ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ГРУППЫ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ. СТАДИИ И УРОВНИ РАЗВИТИЯ ГРУППЫ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Отечественные исследования и подходы:

1. Стратометрическая концепция (А.В.Петровский): основа концепции – степень опосредованности межличностных отношений в группе содержанием совместной деятельности и ее общественной значимостью. Развитие группы – движение от диффузной группы в континууме с положительным полюсом (коллектив) и отрицательным (корпорация).

· диффузная группа (отсутствие совместной деятельности)

· просоциальная ассоциация (низкая степень опосредования межличностных отношений)

· коллектив (высокий показатель опосредованных межличностных отношений и общественной значимости)

или

· диффузная группа

· асоциальная ассоциация (низкая степень опосредования межличностных отношений)

· корпорация (высокий показатель опосредованных межличностных отношений, но низкий показатель общественной значимости)

2. Параметрическая концепция (Л.И.Уманский): основа схемы – социально-психологические параметры группы: содержание нравственной направленности группы, единство целей, ценностей, организационное и психологическое единство и т.д.). Развитие группы – также движение в континууме.

· конгломерат (все незнакомы)

· номинальная группа

· ассоциация

· автономизация (синтетические процессы: групповая идентификация, обособление, внутренняя слитность)

· кооперация (высокий уровень подготовки, сотрудничества и организационной структуры)

· коллектив

или то же самое, только к антиколлективу (если деятельность группы антисоциальна)

· антиколлектив

Зарубежные исследования и подходы:

1. Двухфакторная модель (Такмен): два фактора групповой активности – деловой (решение групповой задачи) и межличностный (развитие групповой структуры).

Этапы межличностной активности:

(1) проверка и зависимость (ориентировка участников в характере действий друг друга, поиск взаимоприемлемого поведения)

(2) внутренний конфликт (нарушение взаимодействия, отсутствие единства)

(3) развитие групповой сплоченности (исчезновение конфликта, гармонизация отношений)

(4) функционально-ролевая соотнесенность (образование ролевой структуры)

Этапы деловой активности:

(1) ориентировка в задаче (поиск оптимального способа решения задачи)

(2) эмоциональный ответ на требования задачи (противодействие требованиям задачи из-за несовпадения ее предписаний с личными намерениями)

(3) открытый обмен релевантными интерпретациями (обмен мнениями, проникновение в намерения друг друга, выработка альтернативной трактовки информации)

(4) принятие решений (конструктивные попытки успешного решения)

2. Модель Обера – нормативно-ролевая система:

1) формирование экспрессивных норм и разностатусных ролей

2) возмущение (разрушение наличной ролевой структуры вследствие возникающих внутригрупповых разногласий)

3) формирование инструментальных норм и гармонизация отношений в группе

4) выполнение (образование функциональных ролей, установление гибкой взаимозависимости отношений)

3. Однофакторная модель (Мабри) для группы, ориентированная на решение задачи инструментального типа, включает следующие стадии:

1) латентная (ознакомление с задачей)

2) адаптационная (соотнесение возможностей участников с требованиями задачи)

3) интегративная (объединение усилий, координация стратегий)

4) достижение требуемого решения

Особые формы принимает развитие группы в экстремальных условиях (ознакомление, дискуссии, ролевые ориентации).

Важно учитывать, что происходит преобразование «просто кучки людей» в группу в полном психологическом смысле понятия. Чтобы проследить этот процесс, изучается принятие норм группы каждым новым участником (феномен давления группы, изучение конформизма), разделение членами группы групповых норм и целей (формирование групповой сплоченности).

Дата: 2019-02-18, просмотров: 1359.