Источником психодинамического направления является психоанализ.
Основные проблемы – социально-психологические проблемы групповых процессов; эмоциональная сторона межличностных отношений; группа основана на системе либидозных связей. Групповое поведение строится по тем же законам, что и индивидуальное, группа – коллективный субъект, имеющий сознание и бессознательное.
Теории:
1. Теория группового функционирования (В.Байон)
По аналогии с сознанием и бессознательным у отдельной личности, существуют два плана группового функционирования:
- решение задачи групповой деятельности – осознанный;
- групповая культура – неосознанный (коллективные защитные механизмы группы).
Чаще всего проблемы группы заключаются в недостатках неосознаваемой групповой культуры.
2. Теория группового развития (В.Беннис , Г.Шепард)
Две стадии развития группы:
- решение вопроса о власти (прежде всего, определяется лидер);
- решение вопроса о взаимозависимости (после решения вопроса о лидерстве регламентируются отношения между остальными членами группы).
3. Трехмерная теория интерперсонального поведения (В.Шутц)
Социальное поведение человека определяется тремя межличностными потребностями: потребность во включенности в группу, потребность в контроле, потребность в любви. В зависимости от того, насколько эти потребности были реализованы в детстве (недостаточно, нормально или избыточно), человек соответствующим образом ведет себя в группе. В группе важна совместимость ее представителей, она может быть основана на обмене, на дополнительных потребностях или на реципрокных отношениях.
Этапы развития группы: включенность, контроль, любовь.
ИНТЕРАКЦИОНИЗМ
Источником данного направления является социология.
Основные проблемы и предмет – когнитивный аспект коммуникации, формирование социальных установок, социальная роль, референтная группа, процесс социальной перцепции; интеракция, социальное взаимодействие, символическая коммуникация (система коммуникаций и межличностных отношений); человек – активный участник взаимодействия.
Теории:
1. Теория символического интеракционизма (Дж.Мид)
Люди действуют на основе значений предметов и явлений окружающего мира. Значения формируются в процессе социального взаимодействия. Взаимодействие осуществляется на основе значений – символов. Поведение человека – результат приянтия установок других людей в единую общую установку «обобщенного другого».
Структура личности:
- I – «Я действующее», активное, импульсивное, творческое;
- Me – «Я рефлексивное», наблюдающее, нормативное, контролирующее;
- Self – самость, результат взаимодействия «I» и «me».
2. Ролевые теории (Р.Линтон , Р.Мертон, Т.Сарбин)
Социальная роль (Р.Линтон):
- система социальных ожиданий от поведения человека в соответствии с его статусом (положением в обществе и группе);
- система собственных ожиданий человека от самого себя (модель собственного поведения в соответствии со статусом);
- открытое наблюдаемое поведение.
Классификация ролей (Т.Сарбин):
предписанные и достигнутые,
активные и латентные.
Ролевые конфликты (Р.Мертон):
- внутриролевые (противоположные требования к человеку в рамках одной роли);
- межролевые (различные роли – различные, часто несовместимые требования).
3. Теория референтных групп (Г.Хайманн , М.Шериф, Т.Шибутани)
Референтная группа (Г.Хайманн) – группа, нормы и ценности которой человек полностью и безусловно разделяет.
Необязательно человек является членом референтной группы: группы членства и референтные группы могут не совпадать (М.Шериф).
Функции референтных групп:
- нормативная;
- сравнительно-оценочная;
- побудительная.
Дата: 2019-02-18, просмотров: 3023.