Г.М.Андреева:
1) психологические особенности людей, связанные с их включенностью в определенные социальные группы;
2) характеристики таких групп.
Б.Д.Парыгин:
1) личность;
2) общности и общение;
3) отношения;
4) формы духовной деятельности людей.
В.Н.Мясищев:
1) изменение психической деятельности в группе под влиянием взаимодействия;
2) особенности групп;
3) психическая сторона общественных процессов.
Таким образом, социальная психология изучает личность, малые группы, большие группы и процессы взаимодействия между ними.
Задачи социальной психологии:
1) фиксация признаков и различий отдельных групп,
2) изучение отражения этих признаков в сознании людей.
МЕСТО СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК.
Социальная психология возникла на стыке двух наук – социологии и психологии, поэтому обе родительские науки готовы включить ее в свой состав.
Дискуссия о границах социальной психологии:
Интрадисциплинарный подход:
· социальная психология – часть психологии
· социальная психология – часть социологии
Интердисциплинарный подход:
· социальная психология – самостоятельная научная дисциплина, существующая на границе между социологией и психологией.
Социальная психология связана с другими науками о человеке: философией, историей, этнографией, языкознанием, социологией, политологией, юриспруденцией.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ.
Классификация методов социальной психологии:
По выполняемым функциям:
1. методы воздействия (способы эффективного влияния людей друг на друга)
2. методы исследования (способы сбора и обработки информации)
3. методы контроля (социально-психологический мониторинг – регулярные замеры параметров социально-психологического явления в процессе его формирования или изменения – например, мониторинг общественного мнения).
По характеру процедуры:
1. Прямые – направленные на непосредственное получение информации.
2. Косвенные – опосредованное получение информации.
Методы делятся на качественные и количественные.
Особые виды методов:
Зондажные исследования – расследование для формирования гипотезы, тестирование соответствия инструмента объекту.
Пилотажные – тестирование инструмента (например, насколько корректно и понятно для испытуемых составлена анкета).
Методы:
1. Наблюдение дает возможность представления о реальном поведении. Используется как для формирования гипотезы, так и в качестве вспомогательного источника информации.
2. Опрос имеет три разновидности:
- Беседа (сбор данных в свободной форме при личном контакте).
- Интервью (непосредственный опрос по заранее составленному жесткому вопроснику).
- Анкетирование (заочный опрос, при котором респондентам раздаются заранее подготовленные анкеты)
Все опросники работают с представлением, мнением, отношением испытуемых к чему-либо.
Требования к вопросам:
- корректность,
- однозначность,
- отсутствие отрицательных форм.
3. Эксперимент – метод активной организации деятельности испытуемого в контролируемых экспериментатором условиях.
Типы: лабораторный и естественный. Цели естественного: констатация, фиксация наличной ситуации. Цели лабораторного: подробное описание феномена.
4. Анализ документов – реконструкция особенностей человека по продуктам его деятельности. Используется при анализе исторических документов, личных документов (письма, дневники и пр.) и при проверке эффективности документа, если он должен воздействовать (mass media)
ТЕМА 2. СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ.
1. Этапы развития социальной психологии.
2. Первые исторические формы социально-психологических теорий.
Дата: 2019-02-18, просмотров: 4640.