КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОТРАСЛИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Конкурентоспособность отраслей — эффективность работы отдельных отраслей национального хозяйства, оцениваемая помимо традиционных критериев по показателям, характерным для данной отрасли и описывающим степень ее живучести и динамичности при различных вариантах развития экономики данной страны и всего мира в целом.

Конкурентоспособность отрасли определяется наличием у нес технических, экономических и организационных условий для создания производства и сбыта (с издержками не выше интернациональных) продукции высокого качества, удовлетворяющей требованиям конкретных групп потребителей.

А. Портер отмечает, что конкурентоспособность отраслей промышленности основывается на конкурентных преимуществах, все многообразие которых можно свести к двум основным видам:

§ ресурсным;

§ технологическим.

Конкурентоспособность начинается с ресурсных факторов и зависит от:

§ географического положения:

§ климатических условий;

§ наличия в стране природных ресурсов;

§ квалифицированной рабочей силы;

§ накопленного капитала.

Однако чтобы удержать успех в конкурентной борьбе, этих факторов не достаточно. Преуспеть в любой отрасли можно за счет не столько унаследованных факторов, сколько действия механизмов, способных непрерывно повышать эффективность использования этих факторов.

Конкурентоспособность отрасли — способность отрасли производить товары и услуги, отвечающие требованиям мировых и внутренних рынков, и создавать условия для роста потенциала конкурентоспособности предприятий отрасли.

Факторы конкурентоспособности отрасли:

§ отраслевая структура;

§ наличие высококонкурентоспособных предприятий-лидеров;

§ развитая отраслевая инфраструктура:

§ система научно-технического, производственного, материально-технического и коммерческого сотрудничества как внутри отрасли, так и с другими отраслями в стране и за ее пределами;

§ система распределения продукции;

§ производительность труда;

§ капиталоемкость и наукоемкость, технический уровень продукции, совокупность знаний и научных разделов, необходимых для самостоятельного освоения продукции и ее воспроизводства;

§ объем технических заделов для реализация научных проектно- конструкторских разработок;

§ степень экспортной ориентации или импортной зависимости отрасли;

§ степень соответствия уровня развития отрасли общему уровню развития национального хозяйства, степень использования продукции в различных отраслях народного хозяйства.

Этот набор показателей может быть изменен или дополнен с учетом специфики отраслей.

Оценка уровня конкурентоспособности отрасли

Конкурентоспособность отрасли предлагаем оценивать на основе анализа (в динамике) числа конкурентоспособных предприятий отрасли, среднего числа внедренных инноваций в отрасли, степени износа основных фондов.

Конкурентоспособность отрасли оценивается по формуле:

§ ФОбi — средняя балльная оценка по каждому фактору конкурентоспособности отрасли общим числом n;

§ ai - весомость каждого фактора в интегральной оценке конкурентоспособности отрасли.

Таблица. Баллы для оценки показателей конкурентоспособности отрасли

Характеристика показателей Количество баллов
Увеличение в динамике числа конкурентоспособных предприятий отрасли 2
Сокращение в динамике числа конкурентоспособных предприятий отрасли 0
Среднее число внедренных инноваций в отрасли в динамике увеличивается 2
Среднее число внедренных инноваций в отрасли в динамике уменьшается 0
Степень износа ОФ менее 20% 2
Степень износа ОФ 20-40% 1
Степень износа 0Ф более 40% 0

 

8. КОНКУРЕНТОСПОСОБ­НОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ В ЦЕЛОМ.

Изучение позиций и возможностей фирм-конкурентов в целом пред­полагает поиск ответов на четыре основные группы вопросов, вокруг которых строится структура системы слежения за конкуренцией:

1. Каковы основные цели конкурента?

2. Каковы текущие стратегии достижения этих целей?

3. Какими средствами располагают конкуренты, чтобы реализовать свои стратегии?

4. Каковы их вероятные будущие стратегии?

Ответы на первые три группы вопросов должны обеспечить исход­ные данные для предвидения будущих стратегий. Анализ совокупности сведений по указанным четырем областям дает достаточно полную кар­тину действий конкурентов.

По сути дела разговор идет о сборе и анализе информации о потен­циале фирм-конкурентов и уровне его использования. Имеются в виду такие составляющие потенциала, как финансово-экономическая, про­изводственная, научно-техническая, кадровая, организационно-лоббист­ская, маркетинговая.

С точки зрения результативности деятельности фирм-конкурентов на рынке и завоевания ими там сильных позиций можно выделить сле­дующие основные факторы, требующие изучения:

1. Имидж фирмы.

2. Концепция продукта, на которой базируется деятельность фирмы.

3. Качество продуктов, уровень их соответствия мировому уровню (обычно определяется путем опросов или сравнительных тестов).

4. Уровень диверсификации производственно-хозяйственной деятель­ности (видов бизнеса), разнообразие номенклатуры продуктов.

5. Суммарная рыночная доля главных видов бизнеса.

6. Мощность научно-исследовательской и конструкторской базы, характеризующей возможности по разработке новых продуктов (размер бюджета НИОКР, число сотрудников, оснащенность предметами и сред­ствами труда, эффективность НИОКР).

7. Мощность производственной базы, характеризующей возможнос­ти перестраиваться на выпуск новых продуктов и наращивать объемы выпуска освоенных продуктов (число занятых, оснащенность основны­ми фондами, их уровень и эффективность использования, структура издержек, в том числе использование фактора экономии в зависимости от объема и освоенности выпуска).

8. Стабильность финансово-экономического положения.

9. Рыночная иена с учетом возможных скидок или наценок.

10. Частота и глубина проводимых маркетинговых исследований, их бюджет.

11. Предпродажная подготовка, которая свидетельствует о способ­ности фирмы привлекать и удерживать потребителей за счет более глу­бокого удовлетворения их потребностей.

12. Эффективность сбыта с точки зрения используемых каналов то­вародвижения .

13. Уровень стимулирования сбыта (работников сбытовых служб пред­приятия, торговых организаций и потребителей).

14. Уровень рекламной деятельности.

15. Уровень послепродажного обслуживания.

16. Политика фирмы во внешней предпринимательской среде, ха­рактеризующая способность фирмы управлять в позитивном плане сво­ими отношениями с государственными и местными властями, обще­ственными организациями, прессой, населением и т. п.

В данном вопроснике указаны только важнейшие направления ис­следования деятельности фирм-конкурентов. Перечень вопросов можно детализировать и дополнить за счет вопросов по изучению конкурентос­пособности товаров и эффективности маркетинговой деятельности. Со­бранную информацию целесообразно представить в виде таблицы, но с соответствующими показателями.

Оценка возможностей фирмы позволяет построить многоугольник конкурентоспособности (рис.)

Рис. Многоугольник конкурентоспособности

Дата: 2019-02-25, просмотров: 388.