Из предыдущих лекций мы уже представляем себе специфику философского отношения к миру. Можно сказать, что в каждом из нас есть немного от философа, когда мы пытаемся ответить на те или иные мировоззренческие вопросы. Полученные ответы составляют нашу индивидуальную картину мира или то, что называют мировоззрением конкретного человека. Но когда мы говорим о картине мира целой эпохи (например, современной), мы говорим не об индивидуальном, глубоко личностном ее восприятии-переживании, а о том общем, что характерно для людей, живших или живущих в данной эпохе, что сближает и определяет их взгляды на свое время, на ту реальность, в которой они существуют, и на свое место в этой реальности.
Что же такое картина мира? «При слове «картина» мы думаем прежде всего об отображении чего-либо. Картина мира будет соответственно как бы полотном существующего в целом. Но картина мира говорит о большем. Мы мыслим тут сам мир, мировое сущее в целом в его определяющей и обязательной для нас истине», – так отвечает на этот вопрос Мартин Хайдеггер. Разовьем его размышления в нужном нам ключе.
Прежде всего, когда мы говорим о картине мира, мы не имеем в виду изображение той или иной стороны действительности, – это дело конкретной науки. Философия – целостное (фундаментальное и систематичное) изображение мира и, также, изображение мира с точки зрения целого. Философ всегда выходит за рамки наличного бытия или того, что открыто, доступно его органам чувств. Он как бы дорисовывает в своем сознании до некой цельности те фрагменты реальности, о которых свидетельствуют его чувства. Он пытается увидеть то, что не видимо, пытается постигнуть то, что иногда вообще лежит за пределами человеческого разумения. Речь идет о конечных причинах и основаниях мира, о том, что составляет область метафизики (буквально – то, что следует после физики).
Второй момент – картина означает не возможный вариант мира: нарисовал так, а могу иначе. В картине мира зафиксирована некоторая понятая (открытая) человеком истина о мире и самом себе. Эта истина имеет для человека всеопределяющий и безусловный характер, поскольку она сформирована в отношении ряда основополагающих для него вещей. В данном случае под истиной имеется в виду совокупность базовых идей-ценностей, сложившихся не под влиянием тех или иных событий его жизни, а вытекающих из самого существования человека и, в свою очередь, определяющая это существование.
Третий момент: картина мира – это репрезентация мира или представление о мире. Когда мы говорим о репрезентации какого-либо явления – мы говорим не о нем самом, а о его образе. Представить мир – значит, поместить его перед собой в качестве некоторого образа и соотнести его с собой. С одной стороны, есть образ мира, с другой – есть тот, кто рисует, создает этот образ, который, поэтому, всегда будет связан с конкретным временем и местом своего создания. Пришла другая эпоха, а вместе с ней другие люди, и вот уже начинает изменяться образ мира. Формируясь в сознании людей и будучи преходящей, картина мира, вместе с тем, определяет отношение человека к миру, другим людям и к самому себе, определяет деятельность человека в мире.
Наконец, четвертый момент: человек именно рисует картину мира. В картине мира мир существует не сам по себе, а так как его видит человек; то есть человек своей картиной мира задает тот или иной способ рассмотрения мира. Под способом рассмотрения в науке мы имеем в виду конкретные методы познания. Способ рассмотрения в философии – это некий угол зрения на предмет, обусловленный рядом фундаментальных мировоззренческих принципов. Поэтому когда мы говорим о картине мира в философском смысле, мы говорим, в первую очередь, о неких исходных принципах, которые ее организуют – о ее онтологических, гносеологических, аксиологических предпосылках.
Таким образом, можно сказать: философской картиной мира называется сложившаяся на определенном этапе исторического развития совокупность представлений о мире и человеке, фиксируемая посредством ряда философских категорий и обусловленная накопленным к данному времени знанием и опытом.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 237.