Чтобы рассуждать о том, зачем мы в этом мире, необходимо, во-первых, знать, что из себя представляет мир, а во-вторых, – какое место в нем отведено нам. Система наиболее общих взглядов на мир и на место человека в этом мире называется мировоззрением. Философия существовала не всегда, она – лишь один из исторических типов мировоззрения. Наряду с философией в качестве исторических типов мировоззрения принято выделять мифологию и религию.
Мифология – самый древний тип мировоззрения. Он сопутствует человеку с самой зари существования последнего. Ведь человек начал вопрошать о смысле собственного существования, как только стал человеком. Или наоборот: человек и стал человеком, когда стал задаваться этим вопросом. И первые ответы на него дала мифология. Несведущий человек, порой, готов смеяться над наивностью мифа, но миф – это не просто набор суеверий или байки о богах и героях. Миф – это способ познания мира и это система знаний о мире, он не ниже и не выше науки, он качественно иной, у него своя логика, подчас непонятная современному человеку. То, что наука объясняет с помощью абстрактно-теоретических понятий, миф описывает в чувственно-образных формах, выстраивая вокруг человека вселенную из множества символов. Для мифа также характерно целостное, нерасчлененное восприятие мира. Человек не противопоставляет себя природе и космосу, он – часть этого мира, где одними и теми же тропами ходят люди, звери, духи предков и боги.
Мифы существуют и по сей день. И сегодня жизни множества людей в той или иной мере определяются мифологическим сознанием, новыми мифами, возникшими уже в XX и в XXI вв.
Религиозное сознание формируется на основании мифологического. Между религией и мифом очень много общего. Религия строится на мифах, вокруг мифов, создает свои собственные мифы. Так же как и в мифе, в религиозном мировоззрении мир представлен в первую очередь в виде чувственно постигаемых образов. Однако для религий, достигших зрелости, как правило, свойственно разделение целостного мира на два (так называемое «удвоение мира»): на мир небесный, вечный, божественный и мир людей, земной, мир, где время стирает все. И главная задача человека – приблизиться к божественному миру вечности.
Религиозное мировоззрение, так же как и мифологическое, – догматично. То есть религия очень ревностно следит за сохранением вполне определенных форм истины. Есть, к примеру, в христианстве догмат о троичности Бога, и если человек – христианин, то он не должен ставить его под сомнение, иначе его признают отступником, еретиком.
В отличие от мифа и религии философия принципиально адогматична. То есть ни одна философская истина не должна приниматься как истина в последней инстанции, из чьих бы уст она ни исходила. Уместно вспомнить знаменитое высказывание Аристотеля (384-322 до н. э.) об учении своего учителя Платона (427-347 до н. э.): «Платон мне друг, но истина дороже». Слепую веру в авторитеты Ф. Бэкон (1561-1626) называл одним из идолов, препятствующих достоверному знанию.
Другое очень важное различие между мифом и религией, с одной стороны, и философией, с другой, заключается в самом способе философского познания мира. Философия, как правило, предпочитает образному мышлению – понятийное, чувствам и вере – разум. Это роднит философию с наукой. Данное родство, кстати, – предмет отдельного спора: «считать ли философию наукой?». Исторически предлагались различные варианты ответа. Первая точка зрения сводится к тому, что философия должна быть наукой в строгом смысле слова, а любая философия, которая не отвечает критериям научности, – это даже и не философия, а, скорее, поэзия или рассуждение на уровне мнения. Менее категоричные философы утверждали, что философия – это особая наука, существующая по своим законам и к которой неприменимы многие требования, которые мы предъявляем обычной науке. А ряд философов, не столь убежденных в могуществе разума и идеале «научности», склонялись к мысли, что философия вообще не является наукой, а есть некая специфическая форма знания, познавательной деятельности человека.
Как бы то ни было, между философией и наукой наличествует еще и генетическое родство – многие науки когда-то зародились внутри системы философского знания, а впоследствии, сформировавшись как самостоятельные дисциплины, обрели независимое существование.
Есть, однако, одно качество, которое отличает философию от большинства современных наук и сближает с религией и искусством. О чем бы ни рассуждала философия, она, в конечном итоге, всегда выходит на человека и на смысл его существования, ибо это – самый фундаментальный предмет ее исследования.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 267.