Совершенная конкуренция:
Рынок предполагает не ограниченное число участников, т.е. свободный вход и выход из него;
Цены на рынке должны устанавливаться на основе конкуренции свободно, т.е. цены на рыке должны действовать рыночные, а не индивидуальные;
Мобильность всех ресурсов, т.е. это, предполагает свободное перемещение ресурсов относительно территории всех регионов страны;
Право каждого участника рынка на полную информацию о нем (спрос, предложение, цены и т.д.);
На рынке невозможно осуществлять привилегии одним участникам в ущерб другим.
Несовершенная конкуренция:
Абсолютная (чистая) монополия;
Олигополия;
Монополистическая конкуренция.
Первому совершенному типу и трем формам несовершенной конкуренции соответствуют 4 модели современного рынка.
Рынок совершенной конкуренции. К данному типу близко подходит сельское хозяйство. Большое число участников рынка, стандартизованная продукция, отсутствие контроля над ценами, отсутствие препятствий для вступления в отрасль, отсутствие неценовой конкуренции, неограниченный доступ к информации;
Монополистическая конкуренция. Характеристики: большое число фирм, разнообразный тип продукции, слабый контроль над ценами, незначительные ограничения при вступлении в отрасль, есть неценовая конкуренция (реклама), есть затруднения в доступности информации. Такая модель характерна для розничной торговли легкой промышленности;
Олигополистическая модель. Характеристики: На рынке главную роль играют несколько крупных фирм, стандартизованная с незначительной долей дифференциации продукция, существенные препятствия для вхождения в отрасль, использование всех видов конкуренции, ограничения по доступу к информации. Характерно для автомобилестроения, нефтяной отрасли и т.п.;
Чистая монополия. Одна крупнейшая фирма занимается производством и продажей той или иной продукции. Это относится к уникальным видам продукции, значительный контроль над ценами, вступление в отрасль блокировано, существенные ограничения в доступе к информации о фирме. Например, Дебирс – обработка алмазов, ИНКО – добыча никеля.
Организационные формы монополий.
Существует много форм монополистических объединений, ряд из них относится к простейшим формам монополистических объединений:
Пулы, Ринги, Конвенции
Существует еще и формы монополистического объединения. По сравнению с простейшими они имеют более устойчивую форму организации:
Картель, Синдикат, Трест, Концерн
Картель – это объединение в котором участники этого объединения не теряют ни производственной, ни коммерческой самостоятельности. Объединение происходит для (цель картеля):
Установление на продукцию единой цены.
Оговариваются единые условия найма рабочих.
Устанавливаются квоты на производство продукции
Договариваются о разделе рынков сбыта.
Синдикат. Участники синдиката утрачивают коммерческую самостоятельность. Производственная остается. Вся произведенная продукция участниками синдиката реализуется через посредство синдикатских контор. Часто синдикатские конторы закупают сырье для участников синдиката, если его можно купить по льготным ценам. Родина синдикатов Франция, и до 1917 года – Россия.
Трест – это акционерное общество. Участники теряют и коммерческую, и производственную самостоятельность. Оно образуется на основе слияния нескольких капиталов (различных собственников) с помощью выпуска ценных бумаг (акций и облигаций), причем эти ценные бумаги распространяются не только между учредителями, но и свободно могут продаваться на рынке фондовых бумаг или других учреждениях. Тем самым привлекается еще и капитал широких слоев населения.
Концерн объединяет предприятия самых различных отраслей промышленности, торговли, транспорта, сферы услуг, финансовые учреждения. Причиной возникновения концерна является межотраслевая конкуренция. Служащими концерна централизованно выполняются функции по управлению, снабжению, реализации товаров, перспективному планированию, проведению научно-технической политики и многое другое. Как правило, предприятия производственного характера обладают самостоятельностью. Образуется концерн на основе т.н. системы участия, и представляет собой пирамиду, звенья которой представляют различные предприятия. Все предприятия взаимосвязаны, т.н. единой технологической цепочкой.
Конгломерат возникает на основе диверсификации капитала. Конгломерат менее устойчив, чем концерн, потому что в конгломерат входят предприятия, которые не имеют единой технологической цепочки. Быстро возникают, но и так же быстро распадаются.
5Методы конкуренции.
Ценовые методы: явная ценовая конкуренция и скрытая. При явной ценовой конкуренции фирмы широко оповещают о снижении цен (на 20-60%). При скрытой ценовой конкуренции фирмы вводят новый товар с существенно улучшенными потребительскими свойствами, но цену повышают непропорционально мало.
Неценовые методы: законные и незаконные методы.
Законные методы: Неценовая конкуренция на первое место выдвигает более высокую надежность, более современный дизайн, меньшую «цену потребления», предоставление покупателям большего количества услуг, меньшее энергопотребление, предотвращение загрязнения природной среды, улучшение потребительских свойств. Все это вывело неценовые методы борьбы на первое место. Особое место отводится рекламе.
К незаконным методам относятся: промышленный шпионаж, переманивание ведущих специалистов, выпуск подделочных товаров-«имитаторов», с более низкой ценой, закупка товаров с целью их копирования.
Маркетинговые методы ведения конкурентной борьбы по сути можно отнести к неценовым методам конкуренции. Это самые действенные методы ведения конкурентной борьбы, к которым относят: разработка и выпуск новых товаров, комплексные исследования рынка, организация работы торгового аппарата, реклама и стимулирование сбыта, совершенствование выпускаемой продукции, политика цен, выбор наиболее эффективных каналов распределения, сокращение издержек обращения.
Функционирование предприятий в условиях интенсивной конкуренции обусловливает необходимость оценки и поддержки их конкурентоспособности на необходимом уровне.
ФОРМЫ КОНКУРЕНЦИИ.
Конкуренция (от латинского слова «конкурс» — сталкиваться) — это соперничество между субъектами рынка за лучшие условия производства, реализации и приобретения товаров. Она является формой проявления активности продавцов и покупателей, направленной на реализацию их экономических интересов. Поэтому конкуренцию можно считать движущей силой рыночного процесса.
На рынке сталкиваются интересы производителей, продавцов и покупателей. Производители и продавцы заинтересованы в получении наибольшего дохода от своей хозяйственной деятельности. Они хотели бы продать свой товар подороже, с наибольшей выгодой для себя. Интересы покупателей противоположны. Они стремятся приобрести необходимые им блага подешевле и получить от их использования как можно большую пользу. Разрешение данного противоречия между участниками рыночной сделки зависит от соотношения между спросом и предложением данного товара. На рынке, где объем предложения товаров больше спроса на них, имеют место наилучшие условия для реализации интересов потребителей. Рынок, где спрос и предложение примерно равны, создает одинаковые условия для реализации интересов обеих сторон. Когда рынок не может полностью удовлетворить спрос, производители и продавцы диктуют свои условия покупателям.
Конкуренция между производителями и продавцами, с одной стороны, и покупателями — с другой, является инструментом стихийного регулирования рыночных цен. При более сильных позициях на рынке производителей и продавцов цены растут, изменение соотношения сил в пользу покупателей приводит к их снижению.
Конкуренция между покупателями — это соперничество за право приобретения товаров на дефицитном рынке. Данный вид конкуренции не дает положительных экономических результатов и свидетельствует о наличии монополий производителей. Такого рода конкуренция типична для командно-административной экономической системы. Она может проявляется в монопольно-высоких ценах на товары, очередях покупателей, реализации товаров по спискам и карточкам.
Особо важную роль в рыночной экономике играет конкуренция между производителями. Она может существовать в форме внутри- и межотраслевой конкуренции.
Межотраслевая конкуренция — конкуренция между производителями, а также продавцами, занятыми в разных отраслях производственной или торговой деятельности. Она представляет собой соперничество за сферы приложения капитала. Вновь полученные средства, как правило, вкладываются в наиболее прибыльные отрасли. Сюда же устремляется и часть наиболее подвижного капитала, изымаемого из низкорентабельного производства. Механизм межотраслевой конкуренции обеспечивает распределение новых и перераспределение задействованных капиталов между отраслями и сферами хозяйственной деятельности, формируя таким образом пропорции общественного производства.
Внутриотраслевая конкуренция — соперничество между субъектами, занятыми производством и реализацией одинаковой или взаимозаменяемой продукции. Этот вид конкуренции направлен на завоевание покупателя. В соперничестве за покупателя производители и продавцы используют ценовые и неценовые методы конкурентной борьбы.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 322.