Знаковые системы невербальной коммуникации


Оптико-кинетическая

Жесты

Мимика

Пантомимика

Контакт глаз

Частота

Длительность

Ситуации контакта глаз

Экстралингвистическая

Темп речи

Паузы

Смех

Плач



Паралингвистическая

Диапазон голоса

Тональность

Вокализация

Ольфакторная (запахи)

Приятные – неприятные

Естественные - искусственные

Проксемика

Пространство

Время

Взаимное расположение

Такесика (прикосновения)

Рукопожатия

Похлопывания


 


ИНТЕРАКТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ (ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ).

Взаимодействие – последовательные реакции людей или групп на поведение друг друга.

Модели взаимодействия:

Модель обмена ресурсами (материальные и нематериальные затраты в обмен на материальные и нематериальные вознаграждения). Человек стремится получить максимум выигрыша при минимуме затрат.

Нормативно-ролевая модель – взаимодействие регулируется нормами, принятыми в обществе относительно ролей участников общения.

Роль:

- Ожидания общества

- Собственные ожидания

- Открытое наблюдаемое поведение

Социальная драматургия (модель управления впечатлениями) – поведение человека определяется впечатлением, которое он хочет произвести на окружающих.

Факторы:

- внешний вид

- предыдущий опыт

- окружение

Транзактный анализ:

Позиции

- Родитель («НАДО»)

- Взрослый («РЕАЛЬНОСТЬ»)

- Ребенок («ХОЧУ»)

Модель совместной деятельности

Виды совместной деятельности:

- Совместно-индивидуальная («не вместе, но рядом»)

- Совместно-последовательная («конвейер»)

- Совместно-взаимодействующая (взаимозависимость действий участников)

Стратегии взаимодействия:

Кооперация (сотрудничество)

Конкуренция (соперничество, в крайней форме – конфликт, противоборство)

КОНФЛИКТ – отсутствие согласия, столкновение противоположнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов двух или более субъектов взаимодействия (личностей или групп).

 

Конфликтогены – слова, действия или бездействия, непосредственно приводящие к конфликту:

- стремление к превосходству

- проявления агрессивности

- проявления эгоизма

Развитие конфликта – эскалация конфликтогенов.

Правила бесконфликтного общения

Не употреблять конфликтогены.

Не отвечать конфликтогеном на конфликтоген.

Проявлять эмпатию к собеседнику.

Факторы предотвращения конфликтов

Подбор и расстановка кадров.

Авторитет менеджера.

Положительные традиции в коллективе.

ВИДЫ КОНФЛИКТОВ:

функциональные (конструктивные) способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, поскольку выявляют реальные противоречия и различные точки зрения на проблему.

дисфункциональные (деструктивные) нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению целей, поскольку обращают внимание на процесс взаимодействия, а не на проблему.

реалистические (предметные) направлены на достижение конкретного результата, вызываются несправедливым распределением ресурсов и преимуществ, неудовлетворением требований одной или нескольких сторон.

нереалистические (беспредметные) направлены на открытое выражение отрицательных эмоций, демонстрацию враждебности, не связаны с достижением конкретного результата, вызываются эмоциональной напряженностью.

 

ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ В ОБЩЕНИИ

- Распределение ресурсов

- Взаимозависимость задач

- Различия в целях

- Различия в способах достижения целей

- Неудовлетворительные коммуникации

- Различия в психологических особенностях

ПОСЛЕДСТВИЯ КОНФЛИКТОВ

Функциональные

1. Решение проблемы устраивает все стороны.

2. Совместно принятое решение быстрее и легче выполняется.

3. Приобретается опыт сотрудничества.

4. Люди открыто высказывают свое мнение.

5. Улучшаются отношения между людьми.

6. Разногласия не рассматриваются как зло.

Дисфункциональные

1. Непродуктивные конкурентные отношения.

2. Отсутствие стремления к сотрудничеству.

3. Образ противоположной стороны как врага.

4. Сворачивание или прекращение взаимодействия с противоположной стороной.

5. Убеждение, что «победа» в конфликте важнее решения проблемной ситуации.

6. Повышенное эмоциональное напряжение, стресс.

ФОРМУЛЫ КОНФЛИКТА

     


КС+И=К                                                             КС1+КС2+…+КСn =К

 

КС – конфликтная ситуация (противоречия, содержащие истинную причину конфликта).

И – инцидент (стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта).

К – конфликт (открытое противостояние).

 


ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КОНФЛИКТА

  1. Возникновение разногласий.
  2. Возрастание напряженности в отношениях.
  3. Осознание ситуации как конфликтной хотя бы одним из ее участником.
  4. Открытое конфликтное взаимодействие.
  5. Исход (разрешение) конфликта.

 

Дата: 2019-02-18, просмотров: 839.