Предмет философии и ее основные функции
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Само слово «философия» в переводе с древнегреческого означает «любовь к мудрости». Считается, что впервые это слово употребил Пифагор (ок. 580-500 до н. э.). Однако еще с древних времен стали разделять мудрость и просто знание о чем-то. Как утверждал другой древнегреческий философ Гераклит (ок. 544-483 до н. э. или ок. 520-460 до н. э.), многознание уму не научает. А с точки зрения Платона, философ – это даже и не мудрец, он где-то между мудрецом и глупцом. Платон говорил, что мудрец уже обладает мудростью, а глупец потому и глупец, что не в состоянии ее оценить. Философ же стремится к мудрости, пылая к ней небесной любовью.

Философия есть стремление к истине, но не всякое стремление к истине философично. Есть конкретные истины, истины фактов, их постигают конкретные науки. Та же истина наиболее философская, которая наиболее универсальна, то есть может быть применена к наибольшему числу людей, вещей, явлений, но при этом она не должна быть пустой для человека, а наоборот – глубокой и актуальной, задевающей его за живое.

Таким образом, обобщая вышесказанное, мы можем заключить, что философияэто специфическая форма духовной деятельности людей, направленная на познание мира в его целостности и многообразии, а также человека и их взаимоотношений. Отсюда следует, что предмет философии комплексен и многолик, как многолики мир и человек, что, однако, не должно нарушать единство философского знания. Предмет философии заключается в:

· исследовании наиболее фундаментальных вопросов бытия (при этом слово «бытие» понимается, с одной стороны, как целокупность сущего, все что есть, мироздание в его целостности, мир как таковой, а с другой – как специфический способ существования чего-либо – того или иного явления или человека);

· исследование наиболее фундаментальных вопросов познания (таких как: способы познания мира, природа истины, возможные границы познавательной деятельности человека);

· изучение наиболее глубоких проблем бытия человека;

· исследование основных принципов существования и развития общества.

Та или иная вещь может быть либо бессмысленной, либо полезной для нас (поскольку наличие некоего смысла – это предпосылка возможной полезности или же ее результат). Когда мы говорим, в чем сущность, суть той или иной вещи, мы обычно подразумеваем, зачем она нужна. То, зачем та или иная вещь нужна – Богу, природе, обществу или ее обладателю – это функция вещи.

Будучи формой духовной деятельности, философия выполняет ряд функций, связанных как с самим процессом постижения мира, так и с критикой социального порядка, с изучением истинно человеческого в человеке. Существует много классификаций функций философии; обобщая, можно выделить следующие основные функции:

1. Мировоззренческая функция. Наряду с мифом, религией, искусством философия формирует мировоззрение человека, объясняя ему, что собой представляет мир в целом.

2. Гуманистическая (она же аксиологическая) функция. Поскольку философия обращена на человека, она помогает ему глубже познать самого себя, обнаружить человека в себе, исследовать мир смыслов и ценностей, которыми он руководствуется.

3. Эвристическо-методологическая функция. Поскольку предметы исследования различных наук различаются, различаются и методы их изучения. У каждой науки есть свой собственный метод, но существуют также общие научные методы, которые конкретизируются каждой наукой применительно к собственному предмету исследования. Эти методы не могут быть созданы отдельно взятыми науками в силу их ограниченности собственным предметом, зато на это способна философия, стремящаяся к постижению мира в его целостности. В основе методов современных наук лежат, к примеру, рассуждения выдающихся философов Нового Времени – Френсиса Бэкона и Рене Декарта.

4. Прогностическая функция заключается в способности философии вскрывать тенденции развития человека и общества, направлять его и предупреждать о возможной опасности. Собственно говоря, практическая ценность любого знания – именно в том, что оно служит основанием для деятельности с относительно предсказуемым результатом.

5. Критическая функция. Как уже было сказано раньше, философия адогматична, то есть любые философские решения той или иной проблемы могут быть пересмотрены. Поэтому без обоснованной критики несостоятельных или устаревших теорий философия не смогла бы ни существовать, ни развиваться, а главное – она оказалась бы неспособной отвечать на вызовы современности современными же средствами и языком. Кроме того, философия – это едкое жало, которое человек направляет туда, где особенно очевидно несовершенство. Критиковать мироздание как оно есть было бы довольно бессмысленной затеей, поскольку критики достойно лишь то, что может быть изменено, и философ обращает свою критику на себя, на человека, на общество и его культуру.

6. Социальная функция. Хотя человек существует в физическом, природном мире, его непосредственной средой обитания является социальная реальность. В обществе человек рождается, формируется и становится человеком. Любой порок, изъян в общественной жизни может отдаваться невыносимой болью в сердце (или в желудке) человека. Ритмы жизни общества тесно связаны с жизнью отдельно взятого человека. Философия должна помочь человеку, во-первых, глубже постичь общество, в котором он живет, во-вторых, вскрыть его наиболее злокачественные опухоли и, в-третьих, предложить возможное лекарство для его исцеления.

 

Основные разделы философии

Философское знание целостно, но, поскольку предмет философии в своем единстве весьма многообразен, принято выделять в философии несколько разделов, которые называются философскими дисциплинами. Основными разделами философии можно считать онтологию, гносеологию, социальную философию, этику, эстетику, аксиологию, философскую антропологию и историю философии.

Онтология переводится с древнегреческого как учение о бытии. Другими словами, онтология – это философское вопрошание о том, как устроен мир, как он существует и развивается, о природе реальности как таковой. Ответ на вопрос «кто мы есть?» тесно связан с решением загадки «что такое мир?», поскольку мир – это то, где мы есть, и то, благодаря чему мы вообще можем быть.

Гносеология (от древнегреческого «гносис» – знание) представляет собой философское учение о познании. То, как, по нашему мнению, устроен мир, и то, как нам следует его изучать, – две стороны одной медали. Чтобы получить удовлетворительное знание о мире, нужно руководствоваться должными эвристическими (познавательными) принципами, а то, какое познание в наибольшей степени способно приблизить нас к истине, в свою очередь, предопределяется природой самой реальности. Синоним понятия гносеология – эпистемология.

Философия тесно связана с метафизикой (букв. «то, что после физики»). По сути говоря, метафизика объединяет в себе как онтологию, так и гносеологию, ставя вопросы о глубочайших (сверхфизических) первопричинах мира и принципах его постижения. Аристотель считал учение о первоначалах мира – первой философией, на которую должны опираться все прочие философские изыскания. Р. Декарт (1596-1650) рассматривал метафизику как корни древа знания, стволом которого является физика – учение о природе, – а ветвями – все остальные дисциплины. И. Кант (1724-1804) же, напротив, называл метафизические идеи химерами, фантазиями разума, отвлеченного от чувственно постигаемой стороны явлений, знание которой может рассматриваться как единственно достоверное.

Социальная философия – это философское учение об обществе, его истоках, формах, структуре и развитии. Социальная философия включает в себя все философское знание о социальной реальности, представленное философией истории, философией политики, философией культуры, философией религии и т. д. К социальной философии тесно примыкают этика и аксиология.

Этика есть философское учение о морали. Слова этика и мораль восходят к двум древним языкам – древнегреческому и латинскому, где они означают одно и то же: обычаи и нравы общества. Однако наряду с синонимичным использованием этих понятий в философии принято подразумевать под моралью систему нравственных норм и принципов, а под этикой – философское осмысление и анализ этой системы.

Аксиология в переводе с древнегреческого означает учение о ценностях. К ценностям относится все, что ценно для человека, все, к чему он стремится в своей жизни, все, чем он руководствуется в своей жизнедеятельности. Жить без ценностей человек не может, в такой ситуации все становится равным образом бессмысленным; если человек ниспровергает старые ценности, их место занимают другие. Ценностный мир организован в иерархическую систему, где одни ценности являются определяющими для других.

Эстетика – это раздел философии, изучающий прекрасное как таковое, способы его постижения, а также многочисленные формы художественного творчества, где человек создает по законам красоты и гармонии. При всей культурно-исторической обусловленности этих форм и законов для философии очень важен вопрос о том, стоит ли что-то универсальное за местной спецификой в понимании красоты, и если да, то каковы могут быть эти всеобщие принципы красоты.

«Антропос», как известно, означает человек. Антропология, соответственно, – это учение о человеке. Все, что есть специфически человеческого в человеке, его «человечность» представляет собой предмет антропологии. Поскольку антропология включает в себя все знание о человеке, философская антропология – одна из ее форм. Наряду с философской антропологией существует, например, религиозная. В рамках же самой философской антропологии как философском учении о человеке можно выделить социальную антропологию – учение о человеке как социальном существе.

У всякого знания есть своя история. История философии открывает перед нами величественную картину развития философской мысли, философских терзаний, борений, панораму того, как одно философское видение мира сменяло другое, а, кроме того, показывает, как из эпохи в эпоху (сменяя маски, адаптируясь к новым культурным условиям и актуализируясь очередными вызовами, брошенными историей) переходили одни и те же фундаментальные философские вопросы, которые недаром называются вечными.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 249.