СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ
Себестоимость продукции – это совокупность затрат на производство и реализацию продукции.
Полная себестоимость включает прямые материальные и трудовые затраты, накладные расходы на управление и обслуживание производства, а так же коммерческие расходы на реализацию продукции (затраты на упаковку, транспортировку, рекламу и т.д.). Помимо полной себестоимости различают еще и производственную себестоимость, в которую входят только затраты, связанные с процессом производства продукции от запуска производства до отгрузки на склад готовой продукции.
Так же различают общую себестоимость (сумма затрат на производство всего объема продукции) и индивидуальную себестоимость (затраты на производство единицы изделия).
В соответствии с назначением все затраты на производство и реализацию продукции группируются по экономическим элементам и калькуляционным статьям.
Группировка затрат по экономическим элементам позволяет определить какие ресурсы и в каком объеме расходует предприятие на производство продукции. Группировка затрат по экономическим элементам применяется при составлении сметы затрат на производство всей выпускаемой продукции, которая необходима для разработки финансовых планов, нормирования оборотных средств и составления материальных балансов. По этому признаку затраты подразделяются на следующие элементы:
1. Материальные затраты за вычетом возвратных отходов. Включают в себя стоимость сырья, материалов, комплектующих изделий, полуфабрикатов, топлива и энергии (со стороны), платежи за добычу природных ресурсов и выбросы в окружающую среду (в пределах норм, лимитов), стоимость тары и упаковки.
2. Расходы на оплату труда. Включают в себя выплаты по заработной плате, исходя из сдельных расценок, тарифных ставок, должностных окладов, системы премирования; выплаты компенсационного характера, связанные с режимом работы и условиями труда (за ночное время, сверх нормы). В себестоимость продукции не включаются премии, выплачиваемые за счет средств специального назначения, премии по итогам работы за год и материальная помощь.
3. Отчисления на социальные нужды. Включают отчисления по установленным законодательством нормам в фонд социальной защиты (30%).
4. Амортизационные отчисления.
5. Прочие затраты. Включают в себя, во-первых, налоги, сборы в бюджетные и внебюджетные фонды, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком и относимые на себестоимость продукции; во-вторых, платежи по страхованию имущества, погашению кредитов, страхованию продукции; в-третьих, плату за ссуды, оплату услуг связи, банков, пожарной и сторожевой охраны (если привлекать со стороны), консультационных услуг; в-четвертых, вознаграждение за изобретения и рационализаторские предложения; в-пятых, расходы за рекламу, оплата работ по сертификации продукции, лизинговые платежи.
Группировка затрат по экономическим элементам едина для всех отраслей народного хозяйства и используется для составления сметы затрат на производство и реализацию продукции.
Группировка затрат по статьям калькуляции позволяет определить себестоимость единицы продукции, распределить затраты по ассортиментным группам, установить объем расходов по каждому виду работ, производственным подразделениям, аппарату управления, выявить резервы снижения затрат.
При группировке по статьям калькуляции затраты объединяются по направлениям их использования, по месту их возникновения: непосредственно в процессе изготовления продукции, в обслуживании производства, в управлении предприятием и и.д.
Типовая группировка затрат по статьям калькуляции имеет следующий вид:
1. Сырье, основные материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия (за вычетом возвратных отходов);
2. Вспомогательные материалы;
3. Топливо на технологические цели;
4. Энергия на технологические цели;
5. Основная заработная плата производственных рабочих;
6. Дополнительная заработная плата производственных рабочих;
7. Отчисления на социальные нужды по заработной плате производственных рабочих;
8. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования. Включают затраты на техническое обслуживание машин и механизмов, расходы на текущий и капитальный ремонт оборудования, цехового транспорта и инструментов, амортизацию основных фондов, закрепленных за цехами, износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов и др.;
9. Расходы на подготовку и освоение нового производства. Сюда можно отнести затраты некапитального характера: совершенствование технологии, переналадка оборудования, изготовление специального оборудования и оснастки и т.д.;
10. Цеховые расходы. Включают в себя затраты на управление цехов основного производства: заработная плата цехового персонала, расходы на амортизацию, текущий ремонт, отопление, освещение, уборку задний и цеховых помещений, износ инвентаря и малоценных предметов общецехового назначения и др.;
11. Общепроизводственные расходы. Направляются на покрытие затрат по управлению и обслуживанию общехозяйственных нужд предприятия: аппарата управления, содержание зданий, территории, транспорта и проч., имеющих общепроизводственное назначение;
12. Потери от брака;
13. Внепроизводственные расходы. Включают затраты, связанные с реализацией продукции (упаковка, отгрузка, реклама, сбытовая сеть, комиссионные и др.), а также различного рода отчисления и платежи.
Первые восемь пунктов классификации составляют так называемую технологическую себестоимость, так как осуществляются непосредственно на рабочем месте и прямо относятся на себестоимость каждого вида продукции. Все другие статьи являются комплексными, собирающими затраты по обслуживанию и управлению производством.
Кроме группировки по экономическим элементам и калькуляционным статьям затраты классифицируются на постоянны и переменные. Постоянные затраты не зависят от объема выпуска продукции (например, аренда, амортизация, коммунальные платежи, заработная плата руководителей предприятия и т.п.). Если предприятие выпускает несколько видов продукции, то расчет постоянных издержек осуществляется пропорционально выбранной базе, за которую можно принять величину трудозатрат, переменные издержки, объем выпуска продукции. Переменные затраты напрямую зависят от объема выпуска продукции, к ним можно отнести, например, затраты на материалы, заработную плату рабочих сдельщиков, затраты на электроэнергию для работы производственного оборудования и т.п.
Себестоимость продукции является составной частью цены товара, причем, как правило, большей ее частью, поэтому снижение себестоимости служит основой для снижения цен на товары, увеличения прибыли и рентабельности предприятия. Экономическая оценка снижения себестоимости производится на основании расчета следующих показателей:
- смета затрат на производство (по экономическим элементам затрат);
- себестоимость всей товарной продукции (по статьям калькуляции);
- затраты на один рубль товарной продукции. Рассчитывается по формуле:
(6.1)
где З – затраты на 1 рубль;
ТП – товарная продукция в действующих ценах, руб.;
Сп – полная себестоимость товарной продукции, руб.
Чем ниже этот показатель, тем ниже себестоимость, больше прибыль от реализации товарной продукции, выше рентабельность.
ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
Цена – это денежное выражение стоимости товара, работы или услуги. Стоимость товара в рыночной экономике определяется спросом и предложением. В общем виде цена определяется по формуле:
(6.2)
где Ц – цена единицы продукции;
Сп – полная себестоимость единицы продукции;
П – размер прибыли предприятия.
Основные элементы цены при формировании видов цен представлены на рисунке 6.1
Элементы цены | |||||||||
Цена изготовителя | Косвенные налоги | Посредническая надбавка | Торговая надбавка | ||||||
Полная себестоимость | Прибыль | Акциз | НДС | Издержки посредника | Прибыль посредника | НДС на цену посредника | Издержки торговых организаций | Прибыль торговых организаций | НДС на цену торговых организаций |
Отпускная цена изготовителя
Оптовая цена посредника
Розничная цена
Рис. 6.1. Основные элементы цены при формировании видов цен
Оптовая цена предприятия (отпускная цена) – это цена изготовителя продукции, по которой предприятие реализует производимую продукцию оптово-сбытовым организациям или другим предприятиям. В состав оптовой цены входят следующие элементы: себестоимость, прибыль, акциз и НДС.
Оптовые цены посредника – это цены, по которым предприятия и организации потребители оплачивают продукцию снабженческо-сбытовым оптовым организациям. Оптовые цены посредника помимо отпускной цены включают в себя издержки посредника, снабженческо-сбытовую (оптовую) наценку или скидки и НДС.
Розничные цены – цены, по которым реализуются товары в розничной торговой сети населению, предприятию, организациям. Они являются конечными, т. к. по этим ценам товары выбывают из сферы обращения и потребляются в домашнем хозяйстве или производстве. В состав розничной цены включаются: оптовая цена посредника, НДС, торговая надбавка (скидка).
Ценообразование — установление цены на товар или услугу. Различают две основные системы ценообразования: рыночное ценообразование на основе взаимодействия спроса и предложения и централизованное государственное ценообразование на основе назначения цен государственными органами. В рыночной экономике процесс выбора окончательной цены производится в зависимости от себестоимости продукции, цен конкурентов, соотношения спроса и предложения и других факторов.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 221.