ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНКУРЕНТНОЙ РАЗВЕДКИ
1. «Конституция Российской Федерации»;
2. «Гражданский кодекс Российской Федерации»;
3. «Налоговый кодекс Российской Федерации»;
4. «Трудовой кодекс Российской Федерации»;
5. «Уголовный кодекс Российской Федерации»;
6. «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»;
7. Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации»;
8. Федеральный закон «О прокуратуре в Российской Федерации»;
9. Федеральный закон «О Федеральной службе безопасности»;
10. Федеральный закон № 5-ФЗ «О внешней разведке»;
11. Федеральный закон № 57-ФЗ «О государственной охране»;
12. Федеральный закон «О безопасности»;
13. Федеральный закон № 3-ФЗ «О полиции»;
14. Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации»;
15. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»;
16. Федеральный закон «О персональных данных»;
17. Федеральный закон № 218-ФЗ «О кредитных историях»;
18. Федеральный закон № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических
лиц»;
19. Федеральный закон № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;
20. Федеральный закон № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;
21. Федеральный закон № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»;
22. Федеральный закон № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и
защите информации»;
23. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности»;
24. Федеральный закон «О рынке ценных бумаг»;
25. Федеральный закон «О переводном и простом векселе»;
26. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»;
27. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)».
28. Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов,
полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
29. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;
30. Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле»;
31. Федеральный закон «О государственной тайне»;
32. Федеральный закон от20.02.1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»;
33. Федеральный закон «О коммерческой тайне»;
34. Федеральный закон «Об электронной подписи»;
35. Федеральный закон «Об оружии»;
36. Закон РФ «О Государственной границе Российской Федерации»;
37. Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»;
38. Указ Президента РФ «Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (основные положения)»;
39. Указ Президента РФ «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»;
40. Указ Президента РФ от 24.01.1998 г., № 61 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне».
41. Постановление Правительства РСФСР «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну».
42. Постановление ЦИК и СНК СССР от 07.08.1937 г. № 104/1341 «О введении в действие положения о переводном и простом векселе»;
43. Постановление Пленума Верховного суда РФ и Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 04.12.2000 г. № 33/14 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с обращением векселей».
44. Письмо Банка России от 15.07.2011 г. № 12-1-5/1274 «О применении
Федерального закона ФЗ-115»;
45. Информационное письмо Росстрахнадзора от 08.02.2010 г. № С-933/03-04 «О вопросах применения Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
46. Приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 01.11.2008 г. № 256 «Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным
имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов,
полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
47. ГОСТ Р 51898-2002, «Аспекты безопасности. Правила включения в стандарты»;
48. ГОСТ Р ИСО/МЭК 13335-1-2006, «Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности»;
49. СТО БР ИББС-1.0-2008 «Обеспечение информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации. Общие положения».
ФОРМЫ КОНКУРЕНЦИИ.
Конкуренция (от латинского слова «конкурс» — сталкиваться) — это соперничество между субъектами рынка за лучшие условия производства, реализации и приобретения товаров. Она является формой проявления активности продавцов и покупателей, направленной на реализацию их экономических интересов. Поэтому конкуренцию можно считать движущей силой рыночного процесса.
На рынке сталкиваются интересы производителей, продавцов и покупателей. Производители и продавцы заинтересованы в получении наибольшего дохода от своей хозяйственной деятельности. Они хотели бы продать свой товар подороже, с наибольшей выгодой для себя. Интересы покупателей противоположны. Они стремятся приобрести необходимые им блага подешевле и получить от их использования как можно большую пользу. Разрешение данного противоречия между участниками рыночной сделки зависит от соотношения между спросом и предложением данного товара. На рынке, где объем предложения товаров больше спроса на них, имеют место наилучшие условия для реализации интересов потребителей. Рынок, где спрос и предложение примерно равны, создает одинаковые условия для реализации интересов обеих сторон. Когда рынок не может полностью удовлетворить спрос, производители и продавцы диктуют свои условия покупателям.
Конкуренция между производителями и продавцами, с одной стороны, и покупателями — с другой, является инструментом стихийного регулирования рыночных цен. При более сильных позициях на рынке производителей и продавцов цены растут, изменение соотношения сил в пользу покупателей приводит к их снижению.
Конкуренция между покупателями — это соперничество за право приобретения товаров на дефицитном рынке. Данный вид конкуренции не дает положительных экономических результатов и свидетельствует о наличии монополий производителей. Такого рода конкуренция типична для командно-административной экономической системы. Она может проявляется в монопольно-высоких ценах на товары, очередях покупателей, реализации товаров по спискам и карточкам.
Особо важную роль в рыночной экономике играет конкуренция между производителями. Она может существовать в форме внутри- и межотраслевой конкуренции.
Межотраслевая конкуренция — конкуренция между производителями, а также продавцами, занятыми в разных отраслях производственной или торговой деятельности. Она представляет собой соперничество за сферы приложения капитала. Вновь полученные средства, как правило, вкладываются в наиболее прибыльные отрасли. Сюда же устремляется и часть наиболее подвижного капитала, изымаемого из низкорентабельного производства. Механизм межотраслевой конкуренции обеспечивает распределение новых и перераспределение задействованных капиталов между отраслями и сферами хозяйственной деятельности, формируя таким образом пропорции общественного производства.
Внутриотраслевая конкуренция — соперничество между субъектами, занятыми производством и реализацией одинаковой или взаимозаменяемой продукции. Этот вид конкуренции направлен на завоевание покупателя. В соперничестве за покупателя производители и продавцы используют ценовые и неценовые методы конкурентной борьбы.
Конкурентоспособность отрасли предлагаем оценивать на основе анализа (в динамике) числа конкурентоспособных предприятий отрасли, среднего числа внедренных инноваций в отрасли, степени износа основных фондов.
Конкурентоспособность отрасли оценивается по формуле:
§ ФОбi — средняя балльная оценка по каждому фактору конкурентоспособности отрасли общим числом n;
§ ai - весомость каждого фактора в интегральной оценке конкурентоспособности отрасли.
Таблица. Баллы для оценки показателей конкурентоспособности отрасли
Характеристика показателей | Количество баллов |
Увеличение в динамике числа конкурентоспособных предприятий отрасли | 2 |
Сокращение в динамике числа конкурентоспособных предприятий отрасли | 0 |
Среднее число внедренных инноваций в отрасли в динамике увеличивается | 2 |
Среднее число внедренных инноваций в отрасли в динамике уменьшается | 0 |
Степень износа ОФ менее 20% | 2 |
Степень износа ОФ 20-40% | 1 |
Степень износа 0Ф более 40% | 0 |
8. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ В ЦЕЛОМ.
Изучение позиций и возможностей фирм-конкурентов в целом предполагает поиск ответов на четыре основные группы вопросов, вокруг которых строится структура системы слежения за конкуренцией:
1. Каковы основные цели конкурента?
2. Каковы текущие стратегии достижения этих целей?
3. Какими средствами располагают конкуренты, чтобы реализовать свои стратегии?
4. Каковы их вероятные будущие стратегии?
Ответы на первые три группы вопросов должны обеспечить исходные данные для предвидения будущих стратегий. Анализ совокупности сведений по указанным четырем областям дает достаточно полную картину действий конкурентов.
По сути дела разговор идет о сборе и анализе информации о потенциале фирм-конкурентов и уровне его использования. Имеются в виду такие составляющие потенциала, как финансово-экономическая, производственная, научно-техническая, кадровая, организационно-лоббистская, маркетинговая.
С точки зрения результативности деятельности фирм-конкурентов на рынке и завоевания ими там сильных позиций можно выделить следующие основные факторы, требующие изучения:
1. Имидж фирмы.
2. Концепция продукта, на которой базируется деятельность фирмы.
3. Качество продуктов, уровень их соответствия мировому уровню (обычно определяется путем опросов или сравнительных тестов).
4. Уровень диверсификации производственно-хозяйственной деятельности (видов бизнеса), разнообразие номенклатуры продуктов.
5. Суммарная рыночная доля главных видов бизнеса.
6. Мощность научно-исследовательской и конструкторской базы, характеризующей возможности по разработке новых продуктов (размер бюджета НИОКР, число сотрудников, оснащенность предметами и средствами труда, эффективность НИОКР).
7. Мощность производственной базы, характеризующей возможности перестраиваться на выпуск новых продуктов и наращивать объемы выпуска освоенных продуктов (число занятых, оснащенность основными фондами, их уровень и эффективность использования, структура издержек, в том числе использование фактора экономии в зависимости от объема и освоенности выпуска).
8. Стабильность финансово-экономического положения.
9. Рыночная иена с учетом возможных скидок или наценок.
10. Частота и глубина проводимых маркетинговых исследований, их бюджет.
11. Предпродажная подготовка, которая свидетельствует о способности фирмы привлекать и удерживать потребителей за счет более глубокого удовлетворения их потребностей.
12. Эффективность сбыта с точки зрения используемых каналов товародвижения .
13. Уровень стимулирования сбыта (работников сбытовых служб предприятия, торговых организаций и потребителей).
14. Уровень рекламной деятельности.
15. Уровень послепродажного обслуживания.
16. Политика фирмы во внешней предпринимательской среде, характеризующая способность фирмы управлять в позитивном плане своими отношениями с государственными и местными властями, общественными организациями, прессой, населением и т. п.
В данном вопроснике указаны только важнейшие направления исследования деятельности фирм-конкурентов. Перечень вопросов можно детализировать и дополнить за счет вопросов по изучению конкурентоспособности товаров и эффективности маркетинговой деятельности. Собранную информацию целесообразно представить в виде таблицы, но с соответствующими показателями.
Оценка возможностей фирмы позволяет построить многоугольник конкурентоспособности (рис.)
Рис. Многоугольник конкурентоспособности
Риски стратегии низких издержек: технологические изменения, подрывающие прошлые инвестиции или опыт; умение вновь пришедших в отрасль компаний или последователей снижать издержки путем копирования опыта или инвестирования в новейшее оборудование; неспособность фирмы реагировать на необходимые изменения в продукте или изменения рынка из-за повышенной озабоченности проблемой издержек; инфляция издержек, которая снижает способность фирмы поддерживать достаточную разницу в ценах, компенсирующую престиж брендов или другие преимущества конкурентов в дифференциации.
Общие требования к ресурсам, квалификации и организации производства при реализации стратегии низких издержек:
· Реальные инвестиции и доступ к капиталу;
· Навыки технологической разработки процессов;
· Тщательный надзор и контроль над трудовыми процессами;
· Конструирование изделий, облегчающее производство;
· Низко-затратная система распределения и сбыта;
· Жесткий контроль над уровнем издержек;
· Частые и детальные контрольные отчеты;
· Четкая организационная структура и ответственность;
· Стимулирование на основе четких количественных показателей.
Вторая базовая стратегия -- это стратегия дифференциации продукта или услуги, предлагаемой фирмой, то есть создания такого продукта или услуги, которая воспринималась бы в рамках всей отрасли как уникальная. Дифференциация может осуществляться в разнообразных формах: по престижу дизайна или бренда, по технологии, по функциональным возможностям, по обслуживанию, по дилерской сети или по другим параметрам. В идеале фирма дифференцирует себя по нескольким направлениям. Стратегия дифференциации связана с приданием продукту специфических свойств, которые обеспечат фирме лояльность потребителей к ее продукции.
Стратегия дифференциации в случае успешной реализации является действенным средством достижения прибыли выше среднеотраслевого уровня, так как она создает прочную позицию для противостояния пяти конкурентным силам, хотя и иным способом, чем стратегия лидерства в издержках. Дифференциация защищает от конкурентного соперничества, поскольку создает лояльность потребителей к бренду и снижает чувствительность к цене продукта. Она ведет к росту чистой прибыли, что снижает остроту проблемы издержек. Лояльность потребителей и необходимость для конкурентов преодолевать фактор уникальности продукта создает барьер для вхождения в отрасль. Дифференциация обеспечивает более высокий уровень прибыли для противостояния власти поставщиков, а также позволяет умерять и власть покупателей, так как последние лишаются сопоставимых альтернатив и поэтому менее чувствительны к ценам. Наконец, фирма, осуществившая дифференциацию и заработавшая лояльность потребителей, располагает более благоприятной, чем ее конкуренты, позицией по отношению к субститутам.
Применение стратегии дифференциации эффективно в том случае, когда имеет место высокая оценка потребителем отличительных свойств продукта и имеются разнообразные способы его использования, а сама дифференциация продукта имеет множество аспектов. Она может быть достигнута на основе технического превосходства, качества, предоставления услуг, повышения ценности денег (продажа в кредит). Наиболее привлекательна такая дифференциация, которую трудно или дорого имитировать.
Главная задача разработки стратегии дифференциации состоит в том, чтобы обеспечить снижение совокупных издержек потребителей по использованию продукта, что достигается посредством увеличения удобства и легкости пользования и расширения спектра удовлетворения нужд потребителя. Для этого фирма должна направить усилия на выявление источников ценности для потребителя, придание продукту свойств, повышающих удовлетворение потребителя, и обеспечение поддержки в процессе потребления продукта. Все это связано с проведением обширных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок и активной маркетинговой деятельности. Так как успех стратегии дифференциации зависит от восприятия потребителем ценности продукта, рисками дифференциации являются:
· различие в издержках между фирмой, проводящей дифференциацию, и компанией низких издержек, которое может стать слишком значительными, чтобы удержать лояльность покупателей, которые предпочтут экономию исключительным особенностям продукта или услуги;
· по мере накопления потребительского опыта значимость фактора дифференциации для более изощренных покупателей может снижаться;
· копирование снижает полученную дифференциацию, что обычно происходит в процессе старения отрасли.
Общие требования к ресурсам, квалификации и организации производства при внедрении стратегии дифференцирования:
· Возможности привлечения высококвалифицированной рабочей силы, исследователей и творческого персонала;
· Конструирование изделий;
· Творческие способности;
· Высокий потенциал маркетинга и фундаментальных исследований;
· Высокая репутация качества продукции или технологическое лидерство фирмы;
· Значительный опыт работы в отрасли или уникальное сочетание навыков, полученных в других отраслях;
· Тесная кооперация с каналами сбыта;
· Тесная функциональная координация НИОКР, конструирования изделий и маркетинга;
· Субъективные оценки и стимулы вместо количественных показателей.
Фокусирование, или концентрация, представляет собой такой тип стратегии, при котором фирма концентрирует свои усилия на определенной группе покупателей, виде продукции или географическом сегменте рынка. Порождаемое специализацией деятельности конкурентное преимущество фирмы может быть связано как с более низкими издержками, так и с уникальностью продукции. Даже в том случае, если стратегия фокусирования не ведет к низким издержкам или дифференциации с точки зрения рынка в целом, она позволяет добиться одной из двух или обеих этих позиций в пространстве более узкого целевого рынка. Однако если цели стратегии низких издержек или дифференциации распространяются на отрасль в целом, то стратегия фокусирования означает сосредоточение на более узкой цели, что отражается на деятельности всех функциональных сфер бизнеса.
Выгоды такой стратегии обусловлены лояльностью потребителей, компенсирующей воздействие эффекта масштаба. Фирма может реализовать такую стратегию, если она способна обеспечить эффективное обслуживание ниши, а размер самой ниши достаточно мал, чтобы не привлекать крупные фирмы.
Фокусирование целесообразно, когда:
· сегмент слишком большой, чтобы быть привлекательным;
· сегмент имеет хороший потенциал для роста;
· сегмент не является критическим для успеха большинства конкурентов;
· компания, использующая стратегию фокусирования, имеет достаточно навыков и ресурсов для успешной работы на сегменте;
· компания может защитить себя от бросающих вызов конкурентов благодаря благожелательности клиентов к ее незаурядным способностям в обслуживании покупателей сегмента. Риски сфокусированной стратегии: есть вероятность того, что конкуренты найдут возможность приблизиться к действиям компании на узком целевом сегменте; требования и предпочтения потребителей целевого сегмента рынка постепенно распространяются на весь рынок;
· сегмент может стать настолько привлекательным, что вызовет интерес множества конкурентов.
С фокусированием связана следующая совокупность рисков:
* увеличение различий в издержках между конкурентами, действующими в широком стратегическом плане, и фирмой, проводящей стратегию фокусирования, ведет к ликвидации преимущества последней в издержках при обслуживании узкого целевого рынка или нейтрализации дифференциации, достигнутой благодаря фокусированию;
* сужение различий между пользующимися спросом продуктами или услугами на целевом рынке и продуктами или услугами на отраслевом рынке в целом;
* ситуация, при которой конкуренты находят более узкие рыночные сегменты внутри стратегического целевого рынка и тем самым преодолевают преимущество фирмы, проводящей стратегию фокусирования.
Общие требования к ресурсам, квалификации и организации производства при стратегии фокусирования представляют собой сочетание указанных выше для стратегий дифференциации и лидерства по издержкам условий и мер, направленных на достижение конкретной стратегической цели.
МОДЕЛЬ ИШИКАВЫ
Диаграмма Исикавы (альтернативные названия: причинно-следственная диаграмма, диаграмма Исикавы, ёлочная диаграмма, диаграмма рыбьего скелета, 5М) — это метод анализа разветвленно-сти (детализации) процесса. Она известна в литературе как диаграмма Исикавы и «рыбий скелет» (так как законченная диаграмма напоминает рыбий скелет).
Суть метода
Причинно-следственная диаграмма — это ключ к решению возникающих проблем.
Диаграмма позволяет в простой и доступной форме систематизировать все потенциальные причины рассматриваемых проблем, выделить самые существенные и провести поуровневый поиск первопричины.
Цель метода
Изучить, отобразить и обеспечить технологию поиска истинных причин рассматриваемой проблемы для эффективного их разрешения, т.е. соотнести причины с результатами (следствиями). Это один из наиболее элегантных и широко используемых инструментальных методов контроля качества.
Существуют три основных типа диаграмм причина-результат:
Анализ разветвленное™ (детализации) процесса.
Классификация производственного процесса.
Перечисление причин.
Назначение метода. Применяется при разработке и непрерывном совершенствовании продукции. Диаграмма Исикавы — инструмент, обеспечивающий системный подход к к определению фактических причин возникновения проблем.
План действий
В соответствии с известным принципом Парето, среди множества потенциальных причин (причинных факторов, по Исикаве), порождающих проблемы (следствие), лишь две-три являются наиболее значимыми, их поиск и должен быть организован. Для этого осуществляется:
. сбор и систематизация всех причин, прямо или косвенно влияющих на исследуемую проблему;
группировка этих причин по смысловым и причинно-следственным блокам;
ранжирование их внутри каждого блока;
• анализ получившейся картины. Особенности метода
На рис. 4.11 показан основной вид диаграммы.
. Оборудование (Machine)
Материалы (Material) .
Методы (Method)
Персонал (Man)
Окружающая среда (Milieu)
• Иногда добавляют измерительную систему (Measurement Sys tem)
Все категории в английском языке начинаются с буквы «М», отсюда еще одно название метода — 5М (или 6М соответственно).
Общие правила построения
Все участники должны прийти к единому мнению относительно формулировки проблемы.
Изучаемая проблема записывается с правой стороны в середине чистого листа бумаги и заключается в рамку, к которой слева подходит основная горизонтальная стрелка — «хребет» (диаграмму Исикавы из-за внешнего вида часто называют «рыбьим скелетом»).
Наносятся главные причины (причины уровня 1), влияющие на проблему, — «большие кости». Они заключаются в рамки и соединяются наклонными стрелками с «хребтом».
Далее наносятся вторичные причины (причины уровня 2), орые влияют на главные причины («большие кости»), а те, в вою очередь, являются следствием вторичных причин. Вторичные причины записываются и располагаются в виде «средних костей», примыкающих к «большим». Причины уровня 3, которые влияют на причины уровня 2, располагаются в виде «мелких костей», примыкающих к «средним», и т. д. (Если на диаграмме приведены не все причины, то одна стрелка оставляется пустой).
При анализе должны выявляться и фиксироваться все факторы, даже те, которые кажутся незначительными, так как цель схемы — отыскать наиболее правильный путь и эффективный способ решения проблемы.
Причины (факторы) оцениваются и ранжируются по их значимости, выделяя особо важные, которые предположительно оказывают наибольшее влияние на показатель качества.
В диаграмму вносится вся необходимая информация: ее название; наименование изделия; имена участников; дата и т. д.
Дополнительная информация:
Процесс выявления, анализа и объяснения причин, является ключевым в структурировании проблемы и переходу к корректирующим действиям.
Задавая при анализе каждой причины вопрос «почему?», можно определить первопричину проблемы (по аналогии с выявлением главной функции каждого элемента объекта при функционально-стоимостном анализе).
Способ взглянуть на логику в направлении «почему?» состоит в том, чтобы рассматривать это направление в виде процесса постепенного раскрытия всей цепи последовательно связанных между собой причинных факторов, оказывающих влияние на проблему качества.
Достоинства метода Диаграмма Исикавы позволяет:
• стимулировать творческое мышление;
•представить взаимосвязь между причинами и сопоставить их относительную важность.
18ПОИСКОВЫЕ ИНТЕРНЕТ – СИСТЕМЫ, ИНТЕРНЕТ – КАТАЛОГИ И МЕГАПОИСКОВЫЕ СИСТЕМЫ
Все имеющиеся средства поиска информации в Интернете мо- гут быть условно разделены на несколько подгрупп, а именно: – средства поиска информации на отдельных сайтах; – подборки ссылок; – каталоги; – поисковые системы; – метапоисковые системы; – системы мониторинга и контент-анализа; – экстракторы объектов, событий и фактов; – системы Knowledge Discovery, Data Mining, Text Mining; – специализированные системы конкурентной разведки; – интегрированные системы. Ƿо своей сути каталоги, поисковые системы и метапоисковые системы являются веб-сайтами со специализированными базами данных, в которых хранится информация о других веб-ресурсах и документах, хранящихся на них. В результате запроса к таким сис- темам выдается список адресов, а иногда и краткое описание доку- ментов (сниппеты), где может присутствовать запрашиваемая ин- формация. Dzак правило, поиск может производиться только по ключевым словам и фразам. Активизируя на ссылку, найденную в результате запроса, пользователь попадает на оригинал документа, размещенного на некотором веб-сайте. Естественно, что если доку- мент со временем изменился или веб-сайт прекратил свое сущест- вование, то и первоначально заиндексированный поисковой систе- мой документ через некоторое время может быть не найден. Ƕсновное отличие поисковых систем от каталогов – наличие автоматического «робота», постоянно сканирующего веб-прост- ранство и накапливающего новую информацию в индексных фай- лах базы данных. В каталоги же информация заносится вручную – либо владельцами сайтов, либо обслуживающим персоналом самих каталогов. Ƿользование такими системами, как правило, бесплат- ное, это самые популярные поисковые инструменты в сети Интернет. Ǵетапоисковые системы являются поисковыми системами по поисковым системам. Ǻак как отдельные поисковые системы раз- личным образом индексируют хотя и обширные и часто пересе- кающиеся, но все-таки разные сегменты ǹети, то, естественно, и результат поиска с помощью метапоисковой системы будет, априо- ри, более полным, чем с помощью одной отдельно взятой поиско- вой системы. ǹчитать это плюсом или минусом поисковой работы зависит от поставленных целей и количества найденных докумен- тов. Если в результате поиска найдены тысячи или миллионы до- кументов, то «вручную» все равно вряд ли можно просмотреть свыше нескольких сотен. Вторым поисковым преимуществом таких систем является то, что одним запросом обеспечивается поиск во многих поисковых системах, не требуя многочисленных повторений одного и того же запроса в разных поисковых системах. ǹистемы мониторинга и контент-анализа обеспечивают регу- лярный поиск и «скачивание» информации по заданным темам и с заданных сайтов, а также анализ содержания «скачанных» доку- ментов. Ǻакие системы, как правило, обладают развитым языком запросов, что позволяет существенно детализировать и конкрети- зировать запросы по сравнению с обычными поисковыми система- ми. Во-вторых, такие системы хранят в своих базах данных полные тексты исходных документов, что обеспечивает сохранность этих документов во времени и возможность их обработки и контент- анализа, как в текущем времени, так и в ретроспективе. ǹущест- венным преимуществом таких систем является также то, что слож- ные запросы, состоящие из десятков или сотен поисковых слов и выражений, однажды составленные аналитиком-знатоком пред- метной области, могут быть сохранены в виде каталогизированного запроса или рубрики и в дальнейшем вызываться автоматически или вручную из сохраненного списка для проведения поиска или контент-анализа. ǹ помощью контент-анализа такие системы позволяют уста- навливать пересекающиеся связи между темами, понятиями и объ- ектами, поставленными на мониторинг, выявлять эмоциональную окраску документов, проводить анализ динамики появления во времени тех или иных документов, проводить сравнительный ана- лиз информационной активности по различным тематикам и мно- гое другое. Если мониторинговые системы как системы фильтрации могут выделять из информационного потока известные объекты, то экс- тракторы объектов, событий и фактов умеют выделять из потока информации объекты, неизвестные заранее, события или факты, которые лишь соответствуют определенному заранее типу, напри- мер, географические понятия, персоны, структуры и организации, события (дорожно-транспортные происшествия, катастрофы, меж- дународные встречи). Ƿри этом факты могут классифицироваться как обычные или необычные. Ƿримером обычного факта в данном случае можно считать выезд автомобилей за черту города, а приме- ром необычного факта – выезд за ту же городскую черту автомоби- ля без номерных знаков. ǹистемы типа Knowledge Discovery, технологии Data Mining и Text Mining, умеют выявлять новые знания и закономерности. Ǻа- кая система, например, может самостоятельно, без участия челове- ка, сделать вывод о факте знакомства между людьми, основываясь на имеющихся в системе данных об окончании ими одной и той же школы и одного итого же класса в одном и том же населенном пункте. Ƿравда, сами правила, по которым такая система делает выводы, все-таки создаются и задаются пока что людьми. ǹпециализированные системы для конкурентной разведки мо- гут включать в себя одно или несколько из перечисленных выше поисковых средств, специально «заточенных» под эти специфиче- ские задачи. Dzроме того, потребности конкурентной разведки предполагают использование в качестве источников информации, кроме полнотекстовых документов, еще и доступных в сети Интер- нет баз данных (БД), собственных, принадлежащих компании, до- кументов, таблиц и баз данных, а также формализованных и не- формализованных документов и БД, добытых из других источни- ков.
МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Маркетинговые исследования – это систематический сбор, регистрация и анализ данных по проблемам, относящимся к маркетингу.
Маркетинговые исследования являются важнейшей функцией маркетинга, так как полученные данные и результаты исследований являются основой для разработки рыночной, товарной и ценовой политики предприятия, политики продвижения и сбыта продукции.
Маркетинговые исследования проводятся, когда:
- появляются признаки ухудшения производственно-сбытовой деятельности (потеря доли рынка, сокращение объема продаж, снижение прибыли и т.д.);
- предприятие осуществляет вывод новой продукции на рынок или планирует расширение границ рынка;
- при планировании новой стратегии или тактики, определении целей, выборе вариантов развития;
- при отсутствии информации для принятия решений в производственно-сбытовой деятельности.
Объектами маркетинговых исследований являются рынок, потребители, конкуренты, товары и услуги, цены, каналы товародвижения и сбыта продукции, средства продвижения и стимулирования сбыта и др.
К важнейшим направлениям маркетинговых исследований относятся следующие:
1. Исследование рынка и продаж:
- оценка емкости рынка;
- определение характеристик рынка и его сегментов;
- анализ тенденций изменений рынка;
- прогноз объема продаж;
- анализ спроса и предложения;
- изучение коммерческой практики и правовых условий;
- товарная и фирменная структура.
2. Изучение потребителей:
- возможные покупатели товара;
- побудительные мотивы, заставляющие приобретать товары;
- система предпочтений покупателей;
- выделение сегментов покупателей.
3. Изучение конкурентов:
- существующие и потенциальные конкуренты, их характеристики;
- занимаемая доля рынка;
- сильные и слабые стороны конкурентов;
- применяемые маркетинговые средства, стратегия и тактика конкурентов;
- реакция потребителей на маркетинговые средства конкурентов.
4. Исследование товаров и услуг:
- определение соответствия технико-экономических показателей и качества товаров запросам и требованиям покупателя;
- анализ конкурентоспособности и тестирование товаров;
- исследование и испытание установки.
Исследование цен:
- исследование взаимосвязи между ценой и спросом;
- прогнозирование ценовой политики для различных стадий жизненного цикла изделий;
- влияние конкуренции на ценовую политику.
6. Исследование продвижения и стимулирования сбыта:
- исследование эффективности системы продвижения и стимулирования сбыта;
- испытание средств рекламы;
7. Исследование каналов товародвижения и сбыта продукции:
- выбор наиболее эффективного канала товародвижения;
- изучение и оценка торговых посредников;
- исследование форм и методов продаж;
- исследование места расположения складов, торговых точек и сервисных пунктов.
8. Исследование внутренней среды предприятия:
- анализ результатов производственно-сбытовой деятельности;
- анализ сильных и слабых сторон предприятия;
- анализ конкурентоспособности предприятия и оценка конкурентных возможностей.
ПЕРЕЧИСЛИТЕ ИЗВЕСТНЫЕ ВАМ СРЕДСТВА И МЕТОДЫ МОНИТОРИНГА СМИ, МАССОВОЙ АКТИВНОСТИ, УЧРЕЖДЕНИЙ, ДЕЯТЕЛЕЙ
Мониторинг СМИ - Это отслеживание сообщений СМИ, соответствующих заданной тематике. Мониторинг СМИ используется для изучения эффективности PR- и рекламных кампаний, составления формируемого СМИ «портрета» организации или персоналии, оценки общественного резонанса того или иного действия, отслеживание действий других компаний или индивидуумов. Мониторинг включает в себя ежедневное отслеживание новостной информации, размещенной в печатных, телевизионных и электронных средствах массовой информации.
Как правило, мониторинг СМИ включает в себя следующие фазы:
1. Наблюдение за рядом потенциальных источников (телеканал, радиостанция, периодическое печатное издание и т.п.).
Фильтрация и категоризация.
OLAP анализ (online analytical processing, аналитическая обработка в реальном времени) и визуализация информации: многомерный анализ; анализ временных рядов; выборочный анализ; отслеживание причинно-следственных связей.
Стандартным форматом отчета является интерактивный документ Word адаптированный к распечатке, чтению и навигации на компьютере. Отчеты также могут иметь вид e-mail, презентации Power Point, «файла-справки» CHM, Adobe Acrobat (PDF) или представляться посредством доступа в специальный клиентский раздел сайта.
Также подразделение ведет архив новостных и аналитических программ, выпускаемых телекомпаниями радиокомпаниями, статей в печатных, которые затрагивают проблемы развития организации, взаимодействия с социальной средой, государственными структурами.
Данный вид работы позволяет, во-первых, отслеживать, как ведется освещение СМИ тем и сюжетов, распространяемых через пресс-релизы, т.е. в каком контексте, насколько полно и достоверно официальную информацию ретранслируют телекомпании. Во-вторых, это позволяет следить за ситуацией в интересующем сегменте в целом (в регионе, на федеральном уровне и т.д.). В-третьих, журналисты обращают внимание на некоторые «болевые точки», конкретные проблемы, не фиксируемые на внутрикорпоративном уровне, могут представить более широкий спектр мнений. Организация мониторинга СМИ должна строиться исходя из тех задач, которые стоят перед организацией, и определяются руководством. Но базовые вещи везде одни: необходимо хорошее техническое оснащение рабочего места людей, занимающихся мониторингом СМИ (современный компьютер с выходом в Интернет, ТВ-тюнер, хорошая антенна), квалифицированные сотрудники, перед которыми ставятся четкие цели. Работа по мониторингу СМИ позволяет организации: быть готовой к изменениям в законодательной базе, видеть активность конкурентов, экономить время и средства на поиск и обработку информации, видеть экспертную оценку перспектив развития отрасли, знать ситуацию на региональных и федеральных рынках, находить новых партнеров и клиентов, видеть оценку собственной деятельности в СМИ, следить за новыми технологиями и опытом их применения.
Мониторинг СМИ осуществляется со следующими целями:
исследование пропаганды -- для распознавания представлений,
намерений, действий различных субъектов, пользующихся СМИ
как средством информационного влияния на массы;
исследование массовых настроений;
определение характера и силы влияния СМИ на массовые
настроения;
извлечение сведений, представляющих собой "утечку информации";
извлечение несекретных существенных сведений;
вскрытие случаев применения СМИ в явно подрывных целях:
для деструктивной обработки населения;
для выявления потенциальной агентуры и т. д.
П. Лайнбарджер: "Анализ общественного мнения касается того, что
люди думают. Анализ пропаганды имеет дело с теми средствами, с
помощью которых людей пытаются заставить думать". ("Психологичес-
кая война", стр. 143) Из всего происходящего в стране и в мире
людям становится известно в основном лишь то, о чем сообщают СМИ.
Люди считают важным в основном то, что объявляют важным СМИ. О
чем не сообщается в СМИ, того как бы не существует. СМИ вполне
могут своими силами за несколько месяцев переориентировать
симпатии основной части граждан от одного известного деятеля к
другому, отстаивающему несколько иную (или даже совсем иную)
политическую позицию, вырастить новую знаменитость, выпятить или
дискредитировать политическую партию, изменить отношение к
некоторому событию на противоположное и т. д.
Характеристики источника массовой информации:
тираж (размер аудитории); объем; цена;
источники средств;
состав и характеристики потребителей (читателей, зрителей,
слушателей);
тематика, пропорции между темами;
политическая направленность;
качество;
авторитетность у потребителей;
способы сбора информации;
ведущие работники;
руководители: их психический склад, идеология, связи, наме-
рения.
Соотношение объемов публикуемого материала по различным темам
не является четким показателем общественного интереса к ним, так
как если СМИ имеет источники финансирования помимо продажи своей
информационной продукции, оно, скорее всего, не столько ориенти-
руется на запросы потребителей информации, сколько стремится
формировать эти запросы.
В материалах СМИ можно выделять:
1) фоновую пропаганду; пропагандистские кампании; утечки
информации; псевдоутечки информации;
2) представляемое с одобрением, с осуждением, нейтрально;
3) конструктивное, деструктивное.
Может иметь место псевдоосуждение или псевдоодобрение. Непра-
вильный выбор средств может приводить к результату, который
обратен ожидаемому. Явно лживая или выраженная в примитивном
стиле оценка воспринимается с противоположным знаком. Некоторые
сообщения деструктивного характера оказывают вредное влияние,
даже если их сопровождать негативной оценкой. Один и тот же
материал по-разному воспринимается разными людьми и в разном
контексте. Один тот же факт оказывает разное воздействие в
зависимости от комментария. О значимости комментариев пишет
П. Лайнбарджер: "Переданный вами в эфир простой факт о том, что
'американский рабочий-негр в Гринсборо, штат Северная Каролина,
получал на прошлой неделе 80 центов в день за тяжелый труд',
может быть потом поднесен и истолкован по-разному, а именно как:
а) простая новость (...);
б) антикапиталистическая пропаганда, если хотят показать, что
американские бизнесмены платят своим рабочим чрезвычайно мало
-- 80 центов в день;
в) прокапиталистическая пропаганда, если хотят показать, что
на 80 центов можно купить много потребительских товаров;
г) пропаганда против белых, если хотят показать, что рабочий
получал 80 центов только потому, что он негр.
И так далее. Толкования могут быть самые различные. Фактические
данные -- конкретный рабочий, сам случай, сумма денег, место,
время -- в каждом случае будут абсолютно верны (...) Вам может
не нравиться толкование. Вы можете убить человека за то, что он
верит этому толкованию, или распропагандировать его и доказать
неверность данного толкования. Но вы не можете доказать ему,
что все это неправда". ("Психологическая война", стр. 154)
Судить о массовых настроениях по содержанию СМИ надо с большой
осторожностью. С одной стороны, осуществляемая через СМИ интен-
сивная пропаганда существенно влияет на массовые настроения. С
другой стороны, потребность в интенсивной пропаганде возникает
из-за того, что массовые настроения значительно отклоняются от
желательных. Далее, ни одно СМИ не действует последовательно и
тщательно: в его работе имеют место колебания, ошибки, конфликты,
компромиссы.
О том, насколько значительно могут различаться действительность
и ее изображение в газетах, можно прочесть у Дж. Оруэлла ("Вспо-
миная войну в Испании"): "Еще смолоду я убедился, что нет собы-
тия, о котором правдиво рассказала бы газета, но лишь в Испании я
впервые наблюдал, как газеты умудряются освещать происходящее
так, что их описания не имеют к фактам ни малейшего касательства
(...) Я читал о трусости полков, которые в действительности
проявили отчаянную храбрость, и о героизме победоносных дивизий,
которые находились за километры от передовой, а в Лондоне газеты
подхватывали все эти вымыслы, и увлекающиеся интеллектуалы выду-
мывали глубокомысленные теории, основываясь на событиях, которых
никогда не было". Основные причины неадекватного представления
действительности в СМИ: использование непроверенных источников,
накопление искажений в сообщениях при передаче их через несколько
звеньев, ложь в пропагандистских целях, представление домыслов в
качестве фактов.
Телевизионные программы, газетные рубрики существенно разли-
чаются популярностью, контингентом отдающих им предпочтение. Это
должно учитываться при определении степени их влияния на
общество.
П. Лайнбарджер: "При анализе печатной пропаганды лучшие резуль-
таты достигаются в том случае, если в течение определенного
периода постоянно следят за одними и теми же источниками, чем
когда делают один рейд сразу по всей печати". ("Психологическая
война", стр. 145)
15.4.2. Мониторинг массовых настроений.
Способы выяснения массовых настроений:
проведение опросов;
изучение обращений граждан в высшие государственные учреж-
дения;
изучение массовых действий: поездок, покупок, обращений в
медицинские учреждения, конкурсов в учебные заведения,
движения денег на банковских счетах, операций с ценными
бумагами, валютных операций т. п.;
изучение распределения голосов на выборах.
Для выяснения массовых настроений посредством опрашивания один
и тот же набор вопросов регулярно задается большому количеству
людей, случайно выбранных в определенных социальных группах.
Возможные вопросы:
Какому лидеру, движению, учреждению доверяете больше всего?
Каковы основания вашего доверия: достижения в прошлом,
четкая работа в настоящем, бескорыстность, решительность,
умеренность, поддержка Запада, умение себя держать?
От какого государства исходит наибольшая опасность для
нашего народа?
Каковы главные проблемы страны?
Что нужно делать, чтобы решить эти проблемы?
Как оцениваете свое материальное положение?
Как оцениваете свою безопасность?
Надеетесь ли на улучшение своих дел в близком будущем?
Спектр настроений в обществе сам по себе значит не очень много,
если не учитывается распределение этих настроений по категориям
граждан.
Могут выделяться примерно следующие группы населения:
этнические;
религиозные;
возрастные;
сословные:
чиновники;
кадровые военные;
творческая интеллигенция, преподаватели, научные
работники;
служащие, техническая интеллигенция;
рабочие;
крестьяне;
студенты;
рабочая молодежь, учащиеся ПТУ;
мелкие предприниматели;
пенсионеры;
и др.
Выделяемые группы должны быть влиятельны (в силу своей числен-
ности или своего места в обществе), самоидентифицированы, доступ-
ны для исследования посредством опросов.
Чем ниже численность социальной группы и чем полнее эта группа
организована, тем менее значимыми оказываются ее статистические
характеристики для прогнозирования ее политического поведения.
Вопрос самоидентификации групп существенен, поскольку всякий
человек в той или иной степени склонен проявлять солидарность по
отношению к членам группы, к которой он считает себя принадлежа-
щим, и копировать их поведение. При этом надо иметь в виду, что
всякий человек сознает свою одновременную принадлежность несколь-
ким социальным группам, выделенным по разным признакам, и что в
зависимости от ситуации то та, то другая группа имеет для него
наибольшее значение.
15.4.3. Мониторинг массовой активности.
Массовая политическая активность отслеживается по следующим
показателям:
1) общественные объединения:
политическая направленность;
география;
мероприятия;
численность;
состав, приток, отток членов;
имущество, денежные ресурсы, денежные поступления, расходы;
2) массовые акции:
география;
политическая направленность;
численность;
состав участников;
качество подготовки и проведения;
эксцессы;
последствия.
Цели мониторинга массовой активности:
выявление связи массовой активности с пропагандистской
и прочей деятельностью различных субъектов;
выявление "болевых точек" общества: проблем, которые среди
активной части граждан считаются актуальными и возбуждают
общественную активность;
прогнозирование поведения во время избирательных кампаний;
прогнозирование массовых беспорядков.
15.4.4. Мониторинг учреждений.
При мониторинге учреждения может регистрироваться следующее:
изменения в кадровом составе учреждения;
входящие и исходящие документы учреждения;
перемещения и контакты представителей учреждения;
заявления и публикации представителей учреждения;
заявления и публикации об учреждении;
происшествия в связи с учреждением;
формальные показатели деятельности учреждения.
Цели мониторинга учреждения:
определение эффективности учреждения;
выявление недекларируемых действий учреждения;
выявление недекларируемых программ деятельности (или
недекларируемых компонентов программ) государственного
аппарата в целом.
15.4.5. Мониторинг ведущих деятелей.
Чтобы иметь возможность анализировать некоторого деятеля,
необходимо собирать сведения о его ...
высказываниях;
публичных действиях;
перемещениях;
контактах;
информационных запросах;
приобретениях;
репутации у различных известных личностей и социальных
групп.
И. Йостен: "В Вашингтоне имеется картотека, куда заносятся
сведения даже на сравнительно малоизвестных политических деятелей
и коммерсантов малых нейтральных государств, то есть на людей,
которые и не подозревают, что их существование представляет
какой-либо интерес для Америки. Но даже в такой маленькой стране
в один прекрасный день может сложиться ситуация, требующая
быстрых действий, и в этом случае ЦРУ должно располагать
исчерпывающими данными о любом человеке, который, в силу
непредвиденного хода событий, окажется на ответственном посту."
(цит. по кн. "Секреты секретных служб США", стр. 194)
Цели мониторинга деятеля:
определение отношения к нему;
накопление сведений, которые при необходимости позволят
лучше понимать его конкретные действия и высказывания
и манипулировать им.
Варианты отношения к некоторому деятелю: следует ...
держать его в поле зрения;
изучать его более детально;
оказывать ему поддержку;
сдерживать его активность;
подвергнуть его корректирующему влиянию;
нейтрализовать его;
уничтожить его.
Наличие интернета позволяет отслеживать деятельность много
проявляющих себя людей в почти автоматическом режиме -- посред-
ством выявления и накопления упоминаний о них.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНКУРЕНТНОЙ РАЗВЕДКИ
1. «Конституция Российской Федерации»;
2. «Гражданский кодекс Российской Федерации»;
3. «Налоговый кодекс Российской Федерации»;
4. «Трудовой кодекс Российской Федерации»;
5. «Уголовный кодекс Российской Федерации»;
6. «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»;
7. Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации»;
8. Федеральный закон «О прокуратуре в Российской Федерации»;
9. Федеральный закон «О Федеральной службе безопасности»;
10. Федеральный закон № 5-ФЗ «О внешней разведке»;
11. Федеральный закон № 57-ФЗ «О государственной охране»;
12. Федеральный закон «О безопасности»;
13. Федеральный закон № 3-ФЗ «О полиции»;
14. Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации»;
15. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»;
16. Федеральный закон «О персональных данных»;
17. Федеральный закон № 218-ФЗ «О кредитных историях»;
18. Федеральный закон № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических
лиц»;
19. Федеральный закон № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;
20. Федеральный закон № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;
21. Федеральный закон № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»;
22. Федеральный закон № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и
защите информации»;
23. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности»;
24. Федеральный закон «О рынке ценных бумаг»;
25. Федеральный закон «О переводном и простом векселе»;
26. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»;
27. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)».
28. Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов,
полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
29. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;
30. Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле»;
31. Федеральный закон «О государственной тайне»;
32. Федеральный закон от20.02.1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»;
33. Федеральный закон «О коммерческой тайне»;
34. Федеральный закон «Об электронной подписи»;
35. Федеральный закон «Об оружии»;
36. Закон РФ «О Государственной границе Российской Федерации»;
37. Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»;
38. Указ Президента РФ «Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (основные положения)»;
39. Указ Президента РФ «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»;
40. Указ Президента РФ от 24.01.1998 г., № 61 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне».
41. Постановление Правительства РСФСР «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну».
42. Постановление ЦИК и СНК СССР от 07.08.1937 г. № 104/1341 «О введении в действие положения о переводном и простом векселе»;
43. Постановление Пленума Верховного суда РФ и Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 04.12.2000 г. № 33/14 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с обращением векселей».
44. Письмо Банка России от 15.07.2011 г. № 12-1-5/1274 «О применении
Федерального закона ФЗ-115»;
45. Информационное письмо Росстрахнадзора от 08.02.2010 г. № С-933/03-04 «О вопросах применения Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
46. Приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 01.11.2008 г. № 256 «Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным
имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов,
полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
47. ГОСТ Р 51898-2002, «Аспекты безопасности. Правила включения в стандарты»;
48. ГОСТ Р ИСО/МЭК 13335-1-2006, «Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности»;
49. СТО БР ИББС-1.0-2008 «Обеспечение информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации. Общие положения».
Дата: 2019-02-25, просмотров: 357.