Социальный институт – это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, удовлетворяющая важнейшие потребности общества
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Подсистема Соц. институт Функция
Экономическая Производство (собственность, деньги) Создание материальных благ
Политическая Государство (власть, партия) Безопасность и комфорт граждан
Социальная Семья Воспроизводство новых членов общества
Духовная Образование (религия, СМИ) Передача опыта

 

Социологи предлагают несколько классификаций общества. Общества бывают:

– дописьменные и письменные;

– простые и сложные

– традиционное общество, индустриальное, постиндустриальное (информационное);

– первобытное общество, рабовладельческое общество, феодальное общество, капиталистическое общество и коммунистическое общество.

В западной литературе получило распространение деление всех обществ на традиционные, индустриальные и постиндустриальные.

 

Типы обществ Экономическая сфера Политическая сфера Социальная сфера Духовная сфера
Традиционное (аграрное) господством сельского натурального хозяйства и примитивного ремесла господствуют церковь и армия. Человек полностью оторван от политики, ничего о ней не знает и ей не интересуется Социальная мобильность фактически отсутствовала: человек рождался и умирал, оставаясь в одной и той же социальной группе индивидуальность, самостоятельность не поощрялись, социальная группа диктовала нормы поведения. Можно даже говорить о «групповом человеке»
Индустриальное промышленность, основанная на машинной технике резко возрастает роль государства, постепенно складывается демократический режим. социальная мобильность значительна индивидуализм, ценность прогресса и личного успеха, рационализм (человек анализирует окружающий мир и принимает решения на этой основе) – новые системы координат личности. Человек в индустриальном обществе стремится к саморазвитию, самосовершенствованию
Постиндустриальное (информационное) сфера услуг правовые государства Стираются границы между классами, господствует средний класс Информация, знания – главная ценность («кто владеет информацией – тот владеет миром»)

 

В процессе своей деятельности человек вступает с другими людьми в разнообразные отношения. Такие отношения принято называть общественными отношениями.

Все общественные отношения могут быть условно разделены на две большие группы – отношения материальные и отношения духовные (или идеальные). Материальные отношения возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека, а духовные отношения формируются, предварительно «проходя через сознание» людей.

К материальным отношениям относятся:

– отношения по делопроизводству

– производственные

– экологические

К духовным отношениям относятся:

– моральные

– политические

– правовые

– художественные

– философские

– религиозные

 

Особым видом общественных отношений являются межличностные отношения. Под межличностными отношениями понимают отношения между отдельными индивидами. Известный социолог Питирим Сорокин выделял следующие типы межличностного взаимодействия:

– между двумя индивидами (муж и жена, учитель и ученик, два товарища);

– между тремя индивидами (отец, мать, ребенок);

– между четырьмя, пятью и более людьми (певец и его слушатели);

– между многими и многими людьми (члены неорганизованной толпы).

 

Интернет-ресурсы: https://www.youtube.com/watch?v=TSMOUK__e-0

https://www.youtube.com/watch?v=8ETse_0odek

https://www.youtube.com/watch?v=DuhVgIvVofE&t=19s

 

 

2. Общество и природа

 

Под природой понимают естественную среду окружения человека, существующую наряду с социальной средой. Общество и природа являются двумя относительно самостоятельными «жизненными мирами», в которых существует человек. Обособленность общества выражается, в частности, в том, что в нем действуют закономерности, не присущие развитию природы.

Социальная среда воспринимается человеком как более значимая. Но постепенно и природа стала восприниматься человеком сложной и разнообразной, требующей бережного к ней отношения.


Общество неразрывно взаимосвязано с природой.

 

По мере совершенствования орудий труда общество оказывало усиливающееся воздействие на природу. Человек не может обойтись без природы еще и потому, что технические средства, облегчающие ему жизнь, создаются по аналогии с природными процессами.

Едва появившись на свет, общество стало оказывать весьма существенное воздействие на природу, где-то улучшая ее, а где-то и ухудшая. Но природа, в свою очередь, принялась «ухудшать» характеристики общества, например, посредством снижения качества здоровья больших масс людей.

Человек и сегодня остается преобразователем существующего мира, создателем, творцом нового. Этот созданный мир, получивший название «культура», по своему влиянию на жизнь людей не уступает воздействию природных факторов, именно поэтому культуру еще называют «второй природой». Культура – это совокупность всех видов и результатов преобразующей деятельности человека, направленной как на внешнюю среду, так и на него самого.

Есть и более узкие значения этого понятия. В частности, под культурой нередко понимают достижения человечества в духовной сфере жизни общества: художественные творения, научные открытия, а также уровень духовных запросов отдельного человека. Культура не может создаваться и существовать вне общества. В то же время и общество невозможно вне культуры. Без нее мы бы не были людьми. Люди действуют на основе культурных норм (морали, права, традиций), меняются под воздействием культурных ценностей, накапливают и передают другим поколениям достижения культуры.

Общепринятым является деление культуры на материальную (предметы быта, средства связи, приборы и оборудование и т. п.) и духовную (знания, язык, ценности, символы, правила, нормы и др.).

 

Интернет-ресурсы: https://www.youtube.com/watch?v=aLsnbR18ZmQ

 

 

3. Развитие взглядов на общество

 

С давних пор люди пытались объяснить причины возникновения общества, движущие силы его развития. Первоначально такие объяснения давались ими в форме мифов. Мифы – это сказания древних народов о происхождении мира, о богах, героях.

Еще в древнем мире впервые были предприняты попытки научно обосновать взгляд на общество. Так, Аристотель определял общество как совокупность человеческих индивидов, которые объединились для удовлетворения социальных инстинктов.

В средние века все объяснения общественной жизни опирались на религиозные взгляды. Наиболее выдающиеся философы этого периода (Аврелий Августин, Фома Аквинский) понимали человеческое общество как вид человеческой жизнедеятельности, смысл которой предопределен Богом.

В период нового времени ряд мыслителей выдвинули тезис о том, что общество возникло и развивается естественным путем. Они разработали концепцию общественного договора. Государство покоится на общественном договоре, заключенном людьми для обеспечения общей справедливости. (Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо и др.)

В этот же период философами было выработано и понятие «гражданское общество». Гражданское общество рассматривалось ими как «система всеобщей зависимости» (Г. Гегель).

В XIX в. часть знаний об обществе, которые постепенно накапливались в недрах философии, выделилась и стала составлять отдельную науку об обществе – социологию. Само понятие «социология» было введено в научный оборот французским философом и социологом О. Контом. Он же разделил социологию на две большие части: социальную статику и социальную динамику. Социальная статика изучает основы общества и законы функционирования. Предметом изучения социальной динамики является общественный прогресс.

Новым этапом в разработке проблем социального развития стало разработанное К. Маркс и Ф. Энгельс учение об общественно-экономических формациях.

В XX в. эта теория была дополнена. Ученые выдвинули идею традиционного, индустриального и постиндустриального общества.

 

Интернет-ресурсы: https://www.youtube.com/watch?v=fnWJwV3YtyY

 

 

4. Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества

 

Особенности исторического процесса объясняют формационный и цивилизационный подходы.

Первый из них принадлежит К. Марксу. Его ключевым понятием является категория «общественно-экономическая формация».

Под формацией понимался исторически определенный тип общества, возникающий на основе определенного способа производства материальных благ. В структуре каждой формации выделялись экономический базис и надстройка. Базис (иначе он назывался производственными отношениями) – совокупность общественных отношений, складывающихся между людьми в процессе производства. Надстройка совокупность политических, правовых, религиозных, культурных и иных взглядов, не охватываемых базисом. Тип надстройки определяется характером базиса.

Производственные отношения (экономический базис общества) и производительные силы составляли способ производства. В понятие «производительные силы» входили люди, орудия труда и трудовые навыки. Производительные силы являются динамичным, постоянно развивающимся элементом, тогда как производственные отношения статичны, не меняются веками. На определенном этапе возникает конфликт между производительными силами и производственными отношениями, разрешающийся в ходе революции и перехода на новую ступень общественного развития, к новой общественно-экономической формации.

В некоторых трудах самого К. Маркса выделены только две большие формации – первичная (архаическая) и вторичная (экономическая). Третью формацию будет представлять коммунизм. В советском обществе к 1930 г. сформировалась «пятичленка». Согласно этой концепции, все общества проходят в своем развитии поочередно пять общественно-экономических формаций: первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую.

На современном этапе развития многие авторы выдвинули на первый план цивилизационный подход.

В широком смысле под цивилизацией понимают уровень, ступень развития общества, материальной и духовной культуры, следующий за варварством, дикостью. В современной теории цивилизаций распространены как линейно-стадиальные концепции, так и концепции локальных цивилизаций. Существование первых объясняется европоцентризмом их авторов, представляющих мировой исторический процесс как постепенное приобщение варварских народов и обществ к западноевропейской системе ценностей. Сторонники второй группы концепций употребляют термин «цивилизация» во множественном числе и исходят из представления о многообразии путей развития различных цивилизаций.

Различными историками выделяется множество локальных цивилизаций, которые могут совпадать с границами государств (китайская цивилизация) или охватывать несколько стран (античная, западноевропейская цивилизация). Обычно все многообразие локальных цивилизаций делят на две большие группы – восточные и западные. Восточные = традиционное общество. Западные цивилизации = индустриальное общество.

Интернет-ресурсы: https://www.youtube.com/watch?v=2PNoeF_VTEI

 

 

5. Общественный прогресс и его критерии

 

Принципиально важно выяснить, в каком направлении развития движется общество.

Под прогрессом понимается направление развития, для которого характерно движение общества от низших и простых к более высоким и сложным. Регресс, обратное движениеот высшего к низшему, от сложного к простому.

Некоторые мыслители отвергают идею прогресса в общественном развитии.

Вико считал, что общество движется чередой спадов и подъемов, поэтому понятие прогресса неуместно. Тойнби утверждал, что общество развивается замкнуто по кругу, от зарождения до упадка. Шпенглер говорил, что чем более развито общество, тем ближе оно к своему закату. Поппер считал, что понятие прогресса подходит лишь для отдельного человека, а не для всего общества. Почему? Прогресс, с его точки зрения, это движение к цели. Цель есть у отдельного человека. Общество – это сумма людей, общей цели у этой суммы быть не может.

Очевидно, что прогрессивное развитие общества носит противоречивый характер, прогресс в одной сфере общественных отношений может быть причиной регресса в другой.

В этой связи актуален вопрос о критериях прогресса. Согласия среди ученых нет и здесь. Некоторые ученые видели критерий в развитии производительных сил (К. Маркс). Ряд мыслителей оценивали движение вперед по состоянию общественной нравственности, приближению ее к раннехристианским идеалам (Сен-Симон). Г. Гегель связывал прогресс со степенью сознания свободы. Современные ученые считают, что прогрессивно то общество, где человек лучше всего может реализовать себя.

 

 

Различают две формы социального прогресса: революция и реформа.

Революцияэто полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя.

Реформаэто преобразование, переустройство, изменение какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующего строя.

 

Некоторые ученые выделяют еще одну форму прогресса – инновацию. Под инновацией понимается рядовое, однократное улучшение.

 

Интернет-ресурсы: https://www.youtube.com/watch?v=46zVcZ4esgk

 

 

6. Глобальные проблемы современности

 

Глобальными проблемами называется совокупность проблем, которые встали перед человечеством во второй половине XX в. и от решения которых зависит его существование.

 

В процессе своей хозяйственной деятельности человек долгое время занимал по отношению к природе позицию потребителя, нещадно эксплуатировал ее.

Одним из негативных результатов человеческой деятельности стало истощение природных ресурсов. Что касается распространенных энергоносителей – нефти, газа, торфа, угля, то опасность их истощения в самое ближайшее время весьма велика. А потому человечество должно прислушаться к мнению тех ученых, которые рекомендуют ему добровольное самоограничение как в добыче, так и в потреблении энергии, а также искать другие источники энергии

Вторая проблема – экологическая. Скопления вредных веществ в атмосфере приводят к появлению так называемых «озоновых дыр» – таких мест в атмосфере, через которые истощенный озоновый слой. Это оказывает негативное влияние на здоровье населения планеты. Загрязнению подвергаются не только воздух и суша, но и воды Мирового океана. Это приводит как к уничтожению целых видов животных и растений. Как пытаются решить эту проблем: существуют международные экологические организации, например, «Гринпис». Правительств ведущих держав мира стараются бороться с загрязнением окружающей среды путем принятия специального экологического законодательства.

Еще одной проблемой является демографическая проблема. Она связана с непрерывным увеличением численности проживающего на территории планеты населения.

Однако очевидно, что ресурсы Земли (прежде всего продовольственные) ограниченны. Чтобы справиться с этой проблемой надо регулировать рождаемость.

С демографической проблемой тесно переплетается и проблема сокращения разрыва в уровне экономического развития между развитыми странами Запада и развивающимися странами «третьего мира» (так называемая проблема «Север-Юг»).

Суть этой проблемы заключается в том, что большинство из освободившихся от колониальной зависимости стран, не смогли догнать развитые страны по основным экономическим показателям. Они бедны и нестабильны, что угрожает их соседям.

Еще одной глобальной проблемой является проблема предотвращения новой третьей мировой войны.

На сегодняшний день можно констатировать тот факт, что вероятность конфликта между ведущими державами мира гораздо меньшая, чем ранее. Однако существует возможность попадания ядерного оружия в руки отдельных террористов. Поэтому важнейшей проблемой становится проблема мирового терроризма. Как с этим бороться? Уничтожают лидеров террористических организаций, перерезают финансовые каналы.

Еще одной глобальной проблемой является проблема мировых болезней, таких как онкология, спид, наркомания и др. Чтобы бороться с этой проблемой страны мира должны объединить свои научные, финансовые и информационные возможности.

 Все глобальные проблемы взаимосвязаны. Невозможно решить каждую из них по отдельности: человечество должно решать их сообща ради сохранения жизни на планете.

 

Интернет-ресурсы: https://www.youtube.com/watch?v=URu2X74TRV8

 

 

7. Процессы глобализации и становление единого человечества

 

В современном мире происходит значительное усиление связей между отдельными людьми, организациями и государствами. Человечество развивается, расширяя свои связи и контакты.

Глобализацияпроцесс интеграции государств и народов в разных областях деятельности.

Основные причины глобализации: переход от индустриального общества к информационному, к высоким технологиям; переход от национальной экономики к мировой; переход от альтернативного выбора («или/или») к многообразию выбора; использование новых коммуникационных технологий: Интернета, спутникового телевидения.

Основные направления глобализации: деятельность транснациональных корпораций, имеющих свои филиалы по всему миру; глобализация финансовых рынков; создание международных организаций в экономической и финансовой сферах и др.

 

Последствия глобализации

Позитивные Негативные
- появление возможности создавать товары в тех регионах мира, где их производство обойдется дешевле; - возникновение возможности реализации товара там, где это даст максимальную выгоду; - появление возможностей для дальнейшего развития производства; - рост прибыли; - плодами НТР могут воспользоваться страны, не имеющие возможности вести собственные научно-технические исследования. - сближение государств - стимулирование учета интересов государств и предостережение их от крайних действий в политике - возникновение социокультурного единства человечества - насаждение единого стандарта потребления - создание препятствий для развития отечественного производства - игнорирование экономической и культурно-исторической специфики развития разных стран - навязывание определенного образа жизни, зачастую противоречащего традициям данного общества - оформление идеи соперничества: наиболее мощные в экономическом отношении государства стремятся к лидерству, что приводит к взрыву национализма в экономически слаборазвитых странах - утрата каких-то специфических черт национальных культур

 

Формирование глобальной экономики порождает взаимозависимость экономик отдельных государств. Успех или кризис стран ощутимо сказываются по всему миру. Власть становится бессильной перед глобальными процессами. Это подталкивает к объединению усилий разных стран для решения различных вопросов.

 

Факторы единства человечества

Факторы Их последствия
Изменение средств коммуникации   В единый информационный поток соединились практически все уголки и регионы планеты
Изменение транспорта Быстрота перемещения из одной части света в другую. Мир стал доступен для передвижения
Характер современной техники Реальна угроза уничтожения всего человечества
Экономика Производство, рынки стали действительно мировыми, производственные связи превратились в основу единства
Глобальные проблемы Их решение возможно только общими усилиями всего мирового сообщества

 

Интернет-ресурсы: https://www.youtube.com/watch?v=Twl9Wuibkhg

 


 

Вопросы и задания к разделу «Общество»

Задание 1

Найдите в приведенном ниже списке общественные явления. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) возникновение государства

2) генетическая предрасположенность к отдельным заболеваниям

3) проявления наследственности

4) формирование наций

5) чувственное восприятие мира

6) развитие рынка

Задание 2

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

 

демографические проблемы,

глобальные проблемы,

экологические проблемы,

экономические проблемы,

продовольственные проблемы.





ЧЕЛОВЕК

1. Человек как биосоциальное существо

 

Философские споры о природе человека имеют многовековую историю. Наиболее часто природу человека философы называют бинарной (двойной), а самого человека определяют как биосоциальное существо, в котором есть как биологические так и социальные качества. К биологическим можно отнести следующие:

1.  человек принадлежит к высшим млекопитающим;

2.  образует особый вид Homo sapiens;

3.  подобно другим биологическим видам, вид Homo sapiens имеет устойчивые вариации (разновидности), которые, когда речь идет о человеке, обозначаются понятием расы.

Человека как существо социальное характеризует:

прямая походка

цепкие руки с подвижными пальцами и противопоставленным большим пальцем

взгляд, направленный вперед, а не в стороны, позволяющий видеть в трех измерениях

большой мозг и сложная нервная система

речь

длительная зависимость детей от родителей

пластичность врожденных импульсов и потребностей

устойчивость сексуального влечения, влияющая на формы семьи

Человек с момента его рождения является индивидом, т. е. единичным природным существом, носителем индивидуально‑своеобразных черт.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 309.