Прежде чем приступить к рассмотрению вопросов сбора информации
необходимо уяснить, что не всякую информацию можно собирать безнаказанно.
Есть достаточно большой перечень видов информации, сбор которой, без
соответствующих оснований, прямо запрещен законодателем. И подобные
действия влекут за собой негативные последствия для «собирателя» вплоть до уголовной ответственности, а данные действия выходят за рамки конкурентной разведки и подпадают под определение промышленного шпионажа, а порой и шпионажа в пользу иностранного государства. К такой, защищаемой законодателем информации, относятся например гос тайна, служебная тайна, коммерческая тайна, личная или частная тайна, персональные данные и т.п..
Доступ к этой информации ограничен Законами и подзаконными актами. Это и есть закрытая информация.
Если же режим информации специально не определен в Законах, то
информация считается открытой. Такую информацию может собирать кто
угодно и сколько угодно.
Свойства информации
Свойства информации – это ни что иное как признаки информации – ее
качественные характеристики. Характеристики, которые показывают что это за информация, какая она, каковы ее особенности. Эти свойства тесно
взаимосвязаны между собой. Вот наиболее используемые (известные) свойства информации:
Объективность-Субъективность
Достоверность-Недостоверность
Полнота-Неполнота
Актуальность-Неактуальность
Ценность-Бесполезность
Понятность-Непонятность
Объективность информации.
Информация объективна, если она не зависит от чьего-либо мнения, суждения. Тоесть она (информация) не зависит от мнения человека.
Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел.
Объективная информация всегда достоверна, но достоверная информация
может быть как объективной, так и субъективной.
Недостоверной информация может быть по следующим причинам:
преднамеренное искажение (дезинформация);
искажение в результате воздействия помех (“испорченный телефон”);
непреднамеренное искажение (слухи, байки, рыбацкие истории).
Полнота информации.
Информацию можно назвать полной, если ее достаточно для понимания
ситуации и/или принятия решения.
Актуальность (своевременность) информации – это ее существенность для
настоящего времени.
Полезность или бесполезность информации.
Так как границы между этими понятиями нет, то следует говорить о степени
полезности применительно к нуждам конкретных людей. Полезность
информации – оценивается по тем задачам, которые мы можем решить с ее
помощью.
Понятность информации.
Информация понятна, если она выражена на языке, доступном для получателя.
Избирательность
Мы видим (обращаем внимание) только то что способны понять, с чем
сталкивались ранее, что является нашим опытом. Мы видим порой то, о чем имеем представление. В этом случае, применительно к анализу текстовой информации, мы реагируем на знакомые слова, названия, выражения, опираясь на прошлый опыт, не понимая общего контекста. Иными словами, на первом этапе изучения мы воспринимаем информацию по ее внешним признакам без понимания содержимого.
Настроенность на определенную информацию
Человек видит то, что хочет видеть. Иными словами люди более открыты
определенной информации, на которую настроены. А зная что человек хочет видеть, проще его обмануть, преподнеся именно такую информацию, которую он ожидает и внедрив в нее немного полезной для себя информации. Но данные передаваемые с целью обмана должны не только быть желанными для объекта воздействия, но и быть достаточно правдоподобными.
Авторитетность
Значимость для нас мнения определенных людей. У каждого есть круг лиц,
мнение которых принимается с меньшей критичностью. А значит и получаемая от таких людей информация будет восприниматься как более соответствующая действительности.
Мнимая скрытность получения
Не секрет, что подслушанная информация кажется более достоверной.
Используя этот эффект можно создать видимость случайного подслушивания объектом некой важной информации. И тогда никакая сила его не переубедит.
Информация для конкурентной разведки является товаром и, как любой то-
вар, имеет свои характеристики: качественные, количественные и ценностные.
Качественные характеристики
Качество информации для конкурентной разведки – это степень пригод-
ности конкретной информации для достижения поставленных « заказчиком »
целей. Таким образом, с учетом специфики конкурентной разведки качество
информации рассматривается как субъективный параметр цели.
Необходимо помнить, что долгосрочность разведывательного процесса
может нивелировать будущую ценность полученных данных или информации.
Например, на данный момент при условии отсутствия корпоративных контак-тов нас мало интересует банк А, но планомерный сбор информации и данных о
нем позволит при возникновении предложений о сотрудничестве с ним опери-ровать не только данными бухгалтерской отчетности, но и историей работы
банка, что зачастую является ключевым фактором при решении вопроса о со-трудничестве.
К качественным характеристикам относят:
1) достоверность – меру приближенности информации к первоисточнику
или точность передачи данных;
2) объективность – меру отражения реальности информацией. Объек-
тивность информации подразумевает очистку ее от искажений, таких
как дефекты передачи, субъективное искажение и др. Однако, необхо-
димо учитывать, что рафинированная (полностью очищенная)
информация не всегда пригодна к использованию, т.к. после процесса
очистки может лишиться важных эмоциональных эффектов;
3) однозначность – отсутствие возможности многозначного толкования.
Объективная информация не всегда пригодна, достаточна и эффек-
тивна для принятия решений.
4) достоверность источника – степень приближенности источника к мес-
ту зарождения информации. Необходимо учитывать, что, проходя
через источник, информация уже теряет долю своей объективности,
поэтому нужно аккуратно относиться к ее получению, не подменяя
ценность информации уровнем доверия к информатору. Также суще-
ствует риск, что, не владея достаточным уровнем знаний, источник
может стать жертвой дезинформации;
5) порядок – количество звеньев между первоисточником и конечным
пользователем. Принято называть полученную напрямую от источни-
ка информацию информацией первого порядка. По мере увеличения
звеньев в передаточной цепочке увеличивается и порядок информа-
ции, а значит, увеличивается неопределенность, снижается
объективность и т.д.
К количественным характеристикам относятся:
1) полнота информации – степень соответствия полученных данных, све-
дений, информации поставленным целям конкурентной разведки.
Полнота информации отражает отсутствие «информационных дыр» в
полученных сведениях. Примером может служить любой текст, вы-
рванный из контекста. Так известная фраза «У нас в СССР секса
нет…» имела продолжение – «на телевидении»;
2) релевантность (от англ. relevant – уместный, относящийся к делу) ин-
формации – количественная характеристика, отражающая степень
приближения информации к существу вопроса, или степень соответст-
вия полученной информации поставленным задачам. Другими слова-
ми, она определяется долей нужной информации в общем объеме
полученной. Релевантность позволяет в бизнес-среде отсеивать неже-
лательные бизнес-контакты.
К ценностным характеристикам относятся:
1) стоимость информации. Как правило, при определении стоимости ин-
формации учитываются затраты на ее получение, обработку,
аналитическую обработку, хранение и передачу заказчику. Необходи-
мо отметить, что цена и стоимость – разные категории для
информации. В цену в добавлении к стоимости могут быть включены
такие параметры, как важность информации для потребителя (заказ-
чика), срочность ее предоставления, эксклюзивность и т. д.;
2) актуальность (своевременность) информации – важность информации
для обеспечения проекта, поступление информации в пределах того
времени, когда она полезна для принятия решений. Несвоевременное
поступление во много раз увеличивает неопределенность ситуации
при принятии управленческого решения, также несвоевременность
снижает ее цену, достоверность.
Выполнение требований к информации является одним из ключевых па-
раметров оценки эффективности конкурентной разведки.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 481.