Конкурентная борьба - совокупность действий фирмы, направленных на достижение конкурентного преимущества, на завоевание прочных позиций на рынке и вытеснение с него конкурента. Формы конкурентной борьбы зависят от сложившихся условий, времени и места, но ее суть всегда одна и та же: стремление продать товаров больше, чем конкурент, отобрав у него часть потенциальных клиентов, и в конечном счете получить ту прибыль (или часть ее), на которую рассчитывал конкурент.
Иначе говоря, захватить большую, чем у конкурента, долю рынка или, по возможности, вытеснить его с рынка. Цель конкурентной борьбы - достигнуть конкурентного преимущества, т.е. занять более прочную конкурентную позицию на рынке.
Конкурентная позиция - сравнительная характеристика основных рыночных параметров фирмы и ее товара относительно конкурента.
Определение собственной конкурентной позиции представляет собой первое исходное действие конкурентного анализа.
Многие маркетологи называют объективным показателем, способным обобщенно отразить результаты конкурентной борьбы долю, которую предприятия занимают на рынке. Обычно доля определяется в общем объеме продаж данного товара на рынке (в отрасли, регионе и т.п.), учитываемых в натуральных или стоимостных единицах:
Можно представить себе следующую шкалу, отражающую роль фирмы на рынке в зависимости от ее доли на нем (табл.).
Таблица
Шкалирование позиции фирмы в зависимости от принадлежащей ей доли рынка
Доля на рынке, % От 40 и выше От 40 до 20 От 20 до 10 Менее 10
Роль в конкуренции Лидер рынка Претендент Последователь Аутсайдер
на лидерство (ведомый, рынка
(предприятие с предприятие
сильной со слабой
конкурентной конкурентной
позицией) позицией)
Конкурентное преимущество – какая-либо эксклюзивная ценность, дающая системе управления или ее элементу превосходство перед конкурентами. Факторы конкурентного преимущества могут быть: материальными и виртуальными, базовыми и второстепенными, но направленными на обеспечение и улучшение качества объекта или на совершенствование процессов его производства.
Конкурентное преимущество целесообразно определять на основе
индикаторов конкурентоспособности. Приведем наиболее интересный, разработанный маркетологом Ж.-Ж. Ламбеном (табл.).
Таблица Индикаторы конкурентоспособности
По оценкам, полученным на основании собранной информации, можно выявить конкурентное преимущество или конкурентные опасности. Для этой цели Ж.-Ж. Ламбен предлагает использовать матрицу конкурентного преимущества. Рассмотрим методику построения и анализа матрицы (рис.).
Рис. Матрица конкурентного преимущества
В матрице осуществляется позиционирование товара собственной фирмы по данным, собранным в процессе анализа товара (характеристик имиджа марки): определяется рыночная сила товара как соотношение нашей максимальной цены к цене приоритетного конкурента (при этом учитывается ценовая эластичность спроса) и анализа затрат: соотношение издержек на единицу продукции у нашей фирмы и у приоритетного конкурента.
Позиция фирмы в квадранте D может считаться идеальной, а квадранте А - провальной. Попадание в квадрант В заставляет фирму выбрать стратегию лидерства по издержкам, а в квадрант С - стратегию дифференциации, т.е. выпуска товаров, превосходящих по своим свойствам товары конкурентов (продуктовая дифференциация), или разработки лучших способов продвижения товара, чем у конкурента (сервисная дифференциация). С помощью биссектрисы, которая делит матрицу на две части по диагонали, выделяются благоприятные (справа) и неблагоприятные (слева) зоны конкуренции.
Наблюдения за поведением конкурента на рынке (возможно, по отношению к другим конкурентам) и за его реакцией на маркетинговые действия нашей фирмы позволяют делать выводы о стратегии, применяемой им. Составляются динамические ряды объемов продажи, цен, финансовых характеристик. Эти наблюдения дополняются информацией о менеджменте фирмы, склонности руководителя к тем или иным приемам конкурентной борьбы.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 317.