Основы аргументации и доказательство. Логика диалога
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Аргументация и процесс формирования убеждений. Понятие доказательства. Структура доказательства. Основные виды аргументов. Формы доказательства (демонстрации). Правила доказательства и логические ошибки.

Диалог: общая характеристика и виды диалога. Структура диалога. Логические требования к научным рассуждениям. Логические характеристики научной терминологии. Теория. Гипотеза. Соотношение логического и эмпирического. Соотношение теории и факта. Нормативный характер логики.

ЛИТЕРАТУРА

Базовый учебник

Гетманова А.Д. Логика. М.:Омега-Л, 2008. – 416 с.

 

Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика Учебник для юридических вузов. –М.: ТК Велби, Проспект, 2008. – 240 с.

 

Дымова И.А. Редактирование текстов массовой коммуникации: учебное пособие.- Оренбург: ОГУ, 2012. - 191 с./ http://www.bibliorossica.com/book.html?currBookId=7713

 

Светлов В.А. Логика - М.: Логос, 2012. - 432 с/ http://www.bibliorossica.com/book.html?currBookId=3289

Дополнительная литература

9. Гжегорчик А. Популярная логика / А.Гжегорчик. - М., 1979.

10. Сикорский Н.М. Теория и практика редактирования / Н.М.Сикорский. - М., 1980.

11. Иванчикова Е.А. Жанровые формы газетной публицистики: Опыт типологии текстов // Стилистика русского языка: Жанрово-коммуникативный аспект стилистики текста. - М., 1987.

12. Шайхитдинова С.К. Информационные жанры периодической печати / С.К.Шайхитдинова. - К., 1995.

13. Жоль К.К. Логика в лицах и символах / К.К.Жоль. - М., 1993.

14. Михальская А.К. Основы риторики / А.К.Михальская. - М., 1996.

15. Голуб И.Б. Конспект лекций по литературному редактированию / И.Б.Голуб. - М., 2004.

16. Барабанова И.И. Культура речи / И.И.Барабанова. - К., 2005.

 

Приложение 2

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Практическое занятие № 1. Понятийная точность речи. Лексическая сочетаемость

Задание 1. Укажите лексические ошибки в следующих предложениях. Отредактируйте.

 

1.Опыт последних лет с неизбежностью показывает правильность этих мрачных прогнозов. 2. Широкое испытание этого витаминного биоактивного крема привело к крайне положительным результатам. 3. Много нервов приходится тратить, исправляя и переделывая документы для ревизорской проверки. 4. Есть люди, которые, сделав очень многое, хорошее и полезное, тихо и скромно молчат об этом. 5. Преподаватель иногда дает советы и замечания своим студентам. 6. Наставник от всей души отругал меня за поломку фрезы. 7. Не думаю, что найдутся люди, которые стали бы всерьез исповедовать мнение этого чудака. 8. Когда пилот садится в кабину необъезженного самолета, он думает: кто же первый, если не я? 9. Он еще в глубокой юности начал писать песни, и вот только теперь на его убеленную сединами голову обрушилась слава. 10. В эти годы наблюдается буйный рост нашей кинематографии. 11. Иванов давно работает на этом трудном участке, и неплохо работает. Но в последние два года у него стали появляться отрицательные проблески. 12. Студенты нашей группы добились ухудшения дисциплины и успеваемости в этом полугодии. 13. Запрещено размещать хозяйственные и промышленные мусорные свалки. 14. В нашей работе ведущее значение придается нравственному и трудовому воспитанию.

 

Задание. 2. Дайте оценку использованию лексических средств в приведенных предложениях; укажите на употребление слова без учета его семантики; неясность высказывания, искажение смысла, абсурдность и комизм речи.

 

1.Декада узбекской кухни в ресторане будет проходить пять дней: с 1по 5 сентября. 2. На экзамене он перепутал не только все мифы, но и фамилии античных героев и богов. 3. Земледельцы уделяют недостаточно большое внимание удобрению полей. 4. Хороших работников в нашей компании награждают Доской почета. 5. Новый фильм обречен на большой успех у самых широких кругов публики. 6. Польский атташе не растерялся и тут же нанес молниеносный визит испанскому послу, чтобы предупредить это скоропостижное решение.

Задание 3. Проанализируйте предложения, найдите случаи нарушения лексической сочетаемости, контаминации близких по значению словосочетаний, использования слова без учета его семантики. Отредактируйте.

Объединение «Заря» дало на выставку пять девичьих платьев.    
Одетые в шубы, валенки, теплые рукавицы, наши зрители не воспринимали мороза.  
Под тенистыми деревьями удобно примостились туристы.  
Сейчас наши дети начинают постигать первые школьные трудности.  
Вспомнилась война: пылающие деревни, душераздирающий свист бомб.  
В этом бою осколки прострелили ему обе ноги.  
Выиграв, сборная университета сделала шаг вверх на одну ступеньку пьедестала почета.  
Там, где в недалеком прошлом были пустыри, свалки, поднялись целые кварталы жилых новостроек.  

Практическое занятие № 2. Понятийная точность речи. Подмена понятия, расширение, сужение понятия, употребление видового понятия вместо родового

 

Задание 1. Сравните предложения, определите характер ошибок (алогизм, подмена понятия, неоправданное расширение или сужение понятия, употребление отвлеченного существительного вместо конкретного, неясность или нелогичность высказывания вследствие неправильного словоупотребления)

 

Возникает ситуация, сходная с ранними романами Бальзака. Возникает ситуация, напоминающая те ситуации, которые описал Бальзак в своих ранних романах.
Необходимо сравнить результаты, полученные при третьем обследовании, с предыдущими обследованиями. Необходимо сравнить результаты третьего обследования и предыдущих.
Клейковина этих гибридов в отличие от пшеницы имеет более темный цвет. У этих гибридов клейковина более темная, чем у пшеницы.
Применение березового гриба рассматривается как общеукрепляющее средство. Настой березового гриба применяется как общеукрепляющее средство.
Низкую температуру в служебных помещениях стремятся компенсировать всевозможными обогревательными приборами. Служебные помещения настолько плохо отапливаются, что приходится пользоваться всевозможными обогревательными приборами.
Окончание курсов в правовом отношении не приравнивается к высшим и средним учебным заведениям. Окончание курсов не может быть юридически приравнено к окончанию высших и средних учебных заведений.
Парк паровозов заменился тепловозами, и с их вводом значительно уменьшилось количество топлива и воды. Паровозы заменили тепловозами, что значительно уменьшило расход топлива и воды.
Творчество композитора опирается на развитие лучших традиций русского искусства. Композитор в своем творчестве опирается на лучшие традиции русской музыки.
Те, кто обладает детьми и внуками, знает, что дети любят больше смотреть телевизор, чем читать книги. Те, у кого есть дети и внуки, знают, что ребята больше любят смотреть телепередачи, чем читать книги.

 

 Задания для самостоятельной работы

Задание 1. Проанализируйте предложения. Найдите логические и лексические ошибки. Запишите в правую колонку свой вариант правки:

 

Чемпионы сегодня неузнаваемы, они играют превосходно.
Если правильно вырастить и посадить рассаду картофеля, можно получить не уступающий нормальному способу посева урожай картофеля.
Подобно многим другим произведениям, идея этой картины вынашивалась художником в течение ряда лет.
Вырубка древесины по берегам рек наносит ущерб окружающей среде.
На Дальнем Востоке вальдшнепы зимуют в Индии, Иране, на острове Шри-Ланка и в Китае.
Источником пневматического воздуха служит компрессор.
Владелец «Москвича» Гуляев оказался на улицах города с неисправными тормозами и поврежденным крылом.
Группа инструкторов уделяет постоянное внимание колхозному стаду, после проведенных заседаний коровы стали давать больше молока.

Задание 2. Проанализируйте фрагмент текста, взятого из газетной статьи. Какой из логических законов в нем нарушен?

В горах Памира продолжаются подземные толчки. Сегодня в 2 часа 25 минут по московскому времени жителей разбудило новое землетрясение. Памир – горная страна в Средней Азии. Высшая точка Памира 7495 м.

 

Задание 3. Обобщите и ограничьте понятия: Телефон, осень, краевая столица.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 402.