Сущностные характеристики сознания. Сознание и самосознание. Понятие бессознательного
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

К сущностным характеристикам сознания относятся:

1. Идеальность. О его специфике мы уже сказали выше. Идеальность сознания человека означает то, что оно не сводимо к материальным процессам, которыми сопровождается его деятельность (речь идет о физико- био-химических и прочих процессах в мозге) и не зависит от них (в сознании возможно то, что невозможно во внешнем мире), что оно не воспринимается органами чувств, наконец, что оно оперирует образами мира, лишенными их реальных социоприродных свойств.

Идеальное может рассматриваться в онтологическом, когнитивном (гносеологическом) и аксиологическом смыслах. В онтологическом смысле идеальное трактуется как особый вид реальности, имеющей сверхчувственный характер. В когнитивном смысле идеальное выступает как совокупность наших знаний (информации) о мире. Аксиологический смысл идеального указывает на его ценностную природу, когда мы, например, характеризуем явления с точки зрения справедливости, добра и зла, прекрасного и безобразного. Идеальность чего-либо, в этом плане, оказывается идеалом, с которым человек соизмеряет самого себя и все то, что он открывает (находит) в мире.

Однако было бы неправильным думать об идеальном как привилегированном вообще. Идеальное – один из видов реальности, существующий наряду с реальностью в предметно-чувственном (материально-вещественном) смысле. В онтологическом отношении они равны, только человек придает безусловную значимость первому или второму. В данной связи приведем рассуждения русского философа Л. Шестова (1866-1938): «Сейчас чувственные блага доступны всем. Самый грубый человек, даже дикарь видит небо и солн­це, слышит пенье соловья, наслаждается ароматом сирени и ландыша и т. д. Духовные же блага – удел избранных. Но если бы было обратное, если бы всем были доступны духовные блага, если бы всякий мог бы воспринимать и геометрию, и логику, и высокие идеалы нравственно­сти, но зрение, слух, обоняние дарованы были толь­ко очень немногим? Как было бы тогда с ранга­ми – по-прежнему ли духовные блага продолжались бы считаться высокими и прекрасными, а чувственные низки­ми и безобразными, или arbiter elegantium[14] (вы, конечно, знаете, кто он и где его искать) принужден был бы произ­вести переоценку?»[15].

2. Интенциональность (от лат. intentio — стремление). Когда мы говорим, что сознание интенционально, мы имеем в виду, что оно всегда направлено на какой-то предмет, является «сознанием о...». Речь идет, иначе говоря, о предметности (содержательности) сознания. С этим его свойством связано как раз то, что человек не может помыслить ничто (небытие). Помимо собственно предмета (того, на что сознание направлено в данный момент), содержательность сознания подразумевает его различные модусы (как мы воспринимаем предмет: фантазируем, вспоминаем, оцениваем, просто созерцаем и т.д.). Интенциональность тесно связана с конституированием (полаганием) смысла предмета. Сознавать, другими словами, – это понимать то, к чему в данный момент устремлено наше сознание, придавать предмету определенное значение. В качестве предмета сознания могут выступать и его собственные состояния. В данном случае говорят о рефлексивности сознания.

3. Рефлексивность предполагает, что сознание не только отражает и осмысляет то, что окружает человека, но и способно направляться на самое себя. Рефлексируя (размышляя) над миром, мы в то же время рефлексируем и над тем, как мы его видим, а также над тем, что беспокоит и тревожит наш ум, что заставляет нас радоваться или печалится. Размышляя над собой, над своими ментальными и психическими состояниями, мы, тем самым, разбираемся в себе, постигаем (сознаем) сами себя. Самосознание включает в себя не только самопознание, но и самооценку, правильность (адекватность) которой, в свою очередь, помогает человеку в его деятельности, в общении с другими людьми, придает ему уверенность во всех его начинаниях. Самосознание – своего рода центр личности человека, обозначаемый словом «Я» (или «Мы», когда говорят о самосознании того или иного общества). Вместе с тем «Я» не выступает какой-то внешней инстанцией по отношению к сознанию и не является неким онтологически самостоятельным деятелем внутри нас. «Я» суть форма самого сознания, или можно сказать иначе – сознание сознает самое себя в форме «Я», характер которого определяется разнообразными и текучими содержаниями сознания. Другими словами, имеет смысл говорить о тройственной структуре сознания: каждый интенциональный акт предполагает предметную данность (то, к чему устремлено сознание в данный момент), способ рассмотрения этой предметности (модусы мышления – «как» сознания) и собственно источник устремленности, точку ее отсчета («откуда» акта). Надо понимать, что данное деление очень условно, поскольку сознание представляет собой целостное образование, но оно помогает лучше разобраться в том, как функционирует мышление. Поскольку предметная данность является принадлежностью сознания (его неотъемлемой частью), постольку изменение свойств этой предметности (когда мы, например, рассматриваем предмет с другой стороны, придаем ему новый смысл и т. д.) является изменением самого сознания. Когда сознание делает предметом рассмотрения самое себя, анализирует собственные состояния, изменяется, соответственно, «Я» человека.

Важнейшей функцией самосознания выступает функция самоконтроля. Познавая себя, мы учимся контролировать свою внутреннюю жизнь, свои желания, поступки и устремления. Способность к самосознанию – специфическая черта человека. Именно она позволила ему подняться над природным миром, возвыситься до творца собственной – социокультурной реальности.

Рефлексивность сознания, помимо сказанного, обнаруживается в способности человека к абстрактно-логическому мышлению, т. е. в умении оперировать не только образами, но и понятиями. Оборотной стороной рефлексивности выступает критичность сознания. Последняя выражается не только в умении человека непредвзято оценивать собственные мысли, возможности и планы, но и в сознании необходимости развития своих знаний и самосовершенствования, в способности не останавливаться на достигнутых результатах, а всегда стремиться к новому, большему, лучшему.

4. Творческая активность сознания проявляется в том, что оно не просто пассивно воспринимает информацию о мире и самом себе, а избирательно и целенаправленно «работает» с этой информацией, выстраивает на ее основе всевозможные модели, производит идеи, которые выступают основой деятельности человека. Активность сознания выражается также в его непрерывном функционировании. Будучи в бодрствующем состоянии, человек просто не может остановить его работу. Хотим мы того или нет, но мы всегда о чем-то думаем. В некоторых восточных учениях (буддистских практиках) умение остановить поток сознания (достигнуть пустоты в сознании) квалифицируется как одна из высших ступеней духовного развития, что связано с определенной (специфичной для буддизма) трактовкой природы сознания и человека.

К числу важнейших характеристик сознания можно также отнести его темпоральность, дискретность, дискурсивность и диалогичность. Темпоральность сознания выражается, во-первых, во временном характере его отдельных состояний, которые оно, однако, не забывает, а связывает воедино так, что наше восприятие мира и собственных внутренних состояний оказывается цельным. Другими словами, темпоральность (временность) сознания – и это во-вторых – предполагает конституирование времени. Благодаря своей способности схватывать и синтезировать различные временные фазы, сознание проявляется как осознание времени и сознание во времени, что обусловливает, в свою очередь, временной характер восприятия всех событий, процессов и явлений в мире. Дискретность сознания выражается во множественности его состояний. Дискурсивность означает, что наши мыслительные процессы опосредованы знаками, т. е. мысль может двигаться, развиваться только через что-то, через каких-то посредников, в роли которых выступают, прежде всего, понятия (слова). Когда говорят о диалогичности сознания, говорят прежде всего о том, что оно есть именно «со-знание», т. е. совместное знание, определяемое со­вместным (общественным) бытием людей и определяющее, в свою очередь, это бытие. Сознание как совместное знание обусловлено способностью человека к членораздельному языку. Языковая (и шире, знаковая) природа сознания позволяет человеку доносить свои мысли и чувства до других, выражать вовне собственные внутренние состояния, передавать свои достижения последующим поколениям, формируя то, что называют культурным достоянием человечества. Диалогичность сознания подразумевает не просто обмен информацией-знанием, а совместную деятельность по его достижению и развитию. Диалог – это постоянный разговор, который человек ведет с другими людьми и с самим собой, он нацелен на понимание, требует критичности и невозможен без терпения (толерантности).

Знаниевая компонента не исчерпывает всего содержания сознания, помимо нее можно указать на чувственно-эмоциональную, волевую и оценочную компоненты. Однако и это не полный список. Сознательная жизнь каждого из нас слишком богата и многопланова, чтобы можно было свести ее к какому-то ограниченному набору составляющих частей.

Сознанием, в свою очередь, не исчерпывается психика человека, не менее значимой ее частью является бессознательное.

Бессознательное – это совокупность психических явлений и состояний, которые оказывают влияние на человека (его мысли, чувства, поведение), но не осознаются им. К сфере бессознательного относятся инстинкты и автоматизмы, т. е. те действия, которые из-за своего многократного повторения уже не требуют внимания сознания и, соответственно, выходят из-под его контроля, подавляемые (вытесняемые) желания человека, и то, что, будучи однажды пережитым или промысленным, забывается им. Бессознательными являются ощущения (впечатления), которые слишком мимолетны, неопределенны, чтобы сознание могло уловить их, а также то, что в данный момент находится на его периферии, что образует так называемый фон сознания (есть предмет, на который направлено сознание, и есть его окружение, от которого сознание абстрагируется, чтобы выделить этот предмет). Последнее иногда называют предсознанием. На его примере хорошо видна зыбкость, размытость границы между сознанием и бессознательным. То, что выступает как бессознательное, в любое момент может стать предметом сознания, и наоборот. Однако существуют и явления, которые никогда не попадают в сферу действия сознания, но могут проявляться косвенным образом – в оговорках, сновидениях, гипнотических состояниях и т. д.

Первые исследования в области бессознательного принадлежат австрийскому психиатру З. Фрейду (1856-1939). Он указал и на главную его функцию – охранительную. Бессознательное защищает нашу психику от перегрузок, а также является одним из источников творческих «озарений» человека.

 

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 204.