Управление земельными ресурсами - это систематическое, сознательное, целенаправленное воздействие государства и общества на земельные отношения. На обеспечение рационального использования земли.
Его осуществляют многими методами и средствами, включающими следующие аспекты:
- политический, обеспечивающий выполнение социально-политических, экономических и экологических задач государства по рациональному использованию земельных ресурсов;
- административно-управленческий, связанный с формированием системы государственных и муниципальных органов УЗР, разграничением их компетенций;
- правовой, обеспечивающий рациональное исполь-зование и охрану земли на основании правовых норм, закреп-ленных в законодательных актах;
- научный, связанный с разработкой научно обосно-ванных рекомендаций по управлению земельными ресурсами с учетом достижений научно-технического прогресса;
- экономический, определяющий условия эффектив-ного использования земель;
- внедренческий, связанный с разработкой экономи-ческих рычагов, стимулов и мероприятий по рациональному использованию и охране земель.
Управление земельными ресурсами - результат сочетания объективных и субъективных факторов.
Земля как природное тело развивается по своим законам, что оказывает влияние на формы и методы управления.
Поэтому, при управлении, необходимо учитывать основные свойства земли (пространство с рельефом, образующим определенную форму поверхности земли; почву с ее плодородием; естественную растительность; гидрографические и гидрогеологические свойства земли, техногенные условия) в комплексе с экономическими условиями развития территории.
Управление земельными ресурсами осуществляют комплексно. Это требует от органов управления системного подхода к использованию и охране земельных ресурсов, решения по земле должны быть увязаны с возможными эколого-экономическими последствиями.
Управляют земельными ресурсами законодательные и исполнительные органы власти, которые регулируют земельные отношения и определяют общую стратегию землепользования, планирования использования земельных ресурсов, установления норм и порядка землепользования, распределения и перераспределения земель, оперативно-распорядительной и контрольно-надзорной деятельности за использованием и охраной земель.
Управление земельными ресурсами – это также процесс, где совокупность функций системы управления, направлена на рациональное использование земельных ресурсов. В общем виде процесс управления земельными ресурсами показан на рисунке 2.1.1.
Система управления земельными ресурсами на протяжении длительного периода времени менялась в соответствии с экономическими условиями, целями и критериями общественного строя.
Система управления земельными ресурсами должна обеспечивать общегосударственные интересы; интересы регионов (муниципальных образований); интересы отдельных членов общества (или их групп).
Объект управления – земельные ресурсы |
Земельный кадастр и мониторинг |
Прогнозирование и планирование |
Землеустройство |
Регулирование земельных отношений |
Субъект управления |
Контроль |
Внешняя среда |
Рисунок 2.1.1 - Принципиальная схема процесса
управления земельными ресурсами
Изменившиеся условия хозяйствования сформировали новую систему управления в России, которая характеризуется:
- резким переходом от административно-плановой к рыночно - предпринимательской модели;
- разграничением функций и субъектов государственного и негосударственного управления;
- развитием процессов демократизации общественных отношений.
ВИДЫ И ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНИЯ
ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ
Государственное управление может быть подразделено на общее и ведомственное (отраслевое) управление (рис. 2.2.1).
Государственное управление |
Общее государственное - осуществляется государственными органами общей и специальной компетенции; - имеет территориальный характер; - распространяется на все земельные ресурсы страны независимо от категории земель и субъектов права |
Ведомственное (отраслевое) - осуществляется министерствами, федеральными службами и агентствами; - строится по принципу подведомственности предприятий, организаций, которым предоставлены земли; - не зависит от территориального размещения ведомственных земель |
Местное управление - осуществляется органами местного самоуправления; - может иметь общий или специальный характер |
Частное (внутрихозяйственное) управление - осуществляется собственниками, землепользователями, арендаторами земельных участков |
Рисунок 2.2.1 - Виды управления земельными ресурсами
Общее государственное управление осуществляют государственные органы обшей и специальной компетенции. Оно имеет территориальный характер, распространяется на все земли в пределах определенной территории (РФ в целом, субъекты РФ, муниципальные районы, городские округа) независимо от категории земель и субъектов права на земельный участок.
Ведомственное (отраслевое ) управление землями, осуществляется министерствами, федеральными службами и агентствами, строится по принципу подведомственности предприятий, организаций, которым предоставлены земли. Особенность ведомственного управления - некомпактное расположение земельных ресурсов конкретного министерства, федеральной службы или агентства.
Местное управление возложено на органы самоуправления, и оно может быть как общим, так и специальным.
Местное (муниципальное) управление организуют на территории муниципальных образований.
Внутрихозяйственное управление землями осуществляют сами собственники, владельцы и пользователи земельных участков.
К основным задачам государственного управления земельными ресурсами можно отнести:
наделение органов управления организационно-регла-ментирующими функциями;
регулирование природоохранной деятельности субъектов земельных отношений, через принятие государственных нормативных актов;
обеспечение социально-правовой защиты субъектов зе-мельных отношений;
формирование благоприятных условий для предпри-нимательства;
улучшение использования и охраны земельных ресурсов;
создание правовых, экономических и организационных предпосылок для различных форм хозяйствования на земле и др.
Для реализации задач УЗР необходимо:
- совершенствовать нормативно-правовые акты по регулированию земельных отношений в субъектах РФ и муниципальных образованиях;
- принять законодательные акты, регулирующие земельные отношения в отраслях хозяйственного комплекса, и обеспечить соответствие этих законов земельному законодательству;
- создать на государственном уровне экономические, правовые и организационные условия для регулирования использования и охраны земель;
- обеспечить финансирование необходимых мероприятий по формированию системы государственного земельного кадастра и поддержание его в актуальном состоянии.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 253.