– признание межнациональных проблем и решение их методами национальной политики.
– осознание всеми людьми неприемлемости насилия.
– использование экономических рычагов для нормализации ситуации.
– создание в регионах со смешанным национальным составом населения культурной инфраструктуры – национальные общества и центры, школы с национально-культурным аспектом.
– организация эффективно действующих международных комиссий, советов, других структур для мирного разрешения национальных споров.
Интернет-ресурсы: https://www.youtube.com/watch?v=BmjNDy7T3Ic
9. Семья как социальный институт и малая группа. Правовые основы семьи и брака
Семья представляет собой сложное социальное образование. Семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества.
Семья является одновременно и социальным институтом, и малой группой. Как социальный институт семья удовлетворяет важнейшую потребность людей в воспроизведении рода, как малая группа – играет огромную роль в воспитании и становлении личности, ее социализации.
В зависимости от характера супружества, особенностей родства выделяют следующие типы семей:
1) моногамное супружество и полигамию. Моногамное супружество представляет собой брак одного мужчины с одной женщиной. Полигамия – брак нескольких супругов. Полигамия бывает двух видов: полигиния – брак одного мужчины с несколькими женщинами и полиандрия – брак одной женщины с несколькими мужчинами;
2) патрилинеальные и матрилинеальные семьи. В патрилинеальных семьях наследование фамилии, имущества и социального положения ведется по отцу, а в матрилинеальных – по матери;
3) патриархальные и матриархальные семьи. В патриархальных семьях главой является отец в матриархальных – наивысшим авторитетом пользуется мать;
4) гомогенные и гетерогенные семьи. В гомогенных семьях супруги являются выходцами из одной социальной страты, в гетерогенных они происходят из разных социальных групп, каст, классов;
5) бездетная, малодетные (1-2 ребенка), многодетные семьи (3 и более детей).
Самыми распространенными в современных городах являются так называемые нуклеарные семьи, состоящие из родителей и их детей, т. е. из двух поколений. Если вместе проживают несколько поколений, то семью называют расширенной.
Выделяют патриархальную и партнерскую семью. В первой, вместе живут несколько поколений, ведущих общее хозяйство. Глава семьи – отец. Во второй, все вопросы решаются совместно, оба супруга делят между собой обязанности.
Семья выполняет целый ряд функций, среди которых главными являются репродуктивная, воспитательная, хозяйственно‑экономическая и рекреационная (снятие стрессовых ситуаций). Ученые‑социологи различают специфические и неспецифические функции семьи. Специфические функции вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления. К ним относят рождение, содержание и социализацию детей. Неспецифическими называют те функции, выполнять которые семья оказывается принужденной в определенных исторических обстоятельствах. Эти функции связаны с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления и т. п.
С институтом семьи тесно связан другой общественный институт – институт брака. Как правило, именно брачная пара составляет основу семьи. Под браком в социологии понимают санкционированную обществом, социально и личностно целесообразную, устойчивую форму половых отношений. В юридическом смысле брак представляет собой юридически оформленный добровольный и свободный союз женщины и мужчины, направленный на создание семьи и порождающий взаимные личные, а также имущественные права и обязанности супругов.
Брачно‑семейные отношения в Российской Федерации регулируются семейным правом. Основным источником семейного права является Семейный кодекс РФ.
Виды брака:
1) юридический (гражданский) – зарегистрированный брак
2) фактический (сожительство) – незарегистрированный брак
3) церковный – освещенный церковью, но не влекущий за собой юридических последствий.
В соответствии с законодательством о семье в Российской Федерации признается только светский брак, т. е. брак юридически оформленный, заключенный и зарегистрированный в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС).
Брак может быть заключен только при соблюдении брачующимися ряда условий, установленных законом. Различают две группы таких условий. К первой группе относят позитивные условия, наличие которых обязательно для заключения брака:
1) взаимное добровольное согласие вступающих в брак;
2) достижение брачного возраста, т. е. 18 лет; при наличии уважительных причин брачный возраст может быть снижен до 16 лет. Семейный кодекс предусматривает возможность вступления в брак и в более раннем возрасте. Это допускается в виде исключения с учетом особых обстоятельств, если законами субъектов РФ установлены порядок и условия заключения таких браков. Вторую группу составляют негативные условия, т. е. обстоятельства, препятствующие заключению брака. К негативным относят следующие условия:
1) состояние в другом зарегистрированном браке хотя бы одного из лиц, вступающих в брак;
2) наличие близкого родства между лицами, вступающими в брак. Близкими родственниками признаются: родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители и дети, дедушка, бабушка и внуки), а также родные братья и сестры, причем это родство может быть как полным, так и неполным (когда сестра и брат имеют только общую мать или отца);
3) наличие отношений усыновления или удочерения между лицами, желающими вступить в брак;
4) признание судом недееспособности хотя бы одного из брачующихся вследствие психического расстройства.
Для заключения брака лицами, вступающими в брак, подается совместное письменное заявление. Заключение брака производится по истечении месяца со дня подачи заявления. Однако законом предусмотрено, что при наличии уважительных причин месячный срок может быть сокращен или увеличен, а при наличии особых обстоятельств (беременность, рождение ребенка, непосредственная угроза жизни одной из сторон) брак может быть заключен в день подачи заявления.
Семейное законодательство устанавливает ряд оснований, при наличии которых брак может быть признан недействительным. К их числу относятся:
1) несоблюдение лицами, вступившими в брак, установленных законом условий его заключения;
2) сокрытие лицом, вступающим в брак, наличия венерической болезни или ВИЧ‑инфекции;
3) заключение фиктивного брака, т. е. такого брака, в который супруги или один из них вступили без намерения создать семью.
От оснований признания брака недействительным следует отличать основания прекращения брака. Последними, согласно Семейному кодексу РФ, являются смерть или объявление одного из супругов умершим, а также расторжение брака в установленном законом порядке. Расторжение брака производится в органах записи актов гражданского состояния или в судебном порядке.
В органах записи актов гражданского состояния расторжение брака производится в следующих случаях:
1) при взаимном согласии на расторжение брака супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей;
2) по заявлению одного из супругов, если другой супруг признан судом безвестно отсутствующим, недееспособным или осужденным за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет. Расторжение брака в этих случаях производится независимо от наличия у супругов общих несовершеннолетних детей.
В судебном порядке расторжение брака производится в следующих случаях:
1) при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей, за исключением отмеченных выше случаев;
2) при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака;
3) если один из супругов уклоняется от расторжения брака в органах загса, хотя и не возражает против такого расторжения (например, отказывается подать соответствующее заявление и т. п.).
Законом установлен ряд ограничений прав мужа на предъявление требований о расторжении брака (в частности, он не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка).
Расторжение брака производится в случае, если судом будет установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи невозможны. При этом суд вправе принимать меры по примирению супругов. Для такого примирения судом назначается срок в пределах 3 месяцев, и разбирательство дела на это время откладывается. Если меры по примирению супругов оказались безрезультатными и супруги (или один из них) настаивают на расторжении брака, то суд принимает решение о расторжении брака. При наличии взаимного согласия на расторжение брака супругов, имеющих общих несовершеннолетних детей, суд расторгает брак без выяснения мотивов развода.
При рассмотрении дола о расторжении брака суд решает вопросы о том, с кем из родителей после развода будут проживать несовершеннолетние дети, с кого из родителей и в каких размерах взыскивать алименты на детей, а также о разделе имущества, находящегося в общей собственности супругов. По всем этим вопросам супруги могут сами заключить соглашение и представить его на рассмотрение суда.
Расторжение брака судом производится по истечении месяца со дня подачи супругами заявления о расторжении брака.
Брак считается прекращенным:
а) в случае его расторжения в органах загса – со дня государственной регистрации расторжения брака в книге регистрации актов гражданского состояния;
б) в случае расторжения брака в судебном порядке – в день вступления решения суда в законную силу (однако и в этом случае государственная регистрация расторжения брака необходима).
Супруги не вправе вступать в новый брак до получения свидетельства о расторжении брака в органе записи актов гражданского состояния.
Интернет-ресурсы: https://www.youtube.com/watch?v=tnHnRoITNoY
10. Социальный конфликт и пути его разрешения
Социальная неоднородность общества, различия в уровне доходов приводят к обострению общественных противоречий и конфликтам. Конфликты представляют собой особый тип социального взаимодействия, субъектами которого являются общности, организации и отдельные личности с реально или предположительно несовместимыми целями.
Существуют различные теории относительно причин и сущности конфликтов, возникающих в обществе.
Основателем конфликтологической традиции в социологии принято считать Герберта Спенсера. Спенсер полагал, что конфликты в обществе представляют собой проявление процесса естественного отбора и всеобщей борьбы за выживание. Конкурентная борьба и неравенство ведут к отбору сильнейших, обрекая на гибель более слабых.
Большое внимание теории социального конфликта уделил в своих исследованиях немецкий социолог Георг Зиммель. Он доказывал тезис о том, что конфликты в обществе неизбежны, так как они предопределены: биологической природой человека; социальной структурой общества. Зиммель считал, что частые и не слишком длительные конфликты даже полезны, поскольку помогают различным социальным группам и отдельным членам общества избавиться от враждебности друг к другу.
Современные западные социологи объясняют природу социальных конфликтов социально‑психологическими факторами. Они полагают, что присущее обществу неравенство порождает стабильную психологическую неудовлетворенность его членов.
Участники конфликта называются субъектами конфликта:
– оппоненты – противоборствующие стороны (у каждого оппонента в конфликте есть свой ранг. Ранг – сила оппонента в конфликте).
– свидетели – это люди, наблюдающие за конфликтом со стороны;
– подстрекатели – это те, кто подталкивает других участников к конфликту;
– пособники – это люди, содействующие развитию конфликта советами, технической помощью или иными способами;
– посредники – это люди, которые своими действиями пытаются предотвратить, остановить или разрешить конфликт.
Не все участники конфликта обязательно находятся в непосредственном противоборстве друг с другом.
Вопрос или благо, из-за которых разгорается конфликт – это предмет конфликта. Причина и повод для конфликта отличаются от его предмета.
Причина конфликта – объективные обстоятельства, которые предопределяют появление конфликта. Причина конфликта связана с потребностями конфликтующих сторон.
Повод (инцидент) для конфликта – незначительное происшествие, которое способствует возникновению конфликта, но сам конфликт может не развиться. Повод бывает как случайным, так и специально созданным (провокация).
Социальный конфликт проходит три основные стадии:
1. Предконфликтная – конфликтная ситуация. Стороны осознают существующее эмоциональное напряжение, стремятся преодолеть его, осознать причины конфликта, оценивают свои возможности; выбор способа воздействия на противника.
2. Непосредственно конфликт – недоверие и отсутствие уважения к противнику; согласие невозможно. Этапы: наличие инцидента (или повода), конфликтные действия. Все они могут быть разделены на основные и вспомогательные. К основным социологи относят те, которые непосредственно направлены на предмет конфликта. Вспомогательные действия обеспечивают выполнение основных. Также все конфликтные действия подразделяют на наступательные и оборонительные. Наступательные состоят в нападении на противника, захвате его собственности и т. п. Оборонительные – в удержании спорного объекта за собой либо в его защите от уничтожения.
Если ни одна из сторон не пытается пойти на уступки и уклониться от конфликта, то последний переходит в острую стадию. Он может закончиться сразу после обмена конфликтными действиями, но может длиться и достаточно долго, изменяя форму (война, перемирие, опять война и т. д.) и разрастаясь. Разрастание конфликта называется эскалацией. Эскалация конфликта, как правило, сопровождается увеличением числа его участников.
3. Разрешение конфликта – завершение инцидента, устранение причин конфликта.
Специалисты выделяют следующие способы решения социальных конфликтов:
– компромисс (лат. compromissum) – решение проблемы через взаимные уступки сторон;
– переговоры – мирная беседа обеих сторон по решению проблемы;
– посредничество – использование третьей стороны в заочном решении проблемы;
– арбитраж – обращение к наделенному специальными полномочиями органу власти за помощью в решении проблемы;
– применение силы, власти, закона – одностороннее использование власти или силы.
Самым оптимальным разрешением конфликта социологи считают достижение консенсуса. Консенсус – это согласие значимого большинства представителей некоторого сообщества.
Виды социальных конфликтов
– По длительности – долгосрочные; краткосрочные; разовые; затяжные; повторяющиеся.
– По объему – глобальные; национальные; локальные; региональные; групповые; личные.
– По источнику возникновения – объективные; субъективные; ложные.
– По используемым средствам – насильственные; ненасильственные.
– По форме – внутренние; внешние.
– По влиянию на ход развития общества – прогрессивные; регрессивные.
– По характеру развития – преднамеренные; спонтанные.
– По сферам общественной жизни – экономические (производственные); политические; этнические; семейно-бытовые.
– По типу отношений – внутри- и межсистемный (индивидуально-психологический) уровни; внутри- и межгрупповой (социально-психологический) уровни; внутринациональный и международный (социальный) уровни.
Интернет-ресурсы: https://www.youtube.com/watch?v=zWmRL4D-sMU
11. Социальное законодательство, социальная политика
Под социальной политикой понимают часть внутренней политики государства, воплощенной в социальных программах. Социальная политика производна от экономики, но не второстепенна: она играет большую роль в развитии материальной и духовной культуры общества. Государство, в котором социально ориентированная политика является основным направлением деятельности, называют социальным государством.
Идея социальной государственности получила широкое признание в мире во второй половине XX в.
В дальнейшем идея социального государства получила воплощение в практике и конституциях многих современных государств (ФРГ, Италии, Швеции, Японии и др.)
Сегодня социальным признается такое государство, политика которого направлена на создание своим гражданам условий для реализации социально‑экономических и культурных прав человека (права на труд и равное вознаграждение за труд равной ценности, права на социальное обеспечение, права на образование, права на участие в культурной жизни и др.). Одной из важнейших целей деятельности социального государства является сглаживание в обществе социальных противоречий и создание в идеале социального равенства.
К основным условиям существования социального государства относят:
1) демократический режим и правовой характер государства;
2) наличие гражданского общества, в руках которого государство выступает инструментом проведения социально ориентированной политики;
3) высокий уровень экономического развития государства, социальная ориентация его экономики;
4) наличие развитого социального законодательства, закрепление понятия «социальное государство» в конституции страны.
Ст. 7 Конституции Российской Федерации гласит: «1. Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Интернет-ресурсы: https://www.youtube.com/watch?v=dRu41lZbi98
Вопросы и задания к разделу «Социальные отношения»
Задание 1
К высшему среднему классу социологи относят...
Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) крупных бизнесменов
2) известных учёных
3) топ-менеджеров
4) политическую элиту страны
5) высококвалифицированных рабочих
Задание 2
Напишите пропущенное слово.
Ситуация, при которой одна социальная система не может совершить необходимые для неё действия, если другая система не совершит других действий – социальная __________.
Запишите ответ:
__________________________________________
ПОЛИТИКА
1. Политика, ее роль в жизни общества. Политическая система общества
Слово «политика» произошло от греческого слова Politika, что означает в переводе «государственные дела», «искусство управления государством».
Политическая надстройка существовала не всегда. Важнейшей предпосылкой политики стало появление политической и государственной власти. Первобытные же общества были неполитическими.
Политика – это отношения между государствами, классами, социальными группами, нациями, возникающие по поводу захвата, осуществления и удержания политической власти, а также отношения между государствами на международной арене.
Функции политической системы общества разнообразны:
– определение целей, задач, путей развитии общества;
– организация деятельности общества по достижению поставленных целей;
– распределение материальных и духовных ресурсов;
– согласование разнообразных интересов субъектов политического процесса;
– разработка и внедрение в общество различных норм поведения;
– обеспечение стабильности и безопасности общества;
– политическая социализация личности;
– контроль за выполнением политических и иных норм поведения.
Политическая наука выделяет четыре основных элемента политической системы, называемых также подсистемами:
– институциональную;
– коммуникативную;
– нормативную;
– культурно‑идеологическую;
– функциональную
К институциональной подсистеме относятся политические организации (институты), среди которых особое место занимает государство. Из негосударственных организаций большую роль в политической жизни общества играют политические партии и общественно‑политические движения.
Все политические институты можно условно разделить на три группы. К первой группе – собственно‑политическим – относятся организации, непосредственной целью существования которых является осуществление власти или воздействие на нее (государство, политические партии и общественно‑политические движения).
Ко второй группе – несобственно‑политическим – относятся организации, осуществляющие свою деятельность в экономической, социальной, культурной сферах жизни общества (профсоюзы, религиозные и кооперативные организации и т. п.). Они не ставят перед собой самостоятельных политических задач, не участвуют в борьбе за власть. Но их цели не могут быть достигнуты вне политической системы.
Наконец, к третьей группе относятся организации, имеющие в своей деятельности лишь незначительный политический аспект. Они возникают и функционируют для реализации личных интересов и склонностей какого‑либо слоя людей (клубы по интересам, спортивные общества). Политический оттенок они приобретают как объекты воздействия со стороны государства и других собственно‑политических институтов. Сами же они не являются активными субъектами политических отношений.
Коммуникативная подсистема политической‑системы общества – это совокупность отношений, складывающихся между классами, социальными группами, нациями, индивидуумами по поводу их участия в осуществлении власти, выработке и осуществлении политики. Политические отношения являются результатом многочисленных и разнообразных связей субъектов политики в процессе политической деятельности.
Выделяют первичные и вторичные (производные) политические отношения. К первым относятся различные формы взаимодействия между социальными группами (классами, нациями, сословиями и др.), а также внутри них, ко вторым – отношения между государствами, партиями, другими политическими институтами, отражающими в своей деятельности интересы определенных социальных слоев или всего общества.
Политические отношения строятся на основе определенных правил (норм). Политические нормы и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества, составляют нормативную подсистему политической системы общества. Наиболее важную роль играют в ней правовые нормы (конституции, законы, другие нормативно‑правовые акты).
Культурно‑идеологическая подсистема политической системы представляет собой совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений, чувств участников политической жизни. Политическое сознание субъектов политического процесса функционирует на двух уровнях – теоретическом (политическая идеология) и эмпирическом (политическая психология). К формам проявления политической идеологии относятся взгляды, лозунги, идеи, концепции, теории, а к политической психологии – чувства, эмоции, настроения, предрассудки, традиции. В политической жизни общества они равноправны.
В идеологической подсистеме особое место занимает политическая культура, понимаемая как комплекс типичных для данного общества, укоренившихся образцов (стереотипов) поведения, ценностных ориентаций, политических представлений. Политическая культура – это передаваемый из поколения в поколение опыт политической деятельности.
Функциональная подсистема включает в себя политическую практику, формы, методы и направления политической деятельности.
Интернет-ресурсы: https://www.youtube.com/watch?v=ozGG8seJeus
2. Власть, ее происхождение и виды
Существует множество определений понятия власть. Среди них выделяют три наиболее важных.
Власть появляется одновременно с человеческим обществом, которое не может обойтись без нее, так как безвластие означает хаос, распад, бесцельность существования.
Любая власть предполагает неравенство в отношениях между властвующими (субъектами власти) и подвластными (объектами власти). С этим связана возможность злоупотребления властью и использования ее во вред подвластным.
Можно выделить следующие компоненты власти.
Существует множество классификаций (типологий) власти.
Одной из важнейших в жизнедеятельности человеческого общества является политическая власть.
Политическая власть – это способность и возможность навязывать свою волю, управлять людьми и воздействовать на их поведение.
Политическая власть имеет ряд признаков, отличающих ее от других видов власти.
Политическая власть имеет множество разновидностей.
Политическая власть обладает свойствами обязательности и принудительности для всех членов общества, правом узаконенного применения силы по отношению к ним. Политическая власть подразделяется на государственную и общественную. Государственной называется политическая власть, осуществляемая посредством специального аппарата (государства). Общественная власть формируется партийными структурами, общественными организациями, средствами массовой информации, общественным мнением и т. Д.
Источники (или ресурсы) власти – реальные и потенциальные средства, которые используются для укрепления власти. Широко распространена классификация ресурсов власти на экономические, социальные, культурно‑информационные и силовые К экономическим ресурсам относят материальные ценности в самом широком смысле, к социальным – систему различных привилегий и льгот, престижные и высокооплачиваемые должности и т. Д., к культурно‑информационным – знания и информацию, к силовым – институты физического принуждения (армия, полиция и т. П.). Однако эффективность власти во многом зависит и от ее легитимности (от лат. Legitimus – законный). Власть признается легитимной, если она не навязывается силой, а принимается массами и опирается на их добровольное согласие подчиняться ее велениям. Легитимная власть воспринимается населением как правомерная и справедливая. Термин «легитимность» был введен в научный оборот известным немецким социологом М. Вебером. Вебер выделял три типа легитимной власти.
Традиционная власть обусловлена традициями, обычаями, привычкой. Этот тип опирается на веру не только в законность, но и в святость издревле существующих порядков.
Легальная (или рационально‑легальная) власть основывается на признании добровольно установленных юридических норм, регулирующих отношения власти. В наиболее полном виде легальная власть воплощена в правовом государстве.
Харизматическая власть (от греч. Charisma – божественный дар) опирается на авторитет лидера, которому приписываются исключительные черты. Харизма рассматривается как качество и способность, дарованные Богом, природой, судьбой. Харизматический лидер руководствуется в своей деятельности не действующими юридическими нормами, а собственным вдохновением. Харизматические лидеры приходят к власти, как правило, в условиях социально‑политического кризиса. После общественной стабилизации харизматическая власть трансформируется в традиционную или легальную.
Легитимность следует отличать от легальности (законности), которая понимается как формальное, правовое закрепление власти в соответствующих государственных актах. Получить юридическую законность (легальность) для тех, кто взял в свои руки власть, несложно. Легальность может быть присуща и нелегитимной власти.
Исследователи выделяют следующие функции политической власти : формирование политической системы общества, организация его политической жизни, политических отношений; управление делами общества и государства на разных уровнях, руководство органами власти и политическими и неполитическими процессами, контроль политических и иных отношений; создание определенного, характерного для того или иного общества типа правления, политической системы, соответствующих ей политических отношений и других политических характеристик общества.
Интернет-ресурсы: https://www.youtube.com/watch?v=ef01RDPtsH8
https://www.youtube.com/watch?v=Z6jIFJUc3ps&list=PL3PAyae9fY9jPCzpmWtzCfp4FVGLJswBm
3. Государство, его признаки и функции
В современной юридической науке наиболее распространенным определением государства является следующее: государство – это особая организация власти и управления, располагающая специальным аппаратом принуждения и способная придавать своим велениям обязательную силу для населения всей страны.
Любое государство характеризуется целым рядом признаков. Часть из них отличает государства от организации власти в первобытном обществе. К ним относятся следующие признаки.
1. Наличие особой публичной власти, отделенной от общества и не совпадающей с ним.
2. Государственная власть осуществляется особым слоем людей (бюрократией), профессионально занятых управлением.
3. Территориальная организация власти и населения. Население, проживающее на территории того или иного государства, разделяется по административно‑территориальным единицам, по которым и осуществляется управление обществом.
4. Налоги (займы). Ни одно государство не может существовать без сбора общеобязательных платежей (налогов). Их уплачивают физические лица и организации, имеющие доходы, получаемые на территории государства. Налоги необходимы государству для содержания своего аппарата и осуществления государственных функций.
Вторая группа признаков отличает государство от иных политических организаций современного общества (политических партий, профсоюзов и др.).
1. Суверенитет – полновластие государства внутри страны и его независимость на международной арене. Таким образом, суверенитет характеризуется двумя сторонами – верховенством и независимостью. Верховенство означает способность государства самостоятельно решать важнейшие вопросы жизни общества, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок. Независимость характеризует самостоятельность государства во взаимоотношениях с другими странами.
Иногда суверенитет того или иного государства является ограниченным. Ограничение суверенитета может быть принудительным и добровольным. Принудительное ограничение суверенитета может иметь место, например, по отношению к побежденному в войне государству со стороны государств‑победителей. Добровольное ограничение суверенитета может допускаться самим государством по взаимной договоренности с другими государствами.
2. Монополия на правотворчество, подразумевающая исключительное право государства издавать законы и иные нормативные акты, обязательные для населения всей страны.
Функциями государства называются основные, социально значимые направления его деятельности.
По объекту воздействия функции государства могут быть разделены на внутренние и внешние. Внутренние функции – это основные направления деятельности государства внутри страны. К внутренним функциям государства относятся:
– функция охраны законности и правопорядка, прав и свобод граждан государства;
– политическая функция (обеспечение государственного суверенитета);
– экономическая функция (выработка экономической политики, формирование государственного бюджета, установление системы налогообложения, ценовой политики);
– социальная функция (создание системы социальной защиты населения, систем здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения) и другие.
Внешние функции – это основные направления деятельности государства, проявляющиеся вне государства и общества, во взаимоотношениях с другими организациями или государствами.
К внешним функциям относятся:
– защита страны от внешней угрозы (строительство вооруженных сил, ведение оборонительных войн, создание и деятельность контрразведки, пограничных войск и т. Д.):
– взаимодействие с другими государствами и международными организациями (экономическое сотрудничество, участие в работе различных международных организаций, в военно‑политических блоках и союзах и т. Д.).
Другим основанием для классификации функций государства является характер государственного воздействия на общественные отношения. В соответствии с ним все функции могут быть разделены на охранительные и регулятивные.
Охранительные функции – это деятельность государства, направленная на обеспечение охраны всех существующих общественных отношений (охрана прав и свобод граждан, экологическая функция, защита государства от внешней угрозы).
Регулятивные функции – это деятельность государства, направленная на развитие существующих общественных отношений (реформирование сфер общественной жизни).
Еще одним основанием классификации функций государства служит продолжительность их осуществления. В соответствии с этим функции могут быть постоянными и временными. Первые выполняются государством в течение длительного времени. Вторые обусловлены конкретным периодом, например, введение режима чрезвычайной ситуации.
И наконец, по важности в общественной жизни функции делятся на основные и неосновные (подфункции). К последним относится, например, организация опрос общественного мнения.
Формы осуществления функций государства – однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.
Государство является главным управляющим центром политической системы общества.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 284.