Значительные отличия от Учителя праведности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Третье возражение направлено против мнения, что Иисус был ессейским Учителем праведности. Хотя очень немногие склоняются к этой точке зрения, мы все равно перечислим некоторые проблемы, которые отмечают ученые [166].

1) Ессейский Учитель был священником, Иисус же исполнил сразу несколько служений.

2) Учитель считал себя грешником, которому необходимо очищение, тогда как Иисус был безгрешен.

3) Учитель ощущал, что от Бога его отделяет бесконечная пропасть, христиане же считают Иисуса Сыном Самого Бога.

4) Нет никаких свидетельств того, что смерти Учителя приписывалось искупительное значение, в то время как именно в искуплении заключался особый смысл смерти Иисуса и пролитой Им крови.

5) Не существует рассказов о том, что Учитель воскрес из мертвых, и свидетельства этого тоже отсутствуют; для христианства же Воскресение Иисуса – центральное событие.

6) Христиане поклонялись Иисусу как Богу, у ессеев же такой практики не было, более того, она противоречила бы их убеждениям.

7) Наконец, ессейский Учитель жил задолго до Иисуса.

 

Эта позиция вовсе не обязательно содержит критику Христа

Четвертое возражение – самое убедительное. Хотя сторонники этой точки зрения часто упускают это из виду, их позиция не является критикой Христа или Его учения, даже если бы удалось доказать Его связь с ессеями или принадлежность к ним. Как объясняет Пфайфер:

«Следует отметить, что нет ничего унизительного для личности Христа в предположении, будто Он или Его последователи были связаны с ессеями. Из Писаний ясно, что Мать Господа нашего была еврейкой и что Он воплотился в еврейском окружении. Если бы удалось доказать, что это окружение было также ессей-ским, христианское богословие от этого не пострадало бы и это не опровергало бы уникальность Иисуса – как не опровергает ее признание Его еврейского происхождения по плоти» [167].

Иными словами, Иисус где-то должен был родиться и ходить в школу. Само по себе предположение о том, что ессеи оказали на Него влияние, не обязательно представляет собой критику христианства, если только это предположение не приводит к изменению Его учения и отвержению Его уникальности. Личность и учение Иисуса в любом случае подтверждаются достоверностью Нового Завета (см. главу 2), и, если Его Воскресение подтверждается, оно также служит подтверждением Его учения[168].

И все же мы отвергаем этот подход о жизни Иисуса. Нелогичная аргументация, различия между христианством и кумранской общиной и между Иисусом и Учителем праведности – все это свидетельствует о несостоятельности этой гипотезы. Но даже если бы она и была доказана, она никак не повлияла бы на значение христианства, так как Иисус все равно вырос в определенной среде, и достоверность, и уникальность Его учения в любом случае доказуемы.

 

Учение Иисуса было изменено

Часто можно услышать, что учение Иисуса на самом деле было совсем не таким, какого традиционно придерживаются христиане. Иногда, например, утверждают, что в Евангелиях представлено учение ранней церкви, а не Самого Иисуса (ср. с приведенными выше взглядами Бультмана). Мы уже увидели несостоятельность попыток выявить «подлинное» учение Иисуса.

Хью Шонфилд постулировал другую причину, по которой учение Иисуса подверглось изменениям. По его мнению, учитель Иисус был верным последователем иудаизма и вовсе не собирался основывать новую религию. Поэтому, например, Он никогда не заявлял о собственной божественности[169]. Хотя Павел излагает учения Иисуса несколько иначе[170], главный виновник – не он. Как считает Шонфилд, исказила учения Павла об Иисусе церковь в Риме, которая представила Его Божеством, положившим начало новой религии[171]. Сделала это римская церковь сознательно, написав некоторые книги Нового Завета; под ее влиянием и другие начали переписывать историю Иисуса. Считается, что к книгам, написанным в рамках этого движения или под сильным влиянием его инициаторов, относятся синоптические Евангелия, Послание к Евреям и послания Петра[172]. Общее направление такое: первоначальное учение Иисуса, затем оценка Павла, затем – римские изменения[173]. В результате, христианское богословие в преподаваемом сегодня виде – это уже не учение Иисуса и Апостолов[174]. В ходе этого процесса учение Иисуса и Павла было изменено с тем, чтобы сделать христианство более привлекательным для римских язычников. Несмотря на новые «приемы» Шонфилда, против его тезиса можно выдвинуть четыре возражения.

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 247.