учеб. неделя)
Весовой коэффициент значимости результатов текущей аттестации по практическим/семинарским занятиям – 0,4
Промежуточная аттестация по практическим/семинарским занятиям – экзамен
Весовой коэффициент значимости результатов промежуточной аттестации по практическим/семинарским занятиям – 0,6
3. Лабораторные занятия: коэффициент значимости совокупных результатов лабораторных занятий - нет
Текущая аттестация на лабораторных занятиях перечислить контрольно-оценочные мероприятия, связанные с лабораторными занятиями
Весовой коэффициент значимости результатов текущей аттестации по лабораторным занятиям -…
Промежуточная аттестация по лабораторным занятиям– указать форму промежуточной аттестации по лабораторным занятиям, если она предусмотрена: экзамен, зачет
Весовой коэффициент значимости результатов промежуточной аттестации по лабораторным занятиям– …
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
к рабочей программе дисциплины
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
к рабочей программе дисциплины
8. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕЙ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ТЕКУЩЕЙ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ В РАМКАХ БРС
В рамках БРС применяются утвержденные на кафедре критерии оценивания достижений студентов по каждому контрольно-оценочному мероприятию. Система критериев оценивания, как и при проведении промежуточной аттестации по модулю, опирается на три уровня освоения компонентов компетенций: пороговый, повышенный, высокий.
Компоненты компетенций
И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
8.2.1. Примерные задания для проведения мини-контрольных в рамках учебных занятий
не предусмотрено
8.2.2. Примерные контрольные задачи в рамках учебных занятий
1. Анализ ситуаций по теме «Управление маркетингом»
2. SWOT –анализ предприятия
3. Сегментирование рынка
4. Анализ конкуренции и конкурентоспособности организации
5. BCG –анализ продуктового портфеля организации
6. Решение задач по ценообразованию
Примерные контрольные кейсы
не предусмотрено
8.3.4. Перечень примерных вопросов для зачета
не предусмотрено
8.3.5. Перечень примерных вопросов для экзамена
3. Эволюция маркетинга как науки. Связь маркетинга с другими дисциплинами.
4. Основные категории, методы, функции маркетинга. Типы, виды и формы маркетинга.
7. Необходимость проведения контроля маркетинговой деятельности. Задачи и виды маркетингового контроля. Структура маркетингового контроля.
14. Виды, процедура (этапы) маркетинговых исследований.
15. Концепция (программа) маркетингового исследования.
16. Процедура и техника анкетирования как метода сбора маркетинговой информации. Подготовка инструментария.
17. Виды, процедура и техника интервьюирования как метода сбора маркетинговой информации. Подготовка инструментария.
18. Виды шкал и правила измерения первичной маркетинговой информации.
19. Обработка и анализ результатов первичной маркетинговой информации.
20. Характеристика факторов макросреды и микросреды.
21. Характеристика потребительского рынка. Анализ факторов, оказывающих влияние на покупательское поведение
22. Характеристика и классификация рынка предприятий. Процесс принятия решения о покупке на потребительском рынке и рынке организаций.
27. Анализ конъюнктуры рынка товаров и услуг.
30. Технологии разработки целевого рынка. Макро- и микросегментация. Выбор целевых сегментов. Стратегии охвата целевого рынка (массовый маркетинг, концентрированный маркетинг, дифференцированный маркетинг).
56. Специфика международного маркетинга. Методы выхода предприятий на внешний рынок. Основные стратегии международного маркетинга (стратегия стандартизации, стратегия кастомизации).
Интернет-тренажеры
Не используются
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МОДУЛЯ
ТЕОРИЯ СОВРЕМЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Перечень сведений о рабочей программе модуля | Учетные данные |
Модуль Теория современного управления | Код модуля 1123483 |
Образовательная программа Государственное и муниципальное управление | Код ОП 38.03.04./01.02. |
Траектория образовательной программы (ТОП) | |
Направление подготовки Государственное и муниципальное управление | Код направления и уровня подготовки 38.03.04 |
Уровень подготовки бакалавриат | |
ФГОС ВО | Реквизиты приказа Минобрнауки РФ об утверждении ФГОС ВО: 10.12.2014, № 1567 |
Екатеринбург, 2016
Программа модуля составлена авторами:
№ п/п | ФИО | Ученая степень, ученое звание | Должность | Кафедра | Подпись |
1 | Амбарова Полина Анатольевна | Кандидат социологических наук, доцент | Доцент | социологии и технологий государственного и муниципального управления |
Руководитель модуля П.А. Амбарова
Рекомендовано учебно-методическим советом института государственного управления и предпринимательства*
Председатель учебно-методического совета А.А. Яшин
Протокол № 7 от 16.03.2016_ г.
Согласовано:
Дирекция образовательных программ Е.С. Комарова
Руководитель образовательной программы (ОП) А.А. Айвазян
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОДУЛЯ Теория современного управления
1.1. Объем модуля, 9 з.е.
Аннотация содержания модуля.
Модуль включает в себя дисциплины – «Теорию управления» и «Основы маркетинга», изучение которых основано на освоении современных теорий управления. Практическая деятельность в сфере государственного и муниципального управления сегодня не может обойтись без опоры на теоретическое знание закономерностей, принципов, механизмов управления. Это знание придает управленческой практике обоснованность и гибкость, минимизирует риски принятия неправильных управленческих решений, ориентирует на реальные общественные потребности и проблемы.
В результате изучения модуля «Современные теории управления» у студента формируется знание сущности управления сложными социальными системами – обществом, социальными группами и общностями, теорриториями, экономикой, рынком, культурой, здравоохранением и т.д. Формируется современный уровень понимания управления как взаимодействия с этими объектами, имеющими собственную логику функционирования и развития, специфически реагирующих на управленческие воздействия и влияния. Изучение дисциплин модуля позволяет овладеть принципами эффективного и динамично изменяющегося управления, основанного на видении актуальных тенденций в развитии общества и его подсистем.
Название модуля отнюдь не сводит освоение его дисциплин к теоретическому знанию. Изучение современных теорий управления – это инструмент диагностики, анализа и выбора способов решения острых проблем современного общества. Подходы к учебной работе в рамках модуля выстроены прежде всего с ориентацией на самые острые актуальные, постоянно меняющиеся проблемы, стоящие перед государственным и муниципальным управлением. Освоение модуля делает возможным качественное освоение других модулей учебного плана.
СТРУКТУРА МОДУЛЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ПО ДИСЦИПЛИНАМ
Для очной формы обучения
Наименования дисциплин с указанием, к какой части образовательной программы они относятся: базовой (Б), вариативной – по выбору вуза (ВВ), вариативной – по выбору студента (ВС). |
Семестр изучения
Объем времени, отведенный на освоение дисциплин модуля
Аудиторные занятия, час.
Самостоятельная работа, включая все виды текущей аттестации, час.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 234.