Смешанная система, когда половина депутатов в парламент избирается по мажоритарной системе, а вторая половина по пропорциональной
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В большинстве стран в конституциях отсутствует положение о праве избирателей на отзыв депутатов до истечения срока их полномочий. В этих странах выборы основаны на принципе свободного мандата, т. Е. независимости депутата от избирателей.

Еще одним институтом прямой демократии является референдум всенародное голосование по законопроектам, действующим законам либо иным вопросам государственного значения.

Инициатива референдума может исходить от главы государства, всего парламента или группы его депутатов, от определенного числа граждан или органов местного самоуправления. На референдум обычно выносятся вопросы, предполагающие однозначно положительный («да») или однозначно отрицательный («нет») ответы. Ряд вопросов выносить на референдум не разрешается. Так, например, в Российской Федерации к таковым относятся вопросы об изменении статуса субъекта РФ, о досрочном прекращении или продлении полномочий высших органов государственной власти, о государственном бюджете, налогах, амнистии и помиловании. Как и на выборах, для проведения референдума образуются специальные комиссии, ведется агитационная работа.

В последнее время значение референдумов снижается. Это связано как со сложностью самой политической системы и неспособностью граждан в ней разобраться, так и с влиянием СМИ на выбор граждан, чем могут воспользоваться даже экстремистские элементы.

 

Интернет-ресурсы: https://www.youtube.com/watch?v=LiBWGgzXbxM&index=1&list=PL1vJNklcCwX1a5V8oU8XfJUquc7JSw9ud

https://www.youtube.com/watch?v=Xy04Ka6ZD5A

 

 

9. Государственный аппарат

 

Механизм (аппарат) государстваэто система государственных органов, при помощи которых осуществляются задачи и функции государства.

Государственные органы – составные части аппарата государства (физические лица или организации), наделенные государственно-властными полномочиями и участвующие в осуществлении функций государства.

Государственный аппарат состоит из следующих структурных элементов:

– Служащие, профессионально занимающиеся управлением и получающие за это материальное вознаграждение.

– Система государственных органов и учреждений, которые правомочны совершать действия, направленные на урегулирование всех сфер общественной жизни.

– Материальные средства, которые необходимы для функционирования первых двух элементов.

Многообразие функций государства, форм и методов их реализации обусловливает наличие достаточно развитой системы государственных органов. В их числе в современном демократическом государстве выделяют: главу государства; органы законодательной власти; органы исполнительной власти; органы судебной власти; органы государственного принуждения (органы внутренних дел, государственной безопасности, прокуратура, исправительные учреждения); вооруженные силы.

 

 

 

 

Государственный аппарат осуществляет свою деятельность в двух формах: организационной – направлена на внедрение в деятельность органов государства научных и эффективных методов организации труда, выработку и реализацию рекомендаций по ее совершенствованию и т. п. и правовой – носит властный характер, реализуется в общеобязательных предписаниях, адресованных соответствующим субъектам. Таким образом, государственный аппарат – это воплощение, выражение государственной власти, олицетворение ее.

В соответствии с принципом разделения властей государственные органы делятся на законодательные, исполнительные и судебные.

Сам принцип разделения властей имеет давнюю историю. В наиболее полном виде ее сформулировал французский просветитель Ш. Л. Монтескье.

 

 

 

Ведущее место в системе разделения властей занимает законодательная ветвь власти. Законодательная власть это делегированная народом своим представителям государственная власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также наблюдения и контроля за исполнительной властью, главным образом в финансовой сфере.

В различных государствах законодательные органы называют по‑разному: в Российской Федерации – Федеральное Собрание, в США – конгресс, в Великобритании – парламент, во Франции – Национальное собрание. Исторически первым законодательным органом являлся английский парламент (от франц. Parler говорить), поэтому часто законодательный орган называют парламентом.

Парламенты могут быть одно– и двухпалатными. Как правило, двухпалатные парламенты существуют в федеративных государствах. При этом верхняя палата отражает интересы субъектов федерации.

Исполнительная властьэто вторичная, подзаконная ветвь государственной власти, деятельность которой направлена на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной, власти.

Исполнительная власть реализуется через систему исполнительных органов, исполнительная власть реализуется государством через президента и правительство, их органы на местах.

Особое место в системе разделения властей занимает судебная власть, осуществляемая путем гласного, состязательного рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве. Монополию на осуществление судебной власти имеют суды.

Суд характеризуется судоустройством и судопроизводством. Под судоустройством понимается совокупность норм, устанавливающих задачи и принципы организации, структуру судов.

В составе суда, как правило, взаимодействуют две коллегии: профессиональный судья (судьи) и народные представители. В зависимости от роли коллегии народных представителей в суде различают два типа судов – суд с участием присяжных заседателей (суд присяжных) и суд шеффенов. В состав суда присяжных входят один или несколько постоянных судей и присяжные заседатели (как правило, двенадцать). Функции судьи и присяжных в ходе процесса строго разграничены. Присяжные выносят вердикт о виновности или невиновности подсудимого, а судья на основании этого вердикта формулирует приговор, на вынесение которого присяжные не могут оказать влияния. Суд шеффенов состоит из одной коллегии, в которую входят судья (судьи) и заседатели (шеффены). Вынесение приговора производится ими совместно.

Особой разновидностью судов являются конституционные суды, в компетенцию которых входит осуществление конституционного надзора, т. Е. проверка соответствия законов и иных нормативных актов конституции. Объектами конституционного надзора могут быть обычные законы, поправки к конституции, международные договоры. В федеративных государствах конституционные суды рассматривают также споры о разграничении полномочий между федерацией и ее субъектами.

Все суды в соответствии с правовой сферой, на которую распространяются их полномочия, подразделяют на суды общей, специальной и административной юрисдикции.

Суды общей юрисдикции (общегражданские суды) рассматривают гражданские, трудовые и имущественные споры, дела об административных правонарушениях и уголовные дела.

Суды специальной юрисдикции (специализированные суды) рассматривают дела, судопроизводство по которым имеет определенную специфику (например, арбитражный суд).

Суды административной юрисдикции в основном рассматривают жалобы граждан на превышение государственными служащими своих полномочий, а также споры служащих с администрацией (в РФ таких судов пока нет).

 

Интернет-ресурсы: https://www.youtube.com/watch?v=JAKUMoaccXg&index=14&list=PL1vJNklcCwX1a5V8oU8XfJUquc7JSw9ud

 

10. Законодательная власть РФ

Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является важнейшим принципом функционирования РФ как правового государства. Разделение властей означает, что законодательную деятельность, принятие законов осуществляет представительный законодательный орган; исполнение законов, исполнительно-распорядительная деятельность возлагается на органы исполнительной власти; судебная власть осуществляется независимыми судебными органами.

Законодательная, исполнительная, судебная власти самостоятельны, относительно независимы друг от друга (но только относительно, поскольку между ними существуют взаимосвязь и взаимодействие).

Конкретно разделение властей проявляется в распределении, разграничении компетенции между органами, относящимися к этим трем ветвям государственной власти, их самостоятельности, во взаимном контроле.


Особую роль в системе российской власти Конституция РФ отводит Федеральному Собранию.

Федеральное Собрание – это избираемый двухпалатный парламент России, ее постоянно действующий представительный и законодательный орган. Его особое положение обусловлено тем, что это общенациональный представительный орган, формируемый преимущественно на основе всеобщих и свободных выборов.

Российский парламент – Федеральное Собрание – состоит из двух палат – Государственной Думы и Совета Федерации.

 

 

Интернет-ресурсы: https://www.youtube.com/watch?v=y9NCDz-mVjc

https://www.youtube.com/watch?v=JAKUMoaccXg&list=PL1vJNklcCwX1a5V8oU8XfJUquc7JSw9ud&index=14

 

 

11. Исполнительная власть в Российской Федерации

 

Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ.

Правительство РФ – это высший исполнительный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти на всей территории России.

Правительство обеспечивает согласованное действие всех структур исполнительной власти. Оно осуществляет руководство основными сферами и отраслями экономики, социально-культурной жизни, административно-политической деятельности; ежегодно отчитывается перед Государственной Думой о проделанной работе.

Процедура формирования Правительства начинается с того, что Президент РФ выбирает по своему усмотрению кандидатуру Председателя Правительства и вносит ее на рассмотрение Государственной Думы для получения согласия. Согласие Государственной Думы выражается тайным голосованием, при этом необходимо получить большинство голосов от общего состава. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Президент назначает Председателя Правительства по своему усмотрению, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы в Думу.

После получения согласия Государственной Думы Президент назначает Председателя Правительства, который в течение недельного срока представляет Президенту предложения по кандидатурам федеральных министров. Президент производит назначения.

Полномочия Правительства РФ

– разрабатывает и представляет Федеральному собранию федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

– обеспечивает поведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;

– обеспечивает поведение единой политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения;

– осуществляет управление федеральной собственностью;

– осуществляет меры по обеспечению обороны страны, общественного порядка, борьбе с преступностью, защищает права и свободы граждан.

Конституция предполагает, что основа Правительства РФ должна оставаться неизменной. В ней закреплен перечень должностных лиц, входящих в его состав: Председатель Правительства, его заместители, федеральные министры. Однако состав Правительства может быть расширен за счет образования новых федеральных органов исполнительной власти.

 

Интернет-ресурсы: https://www.youtube.com/watch?v=y9NCDz-mVjc

https://www.youtube.com/watch?v=JAKUMoaccXg&list=PL1vJNklcCwX1a5V8oU8XfJUquc7JSw9ud&index=14

 

12. Президент РФ

 

Президент – глава государства, занимает высшее место в иерархии государственных органов.

Президент РФ как глава государства занимает особое место в системе органов государственной власти. По Конституции он прямо не относится ни к одной из ветвей власти, обеспечивая их согласованное функционирование.

Конституционно-правовой статус Президента РФ складывается из совокупности конституционных норм, закрепляющих его положение в системе органов государственной власти:

– правовые нормы, определяющие порядок выборов и вступления в должность Президента РФ;

– правовые нормы, устанавливающие компетенцию Президента РФ;

– правовые нормы, регулирующие порядок прекращения полномочий Президента РФ.

Полномочия Президента РФ – это совокупность предоставленных Президенту РФ прав и обязанностей, которые необходимы ему для выполнения возложенных функций.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 312.