Сознание и мозг: современные интерпретации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Понятие сознания: основные концепции, особенности, природа. Проблема происхождения сознания. Вещественное (материальное) и идеальное в сознании. Идеальное и физический субстрат (мозг): зависимость и невозможность редукции. Сознание и программа. Моделирование функций (деятельности) сознания. Программирование («промывка») мозга. Мозг и машина. Проблема искусственного интеллекта. Симбиоз человека и машины.

 

III. Гносеология: познание и язык

Познание, его возможности и границы

Понятие познания. Уровни познания: чувственное и рациональное познание. Генезис познавательных способностей. Рационализм и эмпиризм в философии. Научное познание, обыденное и религиозное. Понятие относительной и абсолютной истины. Проблема объективности познания. Проблема познания будущего. Футурологические исследования. Философские представления о будущем человека.

Язык и мышление

Язык как знаковая система. Естественные и искусственные языки. Язык и речь. Отличие языка животных от языка человека. Членораздельность человеческой речи. Язык как «непосредственная действительность» мысли. Материальная и идеальная (значение, смысл) стороны языка. Слово и понятие. Мышление и речь. Способность языка не только оформлять, но и формировать мысль. Язык как средство познания (наряду с разумом и чувствами). Языковая и когнитивная (научно-познавательная) картины мира. Взаимодополнительность словесных и понятийных образов действительности. Язык и культура. Цена и сила Слова. Слово как психологический феномен. Свобода слова как матрица всех других свобод.

Образование, наука и техника в современном обществе

Понятие знания и информации. Знание как самосовершенствование и знание как изменение социальной действительности. Влияние науки на развитие техники и производственных возможностей. Промышленная революция, революция в сфере организации труда, революция в сфере управления. Влияние техники на развитие научного знания. Наука и компьютерное моделирование. Коммуникация знания в современном обществе: от традиционного к современному образованию. Идеалы современного образования: критическое мышление, инструментальная и коммуникативная рациональность.

 

IV. Аксиология: ценности в жизни человека и общества

Ценности в жизни человека и общества

Понятие ценности. Материальные, нематериальные и постматериальные ценности. Ценностное полагание и его структура. Системность ценностного мира. Иерархический порядок ценностей. Аномия: проблема утраченных ценностей. Экономический срез ценностного измерения. Современные социально-политические ценности. Мораль в системе ценностей. Совесть как главный регулятор морального поведения. Полезность как мера правильности в утилитарной этике. Деонтологическая этика: служение моральному закону. Религиозные ценности. «Смерть Бога» как социокультурное явление. Проблема переоценки ценностей. Историческая судьба ценностей. Здоровье как индивидуальная и общественная ценность.

Свобода человека: условия, границы, перспективы

Свобода как условие человеческого бытия. Различные представления о свободе человека и ее трактовки в истории философии. Принципиальные трудности теоретического определения свободы и трагические последствия ее практического воплощения в истории общества. Случайность и необходимость, свобода и зависимость. Безусловные и условные предпосылки человеческой свободы. Границы социальной свободы человека. Свобода в гражданском обществе. Новые социальные и духовные тенденции в обществе и перспективы свободы человека. Свобода как фактор физического и психического здоровья человека.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 229.