АВТОР: к.ф.н., доцент кафедры журналистики Шакиров А.И.
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ:
«Логические основы организации электронного текста» - базовый курс, который знакомит студентов со спецификой журналистской профессии.
Современный мир перенасыщен информацией и технологиями, которые позволяют человеку решать множество задач. Средства массовой информации врываются в жизнь каждого человека и позволяют ежеминутно доносить до аудитории любую информацию из разных сфер жизнедеятельности. Количество информации увеличивается с огромной скоростью. В этом потоке информации подчас не всегда удается найти ту, которая окажется нужной именно в данный момент времени.
Удержать такой большой объем информации в сознании единичного субъекта не представляется возможным. Человек все чаще обращается к услугам компьютерных технологий и интернета, когда необходимо найти какую-нибудь информацию. Внимание современного человека все труднее удается удержать на одном действии, специалисты говорят о «клиповом» сознании, когда аудитория привыкает к коротким сериям, клипам, связь между которыми отсутствует. Отсутствие навыков концентрации внимания снижает аналитическую способность сознания. В потоке информации человек перестает замечать связи между объектами и проводить аналогии между событиями. Способность логически мыслить снижается.
Журналист по роду своей деятельности обязан уметь анализировать и логически мыслить. Логическая культура журналиста складывается годами, только упорный труд и ежедневные упражнения способствуют развитию аналитического ума. Логика как наука о правильном мышлении направлена на формирование у человека правильного алгоритма мыслительных операций, способствующего поиску правильного ответа на поставленные задачи.
Данный курс закладывает фундамент дальнейшего обучения на факультете журналистики и практической работы в редакциях СМИ будущих специалистов.
Целью освоения дисциплины является знакомство с логическими формами и приемами изложения, объяснения и доказательства, с причинами нарушения логичности речи, с правилами логического построения текстов, с видами логических ошибок в доказательствах и определениях, с видами аргументации, с формально-логическими методами редакторского анализа компонентов речи. Изучение дисциплины будет способствовать формированию общекультурных (бережное отношение к научному наследию, формирование культуры мышления: способности к восприятию, анализу, обобщению информации, умение логически верно строить речь), общенаучных (способность основываться на базовых знаниях логики как науки о законах и операциях правильного мышления и правильной речи) и инструментальных компетенций (свободное владение нормами и средствами русского литературного языка, письменной и устной речью в процессе профессиональной коммуникации, при подготовке журналистских материалов).
Требования к уровню подготовки студента, завершившего изучение дисциплины «Логические основы организации электронного текста»
Данная учебная дисциплина включена в раздел Б2.В.1 Общепрофессиональный" основной образовательной программы 031300.62 Журналистика и относится к вариативной части. Осваивается на 4 курсе, 7 семестр.
Дисциплина находится на стыке профессионально-творческого и языкового модулей, так как в результате изучения курса студент должен научиться понимать специфику журналистского текста, его содержательное и структурно-композиционное своеобразие, уметь готовить журналистские материалы, используя адекватные языковые средства, осознавать важность требования логичности речи, уметь выстраивать логическую структуру текста и формулировать выводы, пользоваться приемами композиционного монтажа; необходимо также знать нормы современного русского литературного языка, культуры речи и владеть навыками устной и письменной речи.
Для изучения дисциплины студент должен быть знаком как с дисциплинами базового курса (основами теории коммуникации, системой СМИ, основами журналистской деятельности, логикой, стилистикой, литературным редактированием, современным русским языком, основами рекламы в СМИ), так и с дисциплинами профессионально-творческого модуля (введением в профессию, в том числе журналистским образованием и культурой учебного труда).
В результате освоения дисциплины студент:
1.должен знать:
логические формы и приемы изложения, объяснения и доказательства, причины нарушения логичности речи, правила логического построения текстов, виды логических ошибок в доказательствах и определениях, виды аргументации, правила в доказательстве и опровержении; формально-логические методы редакторского анализа компонентов речи;
2.должен уметь:
видеть отношения между понятием и словом и между понятиями и совершать логические операции с понятиями, видеть отношения между суждением и предложением и между суждениями и совершать логические операции с суждениями, уметь совершать логические умозаключения; применять в речи формально-логические законы и формально-логические методы редакторского анализа текста, вести дискуссию и полемику;
3.должен владеть:
нормами современного русского языка и культуры речи, в том числе логичностью речи; основными формами абстрактного мышления, семантическими категориями, приемами логического анализа текста, методикой логического свертывания частей текста.
4.должен демонстрировать способность и готовность:
знать логические формы и приемы изложения, объяснения и доказательства, причины нарушения логичности речи, правила логического построения текстов, виды логических ошибок в доказательствах и определениях, виды аргументации, правила в доказательстве и опровержении; формально-логические методы редакторского анализа компонентов речи; уметь: видеть отношения между понятием и словом и между понятиями и совершать логические операции с понятиями, видеть отношения между суждением и предложением и между суждениями и совершать логические операции с суждениями, уметь совершать логические умозаключения; применять в речи формально-логические законы и формально-логические методы редакторского анализа текста, вести дискуссию и полемику; владеть: нормами современного русского языка и культуры речи, в том числе логичностью речи; основными формами абстрактного мышления, семантическими категориями, приемами логического анализа текста, методикой логического свертывания частей текста.
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Объем материала: 72 ч.
Форма обучения: дневная, заочная.
Количество семестров: 1.
Форма контроля: зачет
№ п/п | Виды учебных занятий | Количество часов |
1. | Всего часов по дисциплине по плану | 72 |
2. | Самостоятельная работа | 36 |
3. | Аудиторных занятий | 36 |
4. | В том числе лекций | 36 |
5. | Семинарских и лабораторно-практических | 0 |
№ п/п | Основные разделы дисциплины | Всего часов |
1. | Введение | 4 |
2. | Логика текста | 4 |
3. | Композиция текста | 4 |
4. | Изложение материала | 4 |
5. | Смысловая структура текста | 6 |
6. | Систематизация информации | 4 |
7. | Истинность информации. Высказывание | 4 |
8. | Основы аргументации и доказательство | 4 |
9. | Логика диалога | 2 |
Итого часов: | 36 |
Содержание разделов дисциплины
1. Введение в курс "Логические основы организации электронного текста"
Предмет, задачи, структура и методические рекомендации к изучению курса. Терминология и понятия курса. Профессия: логическая культура журналиста. Ее роль и значение в обществе.
Логика как наука о процедурах мышления. Чувственное и рациональное познание. Абстрактное мышление и его формы: понятие, суждение, умозаключение. Рассуждение как основной вид мыслительной процедуры. Рассуждение и умозаключение. Понятие логической формы. Истинность и правильность мышления. Правильное рассуждение как необходимое условие истинности его результата. Понятие логического закона. Мышление и язык. Язык как знаковая система. Знак и его виды (языковые и не-языковые знаки), основные характеристики знака. Языки естественные и искусственные. Семантические категории языка: предложения, дескриптивные (имена, предикаторы и предметные функторы) и логические (логические связки, кванторы) термины. Логическая форма и способы ее выявления. Формализация.
2. Логика текста. Композиция текста. Логика как практическое приложение в профессиональной деятельности и в повседневной речевой практике.
Работа с учебными, художественными, научно-популярными текстами, доступными для восприятия; правильное и осознанное чтение вслух (с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания) и "про себя"; определение темы и главной мысли текста при его устном и письменном предъявлении. Построение монологического высказывания (по предложенной теме, по заданному вопросу); участие в диалоге (постановка вопросов, построение ответа). Использование простейших логических выражений типа: "...и/или...", "если..., то...", "не только, но и...". Элементарное обоснование высказанного суждения. Овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки. Представление материала в табличном виде. Упорядочение информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию).
3. Изложение материала. Логические приемы изложения и объяснения в речи. Логические правила аргументации.
Определение понятия. Композиция расположение и соотнесенность компонентов художественной формы, построение художественного произведения. (дисциплинирующая сила и организатор произведения. Ее цель расположить все куски так, чтобы они замыкались в полное выражение идеи П.В.Палиевский) Композиция и проблема целостности произведения. Композиция в нормативной поэтике (Аристотель, Гораций, Буало, Лессинг, Ломоносов). Проблемы композиции в исторической поэтике. А.Н.Веселовский. Психологический параллелизм и его формы в отражениях поэтического стиля. Значение формообразующих аспектов произведения в теоретической мысли XX века. Исследование типологии композиционных возможностей построения произведения искусства одна из проблем эстетического анализа. Возможность создания общей теории композиции, применяемой к различным видам искусства. Опыты систематизации композиционных средств (Шкловский, Успенский, А.К.Жолковский).
4. Смысловая структура текста. Логические правила определения, построения, подтверждения и опровержения гипотезы. Логические основы построения текста
Общая природа и структура аргументации Эволюция основных идей аргументации. Диалог как основная форма аргументации. Спор как основная форма диалога. Анализ спора. Общие требования к спору. Что требуется от спора. Корректные и некорректные приемы в споре. Четыре разновидности спора. Основание деления споров. Дискуссия, полемика, эклектика. Структурные схемы аргументации. Основные методы аргументации. Рациональный характер аргументации. Современные формы диалога и аргументации. Основные стадии процесса аргументации. Ошибки в процессе аргументации Ошибки, связанные с неправильным употреблением речи. Классификация ошибок, встречающихся в аргументации. Уловки, связанные с психологическим воздействием и моральным давлением на оппонентов или слушателей.
5. Систематизация информации. Истинность информации. Высказывание. Формально-логические методы редакторского анализа текста
Понимание текста и осознание формальных средств передачи содержания Мыслительные приемы, ведущие к глубокому пониманию текста Проверка точности и глубины понимания текста Определение значимых для оценки текста признаков читателя и прогноз понимания им текста Определение общих, особенных, индивидуальных черт произведения и постижение замысла автора Выяснение функционально-целевого назначения текста, формулирование конкретных требований к нему, прогноз воздействия текста на читателя Структура редакторского анализа текста по целям аналитических действий (для улучшения рукописи) Опровержение предполагаемых возражений автора и читателя против редакторской оценки Установление причин отрицательной или сниженной оценки и поиски средств ее изменения Проверка правильности и точности редакционных изменений текста Структура редакторского анализа по сторонам (качествам) текста
Аналитические и синтетические определения. Формально-логические методы редакторского анализа газетного текста. Внутренняя проверка фактического материала, проверка цитат, заголовков. Проверка композиции, рубрикации, постановки абзацев. Устранение логических недочетов при редакторской правке какого-либо вида и при языково-стилистической правке. Причины использования алогизмов.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 374.