Стихийная группа – кратковременное объединение большого числа лиц, часто с весьма различными интересами, но тем не менее собравшихся по какому- либо определенному поводу и демонстрирующих какие-либо совместные действия. Важным фактором их формирования является общественное мнение. Динамичность общественного мнения и его эмоциональность может послужить стимулом для образования стихийной группы.
3 типа стихийных групп:
1. Толпа – образуется на улице по поводу события; длительность существования зависит от его значимости. В толпе люди находятся в непосредственном физическом соприкосновении, но не в межличностном контакте – они не знают друг друга.
2. Масса – стабильное образование с довольно нечеткими границами, более организованное, сознательное и длительное, чем толпа. Здесь нет непосредственного физического контакта, масса рассредоточена, но имеет более четкие цели. В массу входят люди, которых волнует одна и та же тема.
3. Публика – кратковременное образование для просмотра зрелища. Она более управляема, т.к. собирается сознательно и с целью.
Способы взаимодействия в стихийных группах:
- Заражение – усвоение образцов чьего-то поведения. Яркие случаи – религиозный экстаз, массовый психоз и прочие радости. Паника – результат многократного заражения.
- Внушение – целенаправленное воздействие одного человека на другого, процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии. Три вида: сообщение, убеждение и собственно внушение. Отличите от заражения в том, что заражающий переживает то же состояние, что и зараженный, а внушающий – не обязательно, даже чаще нет. Успешность зависит от доверия к внушающему.
- Подражание – принятие внешних черт другого человека и массовых состояний и воспроизведение черт и образцов демонстрируемого поведения.
4. Массовое движение – организованное единство людей, ставящее перед собой определенную цель, связанную, как правило, с изменением социальной действительности: сместить власть, изменить общество, привлечь внимание к какой-либо проблеме. Уровни целей: глобальный, локальный или прагматический.
Черты: основанность на общественном мнении, стремление что-то изменить, наличие программы.
Механизмы присоединения объясняются через анализ мотивов участников.
Отношения большинства с меньшинством: необходимо учитывать оба мнения, иначе группа слабеет.
Проблема лидерства: лидер должен отстаивать цели и интересы движения, импонировать всем его участникам, следить за имиджем.
ТЕМА 7. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ.
1. Проблема личности в социальной психологии.
2. Содержание и механизмы социализации.
3. Понятие и структура социальной установки.
4. Социально-психологические качества личности.
ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ.
Исследование личности в социальной психологии надо отличать от исследований в социологии и психологии. Социальная психология занимается рассмотрением личности как представителя определенной социальной группы.
Социальная психология выясняет, каким образом, т.е. в каких конкретных группах личность усваивает социальные влияния, и каким образом она реализует свою социальную сущность, каким образом складываются социально-типические черты личности.
Основные проблемы социальной психологии личности:
1. Взаимоотношение личности с группой (групповое давление и конформность)
2. Проблема социализации и вопрос, посредством каких групп осуществляется влияние общества на личность.
3. Проблема социальной установки.
4. Проблема социально-психологических свойств личности.
СОДЕРЖАНИЕ И МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ.
Социализация – это двусторонний процесс:
усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей;
активное воспроизводство социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.
В процессе социализации обычно выделяют три сферы, в которых осуществляется становление личности: деятельность, общение, самосознание. Общим для всех трех сфер является процесс расширения, умножения социальных связей личности с внешним миром.
Деятельность.
На протяжении всего процесса социализации личность имеет дело с расширением «каталога» деятельностей, т.е. с освоением все новых видов деятельности. При этом происходит два важных процесса.
1. Ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами.
2. Определенное центрирование деятельности вокруг главного вида и соподчинение ему всех остальных деятельностей.
Общение.
Общение рассматривается в контексте социализации также со стороны его расширения, углубления и усложнения схем взаимодействия. Задача экспериментальных исследований заключается в том, чтобы показать, во-первых, как и при каких обстоятельствах осуществляется умножение связей общения и, во-вторых, что получает личность от этого процесса.
Самосознание.
Социализация в сфере самосознания – это становление в человеке образа его Я. Это контролируемый процесс, который складывается на протяжении всей жизни под воздействием многочисленных социальных связей.
В.С.Мерлин определяет 4 компонента в структуре самосознания:
сознание тождественности (отличие себя от остального мира);
сознание Я как активного начала, субъекта деятельности;
осознание своих психических свойств;
социально-нравственная самооценка, которая формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности.
Самосознание относится к самым глубоким, интимным характеристикам человеческой личности, его развитие немыслимо вне деятельности: лишь в ней постоянно осуществляется определенная «коррекция» представления о себе в сравнении с представлением, складывающимся в глазах других.
Дата: 2019-02-18, просмотров: 2759.