Предложения о необходимости создания специальных военно-медицинских формирований для работы в чрезвычайных условиях военными врачами впервые были высказаны еще после участия в ликвидации последствий Ашхабадского землетрясения 1948 г. Трагедия в Ашхабаде позволила военным медикам сделать два основных вывода. Во-первых, в подобных условиях на место происшествия необходимо направлять не отдельные произвольно набранные и укомплектованные группы, а специально организованные учреждения, обеспеченные всем необходимым, которые смогут начать работу по оказанию помощи в любых условиях. Второй вывод относится к построению единой системы работы. Как бы ни старались отдельные группы врачей, прибывшие из разных регионов, работать, выдерживая единую систему, все же требуется некоторый организационный период согласования и взаимодействия, и именно тогда, когда предстоит обычно самая напряженная работа по ликвидации последствий. В предварительно сформированном же отряде (учреждении) система работы должна быть усвоена заранее всеми его сотрудниками.
Как показывает опыт оказания медицинской помощи при землетрясениях в Иране и Перу, при наводнении в Пакистане и других стихийных бедствиях и катастрофах, военно-медицинские службы осуществляли свои задачи тремя основными способами:
– использование заранее подготовленного для этой цели медицинского формирования;
– использование действующих медицинских формирований обычного назначения;
– использование учреждений, специально формируемых для конкретной операции после состоявшейся катастрофы.
Военно-медицинская служба нашей страны решала задачи по оказанию экстренной медицинской помощи, как у себя, так и за рубежом, используя второй и третий способы. Основным их недостатком является либо не всегда полное соответствие возможностей медицинского формирования потребностям в медико-санитарной помощи пострадавшему населению (второй способ), либо потеря значительного времени на формирование медицинского отряда для конкретной операции, что играет резко негативную роль в условиях уже разразившейся катастрофы или стихийного бедствия (третий способ).
Безусловно, что наиболее оптимально использовать заранее организованные для действий в экстремальных условиях медицинские формирования. Такие формирования должны отвечать следующим требованиям:
- готовность к оказанию экстренной медицинской помощи пострадавшим при наиболее часто встречающихся природных и техногенных авариях и катастрофах;
- способность без значительной потери времени менять свой функциональный медицинский профиль еще в месте постоянной дислокации для потребностей данной конкретной, уже случившейся
катастрофы;
- высокая степень готовности к выдвижению для работы в зоне катастроф;
- высокая мобильность, отсутствие громоздкого тыла, перемещение его должно осуществляться любыми видами транспорта;
- способность осуществлять автономную работу и иметь возможность использовать сохранившиеся местные ресурсы;
- при необходимости отдельные функциональные подразделения должны иметь возможность для самостоятельной (автономной) работы;
- готовность к действиям в любых медико-географических условиях;
- все оснащение медицинского формирования должно надежно работать в полевых условиях;
- возможность взять с собой из пункта постоянной дислокации запас материальных средств в таком количестве, которое позволило бы успешно работать до организации последующего устойчивого
снабжения в пункте назначения;
- объем медицинской помощи, оказываемой в этом формировании, должен соответствовать потребностям медико-тактической обстановки. Основной принцип работы: после оказания необходимой
медицинской помощи по жизненным показаниям и приведения пострадавшего в транспортабельное состояние – немедленная эвакуация всеми доступными транспортными средствами в лечебное учреждение;
- формирование должно быть готово к оказанию гуманитарной помощи за рубежом.
Этим требованиям отвечают созданное военно-медицинской службой Франции в 1964 г. формирование быстрого реагирования EMMIR и аналогичный отряд, созданный в Норвегии в 1965 г., которые представляют модульные, автономные, авиатранспортабельные лечебно-эвакуационные формирования. Они участвовали в нескольких операциях гуманитарной помощи, и их работа получила хорошую оценку специалистов.
Таким образом, с учетом международного и отечественного опыта оказания медицинской помощи пострадавшим в экстремальных условиях, а также результатов научно-исследовательских работ по данной проблеме, становится очевидным, что эффективная система службы экстренной медицинской помощи в Вооруженных Силах должна иметь мобильные военно-медицинские структуры быстрого реагирования. К. таким структурам и относятся медицинские отряды специального назначения МО РФ.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 232.