Психолог должен сохранять конфиденциальность психодиагностических методик. Это означает, что профессиональные методики не должны попадать в руки непрофессионалов, секреты, обусловливающие их пригодность должны сохраняться в тайне. Дело профессиональной чести психолога - препятствовать попыткам некорректного и неэтичного применения психодиагностических методик.
Психолог должен хранить и конфиденциальность результатов психодиагностического исследования, избегать сознательного или случайного распространения материала, полученного от испытуемого (или клиента), чтобы избежать его компрометации. При этом важно вести строгий учет полученной информации (вплоть до применения системы кодирования), ограничивать доступ к ней заказчика, клиента или иных третьих лип, корректно использовать полученные сведения.
Для более надежного гарантирования конфиденциальности материалов исследования полезно использовать систему кодирования. При этом необходимо на всех материалах, начиная от протоколов и
кончая итоговым отчетом, указывать не фамилии, имена, отчества испытуемых, а присвоенный им код, состоящий из некоторого числа цифр и букв. Документ, в котором указываются фамилия, имя отчество испытуемого и соответствующий ему код, известный только психологу, оформляется в единственном экземпляре, хранится отдельно от экспериментальных материалов в недоступном для посторонних месте и передается только заказчику, если это необходимо по условиям работы.
Психолог должен предварительно согласовать с заказчиком список лиц, получающих доступ к материалам, характеризующим испытуемого, место и условия их хранения, цели их использования.
Важно четкое разграничение в представлении психологической информации заказчику, клиенту и пользователю. Необходимо тщательно взвешивать целесообразность передачи заказчику тех или иных сведений, полученных в процессе исследования. Недопустимым для психолога является разглашение данных психологического обследования за пределами согласованных с заказчиком и испытуемым условий Сведения, полученные от клиента на основе доверительных отношений, не могут быть переданы без его согласия ни в какие общественные, государственные организации, частным лицам. Особенно это важно в тех случаях, когда анонимность результатов была оговорена в процессе обследования и гарантирована испытуемому, а также тогда когда они могут нанести вред репутации испытуемого. Это является профессиональной тайной психолога. Особенно тщательно необходимо следить за тем, чтобы конфиденциальные сведения, полученные в ходе психологического исследования, не стали известны некомпетентным лицам, а также не использовались в публикациях и лекциях В некоторых случаях в интересах испытуемого или организации результаты психологического обследования могут быть предоставлены в распоряжение официальных лиц. При этом важно предварительно поставить в известность об этом самого испытуемого и получить от официальных органов гарантию нераспространения сообщаемой информации.
В то же время психолог должен ориентироваться на принцип необходимости и достаточности предоставляемой информации, то есть предоставлять только ту информацию, которая необходима и достаточна для решения задач организации и личности. Однако и здесь психолог должен быть уверен, что его информация будет использована заинтересованными лицами для достижения гуманных целей, а не для другой, хотя бы и очень важной цели.
В среде профессиональных психологов и социологов обычно принято считать, что обязанность строго хранить профессиональную тайну теряет свою силу, если имеется согласие испытуемого на ее разглашение. Однако, следует подчеркнуть, что и в этом случае психолог должен по возможности не разглашать сведения, если они могут навредить испытуемому. Осознать меру вреда - профессиональный долг психолога.
При проведении массовых психологических обследований психолог доводит их результаты до сведения заказчика. При этом психолог должен исключить случайное или преднамеренное сообщение испытуемому результатов его исследования, которые могут его травмировать.
Сведения об испытуемом ни в коем случае не должны подлежать открытому обсуждению, передаче или сообщению за пределами тех форм, которые рекомендованы психологом. Отдельные данные массового обследования в обобщенном виде могут быть сообщены и всем участникам обследования.
Некоторые сведения общего характера могут сообщаться и испытуемым. Испытуемые часто интересуются своими психологическими особенностями, просят психолога, чтобы он рассказал о результатах своей диагностической работы. В этом случае психолог может предоставить некоторую часть информации. Но делать это надо обязательно в индивидуальном порядке. Сведения должны относиться к вопросам самопознания, саморазвития и преподноситься в тактичной форме. Развивая идею Г. Лессинга можно сказать: "Клиенту нужно говорить правду, одну только правду, но не всю правду..."
В связи с осознанием важности этической регуляции психологической практики в последние двадцать лет психологами многих стран разрабатываются этические нормы профессиональной психологической деятельности. Так в 1981 году Американской Психологической Ассоциацией были официально приняты "Этические стандарты психологов" - своеобразный кодекс профессиональной этики. Вопросы этического обеспечения исследовательской и практической деятельности активно разрабатываются и в Европе.
ФОНДЫ ОЦЕНОЧНЫХСРЕДСТВ
ГЛОССАРИЙ
Общая психология – наука о порождении, развитии и функционировании многомерного мира психических явлений, обеспечивающих регуляцию поведения человека и животных в ходе эволюции жизни на нашей планете.( http://ru.wikipedia.org/wiki/Общая_психология)
Психология личности — раздел психологии, изучающий личность и различные индивидуальные процессы — всё то, что делает нас личностью. Акцент делается на попытке создать согласованую картину личности и её основных психических процессов. (http://ru.wikipedia.org/wiki/Психология_личности)
Юридическая психология - раздел психологии, предметом которого являются психологические особенности деятельности, связанной с правом: отправлением правосудия (поведение участников уголовного процесса), правомерным и неправомерным поведением (формирование личности преступника и особенности преступного поведения), работой сотрудников правоохранительных органов и других юридических служб. (http://ru.wikipedia.org/wiki/Юридическая_психология)
Политическая психология — отрасль психологии, изучающая политическое поведение человека, касающегося проблем как внешней политики (война, терроризм, политические решения, этнические конфликты, восприятие партнеров переговоров), так и внутренней (политическое участие, дискриминация меньшинств, формирование политических ориентаций). (http://ru.wikipedia.org/wiki/Политическая_психология)
Мотивы- в широком смысле то, что побуждает субъекта к деятельности, то, ради чего она совершается; в узком смысле( по Леонтьеву)- предмет потребности(. Соколова, под редакцией Братуся)
Цель- сознательно планируемый субъектом желаемый результат его деятельности( действия). (Соколова, Том1)
Мотивация- побуждение, вызывающее активность организма и определяющие её направленность.( Краткий псих. словарь Карпенко)
Тренинг- прикладной раздел социальной психологии, представляющий собой совокупность групповых методов формирования умений и навыков самопознания. (Карпенко)
Лекция- устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо проблеме, методу, теме вопросу и т.д. Является элементом лекционно-семинарской формы обучения, практикуемой преимущественно в старших классах средней школы и в высшей школе. Лекция, как метод обучения, относится к словесным методам обучения и может применяться при классно-урочной системе обучения. (http://ru.wikipedia.org/wiki/Лекция)
Консультация- 1.совещание специалистов( малый энциклопедический словарь Ефрона и Брокгауза); 2.обсуждение какого- нибудь специального вопроса со специалистами. (толковый словарь Ушакова)
Зачёт- отметка, удостоверяющая удовлетворительные познания студента по какому- нибудь предмету в высшей школе.( толковый словарь Ушакова)
Экзамен- проверочное испытание по какому- нибудь учебному вопросу.( толковый словарь Ушакова)
Активирующая психотерапия - заключается в обучении больного проведению мотивированного самовнушения в целях противодействия определенным симптомам болезни.
Биоэнергетический анализ - форма телесно–ориентированной психотерапии, разработанная А. Лоуэном (Loven A. „Bioenergetics“, N.Y., 1975) на основе теории „характерологического панциря“ В. Райха. В соответствии с этой теорией предполагается, что различные „защиты Я“ от внешних и внутренних угроз (например, подавление сексуального инстинкта из–за реализации потребности во власти) выражаются избирательным повышением мышечного тонуса, и, приобретая хронические формы, эта психологическая защита может обусловливать появление стойкого мышечного напряжения.
Внушение - психологическое воздействие на сознание человека, при котором происходит некритическое восприятие им убеждений и установок. Представляет собой особо сформированные словесные (но иногда и эмоциональные) конструкции.
Гештальт-терапия - направление психотерапии, основные идеи и методы которого разработал Ф.Перлз. Cоздатель гештальт-подхода считал гештальт-терапию одним из трех современных ему направлений экзистенциальной терапии, наряду с экзистенциальным анализом Л. Бинсвангера и логотерапией В. Франкла. Её базовая идея основана на способности психики к саморегуляции, на творческом приспособлении организма к окружающей среде и на принципе ответственности человека за все свои действия, намерения и ожидания.
Гипноз - Временное состояние сознания, характеризующееся сужением его объема и резкой фокусировкой на содержании внушения, что связано с изменением функции индивидуального контроля и самосознания. Состояние гипноза наступает в результате специальных воздействий гипнотизера или целенаправленного самовнушения. В более общем смысле гипноз это социально-медицинское понятие о комплексе методик целенаправленного словесно-звукового воздействия на психику человека через заторможенное определённым способом сознание, приводящее к бессознательному выполнению различных команд и реакций, находящегося при этом в искусственно-вызванном состоянии заторможенности организма — дрёмы или псевдосна.
Дифференциальная психология - раздел психологической науки, который изучает психологические различия, типологические различия психологических проявлений у представителей различных социальных, классовых, этнических, возрастных и других групп. Дифференциальная психология систематизирует индивидуальные различия и разные методы их диагностики, а также количественно оценивает эти различия в разных сферах.
Животного магнетизм - По Месмеру: Магнитная энергия, выделяемая людьми, может передаваться на любые живые и неживые объекты, действовать на любых расстояниях, может накапливаться или усиливаться за счет зеркал или звука.
Индустриальная психологии или психологии труда - отрасль психологии, ориентированная на нужды промышленности и занимающаяся изучением широкого круга психологических факторов трудовой деятельности, включая отбор работников с применением тестов и интервью, их подготовку и обучение, оценку качества работы, изучение влияния условий труда, исследование отношения к труду и этических установок работников, анализ социальных аспектов функционирования промышленных предприятий.
Когниция - процесс, с помощью которого происходит обработка информации (например, восприятие, внимание, память)
Логотерапия - психотерапевтическая стратегия, разработанная В. Франклом, основанная на предположении, что развитие личности обусловлено стремлением к поиску и реализации смысла жизни.
Научный менеджмент - управление, основанное на науке». Феномен научного ме-неджмента исследуется в системе корпоративного управления и системе социального (государственного) управления.
Оперантное обусловливание (обучение) - форма научения, характеризующаяся тем, что подкрепляется то спонтанное поведение, которое признается желательным. Термин введен американским психологом Б.Ф. Скиннером для обозначения особого пути образования условных связей (см. Условный рефлекс). В отличие от классического (павловского) пути, названного Скиннером респондентным, при О. о. животное сначала производит какое-нибудь движение (спонтанное или инициированное экспериментатором), а затем получает подкрепление. Это различение Скиннер проводит безотносительно к биологическому смыслу условных рефлексов. При этом упускается из виду важнейшая роль активной ориентировочной деятельности животного, с помощью которой оно выделяет существенные характеристики ситуации и устанавливает значимые отношения между элементами внешней среды и собственными движениями, что во многом предопределяет ход и динамику образования условных рефлексов, как оперантных, так и респондентных.
Первичная терапия - в основе П. т. Я. лежит положение о том, что травмы, пережитые в детстве и вытесненные в процессе взросления, а также ранние неудовлетворенные потребности ведут к неврозам и психозам. Янов называет эти травмы первичными.
Поведенческая психотерапия - принадлежит к числу относительно молодых методов психотерапии, основывается на психологии поведения и теориях научения. поведенческая терапия с самого начала рассматривала болезненное поведение как одну из множества других форм поведения, подчиняющуюся тем же самым законам, что и поведение здоровое.
Психоделическая психотерапия - один из методов трансперсональной психотерапии. Среди них занимает особое место, поскольку именно с него началось развитие концепции трансперсональной психотерапии. После запрещения клинического использования ЛСД и его аналогов концепция трансперсональной психотерапии развивалась на модели голотропной психотерапии.
Психоимажинативная терапия - мысленное воспроизведение внутренних конфликтов человека и отреагирование подавленных эмоций, особенно чувства вины, через опосредованные образы.
Рациональная психотерапия - основной целью данного вида терапии является формирование новых убеждений, демонстрация логических ошибок, отказ от требований и жестоких иррациональных установок.
Самовнушение - процесс и результат внушения, направленного на самого себя, адресованный самому себе, когда субъект и объект внушающего воздействия совпадают. Ведет к повышению уровня саморегуляции, что позволяет субъекту вызывать у себя те или иные ощущения, восприятия, управлять процессами внимания, памяти, эмоциональными и соматическими реакциями.
Структурная интеграция - метод структурной интеграции, называемый "рольфинг" по имени его автора Рольф (Rolf I., 1975), является в основном физическим вмешательством, используемым для психологической модификации личности.
Трансцендентальнуая медитация - техника медитации, предоставленная миру Махариши Махеш Йоги и основанная на повторении мантр; считается одной из самых эффективных и простых в освоении техник.
Экзистенциальный анализ - направление современного психоанализа, ориентированное на исследование и коррекцию личности во всей полноте и уникальности ее экзистенции (существования).
Экспериментальная психология - область психологии, упорядочивающая знания об общих для большинства психологических направлений проблемах исследований и способах их решения. Экспериментальную психологию называют научной дисциплиной о методах психологических исследований
Эмпирическая психотерапия - разработана американскими психотерапевтами Витакером и Малоном (Whitaker С. A., Malone Т. Р., 1953-1963).Основные положения концепции - это представление об исходной враждебности индивида к реальной действительности, увеличении возможностей выбора при освоении этой действительности как ведущего процесса, примиряющего индивида с реальностью и являющегося основой его индивидуального развития и сутью его психического здоровья.
Профессиограмма – сводка сведений (технических, технологических, санитарно-гигиенических, психофизиологических) о характерных признаках процесса труда, его условиях и организации.
Психограмма – психологическое описание профессии, анализ операционально-технологического содержания, совокупность профессионально важных психологических и психофизиологических качеств, актуализируемых в данной деятельности и обеспечивающих ее выполнение.
Профессионально-важные качества – совокупность психологических качеств личности, а также целый ряд физических, антропометрических, физиологических характеристик человека, которые определяют успешность обучения и реальной деятельности в конкретной профессии.
Эргономика – одновременно и научная, и проектировочная дисциплина, возникшая на стыке разных наук, изучающих человека в трудовой деятельности. В системных научных эргономических исследованиях объединяются знания и методы, накопленные в антропологии, гигиене и охране труда, физиологии труда и биомеханике, социологии и экономике труда, технологии и организации труда, инженерной психологии и психологии труда.
Юридическая психология – отрасль психологии, изучающая психологические закономерности системы «человек – право» и разрабатывает рекомендации, направленные на повышение эффективности этой системы.
Психология юридического труда – раздел юридической психологии, занимающийся составлением профессиограмм для различных юридических профессий, профессиональным отбором и ориентацией, профессиональным воспитанием, специализацией и предупреждением профессиональной деформации психики.
Криминальная психология – раздел судебной психологии, который изучает психологические механизмы правонарушений и психологию правонарушителей, проблемы образования, структуры и функционирования преступных групп.
Психология потерпевшего – раздел судебной психологии, который изучает факторы формирования личности потерпевшего, его поведение в ходе преступления, разрабатывает рекомендации по методике допроса потерпевшего и по защите людей от преступных посягательств.
Следственная психология – раздел судебной психологии, в рамках которого разрабатываются психологические основы следственных действий (осмотра, допроса, обыска, опознания и др.)
Психология судебного процесса – раздел судебной психологии, который изучает психологические закономерности судебного процесса.
Пеницитарная (исправительная) психология – отрасль психологии, которая имеет дело с заключенными, условиями и особенностями исправления правонарушителей. Специалисты в этой области решают вопросы адаптации осужденных к пребыванию в исправительном учреждении, следят за их психическим состоянием, занимаются психологической коррекцией поведения и личности заключенных, формированием у них установок на изменение, готовности к нормальной жизни.
Авиационная психология – отрасль психологии, изучающая закономерности взаимодействия людей с авиатехникой, влияние факторов полета на психическое состояние, на межличностные отношения. Психологи в авиации участвуют в определении и формировании профпригодности, в адаптации членов экипажа к условиям деятельности.
Космическая психология – отрасль психологии, исследующая зависимость психологического состояния космонавтов от невесомости, гиподинамии, относительной сенсорной депривации и пр. Специалисты, работающие в этой области участвуют в отборе космонавтов, изучают их индивидуальные особенности и разрабатывают рекомендации по учету их в процессе подготовки к полету, выработки определенных операторских навыков. Важным аспектом психологической работы здесь является определение психологической совместимости членов экипажа.
Военная психология – отрасль психологии, исследующая психологические особенности различных видов военной деятельности, особенности воинского коллектива, методов боевой и политической подготовки. Психологи, работающие в этой сфере, занимаются психологической подготовкой воинов, отслеживают их эмоциональное состояние, оказывают помощь в стрессовых ситуациях. Очень важный аспект работы – реабилитация военных после участи в боевых действиях, особенно после ранений.
Политическая психология – отрасль психологии, занимающаяся исследованием настроений, мнений, чувств, ценностных ориентаций в политической жизни общества. Психологи, работающие в этой области, определяют тактики влияния на общественное сознание, ведения идеологической пропаганды, участвуют в создании положительного образа лидера, проводимой им политики и окружающих его людей.
Психология спорта – отрасль психологии, которая занимается изучением индивидуальных различий спортсменов, их способностей и возможностей действовать в стрессовых условиях соревнований, способах повышения эффективности тренировок, а также разработкой программ специальных тренировочных комплексов, направленных на повышение физической и психической тренированности спортсменов, их эмоционально-волевой, этической и коллективистской подготовленности, применительно к каждому виду спорта.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 206.