Свобода – это специфический способ человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями и интересами
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 Свобода есть там, где есть выбор. Выбор – это ядро свободы. Но только свобода выбора порождает ответственность личности за принятое решение и поступки, являющиеся его следствием. Свобода и ответственность – две стороны деятельности человека. Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу.

Ответственностьпонятие, характеризующее объективный вид взаимоотношений между личностью и обществом с точки зрения взаимных требований.

Выделяют следующие виды ответственности:

историческая, политическая, нравственная, юридическая и т. д.;

внутренняя, внешняя

индивидуальная (персональная), групповая, коллективная.

Социальная ответственность выражается в склонности человека вести себя в соответствии с интересами других людей.

По мере развития человеческой свободы ответственность усиливается. Но ее направленность постепенно смещается с коллектива (коллективная ответственность) на самого человека (индивидуальная, персональная ответственность).

Интернет-ресурсы: https://www.youtube.com/watch?v=lsfY0UQXQgU

 

 

5. Человеческая деятельность и ее многообразие

 

Все живые существа взаимодействуют с окружающей средой. Приспосабливаясь к окружающей среде, животные могут использовать природные предметы в качестве орудий и даже изготовлять их. Но только человеку присуща деятельность, под которой понимается форма активности, направленная на преобразование окружающего мира.

В структуре любой деятельности принято выделять объект, субъект, цель, средства ее достижения и результат. Объектом называется то, на что данная деятельность направлена; субъектом – тот, кто ее осуществляет. Прежде чем начать действовать, человек определяет цель деятельности, т. е. идеальный образ того результата, к которого он стремится. Затем, когда цель определена, индивид решает, какие средства ему необходимо использовать для ее достижения. Если средства выбраны правильно, то итогом деятельности будет получение именно того результата, к которому стремился субъект.

Мотив – это то, что побуждает человека начать деятельность. Основным мотивом, побуждающим человека к деятельности, является его желание удовлетворить свои потребности. Основной единицей деятельности является действие: любая деятельность предстает перед нами как цепь действий.

Различают деятельность практическую и духовную. Первая направлена на преобразование существующих в реальности объектов природы и общества. Разновидностями практической деятельности являются материально‑производственная (преобразование природы) и социально‑производственная (преобразование общества). Содержание духовной деятельности связано с изменением сознания людей. Под духовной деятельностью понимают творческий процесс производства и воспроизводства духовных ценностей (идей, знаний, представлений и т. д.), а также их сохранение, распределение, распространение и потребление. 

Духовную деятельность можно разделить на духовно‑теоретическую (производство духовных ценностей) и духовно‑практическую (сохранение, распределение, распространение и освоение созданных духовных ценностей). По другой классификации выделяется: познавательная, ценностно‑ориентировочная и прогностическая деятельность.

 

Часто для достижения поставленной цели и получения необходимого результата человеку приходится в процессе деятельности прибегать к взаимодействию с другими субъектами, общаться с ними. Общение – это процесс обмена информацией между равноправными субъектами деятельности.

Структура общения:

- субъект (инициатор общения)

- цель (ради чего общаются)

- содержание (информация, идеи, чувства)

- средства (способы передачи информации)

- получатель

Субъектами общения могут быть как отдельные люди, так и социальные группы, слои, сообщества и даже все человечество в целом. Выделяют несколько видов общения:

По субъекту общения

- общение между реальными субъектами (например, между двумя людьми);

- общение реального субъекта с иллюзорным партнером (например, человека с животным, которого он наделяет некоторыми несвойственными ему качествами);

- общение реального субъекта с воображаемым партнером (например, общение человека со своим «внутренним голосом»);

- общение воображаемых партнеров (например, литературных персонажей).

По средствам общения

Прямые и косвенные, непосредственные (руки, голос, глаза) и опосредованное (газеты, компьютер)

По целям

Деловое и личностное

По количеству участников

Межличностное, личностно-групповое, межгрупповое, одностороннее (молитва)

Время

Краткосрочное и длительное

Результат

Законченное и незаконченное

Функции общения:

- социализация

- познавательная

- психологическая (воздействует на психику)

- организационная (организовывает совместную деятельность людей)

Вопрос о соотношении деятельности и общения является дискуссионным.

Деятельность людей развертывается в сферах жизни общества, ее направленность, содержание, средства бесконечно разнообразны.

Виды деятельности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития: игра, общение, учение, труд.

Игра–это особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс–развлечение, отдых.

Характерные черты игры: происходит в условной ситуации, которая, как правило, быстро меняется; в ее процессе используются так называемые замещающие предметы; нацелена на удовлетворение интереса ее участников; способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает необходимыми навыками.

Учение–это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.

Учение может быть организованным (осуществляется в образовательных учреждениях) и неорганизованным (осуществляется в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат).

Учение может приобрести характер самообразования.

По вопросу, что такое труд, существует несколько точек зрения:

Труд– это вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата.

Характерные черты труда: целесообразность; нацеленность на достижение запрограммированных, ожидаемых результатов; наличие мастерства, умений, знаний; практическая полезность; получение результата; развитие личности; преобразование внешней среды обитания человека.

Еще одним видом деятельности является творчество.

Творчество–это вид деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 311.