Функции практики в процессе познания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Практика – источник познания : практическими потребностями были вызваны к жизни существующие ныне науки.

Практика – основа познания : человек не просто наблюдает или созерцает окружающий мир, но в процессе своей жизнедеятельности преобразует его. Именно благодаря этому и происходит наиболее глубокое познание тех свойств и связей материального мира, которые были бы просто недоступны человеческому познанию, если бы оно ограничивалось только простым созерцанием, пассивным наблюдением. Практика вооружает познание инструментами, приборами, оборудованием.

Практика – цель познания : человек для того и познает окружающий мир, раскрывает законы его развития, чтобы использовать результаты познания в своей практической деятельности.

Практика – критерий истины : пока какое-то положение, высказанное в виде теории, концепции, простого умозаключения, не будет проверено на опыте, не претворится в практике, оно останется всего лишь гипотезой (предположением).

Но практика противоречива в отношении характера результатов познания: на ее основе формируются разного рода заблуждения. Заблуждением называют непреднамеренное несоответствие каких–либо суждений или понятий познаваемому объекту. Заблуждениеэто ложное знание, принимаемое за истинное. Роль заблуждений в познании неоднозначна. С одной стороны, – заблуждение уводит познающего в сторону от истины, мешает познанию. Но с другой стороны, оно может способствовать созданию проблемных ситуаций, служащих толчком для дальнейшего изучения действительности.

Помимо практики существуют и другие критерии истины, в частности, формально-логический, который применяется в тех условиях, когда нет возможности опереться на практику (например, выявление логических противоречий в математических рассуждениях), соответствие законам логики или законам науки и др.

 

Интернет-ресурсы: https://www.youtube.com/watch?v=IpLPL0yEzDI

 

 

3. Виды человеческих знаний

 

Знание результат познания действительности, полученный человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира.

 

Когда разграничивают научное, основанное на рациональности, и ненаучное знания, то выделяют следующие формы.

 

Интернет-ресурсы: https://www.youtube.com/watch?v=AQVGW0A82hs&t=165s

 

 

4. Научное познание

 

Сегодня наука является основной формой человеческого познания. Выделяют два уровня научного познания: эмпирический и теоретический.

 

 

Главной задачей эмпирического уровня научного познания является описание предметов и явлений, а основной формой получаемого знания – эмпирический (научный) факт. На теоретическом уровне происходит объяснение изучаемых явлений, а получаемое знание фиксируется в форме законов, принципов и научных теорий, в которых раскрывается сущность познаваемых объектов.

Основными методами, используемыми в процессе – эмпирического познания, являются метод наблюдения, метод эмпирического описания и метод эксперимента.

Наблюдение представляет собой целенаправленное изучение отдельных предметов и явлений, в ходе которого происходит получение знания о внешних свойствах и признаках изучаемого объекта. Наблюдение опирается на такие формы чувственного познания, как ощущение, восприятие, представление. Итогом наблюдения является эмпирическое описание, в процессе которого полученные сведения фиксируются с помощью средств языка либо в других знаковых формах. Особое место среди вышеперечисленных методов занимает метод эксперимента. Экспериментом называется такой метод изучения явлений, который осуществляется в строго определенных условиях, причем последние могут при необходимости воссоздаваться и контролироваться субъектом познания (ученым).

 

 

Выделяются следующие виды эксперимента:

1) исследовательский (поисковый) эксперимент, который направлен на обнаружение новых явлений или свойств предметов;

2) проверочный (контрольный) эксперимент, в ходе которого осуществляется проверка каких-либо теоретических предположений или гипотез;

3) физический, химический, биологический, социальный эксперименты и др.

Особым видом эксперимента считается мыслительный эксперимент. В процессе такого эксперимента заданные условия являются воображаемыми, но обязательно соответствующими законам науки и правилам логики.

К теоретическому уровню научного познания, можно отнести метод гипотезы, а также формулирование научной теории.

Сущностью метода гипотезы является выдвижение предположений, требующих доказательств. Гипотезы бывают объяснительные (объясняющих явления окружающего мира) и экзистенциальные гипотезы, представляющие собой предположения о существовании таких явлений, которые еще неизвестны науке, но, возможно, вскоре будут открыты.

Научной теорией называется логически непротиворечивое описание явлений окружающего мира, которое выражено особой системой понятий.

Интернет-ресурсы: https://www.youtube.com/watch?v=i5GiT2n0Em0

 

5. Особенности социального познания. Социальное прогнозирование

 

Главной особенностью социального познания как одного из видов познавательной деятельности является совпадение субъекта и объекта познания. В ходе социального познания общество познает себя. Такое совпадение субъекта и объекта познания оказывает огромное влияние как на сам процесс познания, так и на его результаты.

Социальное познание начинается с установления социальных фактов. Фактом называется фрагмент уже состоявшейся действительности.

Целью социального познания, как и познания в целом, является установление истины. Однако установить ее в процессе социального познания нелегко, потому что:

1) объект познания, а им является общество, достаточно сложен по своей структуре и находится в постоянном развитии, на которое оказывают влияние как объективные, так и субъективные факторы.

2) ограничена возможность применения такого метода эмпирического исследования, как эксперимент.

Главным источником получения знаний об обществе является социальная действительность, практика.

Если в процессе познания социальных явлений между ними обнаруживаются некоторые устойчивые и существенные связи, то обычно говорят об открытии исторических закономерностей. Историческими закономерностями называются общие черты, которые присущи определенной группе исторических явлений.

Еще одной целью социального познания является социальное прогнозирование, т. е. получение знаний о будущем общества.

Современная наука насчитывает много научных методов, специальных методик социального познания, из которых основными являются пять:

1) экстраполяция (перенос вывода с одной части на другую);

2) историческая аналогия;

3) компьютерное моделирование;

4) создание сценариев будущего;

5) экспертная оценка.

 

Интернет-ресурсы: https://www.youtube.com/watch?v=rCs3a58qoLA


Вопросы и задания к разделу «Познание»


Задание 1

Найдите в приведенном списке особенности, отличающие научное познание от других видов познания человеком мира. Запишите цифры, под которыми эти особенности указаны.

 

1) теоретическое обобщение фактов

2) констатация протекания отдельных событий

3) образность и оригинальность отражения объективной реальности

4) стремление к достоверному, истинному знанию

5) изучение процессов и явлений со стороны закономерностей и причин

 

Задание 2

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

 

Наблюдение, эксперимент, метод познания, анкетирование, интервьюирование.

 



СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

1. Социальная структура общества, ее элементы. Неравенство и социальная стратификация

 

Под социальной (стратификационной) структурой понимается расслоение и иерархическая организация различных слоев общества, а также совокупность институтов и отношении между ними. Термин «стратификация» ведет свое происхождение от латинского слова stratum – слои, пласт. Страты представляют собой большие группы людей, отличающихся по своему положению в социальной структуре общества.

Все ученые сходятся во мнении, что основой стратификационной структуры общества является естественное и социальное неравенство людей. Однако в вопросе, что именно является критерием этого неравенства, их мнения расходятся. К. Маркс назвал таким критерием факт обладания человеком собственностью и уровень его доходов. М. Вебер добавил к ним социальный престиж и принадлежность к власти. Питирим Сорокин считал причиной стратификации неравномерность распределения прав и привилегий. Современные ученые выделяют следующие главные критерии стратификации: доход, власть, образование, престиж.

В социологии известны четыре основных типа социальной стратификации – рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые общества, а последний тип – открытые.

Первой системой социальной стратификации является рабство. Различают две формы рабства: патриархальное, при котором раб обладает всеми правами младшего члена семьи, и классическое, при котором раб не имеет никаких прав и считается собственностью хозяина (говорящим орудием труда). Второй системой социальной стратификации следует признать кастовый строй. Кастой называют такую социальную группу (страту), членство в которой передается человеку только по рождению. Переход человека из одной касты в другую при жизни невозможен – для этого ему необходимо родиться еще раз. Классическим примером кастового общества является Индия.

Следующую форму стратификации составляют сословия. Сословие это группа людей, которая обладает закрепленными в законе или обычае правами и обязанностями, передаваемыми по наследству.

Наконец, еще одной стратификационной системой является классовая. Классы – это большие группы людей, различающихся по своей роли во всех сферах жизни общества.

Поскольку всякая социальная структура представляет собой сложную систему, в ней могут быть выделены следующие элементы:

1) этническая структура (род, племя, народность, нация);

2) демографическая структура (выделение групп производится по возрасту и полу);

3) поселенческая структура (городские жители, сельские жители и т. д.);

4) классовая структура (буржуазия, пролетариат, крестьяне и т. д.);

5) профессионально‑образовательная структура.

В самом общем виде в современном обществе можно выделить три стратификационных уровня: высший, средний и низший. Человек имеет возможность переходить с одного уровня на другой. Такой переход называется социальной мобильностью.

Социальная мобильность иногда приводит к тому, что некоторые люди оказываются как бы на стыке некоторых социальных групп, испытывая при этом серьезные психологические затруднения. Маргинал это индивид, утративший свой прежний социальный статус, лишенный возможности заниматься привычным делом и, кроме того, оказавшийся неспособным адаптироваться к новой среде. Среди маргиналов могут быть этномаргиналы – люди, попавшие в чужую среду в результате миграции; политические маргиналы – люди, которых не устраивают существующие политические нормы; религиозные маргиналы – люди, стоящие вне конфессии или не решающиеся осуществить выбор между ними; экономические маргиналы – люди, потерявшие работу и др.

От маргиналов надо отличать люмпен (социальное дно: бомжи, наркоманы, алкоголики)

В процессе изменения социальной структуры современного российского общества можно выделить следующие тенденции (проблемы):

1) социальная поляризация, т. е. расслоение на богатых и бедных, углубление социальной и имущественной дифференциации;

2) массовая нисходящая социальная мобильность;

3) массовая смена места жительства работниками умственного труда (так называемая «утечка мозгов»).

 

Интернет-ресурсы: https://www.youtube.com/watch?v=Jn_64LdMTgs

 

 

2. Социальные группы, их классификация

 

Люди в процессе своей жизнедеятельности объединяются, и человеческое общество представляет собой множество различных социальных общностей и групп.

Социальные группы – устойчивые совокупности людей, которые имеют отличные, только им присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориентации).

 

 

В совокупности социальные группы образуют социальную структуру общества. Социальная структура общества – это внутреннее устройство общества или социальной группы, упорядоченное определенными нормами взаимодействия частей.

 

Как уже отмечалось, кроме понятия «группа», в социологии существует понятие «квазигруппа».

Квазигруппа – малоустойчивая, неформальная совокупность людей, объединенная, как правило, одним или очень немногими типами взаимодействия, имеющая неопределенную структуру и систему ценностей и норм.

Существуют следующие разновидности квазигруппы:

аудитория – объединение людей во главе с коммуникатором (например, концертная или радиоаудитория). Здесь имеет место такой тип социальных связей, как передача-прием информации непосредственно или с помощью технических средств;

– фан-группа – объединение людей на основе фанатичной приверженности спортивной команде, рок-группе или религиозному культу;

– толпа – временное собрание людей, объединенных каким-либо интересом или идеей.

 

 

В современных условиях, когда требуется огромная работа по координации деятельности и ресурсов, возрастает значение организаций.

Организация – это большая ассоциация людей, действующих на основании неличных связей, созданная для достижения специфических целей (больницы, учебные заведения, фирмы, финансовые компании, банки, правительственные учреждения и т. д.).

Группы и организации непосредственно влияют на поведение человека. Это влияние может быть как положительным, так и отрицательным.

 

 

Таким образом, несмотря на то что реальное общество составляют люди, отдельные индивиды, подлинными субъектами общественных отношений являются социальные группы.

Интернет-ресурсы: https://www.youtube.com/watch?v=agdXrkZxpIY

 

3. Молодежь как социальная группа

 

Молодежь – это социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных характеристик (приблизительно от 16 до 25 лет), особенностей социального положения и определенных социально-психологических качеств.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 383.