- Воображение – способность создавать новые образы в сознании.
- Фантазия – характеризуется особой силой, яркостью и необычностью создаваемых представлений и образов.
- Интуиция – знание, условия получения которого не осознаются.
Деятельность является способом существования людей и характеризуется следующими чертами:
- сознательный характер – человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит ее результаты;
- продуктивный характер – направлена на получение результата (продукта);
- преобразующий характер – человек изменяет окружающий мир и самого себя;
- общественный характер – человек в процессе деятельности, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми
Виды деятельности
Основа классификации | Виды деятельности |
Субъект деятельности | -Индивидуальная -Коллективная |
Характер самой деятельности | -Репродуктивная (деятельность по образцу) -Творческая (деятельность с элементами новаторства, отхода от шаблонов и стандартов) |
Соответствие правовым нормам | -Законная -Незаконная |
Соответствие моральным нормам | -Моральная -Аморальная |
Соотношение с общественным прогрессом | -Прогрессивная -Реакционная |
Зависимость от сфер общественной жизни | -Экономическая -Социальная -Политическая -Духовная |
Интернет-ресурсы: https://www.youtube.com/watch?v=Mj7bBArkTok
6. Личность как субъект общественной жизни. Социализация личности.
Личность – это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни. (Личность – это индивид, проходящий процесс социализации).
Когда говорят о личности, прежде всего подразумевают ее социальную индивидуальность, неповторимость. Последняя формируется в процессе воспитания и деятельности человека, под влиянием конкретного общества и его культуры. Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации.
Социализацией называется усвоение опыта предшествующих поколений. От социализации следует отличать социальную адаптацию (ограниченный во времени процесс привыкания к новым условиям существования, с помощью различных социальных средств, бывает активной и пассивной), обучение (процесс приобретения индивидом новых знаний об окружающем мире), взросление (социопсихологическое становление человека в узком возрастном диапазоне от 10 до 20 лет).
Социализация начинается в детстве, продолжается в юности и в довольно зрелом возрасте. Процесс социализации проходит через несколько стадий (этапов), которые социологи называют жизненными циклами: детство, юность, зрелость и старость. По степени достижения результата различают начальную, или раннюю, социализацию, охватывающую периоды детства и юности, и продолженную, или зрелую, социализацию, охватывающую зрелость и старость. Так же социализация делят на первичную и вторичную.
Личность проявляет себя в процессе самореализации.
Самореализация – процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей, позволяющих максимально полно реализовать творческий потенциал личности.
Самореализацию можно отнести к высшим потребностям человека. Она осуществляется путем целенаправленного воздействия личности на саму себя.
Становление личности человека в процессе социализации происходит при помощи так называемых агентов и институтов социализации.
Под агентами (институтами) социализации понимаются конкретные люди или организации, ответственные за обучение других людей культурным нормам и оказание им помощи в освоении различных социальных ролей. Различают агентов первичной социализации (родители, братья, сестры, близкие и дальние родственники, друзья, учителя, школа, вуз и т. д.) и агентов вторичной социализации (должностные лица вуза, предприятия, сотрудники телевидения, сми, армия, церковь и т. д.). Агенты первичной социализации составляют ближайшее окружение человека и играют важнейшую роль в процессе формирования его личности, агенты вторичной социализации оказывают менее важное влияние.
Агенты и институты социализации выполняют две основные функции:
1) обучают людей принятым в обществе культурным нормам и образцам поведения;
2) осуществляют социальный контроль за тем, насколько правильно эти нормы и образцы поведения усвоены личностью.
В период вторичной социализации личность может быть субъектом процессов десоциализации и ресоциализации.
Десоциализация представляет собой утрату или сознательный отказ от усвоенных ценностей, норм поведения, социальных ролей, привычного образа жизни.Ресоциализацией называется противоположный процесс восстановления утраченных ценностей и социальных ролей, переобучение, возвращение индивида к нормальному (старому) образу жизни. Если процесс десоциализации носит негативный характер и является достаточно глубоким, он может разрушить основы личности, восстановить которые будет невозможно даже с помощью позитивной ресоциализации.
Интернет-ресурсы: https://www.youtube.com/watch?v=Lthy2Twxgy0
7. Духовный мир человека
Духовный мир личности (микрокосм человека) – целостное и в то же время противоречивое явление. Это сложная система, элементами которой являются:
– духовные потребности
– знания
– убеждения
– чувства и эмоции
– ценности, лежащие в основе отношения человека к миру и самому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы.
Ценности представляют собой предмет устремлений человека, являются важнейшим моментом смысла его жизни. Различают социальные ценности – общественные идеалы, выступающие как эталон должного в различных сферах общественной жизни, и личностные ценности – идеалы отдельной личности, служащие одним из источников мотивации ее поведения. Ценности носят исторический характер, они меняются с изменением содержания и форм жизни. Общечеловеческие ценности отражают духовный опыт всего человечества и создают условия для реализации общечеловеческих интересов. Важным элементом духовного мира человека является его мировоззрение, под которым понимают совокупность обобщенных взглядов на объективную реальность и место человека в ней. Субъектами (носителями) того или иного мировоззрения выступают отдельные люди, группы людей и общество в целом.
Характер мировоззрения определяется уровнем исторического развития общества, состоянием его культуры, поэтому мировоззрение средневекового человека так отличается от современного. Однако мировоззрение людей, даже живущих в одном и том же обществе, различно. Это зависит и от их личных качеств, и от условий формирования мировоззрения, и от принадлежности к различным социальным группам.
Пути формирования мировоззрения – стихийный (на основе обыденного опыта, под влиянием жизненных условий) и осознанный (посредством целенаправленной теоретической разработки фундаментальных принципов, идей, идеалов).
Структура мировоззрения : знания; духовные ценности; принципы; идеалы; убеждения; идеи.
Элементы мировоззрения:
- мироощущение (чувства, настроение)
- мировосприятие (наглядное представление)
- миропонимание (познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения)
Выделяют несколько типов мировоззрения:
по историческому развитию | 1) обыденное (или житейское), которое опирается на личный опыт и формируется под влиянием жизненных обстоятельств; 2) религиозное, в основе которого лежат религиозные взгляды, представления и убеждения человека; 3) научное, которое опирается на достижения современной науки и отражает научную картину мира, результаты современного научного познания; 4) гуманистическое, объединяющее лучшие стороны научного мировоззрения с представлениями о социальной справедливости, экологической безопасности и нравственном идеале. |
по отношению к прогрессу | прогрессивное, регрессивное |
оценка исторического развития | оптимистическое, пессимистическое |
Можно выделить следующие особенности мировоззрения:
1. Оно всегда исторично.
2. В мировоззрении могут проявляться догматизм (косность, неподвижность мышления), скептицизм (сомнение в познавательной способности мышления), разумный критицизм.
3. Мировоззрение всегда связано с убеждением – устойчивым взглядом на мир, идеалами и принципами, стремлением воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.
Носители мировоззрения:
- отдельная личность
- социальная группа
- общество
- человечество в разную эпоху
Интернет-ресурсы: https://www.youtube.com/watch?v=VTEBc29JHzE
8. Сознательное и бессознательное.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 366.