Третья волна поисков исторического Иисуса
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Пожалуй, верным будет утверждение, что сейчас попытки понять Иисуса сточки зрения истории оцениваются довольно позитивно. Причем любопытно, что такой подход зачастую размывает границы между либерализмом и консерватизмом. Нельзя сказать, что среди современных ученых царит единодушие, однако современные тенденции породили то, что некоторые называют «третьей волной» поисков исторического Иисуса[22].

По сравнению с приверженцами «нового поиска» представители этого направления дают более позитивную оценку историческому Иисусу. Но выявить какие-либо общие черты этих новейших исследований сложнее, гак как в них представлен более широкий спектр взглядов. Пожалуй, главная особенность заключается в том, что жизнь Иисуса изучается на фоне Его времени, причем особое внимание уделяется еврейскому окружению и контексту, влиявшим на жизнь и учение Иисуса. Всякая интерпретация, не учитывающая еврейскую принадлежность Иисуса, рассматривается как не соответствующая этой категории.

Соответственно, подчеркивается влияние религиозных, политических, экономических и социальных факторов, характерных для Палестины. Ввиду недавних археологических находок разгорелся спор о степени эллинистического и римского влияния на жизнь в Галилее времен Иисуса.

Несколько кратких примеров помогут увидеть некоторые связующие элементы в этой разрозненной группе исследований. Геза Вермес – ученый еврейского происхождения – считает, что Иисус был знаменитым еврейским раввином и галилейским святым[23]. Бен Майер в своей книге пишет об Иисусе, обращавшемся к Израилю – избранному народу Божьему – с проповедью об обновленном обществе[24]. Э. П. Сандерс сосредоточивает внимание на очищении Иисусом храма, что в контексте тогдашнего иудаизма было серьезным оскорблением для евреев и в конечном счете привело к смерти Иисуса[25]. В интерпретации Ричарда Хорсли Иисус был сторонником ненасильственного социального противостояния[26]. В других важных трудах тоже подчеркивается роль Иисуса и еврейские корни Его мышления[27].

Примечательное исключение из этой позитивной тенденции представляют члены группы «Семинар по Иисусу». Соглашаясь с необходимостью изучать Иисуса как историческую личность, они, тем не менее, склоняются к традиции Штрауса и Бультмана, предпочитая возврат к мистическому пониманию Евангелий[28].

 

Выводы

Создается впечатление, что по крайней мере на протяжении последних двух столетий изучение жизни Иисуса вызывает живой интерес. Хотя и были периоды (например, несколько десятилетий назад), когда этот интерес среди ученых ослабевал, время от времени он снова оживает.

Именно в таком контексте продолжается изучение жизни Иисуса. И как во многих других вопросах, всегда находятся ученые, которые защищают авторитетность библейского повествования, равно как и те, кто отрицает его авторитетность или же занимает промежуточную позицию.

Но не все толкования жизни Иисуса отличаются вниманием к историческим подробностям. В этой главе были упомянуты и авторы вымышленных описаний земной жизни Иисуса. Несмотря на то, что ученые отвергают достоверность таких повествований, они, вероятно, сыграли свою роль в формировании массовых представлений о христианстве. За последние десятилетия было написано множество популярных описаний жизни Иисуса, во многом схожих с вымышленными биографиями, создававшимися около полутора веков назад. В последующих главах мы обсудим некоторые из них.

Как ни удивительно это прозвучит для некоторых исследователей, из всего этого разнообразия сочинений все же можно сделать определенный вывод. Как и во многих других материях, главный вопрос не в том, почему многие ученые придерживаются тех или иных взглядов или какие тенденции преобладают в интеллектуальном мире и даже не в том, какое мнение высказывает большинство людей в опросах.

sus: The Life of a Mediterranean Jewish Peasant (San Francisco: Harper Collins, 1991); John Dominic Crossan, Jesus: A Revolutionary Biography (San Francisco: HarperSanFrancisco, 1994); Marcus J. BorJesus: A New Vision: Spirit, Culture, and the Life of Discipleship (San Francisco: Harper Collins, 1987). Отчасти похожая работа: Burton L. Mack, The Lost Gospel: The Book of Qand Christian Origins (San Francisco: HarperSanFrancisco, 1993).

Главный вопрос таков: что говорят факты об Иисусе как об исторической личности? Какие источники имеются в нашем распоряжении? Есть ли среди них нехристианские материалы? Когда жил Иисус? Что Он делал? Чему Он учил? Как Он умер? Истинно ли новозаветное утверждение, что Иисус воскрес из мертвых? Наша цель – искать ответы на такие вопросы, при этом убедительно опровергая основные возражения и выясняя, какие источники подтверждают традиционное представление об Иисусе.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 202.