УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ

Под организационной структурой системы управления понимают иерархическую соподчиненность органов, вырабатывающих решения по управлению земельными ресурсами.

Организационные системы управления обладают следующими важнейшими свойствами:

целостность - устойчивость функционирования системы при мини­мальной структурной сложности и минимально необходимых ресурсах;

обособленность - относительная изолированность и автономность систем, проявляющаяся при установлении пределов полномочий;

централизованность - управление из одного центра;

адаптивность - возможность учета изменений внутрен-них и внешних условий, обеспечивающих эффективность и стабильность функционирования системы;

совместимость - согласованность элементов системы, обеспечивающая их взаимоприспособляемость и взаимо-адаптивность;

эмерджентность - несоответствие отдельных целевых функций подсистем с целевой функцией всей системы. Например, целевая функция отдельного работника - может не совпадать с интересами организации;

мультипликативность - возможность умножения положительных или отрицательных эффектов системы;

неопределенность данных - отсутствие точных значений характеристик процесса управления;

многокритериальность - возможность оценки деятель-ности ор­ганизационной системы управления по нескольким показателям;

стохастичность - отсутствие однозначных результатов реализации управленческих решений, по причине отсутствия однозначных аналитических зависимостей; непреднамерен-ные и непредсказуемые искажения и запаздывания данных, например о состоянии окружающей среды и др.;

наличие фактора времени – старение добываемой информации и др.

Выделяется несколько видов (форм) управления: госу-дарственное, общественное, муниципальное, внутрихозяйственное.

Государственное управление - государство выступает в двух качествах: как собственник земли и недвижимого имущества (хозяйственное управление) и как орган власти, т. е. суверен, обладающий территориальным верховенством в отношении всех земель независимо от форм собственности. В первом случае земля, будучи объектом управления для государствен-ных органов, является также объектом их хозяйственной деятельности; во втором - территорией, т. е. пространством, определяемым государственными границами.

Система управления земельными ресурсами государства как собственника земли, может реализовываться методом правового императива, т.е. изъятия земли на основании решения (постановления) компетентного государственного органа. Управление в области использования и охраны земель, в основном сводится к следующим видам деятельности: планирование и прогнозирование использования земельных ресурсов; зонирование земель; перераспределение (предоставление, изъятие, выкуп) земель; государственная регистрация прав на землю, землеустройство, ведение государственного  кадастра недвижимости; мониторинг земель; контроль за использованием земель, охрана земельных прав граждан и юридических лиц; взимание платы за землю и др.

Таким образом, деятельность органов государства и владельцев земли по управлению и организации землепользования широка и многогранна (рис. 3.1.1.).

 

ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ  
Органы, определяющие цели развития хозяйственно-экономического комплекса станы, осуществляющие распределение земельных ресурсов по субъектам РФ: органы государственной власти РФ (Президент РФ; Федеральное собрание РФ; Правительство РФ); органы государственной власти субъекта РФ (правительства, администрации субъектов РФ); местные органы власти (местные администрации; местные представительные органы)  
Органы, курирующие техническое решение частных задач хозяйственно-экономического комплекса страны: в рамках функциональных земельно-имущественных комплексов, имеющие право регламентировать отдельные вопросы землепользования в рамках специализации; Министерство сельского хозяйства РФ; Министерство природных ресурсов РФ; Министерство экономического развития, другие ведомства, курирующие использование природных ресурсов и др.  
Органы, осуществляющие независимую поддержку и развитие различных экологических и природных комплексов: Министерство сельского хозяйства РФ; Министерство природных ресурсов РФ; Министерство экономического развития, другие ведомства, осуществляющие развитие (контроль) различных природно-экологических комплексов.  
Органы, исполнительной власти, осуществляющие комплексное управление земельными ресурсами: министерства, федеральные службы и агентства, исполняющие распоряжения по вопросам распределения земельных ресурсов , надзоры (их региональные и местные органы); территориальные органы федеральной власти; органы исполнительной власти субъектов РФ; местные органы исполнительной власти.  

Рисунок 3.1.1 – Организационная структура системы управления земельными ресурсами 

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 19.