Качества государства, превращающие его в важнейший субъект политической жизни
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

– Государство является самой массовой политической организацией, так как оно включает в себя всех членов общества.

– Любой человек участвует в жизни государства как политической организации.

– Государство обладает суверенитетом, т. Е. полной независимостью от других политических образований, как внутри страны, так и за ее пределами.

– Государство является собственником ресурсов и средств производства.

– Государство располагает развитой системой юридических средств, при помощи которых оно может осуществлять контроль и регулирование различных сфер общественной жизни.

– Государство имеет специальный аппарат, который может следить за соблюдением положений законодательства, а, следовательно, помогать государству достигать стоящих перед ним целей.

Интернет-ресурсы: https://www.youtube.com/watch?v=mRriyxSDX3M

https://www.youtube.com/watch?v=OjYg2qzksFg&list=PL3PAyae9fY9jPCzpmWtzCfp4FVGLJswBm&index=3

 

 

4. Форма государства. Форма правления

 

Внутренняя структура государства и методы осуществления власти во многом определяют его сущность.

Формой государства называется совокупность основных способов организации, устройства и осуществления государственной власти, выражающих его сущность. Она включает в себя три элемента: форму правления, форму государственного устройства и политико‑правовой режим.

Под формой правления понимают организацию высших органов власти в том или ином государстве и порядок их образования.

 

 

По форме правления все государства делятся на монархии и республики.

Монархия – это форма правления, при которой верховная власть в стране полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства и передается им по наследству. Само слово «монархия» греческого происхождения, оно переводится как «единовластие».

Признаками монархической формы правления являются:

– существование единоличного главы государства, пользующегося бессрочной пожизненной властью;

– наследственный порядок преемственности верховной власти;

– юридическая независимость и безответственность монарха, подчеркиваемая институтом контрасигнатуры – порядком, при котором утвержденные монархом законы подлежат обязательному заверению подписью премьер‑министра, ответственного за исполнение данного закона.

Монархическая форма правления имеет три разновидности: абсолютную, дуалистическую и парламентарную.

Абсолютная монархия – это такая форма монархии, при которой власть монарха юридически и фактически никем и ничем не ограничена. В условиях отсутствия парламента законодательная власть сосредоточена в руках монарха, указы которого имеют силу закона. Ему же принадлежит и исполнительная власть: правительство формируется монархом и несет перед ним ответственность.

Дуалистическая монархияэто переходная форма монархии, при которой власть монарха ограничена парламентом в законодательной области. Законодательная власть при этом фактически разделена между монархом и парламентом: ни один закон не может быть принят без одобрения представительного органа. Монарх сосредоточивает в своих руках исполнительную власть, назначает и смещает правительство. Дуалистическими монархиями были Российская империя в 1906-1917 гг., Германская империя в 1871-1918 гг., Япония в 1889-1945 гг.

Большинство современных монархий являются парламентарными. Парламентарная монархия это такая форма монархии, при которой власть монарха ограничена в законодательной сфере парламентом, а в исполнительной правительством («монарх царствует, но не управляет»). Законодательная власть принадлежит парламенту. Монарх имеет право вето на законы, принятые парламентом, но не использует его. Кабинет министров формируется по итогам парламентских выборов победившей партией или коалицией. Правительство несет ответственность перед парламентом.

В современном мире существуют и иные, нетипичные формы монархии. Особо следует отметить теократию такую форму монархии, при которой высшая политическая и духовная власть в государстве сосредоточена в руках духовенства, а глава церкви является одновременно и светским главой государства (Ватикан).

Второй формой правления, выделяемой современной наукой, является республика. Республикой называется форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Само слово происходит от латинского словосочетания res publicum, которое означает «общее дело».

Как форма правления республика характеризуется несколькими признаками:

– источником власти признается народ;

– коллегиальный (коллективный) принцип принятия решений;

– все высшие органы государственной власти избираются (принцип выборности);

– органы государственной власти избираются на определенный срок, по истечении которого слагают свои полномочия (принцип сменяемости);

– высшая власть основана на принципе разделения властей;

– ответственность за свои действия (принцип ответственности).

Принято различать три основных вида республики: президентскую, парламентскую и смешанную.

 

Президентская республикаэто такая форма республики, при которой во главе государства стоит президент, избираемый всеобщим голосованием и соединяющий в одном лице полномочия главы государства и главы исполнительной власти. Президент формирует правительство, ответственно правительство только перед президентом. Парламент не может выразить вотум недоверия кабинету министров, но и президент не может распустить высший законодательный орган. Правительство возглавляется президентом, пост премьер‑министра отсутствует. Полномочия президента велики: он не только глава государства, но и глава исполнительной власти. Типичной президентской республикой являются Соединенные Штаты Америки.

Парламентская республика – это такая форма республики, при которой во главе государства стоит выборное должностное лицо (президент и т. П.), а правительство формируется парламентом и отчитывается за свою деятельность перед ним, а не перед главой государства. В отличие от президентской в парламентской республике глава государства избирается на заседании парламента, который он может распустить по рекомендации правительства. Правительство формируется парламентом из лидеров победившей на выборах партии. Во главе правительства стоит премьер‑министр, который фактически возглавляет всю систему исполнительной власти в стране. Правительство несет ответственность перед парламентом, который может вынести вотум недоверия как всему кабинету в целом, так и отдельным его членам. В парламентской республике президентские полномочия номинальны, любые политические действия он совершает по рекомендации правительства, которое и несет за них ответственность. Парламентская республика существует в Италии, ФРГ, Индии и др.

Смешанная (полупрезидентская) республикатакая форма республики, в рамках которой сочетаются и сосуществуют признаки парламентской и президентской республик. Как и в президентской, в смешанной республике глава государства избирается внепарламентским путем, т. Е. всенародным голосованием. Правительство формируется президентом по итогам парламентских выборов и должно получить вотум доверия высшего представительного органа. Возглавляет правительство премьер‑министр. Конституцией устанавливается двойная ответственность правительства: перед парламентом и перед президентом. В предусмотренных законом случаях президент имеет право роспуска парламента. Хотя президент в смешанной республике является главой государства, его полномочия в осуществлении исполнительной власти ограничены правительством. Примеры смешанной республики – Франция, Россия.

 

Интернет-ресурсы: https://www.youtube.com/watch?v=lFdtKEQk5Lc

https://www.youtube.com/watch?v=wOGnIEXgl0g

https://www.youtube.com/watch?v=teW52yo9bGM&index=5&list=PL3PAyae9fY9jPCzpmWtzCfp4FVGLJswBm

 

5. Форма государственного устройства.

 

Если форма правления характеризует государства с точки зрения порядка формирования и организации высших органов государственной власти, то форма государственного устройства отражает национально‑территориальную структуру страны. Форма государственного устройства – это способ национального и административно‑территориального устройства государства.

По форме государственного устройства государства подразделяются на унитарные и федеративные.

Унитарным государством называется простое, единое государство, не имеющее в своем составе иных государственных образований. Территория унитарного государства непосредственно делится на административно‑территориальные единицы, которые не обладают какой‑либо политической самостоятельностью. Государственный аппарат унитарного государства представляет собой единую структуру на всей территории страны. Гражданство унитарного государства – единое. В унитарном государстве функционирует и единая система права. Существует одна конституция, нормы которой действуют на всей территории страны. Среди современных государств унитарными являются Франция, Швеция, Турция Египет и др.

Унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности народности, допускает образование автономий. Автономияэто внутреннее самоуправление районов государства, отличающихся географическими, национальными, бытовыми особенностями (Корсика во Франции, Азорские острова в Португалии).

Другой формой государственного устройства является федерация, представляющая собой сложное союзное государство, возникшее в результате объединения ряда государств, обладающих относительной политической самостоятельностью.

Территория федерации включает в себя территории субъектов федерации. Субъекты федерации обладают частичным суверенитетом, определенной политической самостоятельностью. В федерации существуют два уровня государственного аппарата: федеральный и субъекта федерации. Парламент имеет двухпалатную структуру, причем одна из палат отражает интересы субъектов федерации и при ее формировании используется принцип равного представительства всех субъектов федерации вне зависимости от численности населения, проживающего на их территории. Гражданство федерации – двойное: каждый гражданин – гражданин федерации и соответствующего субъекта федерации. Существуют две правовые системы: федеральная и субъектов федерации. Последние имеют право принятия собственной конституции. Установлен принцип иерархии законов: конституция и законы субъектов федерации не должны противоречить федеральному законодательству. Федеративным государственным устройством характеризуются США, ФРГ, Россия, Индия и др.

Среди федеративных государств выделяют национально‑государственные и административно‑территориальные. Первый вид федерации обычно имеет место в многонациональном государстве, и его создание предопределяют национальные факторы. Субъекты в такой федерации образуются по национально‑территориальному признаку (частично в Российской Федерации). В основе же административно‑территориальной федерации, как правило, лежат экономические, географические, транспортные и иные территориальные факторы (ФРГ, США и др.).

Различают также договорные и учредительные федерации. Договорные федерации создаются как результат свободного объединения ряда государств и государственных образований, закрепленного в договоре (США, СССР). Учредительные федерации возникают как результат трансформации унитарных государств или договорных федерации, сами создают в своем составе собственные субъекты, наделяя их частью суверенитета (Российская Федерация).

Одним из сложных вопросов федерации является вопрос о праве наций на самоопределение и выход из состава федерации (право сецессии). Сецессия – это односторонний выход субъекта федерации из ее состава.

Выделяют еще один вид формы государственного устройства – конфедерацию. Однако формально она не является государством. Конфедерация это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения каких‑либо общих целей (Евросоюз).

Конфедерация не имеет собственной территории – она состоит из территорий входящих в ее состав государств. Субъекты конфедерации представляют собой суверенные государства, обладающие правом свободного выхода из ее состава. Гражданство конфедерации отсутствует: каждое государство‑член имеет свое гражданство. Отсутствует и единая судебная система. Бюджет конфедерации формируется из добровольных взносов государств – членов конфедерации, налоги отсутствуют.

 

Интернет-ресурсы: https://www.youtube.com/watch?v=GUk5gZYpuZw

https://www.youtube.com/watch?v=x7Jv3QeqhFg&index=7&list=PL3PAyae9fY9jPCzpmWtzCfp4FVGLJswBm

 

 

6. Политический режим

 

Политический режим представляет собой совокупность политико‑правовых средств и способов осуществления государственной власти, выражающих ее содержание и характер.

 

Политические режимы по степени политической свободы личности и соблюдения государством ее прав и свобод делятся на демократические и антидемократические.

Термин «демократия» греческого происхождения. В буквальном переводе он означает «власть народа». Первые демократические формы политической жизни появились еще в древности: ученые говорят о существовании первобытной, или общинной, демократии в ранний период истории человечества. Демократия была хорошо известна и в античном мире (Древняя Греция и Древний Рим). Классическим образцом античной демократии считаются Афины.

В современной политической науке под демократией понимается политический режим, основанный на признании народа источником и субъектом власти. Основными чертами демократического режима являются: формирование органов власти выборным путем, свобода деятельности различных субъектов политической жизни, признание и гарантирование государством политических прав и свобод личности.

Антидемократическим называют политический режим, основанный на нарушении прав и свобод личности и установлении диктатуры одного человека или группы лиц. Антидемократические режимы делятся на тоталитарные, авторитарные и военные.

Тоталитарный режим это политический режим, претендующий на полный контроль над личностью со стороны, государства.

Тоталитарный режим может сохранять видимость демократии, в частности регулярно проводить выборы и референдумы, но существенной роли в жизни государства те не играют.

Политический режим, сохраняющий монополию на власть и контроль над политической жизнью государства, но не претендующий на тотальный контроль над обществом, называется авторитарным.

Носителем власти при авторитарном режиме является один человек или группа лиц (правящая элита). Народ отчужден от власти, и она не подконтрольна гражданам. Деятельность политической оппозиции запрещена. Государство отказывается от тотального контроля над обществом, не вмешивается во внеполитические сферы жизни.

Авторитаризм – это режим, который носит характер, переходный от тоталитарного к демократическому. Общество, освободившееся от тотального контроля государства, не всегда готово воспользоваться властью. Попытка «перескочить» авторитарный режим приводит к анархии и, как следствие, к новой диктатуре.

 

 

 

Интернет-ресурсы: https://www.youtube.com/watch?v=mB21kZXEEuM&list=PLbSaudCYoXPBHWQ-1HQAyROyhc8VoM1lm

https://www.youtube.com/watch?v=G__Bl21tZK4&index=5&list=PL1vJNklcCwX1a5V8oU8XfJUquc7JSw9ud

 

 

7. Демократия и ее формы

 

Демократия предполагает признание принципа равенства и свободы всех людей, активное участие народа в политической жизни страны. Демократический режим обычно присущ странам с рыночной экономикой, в социальной структуре которых значительное место занимает средний класс.

Демократия характеризуется следующими признаками:

1) признанием народа источником власти и носителем суверенитета. Именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, он выбирает своих представителей и может периодически сменять их;

2) формально‑юридическим равноправием граждан и их равной возможностью участия в политической жизни страны;

3) наличием фундаментальных прав и свобод человека, их признанием, гарантированностью и защитой со стороны государства;

4) принятием важнейших властных решений по принципу большинства: именно большинство, а не меньшинство выражает через институты демократии свою волю;

5) правом меньшинства на оппозицию при подчинении решениям большинства;

6) политическим плюрализмом, под которым понимается наличие различных автономных социально‑политических партий, движений, групп, находящихся в состоянии свободной конкуренции;

7) системой разделения властей, при которой различные ветви государственной власти достаточно независимы и уравновешивают друг друга, препятствуя установлению диктатуры;

8) гласностью действий государственных органов и должностных лиц, возможностью беспрепятственного контроля за ними со стороны общества;

9) выборностью основных органов власти на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании;

10) развитой системой органов местного самоуправления, наиболее приближенных к народу и компетентных в решении местных проблем.

На страже демократических принципов и форм организации политической жизни должна стоять сильная государственная власть. Иначе может возникнуть угроза перерождения демократии в охлократию (ohlos толпа и cratos власть, т. Е. власть толпы). При охлократии принцип гражданской свободы подменяется принципом произвола толпы. Именно она выступает хозяином положения, диктуя свою волю политикам и государственным органам.

В соответствии со способом осуществления народом своей власти выделяют две формы демократии: прямую (непосредственную) и косвенную (представительную). Институтами прямой демократии, в рамках которой народ непосредственно принимает политические решения и осуществляет свою власть, являются выборы и референдумы. К ним же можно отнести собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикетирования, обращения в органы власти (петиции) и народное обсуждение важнейших вопросов.

Представительная демократия подразумевает возможность народа осуществлять свою власть через своих представителей в различных государственных органах. Особую роль среди них играет парламент высший законодательный и представительный (выборный) орган власти в стране.

 

Интернет-ресурсы: https://www.youtube.com/watch?v=NB7Ky9OXVVo&index=6&list=PL1vJNklcCwX1a5V8oU8XfJUquc7JSw9ud

 

 

8. Институты прямой демократии. Выборы и референдумы

 

К институтам прямой демократии относятся выборы и референдумы.

Выборами называют процедуру формирования государственного органа или наделения полномочиями должностного лица, осуществляемую посредством голосования лиц, обладающих избирательным правом. Путем выборов формируются парламенты, органы местного самоуправления, избираются главы государств, региональных и местных исполнительных органов власти. Порядок формирования выборных органов государства называют избирательной системой. Она включает в себя избирательное право, избирательный процесс и процедуру отзыва депутатов.

Избирательным правом называются принципы и условия участия граждан в формировании выборных органов. Избирательное право может быть активным (право избирать) и пассивным (право быть избранным). Избирательное право может быть ограничено цензами (ограничения). Цензы бывают возрастные, образовательные, национальные, расовые, имущественные, сословные и оседлости (ограничение избирательного права в зависимости от времени проживания в избирательном округе).

В демократических государствах выборы проводятся на основе так называемой «четырехчленки», характеризуемой всеобщим, прямым, равным избирательным правом при тайном голосовании (принципы избирательного права).

Всеобщее избирательное правоэто право на участие в выборах всех граждан, достигших определенного возраста (как правило, 18 лет), независимо от пола, расы, национальности и других факторов. Допускается лишь ценз оседлости. В Российской Федерации не могут участвовать в выборах лица, признанные недееспособными по решению суда, и лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Равное избирательное право означает, что каждый избиратель имеет одинаковое количество голосов и участвует в выборах на равных основаниях (упрощенно эта формула звучит так: «Один избиратель один голос»).

Прямое избирательное право означает, что каждый избиратель голосует непосредственно за избираемого кандидата. Выборы могут быть и не прямыми (косвенными), когда избиратели формируют коллегию выборщиков, а те, в свою очередь, голосуют за кандидата.

Тайное голосование означает установление такого порядка, при котором отсутствует контроль за волеизъявлением избирателей.

Избирательный процесс представляет собой порядок и основные стадии в организации выборов. Избирательный процесс включает в себя следующие основные этапы:

1) назначение выборов (как правило, главой государства);

2) организация избирательных округов с приблизительно равным числом избирателей;

3) создание избирательных комиссий, обеспечивающих подготовку и проведение выборов;

4) регистрация и составление списков избирателей;

5) выдвижение кандидатов на выборные должности и их регистрация;

6) предвыборная агитация;

7) процесс голосования по избирательным участкам;

8) подведение итогов голосования;

9) установление результатов и распределение мест в выборных органах по итогам голосования.

Распределение мандатов по итогам голосования может производиться при помощи мажоритарной, пропорциональной или смешанной систем подсчета голосов.

Мажоритарная система представляет собой такой способ определения результатов голосования, при котором для получения мандата требуется собрать установленное законом большинство голосов. Главным принципом этой системы является правило «победитель получает все». При этой системе мы голосуем за конкретного человека.

Пропорциональная избирательная системаэто способ определения результатов голосования, в основу которого положен принцип распределения мест пропорционально полученному каждой партией числу голосов.

При этой системы мы голосуем за партию.

После голосования определяется избирательная квота («избирательный метр»). Простейший способ ее определения состоит в том, что общее число поданных по округу голосов делится на количество распределяемых мандатов. Затем распределение депутатских мест между партийными списками осуществляется посредством деления полученных каждой партией голосов на квоту. Сколько раз квота уложится в количество полученных партией голосов, столько и будет у нее мандатов. При применении этого метода все места сразу не распределяются: после первой передачи мандатов нужно использовать еще один из способов распределения остатков (например, метод наибольшего остатка).

Чтобы не допустить получение мандатов «карликовыми» партиями, в некоторых странах введен так называемый процентный барьер: списки, не набравшие определенного числа голосов (как правило, 5%), отстраняются от распределения мандатов, и собранные ими голоса не учитываются при подведении итогов.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 879.