Проблема здоровья и болезни никогда не была только естественнонаучной. Болезнь тела не рассматривалась в отрыве от души. Роль состояния души, особенностей характера больного человека подчеркивали еще Сократ, Гиппократ, Платон, Декарт, Лейбниц, Бэкон и др.
Психологическую основу имеют и разнообразные магические практики. За ударами гонга, бубна шамана, пением и танцами колдунов, запахом и дымом курений, речитативом молитв и т.п. зачастую стояли внушение, самовнушение, транс, гипноз и т.п.
Опыт успешного применения научных психологических знаний в медицине известен еще с 18 в. Но специалистов по медицинской психологии не существовало до конца 19 в. В 1776г. была предприянта первая наивная попытка научного объяснения лечебного влияния внушения в виде теории «животного магнетизма» Месмера. Месмер полагал, что магнетическая сила находится в природе повсюду и обусловливает взаимодействие небесных сил, земли и одушевленных существ. Он проводил лечение сначала с помощью магнита, потом, решив, что магнит лишь передатчик особого флюида, исходящего от человека, лечил проведением ладонями над телом человека («пассами»). Позже комиссия Французской академии доказала, что магнетического флюида не существует, а излечение наступало под влиянием внушения и самовнушения. Но магнетизм привлекал внимание ученых по всей Европе еще долго. Английский врач Брэд, изучая состояние магнетизируемых, все более уточнял детали и способы введения их в это состояние, которое впоследствии назвал гипнозом. Усиленная научная разработка гипноза как лечебного метода относится к 80-м гг. Х1Х в. Можно сказать, что гипноз стал началом всей научной психотерапии.
Впервые термин «психотерапия» был введен в конце 19 в. Тьюком. В опубликованной им в 1872 г. книге «Иллюстрации влияния разума на тело» одна из глав так и названа «Психотерапия». Общеупотребительным этот термин становится только в 90-х гг. 19в. в связи с развитием техники гипноза.
В Париже работал крупнейший невропатолог, один из основоположников изучения неврозов и гипнотизма Ж.Шарко. Его психиатрическая клиника в Сальпетриере превратилась в мировую школу. Здесь учились Фрейд, Жанэ, Бине. Шарко подчеркивал роль гипноза как диагностического средства, позволяющего отделить истериков от других пациентов.
С конца 90-х гг. Х1Х в., как реакция на чрезмерное распространение гипноза, стали разрабатываться принципиально иные методы психотерапевтических воздействий.
Например, швейцарский невропатолог Дюбуа, отказавшись от использования гипноза, разработал метод рациональной психотерапии. Она основывалась на коррекции противоречивости и непоследовательности в представлениях больного о его болезни. Французский невропатолог Дежерин, критикуя прямое внушение, с одной стороны, и рациональную психотерапию – с другой, предложил метод психотерапии посредством убеждения, основанный на безусловном эмоциональном доверии пациента врачу. Своеобразный метод психотерапии был предложен немецким врачом Марциновским – лечение идеалами (миросозерцанием), суть которого заключалась в формировании у пациентов целительного духовного миросозерцания, при котором пациент начинает видеть себя частицей человечества в целом и всей природы.
В 1896г. Фрейд полностью отказался от гипноза, перейдя к интерпретации спонтанной вербальной продукции пациента. Зародилась процедура свободных ассоциаций и метод психоанализа. Основными последователями психоанализа считаются К.Юнг, создатель аналитической психологии, А.Адлер, основатель индивидуальной психологии. Идеи психоанализа стали теоретическими предпосылками для формирования одного из трех доминирующих направлений современной психотерапии – динамического направления.
С начала ХХ в. в США развивается бихевиористское направление в психологии, определившее теоретические основы поведенческой психотерапии. Его основоположниками считаются Уотсон и Торндайк. С 30-х гг. ХХ в. идеи бихевиоризма получили свое развитие в работах необихевиористов. Наиболее влиятельной фигурой необихевиоризма является Скиннер, выдвинувший концепцию оперантного научения. Начиная с 50-х гг. методы оперантного бихевиоризма распространились на психотерапевтическую практику и воплотились в поведенческой психотерапии, главной целью которой стали формирование и закрепление способности к действиям, освоение техник, позволяющих улучшить самоконтроль. Сам термин «поведенческая психотерапия» вошел в историю с 1953г. В 60-70 гг, она стала одним из ведущих психотерапевтических направлений в мире.
Последующий отход от первоначальной парадигмы поведенческой психотерапии (стимул-реакция) отражают теории Эллиса (1962) и Бекка (1976), в которых когниции рассматриваются как промежуточные переменные, как структурирующие и регуляционные компоненты эмоциональных, мотивационных и моторных процессов. С точки зрения и Элиса и Бека доминирующее значение имеют когнитивные переменные и, поэтому они должны быть центром психотерапевтического воздействия. Их подход получил название когнитивного.
Попытка интеграции когнитивного и поведенческого подходов связана с именем Мейхенбаума. Разработанные им методики самоинструктирования, «прививки против стресса» представляют собой способы овладения внутренней речью в виде самовербализации. Таково же направление работ Махони, рассматривающего когнитивные переменные и их модификации как главный объект и цель когнитивно-поведенческой психотерапии.
В 40-50-х гг. К. Роджерс на основе идей гуманистической психологии разработал клиент-центрированную терапию. Она стала результатом осмысления опыта занятий с эмоционально неуравновешенными детьми во время работы в консультационном кабинете «Общества по предотвращению насилия над людьми». Основу клиент-центрированной психотерапии составляет позитивная вера во врожденную тенденцию человека к развитию своих оптимальных способностей. Психотерапевтические встречи действуют через сам факт их новизны. Во время их проведения психотерапевт служит катализатором, с помощью которого пациент реализует свои латентные и лучшие способности к саморазвитию.
Бурный рост интереса к гуманистической психотерапии приходится на 60-70 – е гг., когда миллионы людей записывались в группы встреч, сеансы развития способностей чувствовать, на курсы раскрытия потенциала человека и т.д. Само гуманистическое направление как третья сила в психотерапии является наименее однородной и объединяет такие разнообразные методы, как гештальт-терапию Перлса, экзистенциальный анализ Сартра, дазайнанализ Бинсвангера, логотерапию Франкла, психоимажинативную терапию Шорра, эмпирическую психотерапию Витакера, первичную терапию Янова, биоэнергетический анализ Лоуэна, структурную интеграцию Рольф, трансцендентальную медитацию, дзен-психотерапию, психоделическую психотерапию и ряд других методов.
Развитие психотерапии в России шло в соответствии с теоретическими исследованиями таких ученых с мировым именем, как Бехтерев и Павлов. Направление, использовавшее на практике экспериментальные данные об условных рефлексах, понятия о торможении, иррадиации, индукции, фазовых состояниях, получило название павловской психотерапии.
Русский психиатр и психолог Владимир Михайлович Бехтерев, получивший образование в Петербургской медико-хирургической академии, внес огромный вклад в развитие медицинской психологии в России. В 1907 г. он создает в Петербурге Психоневрологический институт, на базе которого была создана целая сеть научно-клинических и научно-исследовательских институтов, в том числе и первый в России педологический институт. Это позволило связать теоретические и практические исследования. В 20-е гг. были созданы лаборатории индивидуальной и генетической рефлексологии, которые возглавили ученики Бехтерева В.Н. Мясищев и Н.М. Щелованов.
В январе 1930 г. прошел Первый Всесоюзный съезд по изучению поведения человека, а вслед за ним и реактологическая дискуссия, которые определили методологический фундамент советской психологии на основе ленинской теории отражения. После постановления 1936 г. развитие прикладной психологии у нас в стране было надолго приостановлено. Идеологизация психологии и психотерапии, длительная изоляция от ведущих направлений этих наук в других странах, тенденция к биологизации медицины в целом явились причиной задержки развития психотерапии при формальном признании ее значимости в медицине. Развитие практической психологии в области медицины в эти годы поддерживало сравнительно небольшое число ученых. Среди них Выготский, Лурия, Мясищев, Лебединский, Зейгарник.
Большим авторитетом в психиатрических кругах Москвы пользовался психотерапевт Консторум, который разработал оригинальный подход, названный активирующей психотерапией. Она имела своей целью перестройку неадекватно переживающей и реагирующей психики через изменение и корригирование мироотношения пациента.
В 40-х гг. появляются отдельные направления чисто практической психологии: индивидуальная и групповая психокоррекция, семейная психотерапия и т.п. Эти приемы психологического воздействия на человека разрабатывались и использовались как в медицине, так и в практической психологии.
После Второй мировой войны наша страна пережила вторую волну государственно-идеологического прессинга. В 1950 – 51 гг. были вскрыты «идеологические извращения и ошибки», что привело к снижению роли психологии и ее прикладных отраслей, подмене ее физиологическим учением Павлова. И только после 1953г. началось возрождение и научной и практической психологии в нашей стране. В частности, начал издаваться журнал «Вопросы психологии», где ведущие ученые страны выступали с программными статьями, такими, например, как статья Мясищева «О значении психологии для медицины». Сложились более благоприятные условия для развития медицинской психологии и психотерапии.
Разрыв в уровне развития отечественной и зарубежной психотерапии стал сокращаться в конце 60 – начале 70-х гг., особенно после введения в университетах специализации «медицинская психология».
4.2. История практической психологии в образовании
В начале 20 в. потребность в практической психологической работе возникла и в педагогической сфере. Актуальным становится решение многих психологических проблем, связанных с обучением и развитием детей. Первыми практическими психологами в сфере образования часто становились педагоги. Постепенно стали вводиться должности практических психологов в разные типы учебных заведений.
Американский психолог Стэнли Холл (создатель педологии) начал в 1891 г. издавать журнал «Педагогический семинар» – первый журнал, посвященный проблемам педагогической и детской психологии. Во Франции проблемами школьной психологической службы в конце 19 в. занимался Альфред Бине. Исследования в этой области он начал еще в 1894 г., а в 1897 г. вышла его работа, посвященная психологическим проблемам начальной школы. В 1905г. Министерство образования Франции обратилось к Бине с просьбой психологически исследовать проблему детей, которые не в состоянии обучаться в школе по общей программе. Бине основал педагогическую лабораторию, где им была разработана методика изучения умственного развития ребенка, известная под названием шкалы для измерения интеллекта Бине-Симона, позволяющая выявлять детей с задержкой умственного развития. Затем были открыты специальные классы для таких детей.
В начале 20 в. возникла профессиональная психологическая работа в сфере образования. Наиболее древние традиции школьной психологии существуют в Англии, США, Франции, Швейцарии. В 1909 г. открылась первая во Франции профессиональная школьная психологическая служба. В 1913 г. в Англии приступил к работе первый школьный психолог Цирил Бэрт. В 1915 г. в США начал работать первый американский школьный психолог – Арнольд Гессель. В 1920 г. в Швейцарии, в Берне открылся консультационный пункт по проблемам педагогической и детской психологии. Затем психолого-педагогические службы стали возникать во многих странах мира.
В американских школах в работе школьных психологов широко использовались тесты, и прежде всего, тесты на определение коэффициента умственной одаренности. Возникла и развивалась служба «гайденс». С1945 по 1960г. в практику специалистов-консультантов этой службы прочно вошли батареи тестов. Такой крен в сторону тестирования сделал эту службу селективным механизмом американской школы.
Развитие школьной психологической службы во Франции привело к тому, что в 1951 г. Министерство образования впервые представило описание функций школьных психологов. Этот документ стал основой дискуссии на первом (в 1952г.) и втором (в 1954 г.) Международных коллоквиумах по школьной психологии, организованных ЮНЕСКО в Гамбурге.
На первой конференции рассматривался вопрос о возможностях эффективного применения психологических знаний в школе. Здесь был обобщен практический опыт разных стран и сделаны попытки выявить наиболее эффективные пути функционирования школьной психологической службы.
Если рамки, в которых действовали первые школьные психологи, были довольно узкими, то в 50-60 гг. происходит расширение их обязанностей. Перед психологическими службами школ в то время ставились следующие задачи: помощь учителям в индивидуализации содержания и методов обучения; помощь детям в выборе наиболее подходящих путей образования. Специфической задачей психологической службы школы было раннее выявление детей с существенными отклонениями в развитии, препятствующих обучению в нормальной школе.
Перед школьными психологами стояли разнообразные задачи от определения готовности ребенка к школе до профориентации. Но к середине века ни в одной европейской стране психологическая служба в школе не была настолько развитой, чтобы выполнять все эти задачи. В реальной практике школьный психолог оказывал лишь повседневную помощь учителю, выполнял роль советчика.
Развитие психологических служб в образовании в разных странах зависело и от политики государства. Например, в 50-х гг. во Франции в силу изменения политики в сфере образования деятельность школьной психологической службы была приостановлена, школьных психологов переводили на должности учителей младших классов. Но потребность в школьных психологах нарастала прежде всего с ростом количества детей с задержками умственного развития и другими нарушениями. Начиная с 70-х гг. преобладающей организационной формой деятельности школьной психологической службы во Франции становятся группы психолого-педагогической помощи. Они работали преимущественно с детьми дошкольного и младшего школьного возраста (от 2 до 12 лет).
В 60-х гг. в США была создана профессиональная организация школьных психологов. Важное значение для развития школьной психологической службы имела конференция в Уэльсе в 1973 г., на которой обсуждалась роль школьной психологической службы, ее цели, этические и юридические основы ее деятельности, проблемы обучения и повышения квалификации школьного психолога. В 80-х гг. в США была организована Национальная ассоциация школьных психологов. В настоящее время в большинстве стран есть национальные организации, представляющие интересы педагогических психологов. Иногда, как например, в Великобритании и Дании, есть две организации, одна из которых выполняет профсоюзные обязанности, а другая является чисто профессиональной организацией.
В нашей стране первые попытки практического использования психологии в обучении и развитии также были предприняты в начале 20 в. Занимались этим специалисты в области педологии, предполагавшей использование знаний психологии, физиологии, социологии в работе с детьми. В 30-е гг. педологи-практики увлеклись измерениями психического развития детей. В 1936 г. было принято постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов», в котором педология была объявлена вредной наукой. Это затормозило на многие годы развитие детской практической психологии.
И только в конце 60-х гг. в нашей стране возобновился активный поиск форм практического участия психологов в работе школы. Школьная психологическая служба в СССР начала первоначально создаваться в Эстонии под руководством Х.Й. Лийметса и Ю.Л.Сыэрда. Первый штатный школьный психолог начал работать в Эстонии в одном из сельскохозяйственных техникумов в 1970 г. С 1975 г. уже работал ряд психологов в специальных школах-интернатах для трудных подростков, а с 1980 – в порядке эксперимента – в некоторых общеобразовательных школах.
С начала 80-х гг. происходит интенсивное становление психологической службы в системе образования страны. Началось активное изучение научных основ, обсуждение различных форм и методов работы практических психологов в школе. Журналом «Вопросы психологии» в 1983 г. был организован «круглый стол»: «Психологическая служба в школе». В том же году на Всесоюзной психологической конференции в Таллинне был проведен анализ экспериментов по созданию школьной психологической службы, обсуждались организационные вопросы по дальнейшему ее развитию.
В 1984 г. в Москве в ИП АН СССР состоялась первая Всесоюзная конференция по вопросам психологической службы в СССР. В рамках конференции работала секция «Психологическая служба школы».
Важным этапом развития школьной психологической службы в нашей стране стал многолетний (1981-1988) эксперимент по введению в школы Москвы должности практического психолога, проводившийся под научным и методическим руководством лаборатории научных основ детской практической психологии НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (ныне Психологический институт РАО). На основе анализа результатов эксперимента было разработано Положение о психологической службе народного образования (1989), которое широко используется в стране.
В 1988 г. вышло постановление Гос. Комитета СССР по образованию о введении ставки школьного психолога во все учебно-воспитательные учреждения страны. Это стало правовой основой деятельности школьного практического психолога, определило его социальный статус, права и обязанности.
С этого момента служба энергично развивалась практически во всех регионах страны. Происходило расширение сферы деятельности детского практического психолога. Служба начала охватывать всю систему обучения и воспитания от дошкольного возраста до ранней юности. В педагогических институтах была организована подготовка специалистов по педагогической психологии, возникли курсы переподготовки специалистов с высшим педагогическим образованием, увеличилось число профессиональных объединений для повышения квалификации практических психологов образования.
В июне 1994 г. в Москве прошел первый съезд практических психологов образования РФ. В октябре 1995 г. в Перми состоялся второй съезд психологов образования.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 251.