Построение предложений с однородными членами
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Задание 2. Укажите ошибки в сочетании однородных членов предложения и отредактируйте фразы:

 

1. Статистические данные приведены в ряде газетных публикаций: статья, корреспонденция, очерк, заметка. 2. В этой стране средства производства: земля, ее недра, фабрики и заводы, шахты и рудники, железнодорожный, водный и воздушный транспорт, банки, средства связи – принадлежат государству. 3. На некоторых стройках принят в эксплуатацию ряд зданий без подъездных путей, ведущим к этим зданиям и которые позволяли бы машинам подъезжать к ним от ближайшей магистрали. 4. Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, но и внедрения их в практику. 5. Мы не должны бояться трудностей, смело идти вперед, преодолевая все и всяческие трудности. 6. В городе построены не только новые школы, больницы, а также драматический театр и другие культурно-просветительские учреждения. 7. Была выделена специальная комиссия, которой было поручено координировать и руководить всеми работами. 8. Много критических замечаний и ценных предложений было внесено в ходе обсуждения вопроса. 9. В качестве материала для романа «Война и мир» Л.Н.Толстой использовал семейные архивы, мемуары, литературные источники и разные другие официальные документы. 10. В книге рассказывается также, какие допускаются удержания и вычеты из зарплаты и об оплате труда отдельных категорий работников. 11. Предполагаемый район лесозаготовки изобиловал болотами, несметным количеством комаров. 12. В нашем городке появилось несколько новых предприятий и общественного транспорта. 13. К моменту обмена квартиры в ней были прописаны жена, дочь и вещи. 14. Спонсоры вручили школе библиотеку, настольные игры.

Задания для самостоятельной работы

Задание 1. Запишите умозаключение в логическом виде, сделайте из имеющихся посылок правильный вывод и определите тип умозаключения (дедукция, индукция, аналогия)

Пример:

1. «Сократ смертен»

«Платон смертен»

«Аристотель смертен»

2. «Сократ, Платон и Аристотель – люди»

--------------------------------------------------------

«Все люди смертны»

Тип: индукция

 

1. «Василий любит сладости. Елена любит сладости. Оксана любит сладости. Василий, Елена и Оксана являются членами нашей семьи. Следовательно…». 2. «Фрукты, выращенные в теплице садоводства А, обладают потрясающим вкусом. Эти апельсины выращены в теплице садоводства А. Это означает, что…». 3. «Николай учился у преподавателя Сидорова, он знает предмет и станет профессионалом в своей области. Михаил знает предмет и учился у преподавателя Сидорова…». 4. «В банке номер 1 можно обменять валюту, в банке номер 2 можно обменять валюту, в банке номер 3 тоже можно обменять валюту. Все эти банки находятся в нашем районе…». 5. «Константин прыгает высоко, он волейболист и занимается много лет. Виталий – волейболист и занимается много лет…».

 

Задание 2. Отметьте недочеты в строе предложений (нарушение связей между словами, смещение конструкции, пропуск членов предложения и т.д.) Отредактируйте.

1.Студенты приняли участие и стали призерами областного смотра фольклорных коллективов художественной самодеятельности. 2. Солома, впитывая в себя ценные питательные соки, выделяемые в силосе при молочнокислом брожении, охотно поедается скотом. 3. В связи с обретением независимости Киргизию покинуло свыше… тысяч граждан. 4. На острове Врангеля, проезжая по холмистой равнине на вездеходе, нам вдруг попался огромный причудливо изогнутый бивень мамонта. 5. На шелкоткацкой фабрике установлено 500 новых станков, а также для выработки объемной полиэфирной нити. 6. Морфологический строй научно-популярной литературы имеет глагольный характер, динамичен, велико внимание к действию, более активна роль автора, его взаимосвязь с читателем, чем в научном стиле.

Практическое занятие № 5. Умозаключение как форма мышления (повторение)

Задание 1. Сделайте из имеющихся посылок правильный вывод и определите тип умозаключения (дедукция, индукция, аналогия)

 

1. «Все книги Толстого широко известны. Роман «Война и мир» написал Толстой. Следовательно…». 2. «Певцы заботятся о своем внешнем виде. Актеры заботятся о своем внешнем виде. Музыканты заботятся о своем внешнем виде. Актеры, певцы и музыканты – это артисты…». 3. «Все кондитерские изделия сдержат сахар. Торт относится к кондитерским изделиям. Значит…». 4. «Преподаватели АГАУ обладают широкой эрудицией, внимательны к студентам, не позволяют себе резких выражений, благовоспитанны. Преподаватели АГТУ благовоспитанны, эрудированны и внимательны к студентам…». 5. «Зимой в Барнауле холодно, в Алейске также холодно, как и в Заринске. Как мы знаем, и Барнаул, и Алейск, и Заринск находятся в Алтайском крае. Поэтому мы можем сделать вывод, что...». 6. «Во всех быстро развивающихся городах наблюдается бурное строительство. Барнаул, очевидно, развивается очень быстро…». 7. «Барнаул характеризуется наличием множества библиотек, университетов и музеев, в нем много интеллектуалов. В Томске расположено много университетов, музеев и библиотек…». 8. «АГАУ отличается высоким уровнем образования. АГТУ отличается высоким уровнем образования. АГМУ отличается высоким уровнем образования. АГАУ, АГТУ и АГМУ расположены в г. Барнауле…». 9. «Вода рек Горного Алтая чиста и приятна на вкус. Катунь – главная река Горного Алтая. Это означает…». 10. «Студент А занимается в кружке самодеятельности, он творческая личность и пишет стихи. Студент Б пишет стихи и участвует в самодеятельности…»

 Порядок слов в предложении

Задание 2. Исправьте грамматико-стилистические ошибки, связанные с нарушением порядка слов:

1. Посты оказывают первую доврачебную помощь пострадавшему на рабочем месте. 2. После сборки и выверки механизмов подшипники, редукторы и электродвигатели надлежит закрепить от смещения штифтами или приваркой к раме упоров. 3. Характер изменения свободной энергии с температурой для рассмотренных выше трех реакций иллюстрирует рисунок 39. 4. Ввиду недостаточной механической прочности винипласт не мог найти применение для изготовления аппаратов под давлением, как самостоятельный конструкционный материал. 5. От очистки хлопка и выделки пряжи все производство до отбелки тканей, окраски и разрисовки полностью механизировано. 6. Начиная с 1953 года по теории движения газированной жидкости автором проведены различные исследования. 7. Восстановленный цинком раствор не сливают до конца, а до уровня, лежащего на 20-30 мм выше слоя стеклянной ваты. 8. Необходимый запас энергии аккумулируется во время свободного хода в массивном маховике для резания. 9. Сейчас монтируется стокубовый компрессор, что обеспечит перевод с пара на сжатый воздух оборудования кузнечного цеха. 10. Изготовлен новый большегрузный скрепер с дизель-электрическим приводом грузоподъемностью 37 т. 11. Санкт-Петербургским филиалом института разработан новый дозатор воды с ручным управлением на базе водомера. 12. На гусеничном тракторе установлен шестицилиндровый двигатель водяного охлаждения мощностью 220 л.с.

Смысловые связи в тексте

Задание № 3. Прочитайте текст:

(…) Суровая природа, скудная почва, высокие горы, бездонные пропасти, отделяющие одну заселённую долину от другой, трудность обработки земли и ограниченность территорий, пригодных для земледелия, - всё это заставляло предприимчивых скандинавов искать счастья на стороне. Издавна этот народ связал свою судьбу с морем. Холодное северное море сделало скандинавов бесстрашными, в постоянном единоборстве со стихиями природы выживали лишь самые сильные и выносливые. (…) С юных лет привыкли они к опасным плаваниям среди бесчисленных островов и рифов, охраняющих норвежские берега от ярости океана.

А) Каким из предложений должен начинаться данный текст:

1. Довольно много известно из жизни викингов, которые славились своим бесстрашием и тягой к свободе и простору.

2. Скандинавы, всем сердцем преданные морю, долгое время кочевали по прибрежным просторам, пытаясь найти пристанище и кров.

3. Родина скандинавов – Норвегия.

4. Викингов считают народом-завоевателем, хотя на деле не сыщешь людей добрее и красивее.

Б) Какое из предложений должно стоять на месте пропуска в заключительной части текста?

1. Они научились лавировать в излучинах глубоких фьордов, словно вырубленных в отвесных скалах.

2. Охранял викингов главный бог – Один, бог войны, дарующий победу в битвах.

3. Занимались викинги и простыми (невоенными) ремёслами.

4. Рослые, крепкие, могучие скандинавы были и рыбаками, и купцами.

Задания для самостоятельной работы

Задание 1. Прочитайте данные тексты. На основании содержания составьте дефиницию (определение) вынесенного в заголовок текста понятия. Проверьте, соответствует ли оно логическим правилам определения понятий.

Антифриз автомобильный

Известно, что вода, замерзая при температуре ноль градусов Цельсия, расширяется. Поэтому к воде, которая заливается в различные узлы автомобиля (напр. в систему охлаждения двигателя, стеклоомыватель), добавляют антифриз. В качестве такового годятся спирты, гликоли или соли. При этом имеют значение также и другие свойства, такие, как воспламеняемость, вязкость и токсичность. Употребляемый в Европе в качестве охлаждающей жидкости этиленгликоль является относительно малотоксичным рабочим веществом. Содержащийся в большинстве антиобледенительных средств для ветровых стекол легколетучий метиловый спирт (метанол) ядовит. В качестве альтернативы может применяться менее токсичный этиловый спирт (этанол).

Ответ: Антифриз – это…

Почвообразование

То, что мы называем почвой или землей, образуется в результате выветривания материнских пород, на которых она обычно и залегает. В зависимости от состава и свойств вмещающих пород (мягкие или твердые, известковые или кислые, богатые или бедные питательными веществами), от типа выветривания минерального и степени гумификации органического исходного материала, от климата (влажный или сухой, жаркий или холодный) и характера растительности (злаки, травы, лиственный лес, сосновый бор и др.), жизнедеятельности животных, происходит формирование определенных типов почв с их характерными свойствами. Существенную роль в этом процессе играет воздействие грунтовых и почвенных вод, не в последнюю очередь сказывается также влияние человека, в частности проводимых им мероприятий по окультуриванию земель.

Ответ: Почвообразование – это …

Задание 2. Прочитайте текст:

(…) И в науке, и в культуре в целом всегда сокрыта универсальная тайна наших способностей, их происхождения, их начальной энергии, которая, очевидно, так и останется тайной. Мы знаем, что способность созидать сочетается в человеке со способностью разрушать, что наряду с культурой, которая для нас истинна и нам во благо, давно уже параллельно развивается псевдо - или антикультура. (…) необходимо в наше время – время высочайшего развития науки и техники – разобраться, каким знаком культуры этот уровень достигнут теми или иными людьми. Что они представляют – культуру или антикультуру?

 А) Каким из предложений должен начинаться данный текст:

1. Что такое культура?

2. Как соотносятся между собой культура и антикультура?

3. Ничто не представляет таких возможностей для развития личности, как культура.

4. Трудно переоценить значение культуры в нашей сегодняшней жизни.

Б) Какое из приведённых слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в середине текста?

1) Однако 2) Тем более 3) Несмотря на это 4) Например

Практическое занятие № 6. Смысловые связи в тексте (установление причинно-следственных связей, выделение и оформление главной мысли текста)

 

Задание 1. Сформулируйте тезис каждого микротекста, подберите аргументы. Сократите микротексты до одного предложения по формуле "тезис + аргумент" (используйте союзы так как, поскольку, потому что для оформления аргументирующей части)

 

Пример: Большинство антропологов, лингвистов, археологов и этнографов, изучавших полинезийцев, пришли к мнению, что ещё две тысячи лет до нашей эры полинезийцы жили на Южно-Китайском побережье. Здесь найдены изделия, похожие на полинезийские. Кроме того, диалекты полинезийских языков относятся к австронезийским, распространение которых ограничено Юго-Восточной Азией. К этой же семье относятся практически все языки Меланезии, Микронезии, Индонезии. -  Большинство учёных пришли к мнению, что две тысячи лет до н.э. полинезийцы жили на Южно-Китайском побережье, так как именно там найдены изделия полинезийцев, кроме того, распространение диалектов полинезийских языков ограничено Юго-Восточной Азией.

 

1.Согласно этой точке зрения, древние полинезийцы переселялись с запада на восток, преодолевая постоянные встречные ветры и течения. Сторонники этой версии считали, что островитяне были прекрасными мореходами, имевшими не менее прекрасные корабли. И действительно, конструкция кораблей в виде катамарана на тысячелетия опережала своё время. К судам-катамаранам и даже тримаранам современное судостроение обратилось сравнительно недавно: оказалось, что у них превосходные мореходные качества.

2. Парниковый эффект существует - это бесспорно. Учитывать его, безусловно, надо, но говорить о неизбежности трагедии не следует. Человечество может ещё очень многое предпринять и смягчить последствия происходящего.

3. Перечислим некоторые простейшие приёмы, позволяющие оказать психологическое сопротивление массовой панике. Никогда не принимайте на веру слухи, которые муссируются в толпе. Не подчиняйтесь слепо мнению толпы, сколько бы верным оно ни казалось в данный момент. Но не вздумайте внешне проявлять своё несогласие с мнением и действиями толпы. "Белых ворон" толпа уничтожает. Не высказывайтесь, не защищайте своё мнение, не вступайте в дискуссии. Сосредоточьтесь на действии - оно важнее слов.

4. Эхинацея - многолетнее травянистое растение из Северной Америки. Эхинацея активизирует и усиливает неспецифическую иммунную систему. Как эксперименты на животных, так и многочисленные клинические исследования доказали, что свежий экстракт этого растения (надземной части) и его корня повышает боеспособность белых кровяных телец. Благодаря этому удаётся полностью предотвратить начало заболевания или, по крайней мере, сократить его продолжительность и ослабить симптомы. Это растение является естественным иммуностимулятором, повышающим сопротивляемость организма.

5. Необходимость кредитования сельскохозяйственного производства возникает в связи с накоплением сырья, материалов, топлива. Такое накопление вызвано сезонностью производства, в связи с чем размер оборотных средств сельскохозяйственных предприятий непостоянен. Собственных оборотных средств, формируемых исходя из минимальных потребностей, бывает недостаточно для осуществления процесса производства.

6. В настоящее время широкое распространение получает глубокая переработка молока в хозяйствах. Однако для повышения рентабельности производства необходима более полная переработка отходов основного производства. Подсырная и творожная сыворотки, являющиеся побочным продуктом при производстве сыров и творога, содержат такой ценный компонент, как лактоза - молочный сахар. Молочный сахар широко используется при производстве медицинских препаратов, в пищевой промышленности его включают в состав продуктов детского питания, а также применяют для технических целей.

7.  Последние десятилетия учёные всего мира интенсивно работали над составлением баланса вод как земного шара в целом, так и отдельных стран, и в настоящее время картина распределения водных ресурсов достаточно ясна. Общая цифра количества воды на Земле огромна - примерно 1 454 327 тыс. км куб. Сюда входят воды океанов и морей, рек и озёр, подземные воды и ледники, почвенная влага и пары в атмосфере. Из общего объёма поверхностных вод 97% приходится на океаны, то есть большая часть поверхностных вод - солёная. Достаточное количество пресной воды заключено в ледниках, но её использование для нужд человечества представляет собой непростую задачу. Значительная часть всех подземных вод пока также остаётся недоступной для потребления. Таким образом, в настоящее время основными используемыми источниками пресной воды являются озёра, реки и частично подземные воды.

Задание 2. Прочитайте текст:

(…) Если мы не можем объяснить себе какое-нибудь явление, не можем понять его, уловить его причинную связь с предыдущими, то называем его «случаем», случайным явлением. И, махнув рукою, успокаиваемся, то есть, мол, и рассуждать о нём не стоит. Но как только то же самое явление поддается анализу, тотчас же является на сцену закон, и мы начинаем понимать истинную суть его. Есть, однако, люди, которые думают, что ничего в мире, а в особенности в жизни человека, не может произойти случайно. Путём долгих, начавшихся ещё за несколько веков до Рождества Христова наблюдений подмечены и выяснены многие законы, изучение которых прямо указывает на те влияния, которым подвержен человек. (…)

 А) Каким из предложений должен начинаться данный текст:

1. Всё в мире, вплоть до мельчайшего движения атома, представляет собой удивительную цельность и гармонию.

2. Практически все происходящие в мире явления и процессы человек пытается объяснить законами логики.

3. Сколько же в мире непонятного и неизведанного!

4. Любой человек хотя бы один раз в жизни подвергается таким процессам, которые объяснить не в состоянии.

 

Б) Каким из предложений должен продолжаться текст:

1. Любые процессы в жизни человека можно объяснить.

2. Долгое время шли учёные и исследователи к тем или иным открытиям.

3. На основании этого-то изучения можно предвидеть последующее, которое будет всегда простым результатом прошедшего.

4. Довольно часто человек не может всё-таки объяснить происходящие с ним изменения, не может предугадать будущего.

 

Приложение 3

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Обучение – это обоюдный процесс, где важны не только способности преподавателя, его умение преподнести то, что он знает, но и желание и возможности студента усвоить полученный материал, поэтому преподавание курса «Логические основы организации электронного текста» предусматривает следующую систему образовательных компонентов:

1. Обучение. Теоретическое обучение (лекции, семинары). Всего 32 часа.

2. Самообучение и самообразование. Курс предусматривает не менее 32 часов самостоятельной работы студента.

3. Воспитание. Воспитательные функции включены в весь образовательный процесс и выступают как воспитательно-образовательные. Данный курс предусматривает использование тестовых методик и деловых игр, в которых, по нашему мнению, в наибольшей степени проявляются воспитательные функции.

Весь этот образовательный комплекс способствует лучшему усвоению теоретического материала, с последующим закреплением его на практике, и помогает студентам адаптироваться к условиям и задачам конкретной редакции.

 

 

Приложение 4

 

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

1. Понятие «культура речи». Основные аспекты речевой культуры.

2. Понятие о речевом этикете. Этикетные формулы речи.

3. Коммуникативные качества речи, характеристика.

4. Логичность речи как коммуникативное качество. Понятие логической ошибки.

5. Речевые условия логичности на лексическом уровне.

6. Речевые условия логичности на синтаксическом уровне.

7. Основные законы логики. Закон тождества: сущность, значение, примеры логических ошибок как следствие нарушения данного закона.

8. Закон непротиворечия: сущность, речевые примеры нарушения данного закона.

9. Закон исключенного третьего: сущность, примеры логических ошибок.

10. Закон достаточного основания: сущность, практическое значение.

11. Общая характеристика понятия как формы мышления. Типы логических отношений между понятиями.

12. Логические правила определения понятий, примеры их нарушения.

13. Логические правила деления понятий, примеры их нарушения.

14. Суждение как форма мышления. Суждение и предложение, различие между ними.

15. Умозаключение как форма мышления. Виды умозаключений.

Требования к работе

Текст работы сдать в печатном виде.

Оформление: Придерживаться плана. Ответы на вопросы должны быть полными, развернутыми. В работе должны быть представлены обобщенные выводы студента.

 

Титульный лист:

 

  МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение  высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИХ НАУК И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ КАФЕДРА ЖУРНАЛИСТИКИ Направление: 031300.62 Журналистика Профиль: Периодическая печать РЕФЕРАТИВНАЯ РАБОТА НА ТЕМУ «»   Студент 3 курса группа 1331 " __ " __________ 2016 года _____________________(Мингалев Н.С.) Научный руководитель к.философ.н., доцент " __ " ­­­__________ 2016 года ______________________(Шакиров А.И.)   Казань – 2016

 

Приложение 5

ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ТЕКУЩЕГО, ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 

Тестовые задания

 

1. В предложении «Любой студент учился когда-нибудь на первом курсе» слово «любой» играет роль:

1) имени;

2) предметного функтора;
3) предикатора;

4) квантора;

5) субъекта.

2. Суждение выражается в форме:

1) повествовательного предложения;

2) вопросительного предложения;

3) побудительного предложения;

4) словосочетания.

3. Истинным или ложным может быть:

1) понятие;

2) суждение;

3) термин;

4) квантор.

4. Предмет мысли, выраженный в суждении, называется:

1) сущностью;

2) смыслом;

3) субъектом;

4) силлогизмом;

5) связкой;

5. Суждения выражают следующие предложения:

1) «Жизнь есть деяние» (М. Горький);

2) «Что пользы напрасно и вечно желать?» (М. Ю. Лермонтов)

3) «Ну как не порадеть родному человечку!» (А. С. Грибоедов);

4) «Что день грядущий мне готовит?» (А. С. Пушкин);

5) «Знание — сила» (Ф. Бэкон).

6. Суждение не выражает следующее предложение:

1) Все дороги ведут в Рим.

2) Один в поле не воин.

3) Между явлениями А и В существует причинно-следственная связь.

4) Правда ли, что Иванов и Петров — коллеги?

7. Суждение  «Некоторые страны имеют однопартийную систему» имеет вид:

1) экзистенциального;

2) реляционного;

3) атрибутивного;

4) неопределенного

8. Суждение «Некоторые выдающиеся музыканты не имели абсолютного слуха» по объединенной классификации имеет следующий вид:

1) общеутвердительное;

2) общеотрицательное;

3) частноутвердительное;

4) частноотрицательное.

9. Суждение «Часть всего мирового грузооборота перевозится морским путем» по объединенной классификации имеет следующий вид:

1) общеутвердительное;

2) общеотрицательное;

3) частноутвердительное;

4) частноотрицательное.

10. Если суждение «Все люди изучали логику» является ложным, то суждение «Все люди не изучали логику» является:

1) истинным;

2) ложным;

3) неправильным;

4) правдивым;

5) неопределенным по истинности.

11. Сложное суждение «Посеешь ветер — пожнешь бурю» является:

1) импликацией;

2) сублимацией;

3) конъюнкцией;

4) дизъюнкцией;

5) эквиваленцией.

12. Сложное суждение «Уж полночь близится, а Германа все нет» является:

1) дизъюнкцией;

2) эквиваленцией;

3) конъюнкцией;

4) импликацией.

13. Сложное суждение «Если Солнце является треугольником, то все крокодилы — это летающие существа» является:

1) истинным;

2) ложным;

3) бессмысленным;

4) неопределенным.

14. Сложное высказывание, сохраняющее всегда истинное значение вне зависимости от истинности составляющих его простых высказываний, называется:

1) тавтологией;

2) демагогией;

3) антиномией;

4) амфиболией.

15. Логические отношения между простыми суждениями определяются при помощи схемы:

1) логического квадрата;

2) таблицы истинности;

3) кругов Эйлера;

4) математической формулы.

16. Логические отношения между сложными суждениями определяются при помощи:

1) логического квадрата;

2) таблицы истинности;

3) кругов Эйлера;

4) математической формулы.

17. Логическое отрицание высказываний выражает отношение:

1) противоречия;

2) противоположности;

3) подчинения;

4) частичной совместимости.

18. Суждения делятся на:

1) простые и сложные

2) односоставные и двусоставные

3) одноразовые и многоразовые

4) новые старые

19. Суждение о признаке предмета это:

1)суждение существования

2) суждение с отношениями

3) атрибутивные суждения

4) сложное суждение

19. Суждение об отношении между предметами это:

1)суждение существования

2) суждение с отношениями

3) атрибутивные суждения

4) сложное суждение

20. Суждение, в котором выражается сам факт существования или несуществования предмета это:

1)суждение существования

2) суждение с отношениями

3) атрибутивные суждения

4) сложное суждение

21. Суждение, состоящее из нескольких простых, соединенных логической связкой «и», это:

1)соединительное суждение

2)разделительное суждение

3) дизъюнктивное суждение

4)эквивалентное суждение

22. Соединительное суждение истинно при:

1) при истинности одного составляющего его конъюнктивов

2) при истинности менее 5 составляющих его конъюнктивов

3) при истинности более 5 составляющих его конъюнктивов

4) при истинности всех составляющих его конъюнктивов

23. Суждение, состоящее из нескольких простых, соединенных логической связкой «или» является:

1)соединительным

2)разделительным

3) конъюнктивным

4)эквивалентным

24. Дизъюнктивное суждение, в котором перечислены все признаки или все виды определенного рода называется:

1)полным или закрытым

2)неполным

3)открытым

4)альтернативным

25. Строгой дизъюнкцией является следующее суждение:

1) Он занимается живописью, или музыкой, или литературой.

2) Если число нечетное, то оно делится на два.

3) Нелли и Катя подруги или просто живут рядом.

4) Иван или сын, или внук Петра Васильевича.

26. Частноутвердительные и частноотрицательные суждения находятся в отношении:

1) противоположности

2) частичной совместимости

3) подчинения

4) противоречивости

27. Формулой конъюнкции является:

1) p \/ q;

2) q ^ p;

3) p -> q;

4) p =q.

28. Слабая дизъюнкция истинна в тех случаях, когда:

1) истинны все составляющие её суждения;

2) истинно не менее двух составляющих её суждений;

3) истинно хотя бы одно составляющее её суждение;

4) ложны все составляющие её суждения.

 

29. Атрибутивным суждением называется:

1)суждение о признаке предмета;

2)суждение, выражающее отношения между субъектом и предикатом;

3)суждение, выражающее сам факт существования или несуществования предмета суждения

4)суждение, в котором что-либо утверждается или отрицается.

30. Разделительная связка в сложном суждении представлена логическим союзом:

1) что;

2) да;

3) или;

4) но.

31. Понятие о признаке предмета суждения называется:

1) видом;

2) предметом;

3) объектом;

4) предикатом.

32. Субъект и предикат – это:

1) термины суждения;

2) объекты суждения;

3) виды суждения;

4) предметы суждения.

33. Формула общеотрицательного суждения:

1) все S есть P;

2) некоторые S есть P;

3) ни одно S не есть P;

4) некоторые S не есть P.

34. Форма мышления в которой что-либо утверждается или отрицается – это _________:

35. Логическая связь между субъектом и предикатом – это ___________:

36. Сложное соединительное суждение-это __________:

37. Сложное разделительное суждение-это ___________:

38. Сложное условное суждения – это _____________:

39. Количество элементов в структуре атрибутивного суждения:

40. Понятие о предмете суждения – это _____________:

41. Понятие о признаке суждения – это _____________:

42. Квантор указывает на ___________ суждения

43. В логическом квадрате суждение А:

44. В логическом квадрате суждение О:

45. Если термин суждения взят в полном объеме то он - ____________:

46. Одновременность истинности и ложности по диагоналям квадрата – это __________:

47. Смена качества и предиката суждения на противоположное – это операция _________:

48. Представляет собой единство превращения и обращения – это операция ______ _____:

49. Выберите правильный вариант логической операции превращения следующего суждения: «Ни один приговор суда не должен быть необоснованным».

- Все приговоры суда должны быть обоснованными;

- Все приговоры суда должны быть необоснованными;

- Ни один приговор суда не должен быть обоснованным;

- Все приговоры суда должны быть обоснованными.

50. Выберите правильный вариант логической операции обращения следующего суждения: «Все экономические законы объективны».

- Все объективные законы являются экономическими;

- Некоторые объективные законы являются экономическими;

- Некоторые экономические законы являются объективными;

- Это суждение не обращается.

51. Если посылка в непосредственном умозаключении принимает форму частноотрицательного суждения, то нельзя сделать определенный вывод…

- путем превращения;

- путем обращения;

- путем противопоставления предикату;

- по логическому квадрату.

52. Дедуктивные умозаключения называются …

- алогизмами;

- силлогизмами;

- софизмами;

- парадоксами;

- логицизмами.

53. Демонстративные умозаключения дают заключение…

- с необходимостью

- с вероятностью

- с неопределенностью;

- с истинностью.

54. Непосредственное умозаключение выражается в форме…

- категорического силлогизма;

- условно-категорического умозаключения;

- дилеммы;

- умозаключения, полученного путем противопоставления предикату

55. Умозаключение, часть которого представляется очевидной и вследствие этого остается за текстом, называется …

- энтимемой;

- паралогизмом;

- метафорой;

- антиномией;

- концептом.

56. Простой категорический силлогизм имеет …

- форму;

- фигуру;

- размер;

- объем.

57. По правилам категорического силлогизма должно быть…

- два термина;

- три термина;

- четыре термина;

- пять терминов.

58. По правилам категорического силлогизма средний термин должен быть распределен…

- в обеих посылках;

- только в большей посылке;

- только в меньшей посылке;

- по крайней мере в одной из посылок.

59. Связь между субъектом и предикатом заключения в простом категорическом силлогизме обеспечивается наличием в посылках …

- старшего термина;

- большего термина;

- младшего термина;

- среднего термина;

- меньшего термина.

60. Эпихейрема — это …

- вид сложного суждения;

- разновидность умозаключения;

- раздел индукции;

- закон дедукции;

- правило силлогизма.

61. Какая из предложенных формул выражает правильный модус условно-категорического умозаключения?

- (p→q)^ q)→ p;

- (p→q)^ p)→ q;

- (p→q)^ p)→ q;

- (p→q)^ q)→ p.

62. Дилемма как дедуктивное рассуждение является…

- условно-категорическим умозаключением;

- чисто условным умозаключением;

- условно-разделительным умозаключением;

- разделительно-категорическим умозаключением.

63. Индукция — это …

- сложное суждение;

- логическая связка;

- вид умозаключения;

- вид дедукции;

- закон логики.

64. Какое из предложенных заключений нельзя получить при помощи полной индукции?

- «Май холодный — год хлебородный»;

- «Все билеты на спектакль были распроданы»;

- «Всем учащимся школы была сделана прививка»;

- «Всю неделю стояла жаркая погода».

65. Какое из предложенных рассуждений выражает умозаключение по методу полной индукции?

- «Известно, что все студенты 1, 3 и 8 группы первого курса явилась на сессию. Значит, на сессию явились все студенты первого курса».

- «Для выступления с докладами на общеинститутской научной студенческой конференции подготовились 10 студентов. Двое выступили на пленарном заседании, а остальные — на секции общественных наук. Таким образом, все студенты, подготовившие доклады, выступили на конференции».

- «Иванов вчера опоздал на занятия, сегодня он тоже опоздал. Как видно, Иванов всегда и везде опаздывает».

- «Иванова обратилась в милицию и заявила, что после восьми вечера четверо неизвестных встретили ее сына, ученика 11-го класса, побили, отобрали куртку и исчезли. Позже по приметам неизвестные были задержаны. Ими оказались учащиеся ПТУ».

66. В умозаключении «Вася Сидоров — двоечник. Петя Смирнов — двоечник. Саша Иванов — двоечник. Вася Сидоров, Петя Смирнов, Саша Иванов — ученики 6 «Б». Следовательно, все ученики 6 «Б» двоечники.» допущена ошибка …

- популярной индукции;

- неполной индукции;

- поспешного обобщения;

- нестрогой индукции;

- ни одна из перечисленных.

67. Принцип обратной дедукции лежит в основе

                  - гипотетико-дедуктивного метода;

                  - диалектического обоснования;

                  - метафорического рассуждения;

                  - рассуждения по аналогии.

68. Суждение, истинность которого устанавливается в доказательстве, называется …

- выводом;

- заключением;

- тезисом;

- аргументом;

- демонстрацией;

69. Какие суждения не могут быть аргументами?

- те, истинность которых была установлена ранее;

- те, истинность которых устанавливается в данном рассуждении;

- суждения о фактах;

- аксиомы;

- определения.

70. Демонстрация — это …

- вид индукции;

- операция с понятием;

- правило силлогизма;

- часть доказательства;

- форма мышления.

71. Демонстрация может быть …

- прямой;

- косвенной (апагогической);

- гипотетической;

- проблематичной.

72. Софизм — это …

- правило индукции;

- сложное суждение;

- вид дедукции;

- закон мышления;

- ничто из вышеперечисленного.

73. Какое из следующих рассуждений можно считать правильной дедуктивной аргументацией?

- Если бы глина была металлом, она была бы электропроводна. Но глина не электропроводна. Значит она не металл;

- Если у меня будут деньги завтра, то я куплю себе «мобильник». На следующий день «мобильник» я не купил. Это означает, что деньги у меня не появились;

- Если завтра будет холодно и сыро, мы пойдем в кино или в цирк. Но завтра не будет холодно и сыро. Значит, мы не пойдем ни в кино, ни в цирк.

- Если посылки правильного умозаключения истинны, то и его заключение истинно. Значит, если неверно, что заключение правильного умозаключения истинно, то неверно, что его посылки истинны.

74. В рассуждении: «Земля – планета, поскольку она, как и все тела, движется в пространстве Вселенной» нарушены:

   - правило относительно тезиса;

   - правило относительно аргументов;

   - правило относительно демонстрации;

   - нарушены все правила аргументации.

75. В рассуждении: «Произведения У.Шекспира – шедевры литературы, так как Шекспир – гений» нарушены:

     - правило относительно тезиса;

     - правило относительно аргументов;

     - правило относительно демонстрации;

     - нарушены все правила аргументации.

76. В рассуждении: «Снег не может лежать на высоких горах, потому что чем ближе к Солнцу, тем теплее. И притом снег всегда раньше тает на высоких местах, хотя в лощинах еще держится» » нарушены:

     - правила относительно тезиса;

     - правила относительно аргументов;

     - правила относительно демонстрации;

     - нарушены все правила аргументации.

77. В рассуждении: «Учитель хочет научить ученика. Он хочет, чтобы его ученик стал мудрым и перестал быть невеждой. Стало быть, он хочет, чтобы ученик перестал быть тем, кто он есть, и стал тем, кем он не является. Следовательно, учитель хочет перевести ученика из бытия в небытие, т.е. уничтожить» нарушено правило аргументации

     - относительно тезиса;

     - относительно аргументов;

     - относительно демонстрации;

              - нет никаких нарушений.

78. Укажите типичную ошибку в данной аргументации: «Бог должен существовать, потому что так сказано в Библии, а Библии можно доверять, поскольку в ней заключено слово Божие»

- «не следует»;

    - «основное заблуждение»;

    - «предвосхищение основания»

    - «подмена тезиса» 

79. В суде прокурор изложил аргументы, из которых следовал тезис о виновности подсудимого. Однако адвокату удалось доказать ложность некоторых аргументов. Можно ли считать, что адвокат

    - доказал невиновность подсудимого;

    - оспорил виновность подсудимого

    - опроверг виновность подсудимого;

    - подтвердил невиновность подсудимого

80. Какие из перечисленных методов убеждения составляют предмет изучения теории аргументации?

    - наглядные средства убеждения;

    - подсознательная стимуляция;

    - речевое воздействие в рамках различных коммуникативных систем;

    - различные средства гипнотического воздействия на оппонента.

81. Аргументация – это:

- любой способ обоснования каких-либо утверждений;

- способ обоснования, приемлемый для окружающих;

- обоснование какого-либо утверждения с помощью других утверждений;

- выражение определенной точки зрения;

82. Убеждение является

   - синонимом истины;

   - то же самое что и знание;

   - догматически воспринятые мнения;

   - не совпадает ни с одним из вышеназванных понятий.

83. Конечная задача аргументации

   - достижение истины;

   - торжество добра;

   - достижение истины во имя добра;

   - истина и добро не являются ключевыми целями аргументации.

84. Теория аргументации не рассматривает в качестве своего предмета такие способы убеждения как

   - ссылка не традицию;

   - ссылка на интуицию;

   - примеры и иллюстрации;

   - убеждение с помощью красиво построенной речи.

85. Аргумент - это _________________________________________                                     

 

86. При обосновании соответствующего тезиса допущена логическая ошибка ________________ в следующем рассуждении: «Говорят, семья заменяет все. Так что выбирай – или все, или семья».

87. Возбуждение в другой стороне сочувствия с целью смягчения оппонента – это аргумент

      _____________________

88. В предлагаемом рассуждении использован стандартный некорректный аргумент: «На одной из дискуссий по поводу теории происхождения видов Ч.Дарвина епископ Вильберфорс обратился к слушателям с вопросом, были ли их предки обезьянами. Защищавший данную теорию биолог Т.Хаксли ответил на это, что ему стыдно не за своих обезьяньих предков, а за людей, которым не хватает ума и которые не способны отнестись всерьез к выводам Дарвина». Довод епископа называется

   - аргумент к личности;

   - аргумент к человеку;

   - аргумент к аудитории;

   - аргумент к незнанию;

   - аргумент к силе;

   - аргумент к жалости.

89. В предлагаемом рассуждении использован стандартный некорректный аргумент: «Студент, не сдавший экзамена, просит профессора поставить ему хотя бы удовлетворительно, иначе его лишат стипендии». Довод студента называется

   - аргумент к личности;

   - аргумент к человеку;

   - аргумент к аудитории;

   - аргумент к незнанию;

   - аргумент к силе;

   - аргумент к жалости.

90. В предлагаемом рассуждении использован стандартный некорректный аргумент: «Господа присяжные заседатели, господин судья! Мой клиент признался, что воровал. Это ценное и искреннее признание. Я бы даже сказал, что оно свидетельствует о необыкновенно цельной и глубокой натуре, человеке смелом и честном. Но возможно ли, господа, чтобы человек, обладающий такими редкостными качествами, был вором?» Довод адвоката называется

   - аргумент к личности;

   - аргумент к человеку;

   - аргумент к аудитории;

   - аргумент к незнанию;

   - аргумент к силе;

   - аргумент к жалости.

 


Вопросы к зачету

 

1. Мышление и речь как предметы изучения логики. Категории логики.

2. Связь абстрактного мышления с языком. Логичность как коммуникативное качество речи.

3. Причины нарушения логичности речи. Логические основы построения речи.       

4. Причины возникновения и развития формальной логики. Логика и язык. Семантические категории.

5. Логические приемы образования понятий. Коммуникативная функция понятия. Понятие и слово.

6. Понятие логического следования в речи. Дедуктивные и индуктивные умозаключения.

7. Правило вывода. Выводы из категорических суждений посредством их преобразований.

8. Логика как практическое приложение в профессиональной деятельности и в повседневной речевой практике.

9. Логические приемы изложения и объяснения в речи.

10. Логические правила определения, построения, подтверждения и опровержения гипотезы.

11. Проявление формально-логических законов в коммуникативном общении: законы правильного мышления и правильной речи. Закон тождества. Закон противоречия.

12. Искусство ведения дискуссии и полемики.

13. Искусство обоснованного рассуждения: Убедительные основания. Эмпирическое обоснование утверждений (чувственный опыт человека).

14. Универсальные способы аргументации. Принципы простоты и привычности. Аксиомы и теоремы. Предсказание факта.

15. Понимание. Интуитивное понимание. Вера. Авторитарность мышления.

16. Эклектика в мышлении и речи. Алогизмы

17. Формально-логические методы редакторского анализа текста.

Зачет (экзамен) проводится в устной форме.

Приложение 6

Дата: 2019-02-25, просмотров: 647.