Рынок земли - это сложная экономическая структура национального хозяйственного комплекса. Его эффективная организация и функционирование требуют научно- обоснованных, практически мотивированных и юридически оформленных решений. Оборот земли без организационно-экономического механизма, который его запускает, контролирует и регулирует, малоэффективен с точки зрения национальных интересов. Рынок - это не обязательно продажа и покупка предметов в их вещевом, натурально-физическом виде, завершаемые отчуждением объектов собственности. Он включает также отчуждение и переход прав хозяйственного использования земельных участков от одних субъектов к другим.
Оборот земли, понимаемый как совокупность земельных сделок, в России продолжает развиваться. В связи с чем, очень важна проблема участия государства в регулировании использования земельных ресурсов, причем не только на организационно-правовом уровне, но и как активного земельного собственника, стимулирующего рыночные процессы, и непосредственного их участника. Государство должно отслеживать цены на землю в общенациональных интересах, но не блокировать при этом рыночный механизм. Этого можно достичь только при наличии соответствующей инфраструктуры. Чем больше места в российской экономике занимают рыночные отношения, тем больше оснований утверждать, что земельный рынок должен находиться под эффективным контролем государства. Прежде всего, нужен контроль за процессом перераспределения земель, их использованием по целевому назначению и за размерами частного землевладения. Различия регионов по географическим, природным, экономическим, демографическим и социальным факторам, влияют на формирование структуры земельного фонда конкретной территории, определяют особенности функционирования рынка земли. Благоприятные климатические условия, разнообразие природной среды в Волгоградской области, способствуют, формированию рынка сельскохозяйственных земель в регионе. Крестьянские (фермерские) хозяйства расширяют свои наделы, за счет покупки или аренды земельных угодий.
Аренда государственных и муниципальных земель является основным сегментом рынка, влияющим на объем совершаемых сделок. По данным госстатотчетности 3-зем «Сведения о сделках с землей» за 2009 год в регионе действовало 59,7 тыс. краткосрочных и долгосрочных договоров аренды на площади 702,7 тыс. га, заключенных местными органами власти с гражданами и юридическими лицами.
Наибольшее их количество заключено в населенных пунктах 91,39 %, арендованная площадь составляет 20,8 тыс. га. Вне населенных пунктов заключено 5,1 тыс. договоров аренды, или 8,61 %, в аренду передано 681,8 тыс. га (табл. 4.4.1).
Таблица 4.4.1 - Сделки по аренде государственных и муниципальных земель за 2005-2009 гг.
Годы | Показатель | Категории земель | ||
Земли вне населенных пунктов | Земли населенных пунктов | Всего | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
2005 г. | кол-во договоров | 3984 | 48623 | 52607 |
площадь, га | 533443 | 12092 | 545535 | |
2006 г. | кол-во договоров | 4312 | 42558 | 46870 |
площадь, га | 688948 | 20380 | 709328 | |
2007 г. | кол-во договоров | 4538 | 48128 | 52666 |
площадь, га | 681756 | 22948,6 | 704704,6 | |
2008 г. | кол-во договоров | 7033 | 46434 | 53467 |
площадь, га | 663261,56 | 19350,84 | 682612,4 | |
2009 г. | кол-во договоров | 5144 | 54585 | 59729 |
площадь, га | 681831,77 | 20864,53 | 702696,3 |
16. ХАРАКТЕРИСТИКА И ЗНАЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ
Информация это знания, сведения, данные, получаемые и накапливаемые в процессе развития науки и практической деятельности людей, которые могут быть использованы в производстве.
В соответствии с Федеральным законом «Об информа-ции, информатизации и защите информации» от 25 января 1995г. под информацией понимают сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Под термином информационные ресурсы подразумевают документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).
Информацию в разных видах документов считают первичной до момента ее копирования и тиражирования.
Первоочередная задача государства - сохранение первичных документов.
Государственные органы, учреждения и предприятия обладают собственными информационными ресурсами, которые часто становятся объектом интересов других ведомств и организаций, вследствие чего эта информация становится товаром.
Информация должна быть зафиксирована на материальном носителе и храниться в течение определенного периода времени или «цикла жизни», в котором можно выделить слеующие стадии:
Хранение. Информация, прежде чем она может быть обработана или использована, она хранится в какой-либо памяти на материальном носителе;
Преобразование. Хранящаяся информация может быть преобразована в некоторую более удобную форму для хране-ния, передачи, обработки, восприятия;
Передача. Информация непрерывно передается от источника к запоминающему устройству, на обработку, поль-зователю для принятия решения и т. д.
Характеристика информации на верхних уровнях менее подробна, чем на нижних, а решаемые задачи содержат больше неопределенности. Для уменьшения неопределенности увеличивают полноту информации, но при этом увеличивается объем и время ее обработки. Для принятия управленческого решения можно иметь и минимальное количество информации.
На верхнем уровне управления доминируют неструктурированные проблемы и значительная неопределенность условий принятия решений. На среднем уровне управления преобладают слабоструктурированные проблемы и ситуации, приводящие к принятию решений в условиях риска. Для нижнего уровня управления характерны хорошо структурированные проблемы и высокая определенность условий принятия решений.
Целесообразно различать информацию, необходимую для планирования и оперативного управления.
Для подготовки решений по планированию необходима земельно-кадастровая информация более высокого уровня, позволяющая принимать стратегические решения по инновационной и налоговой политике, экологии и защите окружающей среды, формированию процессов аграрной и земельной реформы.
К информации для целей управления земельными ресурсами следует отнести: съемки и обследования; анкетный опрос; «пилот-проекты» и др. На рисунке 5.1.2. выделены направления движения информации.
Программы; инвестиции; распоряжения; законы; статьи; реклама |
Методические повторяющиеся; разовые акции; плановые; оперативные |
Организационные; правовые; информационные |
Уровень проблем; среда распространения; тип информации; взаимосвязи потоков |
Политические; хозяйственные (экономические); социальные |
Системный анализ информационных потоков |
Формирование целевых установок |
Управление информацией |
Определение переменных управления |
Описание способов действий |
Управляющие решения |
Рисунок 5.1.2 - Структура управления информацией
Дата: 2019-02-25, просмотров: 253.