Из всего разнообразия достойных предметов для размышления, самыми трудными, обнаруживающими в себе бездонную глубину и тайну, всегда были и остаются два - Бог и человек. Первый является предметом теологии, второй - антропологии. Обе эти науки имеют философскую основу, и предметы их исследования отличаются одной общей чертой, - в них выражается бесконечность их потенциального содержания. Но о божественной бесконечности мы говорить здесь не будем, хотя в предмете нашей главы, посвященной природе человека, она косвенно выражается. Поэтому-то люди и любят рассуждать о Боге, что тем самым они рассуждают о самом главном, что есть в них самих.
Попыток определить природу человека в истории философии было множество. Каждый философ хотел найти главное человекообразующее качество. Это качество, с одной стороны, должно отделять человека от существ, стоящих ниже его на лестнице развития, - от животных, с другой, - от начала высшего, чем человек, то есть от Бога, в существование которого многие философы верили, и некоторые из них пытались даже существование Бога доказать. Одно из первых определений человека принадлежит Платону. Он подчеркивал в человеке его возвышенную, «летающую» природу и метафорически называл его птицей, но без перьев. Легенда рассказывает, что какой-то из слушателей Платона не понял его метафоры и однажды принес ему общипанного петуха и со словами «Вот тебе твой человек» бросил его к ногам философа.
У Аристотеля уже подчеркивается общественный момент бытия человека. Человек трактуется как существо политическое. Он нуждается в государственном общественном устройстве. «Тот, кто в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств живет вне государства, - либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек»[7].
В Средние века место человека в философской картине мира принципиально меняется. Если в античности уже Гераклит понимал, «что проникнуть в тайну природы, не раскрыв тайну человека, невозможно»[8], то в Средние века стало принято считать, что проникнуть в тайну человека можно только через размышление о тайне Создателя. Таким образом, мы видим, как философская мысль восходит ко все более высоким обобщениям: от природы к человеку, от человека - к Богу.
В Новое время эта единая линия разделилась на несколько направлений. Причиной тому стало возрождение наук и ослабление церковного авторитета. Наряду с пониманием природы человека через природу Творца явилось и научное исследование человеческой природы. О человеке все чаще стали говорить как о естественной части природы. Этому способствовало формирование деистического представления о Боге, согласно которому Бог представляется как «инженер» вселенной, определивший законы ее существования и развития, но более не вмешивающийся в ее судьбу. В соответствии с таким пониманием природы все в ней существует и развивается по естественным законами. Как писал И. Кант: «Человеческие поступки, подобно всякому другому явлению природы определяются общими законами природы»[9]. Природу человека стали активно изучать многие науки и знания о ней необычайно расширились. Появились и стали развиваться новые науки о человеке, такие как: антропология, археология, психология, социология, культурология, этнография, демография и др. С расширением знаний о человеке возросла потребность в философском осмыслении человека. Новые науки не могли развиваться на базе старых религиозно-философских представлений о природе человека. Поскольку же последовательно проведенный деизм может склонить определенные умы к атеизму, возникли и распространились материалистические представления о человеке как естественном продукте эволюции. Учение Ч. Дарвина о происхождении видов (1859) для многих стало убедительным доказательством того, что человек есть прямой потомок высших приматов, у которых зачатки разума и примитивные трудовые функции развились до чисто человеческих форм. Конечно, это развитие не было постепенным и поступательным. Оно происходило скачкообразно, то есть имело свои кризисы и качественные переходы, после которых эволюционирующие человеческие особи не могли вернуться к прежнему более примитивному состоянию. Так, от дикости к варварству, от варварства к цивилизации развивалось человеческое сообщество, а сам человек приобретал только ему свойственные морфологические особенности: постоянное прямохождение, руки и кисти рук, приспособленные к тонким трудовым операциям, замечательное бинокулярное зрение, но главное, разум и речь, позволившие людям эффективно передавать информацию и тем самым создать культуру.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 232.