Личностные качества психолога
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Становление личности профессионала и развитие профессионального самосознания. Триада условий эффективности психотерапевтического воздействия К.Роджерса. Коммуникативные качества психолога. Эмпатия и отстраненность. Синдром сгорания. Тактичность в деятельности психолога. Профессия как образ жизни.

 

Профессиональное и личностное в деятельности психолога очень часто бывает тесно связано. Трудно быть в личностном плане одним, а в профессиональной деятельности совершенно другим. Поэтому личностные качества составляют важный фундамент профессиональной успешности психолога.

Практический психолог, безусловно должен быть психически стабильным, достаточно сдержанным и тактичным, чтобы не допускать и не провоцировать фамильярности, и в то же время достаточно непринужденным и доброжелательным, чтобы у клиента, и так обычно испытывающего дискомфорт, пропадало чувство неловкости, напряженности.

Для психолога важнейшими являются коммуникативные качества: умение понимать других людей и психологически корректно воздействовать на них. Психолог должен уметь своего рода психологическую интуицию.

Личностными качествами психолога, важными для его профессиональной деятельности, являются доброжелательность, уважительное отношение к людям, тактичность, наблюдательность, умение слушать, понять другого человека, способность к эмпатии.

Однако, важно сохранять и некоторую дистанцию. При несоблюдении этого психогигиенического правила возможно возникновение синдрома сгорания или коммуникативной перегрузки.

К необходимым качествам относится также и ответственность. Знание человека дает огромную власть над ним. Психолог должен стремится употреблять эту власть только во благо, причем «благо» именно в понимании клиента.

Необходимым качеством практического психолога является уверенность в поведении с клиентом. И в то же время важным оказывается отсутствие чрезмерной самоуверенности и веры в непогрешимость своих психологических выводов. Нетактичность психолога проявляется в его склонности приписывать своей профессии сверхзначимость и исключительность. Демонстративность поведения и самолюбование психолога отталкивают клиентов.

Профессиональному психологу важно иметь адекватную самооценку, понимать индивидуальные особенности своей личности, свои способности, сильные и слабые стороны характера. При этом полезно знать способы компенсации собственных недостатков.

Немаловажным является достаточно высокий общий интеллектуальный уровень, общая культура, широта взглядов.

В силу направленности практической психологии на выявление источников, причин внутреннего дискомфорта людей, на поиск и мобилизацию внутренних резервов психики, ее творческих начал, психолог должен сам обладать способностями и любовью к творчеству.

 

 10.5. Морально-этические принципы и правила в профессиональной деятельности психолога

Проблема соотношения психологии и этики.

Уже давно ученых, практических психологов и все общество волнуют проблемы соотношения психологии и этики. Основные вопросы здесь: насколько ученые вправе вторгаться в человеческую психику, какова ответственность психолога за последствия эксперимента или своей практической работы, что такое норма поведения и т.п.

Некоторые утверждают, что этика и психология противоречат друг другу. Этику волнует содержание поступка, а не его психологический фон, все этические категории оценочны. Психология призывает к безоценочности, к принятию, к пониманию любых человеческих проявлений. В жизни этическое призвано контролировать психологическое.

Любое научное знание всегда предполагает какую-то последующую деятельность. И знание о человеке, в том числе и психологическое, может быть использовано как во благо человека, так и во вред.

Развитие психологической науки немыслимо без проведения экспериментов над людьми. А при этом неизбежен риск таких воздействий экспериментатора, которые травмируют психику либо унижают человеческое достоинство.

Часто для получения объективных данных испытуемым не сообщаются реальные цели эксперимента. Фактически, их обманывают. Можно ли исключить обман из эксперимента?

На Западе сейчас возникли этические комитеты при тех учреждениях, где проводятся психологические эксперименты над животными и человеком. В состав этих комитетов входят ученые, общественные деятели, юристы, политики, священники. Без одобрения этого комитета невозможно проведение эксперимента. Более того – ни один научный журнал не принимает к публикации статьи об экспериментах, если нет убедительных свидетельств того, что они проведены в соответствии с нормами этики.

Этические проблемы возникают и в связи с психологическим тестированием. Риск того, что тест может дать ложный результат, есть всегда. Поэтому важно, чтобы его проводил специально подготовленный профессионал. Так же как существуют ятрогенные заболевания, какие-то психические нарушения могут быть внушены путем недобросовестного тестирования. Если человеку скажут, что какое-то его психическое качество, согласно тесту, не соответствует норме, это может повлиять на реальные проявления этого качества.

Да и само понятие нормы крайне условно. Оно представляет собой скорее социокультурное явление, чем научное.

 

ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И ПРАВИЛА

 В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА

Дата: 2019-02-25, просмотров: 221.