МИФ, ЛОГОС И ПРОБЛЕМА МНОЖЕСТВЕННОСТИ ФИЛОСОФСКИХ КУЛЬТУР
1. С чего начинается философия?
2. От мифа к логосу
3. Зарождение философии и «осевое время»
4. Философия Древней Индии
5. Философия Древнего Китая
6. У истоков европейской философии: Древняя Греция
С чего начинается философия?
Существует две полярные точки зрения на то, почему человек начинает философствовать. Первая точка зрения была хорошо представлена еще Аристотелем. По его мнению, философия «начинается с удивления». В какой-то момент человек вдруг замечает, как сложен и многообразен окружающий его мир и как гармонично он устроен. Человек поражен чудесами мироздания и пытается найти им логичное объяснение, то есть – начинает философствовать.
Другая точка зрения, скорее, близка героям Федора Достоевского. Тем, кто унижен, тем, кто оскорблен, тем, кто особенно остро ощущает несправедливость общества, а то и всего миропорядка. Альбер Камю (1913-1960), к примеру, писал, что природа отрицает человека или, в лучшем случае, безразлична к его уделу. Согласно Мартину Хайдеггеру (1889-1976), трагедия неизбежно сопутствует человеческому существованию. Она заключается в том, что человек смертен. Но животные, скажем мы, тоже умирают, однако мы не называем их существование трагичным. Человек же не только смертен, он еще и знает об этом, знает, что когда-нибудь умрет. Несовершенство собственного удела, конечность собственного бытия непрестанно идут рука об руку с теми радостями и счастьем, что порой отпущены человеку. И человек задается вопросом «почему?».
По сути говоря, обе представленные точки зрения иллюстрируют один и тот же процесс философского вопрошания о том, как устроен мир, почему он устроен так, а не иначе, и как следует жить человеку в таком мире. Только получается, что одни приходят в философию от удивления перед совершенством мира, а другие от печали, рожденной его несовершенством. Первый подход делает философию неким элитарным занятием, доступным и оправданным лишь для немногих. Аристотель рассматривал философскую деятельность скорее как роскошь, которую может позволить себе аристократ, но не крестьянин или раб, чей удел – насущные проблемы, а не отвлеченные рассуждения. С другой стороны, отталкиваясь от определенного несовершенства мира и общества, мы приближаем философию к практической сфере, опираемся на проблемное понимание действительности. Если мир, человек и общество несовершенны, то как сделать их лучше? – спрашивает философ. И тут уже не только элита, но каждый, кто оказывается свидетелем несправедливости, пытается постичь тайны мира и общественной реальности, чтобы найти корень несовершенства и, если удастся, искоренить его.
От мифа к логосу
Философские вопросы – о природе мира, человека и общества, о справедливости, о возможном и должном – коренятся в специфике человеческого существования, поэтому в той или иной форме человек задавал их всегда. Но философия же была не испокон веков, она – явление историко-культурное, то есть возникла в определенное время, в определенном месте. А что же было до того? До зарождения философии ответы на эти вопросы давал человеку миф.
Философия возникает на стыке мифологии и зарождающегося научного знания. Недаром А.Н. Чанышев назвал миф и науку мамой и папой философии. Путь становления философии пролегает от мифа к логосу. Под «логосом» в античности понимали «слово», а также заключенный в нем смысл. В ряде учений логос рассматривался как мировой закон. Разумность организации миропорядка считалась предпосылкой его рационального постижения. Мы можем понять другого человека, только когда он рассуждает или поступает разумно. Понять сумасшедшего невозможно, поскольку мы пытаемся постичь разумом, логикой то, что неразумно, нелогично.
Миф и религия в первую очередь обращаются к иррациональному началу в человеке: к вере, к чувствам, они стремятся исключить сомнение, для философии же сомнение – это исходная точка любого рассуждения. Поэтому там и тогда, где и когда человек уже не принимает то, что ему сообщают миф и религия как нечто несомненное, мы можем говорить о возникновении философии.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 255.